Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию. Тема: «Пасха» (традиции народа) старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Серегина Татьяна Сергеевна

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 10

                                       

Конспект

Интегрированного занятия

По ознакомлению с окружающим миром и рисованию

Тема: «Пасха»

                        

                                                                        

                                           

                                                                                                           Должность: Воспитатель                                                                  Серегина Т.С.

г. Кашира

2014 г.

Программные задачи:

- Прививать детям чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа;

- Продолжать учить детей отыскивать причины народных праздников и определять их смысл;

- Учить расписывать и создавать рисунок на трафарете;

- Развивать интерес к народным праздникам;

- Воспитывать интерес к культурно – историческому прошлому.

Предварительная работа:

Заучивание пословиц и поговорок.

Оборудование:

Яйцо – трафарет на каждого ребенка, образец рисунка, восковые мелки на каждого ребенка, акварельные краски на каждого ребенка.

- 1 -

Воспитатель собирает около себя детей.

Воспитатель:

Ребята, на этой неделе, в воскресенье, будет самый большой церковный праздник – Пасха. Недаром в народных поговорках существует выражение: «Эка Пасха – шире Рождества!».

У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. Ранним утром, в первый день Пасхи, крестьяне выходили смотреть на «игру солнца», чтобы на этом основать свои предсказания будущего урожая.

Воспитатель:

- Какие поговорки, вы знаете, посвященные этому празднику?

Дети:

- «В Светлое Воскресение солнышко играет. Вешнее солнышко землю воскрешает»;

- «На Пасху небо ясное и солнце «играет» - к хорошему урожаю и красному лету»;

- «На Святой дождь – добрая рожь»;

- «На Святой гром – к урожаю».

Воспитатель приглашает детей сесть на ковер, где стулья расставлены полукругом.

Воспитатель:

На Пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христа – христосоваться (целоваться) и обмениваться пасхальными яйцами. В церквах звонят колокола.

- А как вы думаете, почему люди одаривают друг друга красным яичком?

                                                                                                                     (Ответы детей.)

Воспитатель:

Я вам сейчас расскажу. По одному преданию, однажды Мария Магдалина, представ перед великим правителем, подарила ему красное яйцо с приветствием: «Христос воскрес». Это значило, возродился снова, ожил – воскрес.

Воспитатель:

 Скорлупа яичная означала всё неодушевленное в природе, а внутри скорлупы, в её недрах возникала новая жизнь: это белок и желток. Красная же краска, цвета крови, означала жизнь человека. Вот почему люди на Пасху преподносят в дар друг другу красное яйцо, во имя продолжения счастливой жизни человеческой.

Непременным угощением в этот день являются пшеничный кулич и творожная «пасха».

Раньше это было скромным питанием пустынников (пастухи в пустыне), в числе которых некоторое время довелось быть и Иисусу Христу. Пустынники обычно питались лепешками и овечьим сыром.

- 2 -

Воспитатель:

Пасха – это самый продолжительный праздник в году. Он длился целых 40 дней – это были пасхальные торжества. И каждый день пасхальный отмечался особым обрядом. И о каждом дне мы будем говорить позже.

 А сейчас давайте вернемся к первому воскресному дню Пасхи.

Воспитатель:

- Ребята, давайте с вами вспомним, какие же угощения готовили люди к празднику?

 (Красные яйца, пшеничные куличи, «пасхи».)

У каждого на столе лежит трафарет яичко, восковые мелки, акварельные краски. Создайте рисунок восковыми мелками, а затем раскрасьте яйцо акварельной краской, а вечером отнесете рисунок домой. (Дети выполняют работу.)

Дети собираются вокруг воспитателя и показывают друг другу расписанные яйца, делятся впечатлениями.

Воспитатель:

- Молодцы! Хорошие у вас получились работы. А в воскресенье, на Пасху, вы подарите этот рисунок своей семье.

Принято поздравлять всех людей с праздником, угощать и говорить: «Христос Воскрес», а в ответ люди отвечают – «Воистину Воскрес».

Пасхальную неделю называют светлой.

Понедельник и вторник считались «купальными» - обливали и опрыскивали водой парней и девчат, проспавших, опоздавших на утренний молебен.

Воспитатель предлагает детям изобразить руками волну, плескание и т.п.

Среда называлась «градовой». Поговорка для этого дня гласила «В среду на Светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило». В поле никто  не выходил – люди отдыхали.

Воспитатель предлагает детям поводить хоровод «Береза»

Береза моя, березонька,                Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька,                Останавливаются, поднимают руки,

Посреди долинушки,                        тянутся вверх.

На тебе, березонька,                        Опускают руки.

Листья зеленые,

- 3 -

Под тобой, березонька,                Медленно приседают.

Трава шелковая.

Четверг – Пасха усопших (умерших), поминовение умерших родственников.

Пятница – «прощеный день». В этот день родственники и друзья приходят друг к другу и приносят свои извинения, если они в ссоре.

Воспитатель:

- Что такое дружба? ( Ответы детей.)

Суббота – «Светлой седмице», юношеский день. Собиралась молодежь, ходили все вместе в гости, там им давали подарки – сладости.

 Гуляли большими компаниями, пели песни, водили хороводы, играли, парни мерялись силой, девчата состязались в плясках: кто лучше спляшет. Заканчивается Светлая неделя праздничным воскресеньем – Красной Горкой.

 На Красную Горку обычно играли веселые свадьбы, гуляли молодые.

Воспитатель:

- А теперь ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?

- А почему яйцо красят в красный цвет?

- Почему люди на Пасху преподносят друг другу красное яйцо?

Дети отвечают на вопросы.  

- 4 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации "Вербное воскресенье" (традиции народа) старший дошкольный возраст

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и аппликации для старшего дошкольного возраста...

Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста "Красота татарского национального костюма "

Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружаюжим миром для детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста "Красота татарского национального костюма"...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Данная методическая разработка - комплексное, итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", ...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...

Конспект НОД интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Пасха»

Конспект НОД интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Пасха»...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованием. Тема: «Государственная символика России»

Цель непрерывно образовательной деятельности: познакомить детей с государственными символами России: флаг, герб, гимн.Задачи :Образовательные:Познакомить детей с государственными символами России...