Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Красная книга Югры"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект разработан с учетом регионального компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasnaya_kniga.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: узнать о редких животных и растениях нашей местности.
Задачи:
- расширить и углубить знания детей о редких животных, растениях нашей местности, раскрыть основные причины сокращения численности этих видов и выяснить, какие меры необходимо предпринять для их охраны;
- развивать познавательный интерес, память, речь учащихся;
- воспитывать любовь к животным, родному краю, ответственность, доброту.
Оборудование: Красная книга ХМАО - Югры, альбом «По страницам Красной книги», созданный руками учащихся, книги о природе родного края.
Ход
1. Организационный момент
2. Ребенок:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Учитель: Чтобы этого не произошло, люди создали Красную книгу (1,2,3,4 слайд).
Скажите мне, пожалуйста, что это за книга такая?
Дети: Красная книга является официальным документом, в который заносится информация о состоянии животных , растений и грибов, обитающих или произрастающих в Югре. Она содержит списки редких, находящихся под угрозой исчезновения и нуждающихся в особом внимании видов, а также перечень объектов животного и растительного мира, исчезнувших с территории округа.
Педагог: Почему эта книга красного цвета? (красный цвет-это сигнал опасности)
Рассказывает историю возникновения Красной книги на Земле.
В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло недалеко от Парижа на международной конференции был основан международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Основной задачей МСОП было выявление животных, находящихся на грани исчезновения и требующих незамедлительной заботы человека. Для этого в 1948 г. была создана комиссия, в которую вошли самые знаменитые люди, которые изучали животных и растения. Эти учёные составили список редких и почти исчезнувших животных. Этот список был назван Красной книгой. Составление первой Красной книги потребовало 14 лет напряжённого труда. Она появилась в 2 томах. Первый включал сведения о 211 видах животных, а второй о 312видах птиц. Каждому виду отводилась отдельная страница, на которой были записаны все сведения об этом животном, либо птице. Данные сведения были напечатаны на красной бумаге. Многие страны составляют собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году, а каждый регион имеет свою Красную книгу.
Педагог: Нужна ли эта книга и, если да, то зачем?
(5 слайд) Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном, можно сразу определить, в каком положении оно находится.
- на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения;
- на жёлтых – уязвимые виды;
- на белых – сведения о видах, численность которых всегда была невелика;
- на серых – сведения о малоизученных видах, а места их обитания труднодоступны или точно не установлены;
- на зелёных – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности;
- на чёрных – виды исчезнувшие с Земли
Педагог: А какие страницы в Красной книге Югры? (красные, белые, серые)
Какие животные и растения нашего округа находятся на грани исчезновения?
Дети:
Западносибирский речной бобр(6 слайд) Самый крупный грызун фауны ХМАО. Средний вес взрослого бобра в летне-осенний период составляет около 19 кг, средняя длина тела - 106 см, в том числе голова . около 16 см, туловище . 65 см, хвост . 25 см, его ширина . 13 см. Туловище имеет обтекаемую форму, его задняя часть расширена. Голова с маленькими ушами округлая, с притупленной передней частью морды. Во внешнем облике выделяются парные резцы оранжевого цвета и широкий плоский хвост, покрытый многочисленными роговыми щитками. Задние лапы вдвое длиннее и массивнее передних, с плавательными перепонками между пальцев. Длина задней ступни взрослого бобра около 16 см. Окрас меха от светло-бурых до бурых тонов.
Белый журавль (стерх) (7 слайд) Не более 300 особей! Такую тревожную цифру о численности стерхов, или белых журавлей, в нашей стране приводит Красная книга. Стерх белоснежен. Лишь концы крыльев у него и голова спереди черные, а ноги щегольски красные, привержен избранному месту гнездования, осторожен. Птица эта крупная, весит до восьми килограммов, размах крыльев до двух с половиной метров. Как и все журавли, стерх не селится на деревьях, устраивая гнездо только на земле. Любит открытое пространство, чтобы обзор был лучше.
Гуменник (8 слайд) Гуменники, как и многие гуси, не сильно привязаны к воде. Эти гуси прекрасно ходят и даже бегают по суше. Так, в случае опасности, в период линьки, гуменник предпочитает спасаться бегством, нежели нырять или затаиваться в траве. Тем не менее, на воде этот гусь держится также очень свободно и отлично ныряет. Местообитания гуменников — травянистая и кустарниковая тундра рядом с водоёмами. Этот гусь предпочитает лесные ручьи, заболоченные сырые долины рек, моховые болота, горные лесные озёра .Гнездо эти гуси строят из мха и сухих растительных остатков, лоток и края гнезда гусыня выстилает собственным пухом. Иногда гнездо гуменника — просто углубление в земле, выстланное пухом. В кладке бывает от 3 до 9 яиц, чаще 3-4. Самец и самка вдвоём заботятся о птенцах.
Красотка – блестящая(9слайд) Длина тела — до 50 мм, размах крыльев до 70 мм. Тело блестящее, от золотисто-зелёного у самок до синеватого у самцов. Летают медленно, только вблизи воды, часто присаживаются на листья . Личинки живут в ручьях и реках с небольшим течением и в стоящих водоемах с чистой водой.
Сапсан (10слайд) Сапсан — крупный сокол: его длина составляет 34-50 см, размах крыльев 80-120 см. Общее телосложение крепкое, характерное для активных хищных птиц — широкая грудь с твёрдыми и выпуклыми мышцами, сильные пальцы с острыми и круто согнутыми когтями, и короткий, серпообразно загнутый клюв. Сапсан - очень красивая и сильная птица. Его ещё называют « пастухом уток». Дело в том, рядом с гнездом сапсана поселяется очень много уток и гусей. Он отпугивает от своего гнезда хищников, которые хотят полакомиться яйцами птиц.
Башмачок капельный (11 слайд) Стебель высотой от 10-30 см, железисто-волосистый. Листьев 2 (редко 3),листья сидячие, 5-10 см длиной, 3-4 см шириной. Цветки одиночные, крупные, формой похожи на башмачок.
Мак югорский (12 слайд) Редкий, малочисленный в природе. Многолетнее растение. Листья 4-12 см длиной, на длинных тонких черешках, с 3-4 парами цельнокрайных или слабо надрезанных сегментов. Цветоносы многочисленные, 10-30 см высотой. Лепестки сернисто-желтые.
Педагог: Ребята, а в чём причина их исчезновения?
(13слайд)
- браконьерство;
- освоение людьми обширных территорий округа, загрязнение тысячи гектаров земли, водоёмов;
- лесные пожары и вырубка лесов;
- осушение болот;
- строительство автомобильных дорог
Педагог: На территории нашего района в лесу мы пока можем встретить этих животных, а каких, узнаете отгадав загадки.
Загадки (14слайд)
- Вот этот случай очень редкий,
На голове растут две ветки. (Олень) - За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара! (Лиса) - Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь) - Что за странный колобок мне дорогу пересёк?
Шубка в иглах у него, не боится ничего. (Ёжик)
Эти все животные тоже нуждаются в нашем бережном к ним отношении, хотя не занесены в Красную книгу. Все мы граждане должны принять активное участие в том, чтобы из года в год больше число видов животных исключалось из Красной книги. А пока вы ещё маленькие и не можете решать глобальные вопросы, касающихся редких видов животных и растений занесённых в Красную книгу, но помнив правила поведения на природе вы поможете им.
Какие правила поведения в лесу вы знаете?
(15 слайд Памятки друзей природы) – раздаются.
Дети:
- Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц. - Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы. - Красная книга! Красная!
Значит природа в опасности!
Красная книга! Красная!
Может, значит она, что природа умрёт?
Цель у неё иная:
Всё живое хранить зовёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» Тема: «Путешествие по ЮГРЕ» для детей подготовительной группы
Расширять представления о родном крае, знакомить детей с традициями и обычаями коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание»: познавательное развитие: «Югра – мой край родной»
Конспект НОД по ОО "Познание" : познавательному развитию "Я живу в Югре" поможет обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры - ханты и манси....
«Югра - мой край родной» (конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6-7 лет)
Формировать представления о природном богатстве родного края....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Югра – мой край родной»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Югра – мой край родной»Цель: знакомство детей старш...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности "Чтобы книгу нам создать, надо в прошлое попасть"
Данное занятие определено в соответствиис программами Т.И. Бабаева «Детство», Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева. Направленно на формирование представлений детей о существе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной для детей ТНР на тему: "Я живу в Югре"
Знакомство детей с жизнью и бытом коренных жителей нашего края....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Югра наш дом родной »
Цель: формирование представления у детей о родном крае через знакомство с местоположением и символикой....