Конспект образовательной ситуации по ФЦКМ "Волшебные свойства воды" подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность проводить простейшие эксперименты с водой.
Задачи:
1. Образовательные:
- ознакомление детей со свойствами воды:
- вода может растворят ьвещества.
- объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
2. Развивающие:
- развивать навыки проведения лабораторных опытов с водой:
3. Воспитательные.
- развивать социальные навыки:
- умение работать в группе;
- учитывать мнение партнёра;
- отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
- прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа.
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.
5. Чтение художественной литературы.
6. Наблюдение за водой во время прогулок.
7.Разучивание стихотворения «Вы слыхали о воде?».
Материал для занятия.
- Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.
- Фильтровальная бумага.
- Вещества: соль, сахар, гуашевая краска, растительное масло.
- Настольный фонтан.
- Картинка Капелька.
- Оборудование для игр с водой.
Планируемый результат:
- Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.
- Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Интегративные качества:
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, гак и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
Способен предложить собственный замысел и воплотить его
Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на мир природы.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в различных видах детской деятельности).
В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие экологическое | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКИЙ РАЙОН»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ»)
Конспект занятия
по
формированию целостной картины мира
детей подготовительной группы на тему:
"Вольшебные свойства воды"
Воспитатель: Гарипова Альбина Ильфатовна
2015г.
Цель: Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность проводить простейшие эксперименты с водой.
Задачи:
1. Образовательные:
- ознакомление детей со свойствами воды:
- вода может растворят ьвещества.
- объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
2. Развивающие:
- развивать навыки проведения лабораторных опытов с водой:
3. Воспитательные.
- развивать социальные навыки:
- умение работать в группе;
- учитывать мнение партнёра;
- отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
- прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа.
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.
5. Чтение художественной литературы.
6. Наблюдение за водой во время прогулок.
7.Разучивание стихотворения «Вы слыхали о воде?».
Материал для занятия.
- Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.
- Фильтровальная бумага.
- Вещества: соль, сахар, гуашевая краска, растительное масло.
- Настольный фонтан.
- Картинка Капелька.
- Оборудование для игр с водой.
Планируемый результат:
- Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.
- Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Интегративные качества:
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, гак и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
Способен предложить собственный замысел и воплотить его
Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на мир природы.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в различных видах детской деятельности).
В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
1 часть. Введение в ситуацию: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около стола с питьевым режимом и предлагает попить:
Воспитатель: Ребята, скажите, а что вы пьете?
Дети: мы пьем воду.
Воспитатель: А можно представить нашу жизнь без воды?
Дети: Если не будет воды, то всё живое на Земле погибнет.
Воспитатель: Скажите, ребята, а воду нужно беречь?
Дети: Если ее не беречь, то она закончится, и нечего будет пить.
Воспитатель: Ребята, вы ничего необычного не слышите?
Дети: Слышим, что-то журчит.
Воспитатель: Пойдемте туда, откуда доносится этот звук.
Подводит детей к столу, где находится фонтанчик, а рядом с ним картинка Капелька.
Воспитатель: Так вот что здесь журчит! Что это, ребята?
Дети: Это вода журчит в фонтане.
Воспитатель: Псомотрите, ребята, здесь у фонтанчика родилась новая капелька воды. Она еще совсем маленькая и ничего пока о себе не знает. Может быть, мы поможем ей немного узнать о себе: кто она такая, кем станет, когда вырастет, каким умениям может научиться.
Дети: Да. Поможем.
Воспитатель: А вы сможете?
Дети: Да, мы любим воду, и многое о ней знаем.
Воспитатель: Ну, что ж, тогда не будем медлить. А начнем мы с того, что расскажем ей, для чего нужна вода и как ее используют.
Актуализация знаний.
Дети по очереди говорят, что вода нужна для питья, для роста растений, для приготовления пищи, для купания, для стирки, для вырабатывания электроэнергии.
Трое детей рассказывают стихотворение:
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Дети садятся полукругом напротив магнитной доски.
Воспитатель: Но помимо того, что в воде нуждается все живое на Земле, она еще обладает разными волшебными свойствами, о которых мы с вами говорили. Давайте вспомним их с помощью карточек-схем.
Воспитатель показывает карточку, а дети по очереди называют свойство воды: (вода прозрачная, не имеет цвета, не имеет запаха, не имеет формы, бывает твердой (лед), газообразной (пар).
Воспитатель: Правильно, ребята. Скажите, ребята, а всегда ли вода бывает безопасной, или в ней может таиться угроза для жизни человека?
Дети: Вода может быть и опасна.
Игра «Хорошо и плохо».
Воспитатель: Вот сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Хорошо и плохо». Я буду называть вам для чего нужна вода, если для хорошего – вы хлопаете в ладоши, а если это опасно – топаете ногами.
Вода для урожая
Вода для стирки одежды
Вода для наводнения
Вода для питья
Вода для купания
Вода для цунами
Вода для закаливания
Вода для затопления
Вода для тушения пожара
Вода для простуды
Вода для обжигания
Вода для мытья посуды.
Открытие нового знания:
Воспитатель: А еще благодаря воде мы можем делать научные открытия. И для этого я вас приглашаю в нашу волшебную научную лабораторию, где мы превратимся в ученых-исследователей и будем изучать и другие свойства воды, о которых еще не знает наша Капелька.
Дети надевают фартуки и проходят за столы.
Воспитатель: перед вами три образца для исследования. Это сахар, соль ирастительное масло. Давайте посмотрим, что станет с ними, если мы их соединим в воду. Возьмите три баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Вода осталась прозрачной или нет? Почему?
Дети: Сахар растворился в воде. Вода осталась прозрачной.
Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?
Дети: Соль растворилась в воде. Вода осталась прозрачной.
Воспитатель: Возьмите третью баночку и налейте в нее несколько капель масла. Хорошо размешайте. Что произощло?
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель: Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Затруднение в ситуации:
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить.
Фиксация затруднения:
Воспитатель: А вы знаете, как ее очистить?
Ответы детей: нет
Выявление причины затруднения:
Воспитатель: Сможем мы помочь Капельке, если не знаем сами?
Дети: Не сможем.
Постановка образовательной цели (опыт целеполагания):
Воспитатель: Так, что же делать, у кого или где можно узнать, как можно очистить воду?
Ответы детей: (прочитать в энциклопедии, узнать у ученых, поискать ответ в интернете и т.д.).
Воспитатель: Хорошо, давайте поищем ответ в Интернете.
Воспитатель открывает поисковую строку браузера на интерактивной доске и задает поиск «Очистка воды». Читает детя о том, чем можно очистить воду от масла. Получаем ответ, что самым простым фильтром является бумажная салфетка.
Воспитатель: Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить масляную воду в баночку с фильтром.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром и маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. А теперь мы можем рассказать Капельке об этом?
Дети: Да, мы сами узнали и ей расскажем.
Включение нового знания в систему знаний:
Игра «Растворяется-не растворяется».
А теперь я приглашаю вас поиграть. Я буду показывать вам на доске картинки с веществами. Если они растворяются в воде вы разводите руки в стороны, как будто плывете, а если не растворяется в воде, то закручиваете руки моторчиком, как будто застреваете.
Воспитатель демонстрирует на экране картинки: соль, опилки, сахар, масло, лекарство, песок, глина, камешки, зубная паста, мыло.
Осмысление:
Воспитатель подводит детей к фонтанчику.
Воспитатель: Кому мы сегодня помогли, ребята?
Дети: маленькой Капельке.
Показывает подросшую Капельку.
Посмотрите, наша Капелька подросла, ребята? Как вы думаете, почему?
Дети: она набралась новых свойств.
Воспитатель: А что нового и интересного она сегодня узнала от вас?
Дети: Для чего нужна вода, чем она полезна и чем опасна, что в воде могут растворяться некоторые вещества, что воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за помощь. Я думаю, что нашей Капельке уже не так страшно будет в этом мире, так как она узнала очень много интересных фактов о себе. Капельке очень понравилось у нас, и она хочет поиграть с вами.
Воспитатель вносит оборудование для игр с водой.
Анализ образовательной ситуации по формированию целостной картины мира детей старшего дошкольного возраста
«Волшебные свойства воды».
Воспитатель 1КК:
Гарипова Альбина Ильфатовна.
Цель: Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность проводить простейшие эксперименты с водой.
Задачи:
1. Образовательные:
- ознакомление детей со свойствами воды: вода может растворят некоторые вещества.
- объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
2. Развивающие:
- развивать навыки проведения лабораторных опытов с водой:
3. Воспитательные.
- развивать социальные навыки: умение работать в группе; учитывать мнение партнёра;
- отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
- прививать бережное отношение к воде.
Дидактические задачи:
Введение в ситуацию:
Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Актуализация знаний:
Актуализировать знания детей о свойствах воды, её назначении.
Затруднение в ситуации:
Создать мотивационную ситуацию для познавательной деятельности, сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания.
Открытие нового знания:
Сформировать представление о том, что в воде могут растворяться некоторые вещества, что воду можно очистить с помощью фильтра. Сформировать опыт преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.
Включение нового знания:
Закрепление нового знания и использование в игровой деятельностизнаний о свойствах воды. Тренировка познавательной активности, мышления.
Вашему вниманию было предложено занятие с одной подгруппой детей подготовительной группы детского сада. В подгруппе ___________ человек.
На начало года дети показали:
Высокий уровень________
Средний уровень ________
Низкий уровень _________
Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями.
Технология занятия представлена в формепроблемного обучения. Продолжительность занятия 30 минут.
Структура представлена 5 частями: введение в ситуацию, актуализация знаний, затруднение в ситуации, открытие нового знания, включение нового знания в систему знаний.
Все содержание деятельности детей на занятии соответствует поставленным целям.
Введение в ситуацию: (эвристическая беседа о воде) мотивировало детей на включение в образовательную деятельность.
Сюрпризный момент (обнаружение Капельки у фонтанчика), эмоциональный настрой подготовили детей к предстоящему занятию и вызвало у детей эмоциональный отклик, определило смысловую завязку занятия. Заданные воспитателем вопросы в начале занятия («Хотите помочь Капельке?», «А сможете?»), способствовали осознанному принятию детьми «детской цели».
Актуализация знаний реализовывалась с помощью стихотворения «Вы слыхали о воде?», работой по карточкам по определению свойств воды. Деятельность детей во время занятия в форме игры «Хорошо-плохо» способствовало динамике и эмоциональной насыщенности занятия, а так же актуализации ранее полученных знаний.
Использование музыкального сопровождения также вызвал эмоциональный отклик у детей.
Открытие нового знания позволило сохранить у детей интерес и мотивацию к достижению «детской цели» с помощью экспериментальной деятельности (растворение веществ в воде) и способствовало открытию нового знания (в воде некоторы вещества растворяются).
Затруднение в ситуации создало мотивацию для исследовательской деятельности (найти способ очистки воды от масла).
Оно включает в себя:
Фиксацию затруднения («Сумели ли вы помочь Капельке понять как очистить воду?», «А почему не сумели помочь?»), что позволило понять детям причину затруднения.
Постановку образовательной цели (опыт целеполагания) вопрос воспитателя «Что нужно сделать, чтобы помочь Капельке?».
Включение нового знания в систему знаний (Игра «Растворяется-не растворяется») обеспечило связь нового «открытого» детьми знания с имеющимься у них опытом.
Осмысление реализовывалось при помощи рефлексии деятельности на занятии, т.е. посредством вопросов воспитателя: «Кому вы сегодня помогли? «А что нового и интересного Капелька сегодня узнала от вас? и проговаривания детьми условий, которые позволили достигнуть детской цели.
С решением первой задачи дети справились
На высоком уровне ____________
На среднем уровне ____________
На низком уровне _____________
С решением второй задачи дети справились
На высоком уровне___________
На среднем уровне ___________
На низком уровне ____________
С решением третьей задачи дети справились
На высоком уровне___________
На среднем уровне ___________
На низком уровне ____________
Были созданы гигиенические и эстетические условия для активной деятельности детей: рационально размещено оборудование, эстетично оформлены пособия.
Соблюдены дидактические принципы деятельностного метода.
Все это вызвало у детей желание проводить эксперименты с водой, развило познавательные способности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект образовательной ситуации по безопасности и экспериментированию в средней группе «Сколькими способами можно потушить свечу.».
Интеграция образовательных областей "Познание", "Безопасность" в средней группе....
Конспект образовательной ситуации по природному миру во второй младшей группе на тему: «Дикие животные и их детёныши»
Конспект образовательной ситуации по природному миру во второй младшей группе на тему: «Дикие животные и их детёныши»...
Конспект образовательной ситуации по Речевому развитию для детей средней группы "Путешествие по сказкам"
Конспект открытого занятия по Речевому развитию "Путешествие по сказкам"...
Конспект образовательной ситуации по ознакомлении с окружающим миром в группе раннего возраста "Кто живет в воде".
Конспект Нод Ранний возраст "Кто живет в воде" с применением нетрадиционного рисования -ладошкой....
Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Цель: проверка уровня сформированности у детей математических представленийо составе числа 10 из двух меньших.Задачи: Образовательные:Закрепить у детей счетные умения: состав числа 1...
Конспект игровых образовательных ситуаций по лепке в подготовительной к школе группе «Весёлый гном»
Цель: изготовление гномика из пластилина. Создание условий для творческого применения освоенных ранее приёмов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности.Задачи:- продол...