Конспект НОД "Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Зацаринная Екатерина Николаевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 

«Вода. Свойства воды»

Программное содержание:

§  Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.

§  Учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, соблюдать технику безопасности во время проведения опытов.

§  Формировать эмоционально-целостное отношение к окружающему миру.

§  Воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.

 

Материал: глобус, кубик, шарик, сосуды разной формы,  картинки, молоко,  пищевой краситель - 3 цвета (желтый, синий, красный), таз с водой, мятные капли. Ножницы, бумага формата А4 голубая, трафареты, фломастеры по количеству детей.

 

Ход занятия:

I часть:  Вводная (информационно – познавательная)

 

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

 

На ноге стоит одной

Кружит, вертит головой

Нам показывает страны

Реки, горы, океаны.       (глобус)

 

- А что такое глобус?

(Глобус – это модель земли).

- А как вы понимаете, что такое модель земли?

(Дети высказывают свое мнение)

- Правильно, дети, глобус – это модель нашей планеты Земли в уменьшенном виде.

 - А что мы можем узнать о нашей земле, посмотрев на глобус?

(Можно увидеть моря, океаны, реки, горы, страны).

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода).

- Правильно - это моря, океаны, реки, озера.

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем нужна вода?

(Дети объясняют, делают выводы)

 

Звучит запись журчания ручейка.

- Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманный заползает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наестся, не напиться.

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить!

 

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна. Растительному, животному миру и человеку нужна вода - пресная. А какая вода пресная?

(Ответы детей)

 

- Правильно, пресная вода – это вода без солей. А в морях и океанах вода соленая. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин – это в поселках, деревнях. А в городах, где много живет людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Ответы детей)

 

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклон, «умываемся»)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот так славно освежились (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправляемся домой!

 

II часть: Практическая (опытническо – экспериментальная)

- Ребята, вы когда-нибудь  бывали в лаборатории? А вы знаете, что такое лаборатория?

- Правильно, это место, где проводятся опыты и ставятся эксперименты.

- Кем проводятся опыты и эксперименты?

- Хотите мы с вами сегодня туда отправимся? Давайте сегодня мы с вами превратимся в ученных и будем проводить опыты по исследованию свойств воды. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорили.

- Для проведения опытов по исследованию свойств воды нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по 2 ребенка за один стол)

- Приступим к нашему исследованию!

 

Опыт №1: «Какой формы вода?»

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы? (ответы детей) А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находиться.

 

Опыт №2: «Какого цвета вода?»

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканчиком  с водой. Видно ли нам картинку? (ответы детей) А теперь поставим за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? (ответы детей)

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода – прозрачная жидкость.

 

Опыт №3: «Вода – растворитель»

Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета растворить в ней краску.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко растворила пищевой краситель).

 

Опыт №4: «Способность воды отражать предметы»

- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нем стоит? (таз с водой)

- Давайте все поочередно заглянем в него. Что вы там увидели? (свое отражение)

- А теперь давайте на нее подуем и снова посмотрим. Увидели ли теперь свое отражение? (очень плохо, оно размытое)

Вывод: спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойная, то отражает предметы нечетко, размыто.

 

Опыт №5: «Вода не имеет собственного запаха»

Предложить детям , есть ли у воды запах. (ответы детей) Затем предложить размешать мятные капли. И снова предложить понюхать. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества меняют у воды: цвет, запах.

 

- Ребята, а давайте с вами возьмем волшебные капельки и узнаем, где еще живут сестрички – капельки у нас в группе. (Дети берут заранее вырезанные из цветной бумаги капельки и развешивают по периметру групповой комнаты.)

 

Дети идут по группе и делают остановку и прикрепляют там капельку:

1.     Уголок природы:

- цветы надо поливать, без воды они засохнут.

2.     Мойка:

- помощнику воспитателя нужна вода, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль.

3.     Игровой уголок:

- а здесь нужна вода, чтобы мыть игрушки, стирать кукольную одежду.

4.     Питьевой режим:

- Чтобы могли попить воды.

 

III часть: Заключительная. Подведение итогов полученных знаний.

Вывод: - Ребята, что вы сегодня узнали про воду?  Правильно! Жизнь на планете Земля не возможна без воды, поэтому водные источники  нужно беречь. Без воды пропадет все живое на планете.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_vospitatelya_goda.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Вода. Свойства воды»

Программное содержание:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.
  • Учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, соблюдать технику безопасности во время проведения опытов.
  • Формировать эмоционально-целостное отношение к окружающему миру.
  • Воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.

Материал: глобус, кубик, шарик, сосуды разной формы,  картинки, молоко,  пищевой краситель - 3 цвета (желтый, синий, красный), таз с водой, мятные капли. Ножницы, бумага формата А4 голубая, трафареты, фломастеры по количеству детей.

Ход занятия:

I часть:  Вводная (информационно – познавательная)

 

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

На ноге стоит одной

Кружит, вертит головой

Нам показывает страны

Реки, горы, океаны.       (глобус)

- А что такое глобус?

(Глобус – это модель земли).

- А как вы понимаете, что такое модель земли?

(Дети высказывают свое мнение)

- Правильно, дети, глобус – это модель нашей планеты Земли в уменьшенном виде.

 - А что мы можем узнать о нашей земле, посмотрев на глобус?

(Можно увидеть моря, океаны, реки, горы, страны).

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода).

- Правильно - это моря, океаны, реки, озера.

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем нужна вода?

(Дети объясняют, делают выводы)

Звучит запись журчания ручейка.

- Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманный заползает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наестся, не напиться.

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить!

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна. Растительному, животному миру и человеку нужна вода - пресная. А какая вода пресная?

(Ответы детей)

- Правильно, пресная вода – это вода без солей. А в морях и океанах вода соленая. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин – это в поселках, деревнях. А в городах, где много живет людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Ответы детей)

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклон, «умываемся»)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот так славно освежились (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправляемся домой!

II часть: Практическая (опытническо – экспериментальная)

- Ребята, вы когда-нибудь  бывали в лаборатории? А вы знаете, что такое лаборатория?

- Правильно, это место, где проводятся опыты и ставятся эксперименты.

- Кем проводятся опыты и эксперименты?

- Хотите мы с вами сегодня туда отправимся? Давайте сегодня мы с вами превратимся в ученных и будем проводить опыты по исследованию свойств воды. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорили.

- Для проведения опытов по исследованию свойств воды нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по 2 ребенка за один стол)

- Приступим к нашему исследованию!

Опыт №1: «Какой формы вода?»

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы? (ответы детей) А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находиться.

Опыт №2: «Какого цвета вода?»

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканчиком  с водой. Видно ли нам картинку? (ответы детей) А теперь поставим за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? (ответы детей)

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода – прозрачная жидкость.

Опыт №3: «Вода – растворитель»

Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета растворить в ней краску.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко растворила пищевой краситель).

Опыт №4: «Способность воды отражать предметы»

- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нем стоит? (таз с водой)

- Давайте все поочередно заглянем в него. Что вы там увидели? (свое отражение)

- А теперь давайте на нее подуем и снова посмотрим. Увидели ли теперь свое отражение? (очень плохо, оно размытое)

Вывод: спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойная, то отражает предметы нечетко, размыто.

Опыт №5: «Вода не имеет собственного запаха»

Предложить детям , есть ли у воды запах. (ответы детей) Затем предложить размешать мятные капли. И снова предложить понюхать. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества меняют у воды: цвет, запах.

- Ребята, а давайте с вами возьмем волшебные капельки и узнаем, где еще живут сестрички – капельки у нас в группе. (Дети берут заранее вырезанные из цветной бумаги капельки и развешивают по периметру групповой комнаты.)

Дети идут по группе и делают остановку и прикрепляют там капельку:

  1. Уголок природы:

- цветы надо поливать, без воды они засохнут.

  1. Мойка:

- помощнику воспитателя нужна вода, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль.

  1. Игровой уголок:

- а здесь нужна вода, чтобы мыть игрушки, стирать кукольную одежду.

  1. Питьевой режим:

- Чтобы могли попить воды.

III часть: Заключительная. Подведение итогов полученных знаний.

Вывод: - Ребята, что вы сегодня узнали про воду?  Правильно! Жизнь на планете Земля не возможна без воды, поэтому водные источники  нужно беречь. Без воды пропадет все живое на планете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"

Конспект занятия  в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....

Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»

Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...

Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."

Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......

Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»

Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...