Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной для детей ТНР на тему: "Я живу в Югре"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Умирова Людмила Владиславовна
Знакомство детей с жизнью и бытом коренных жителей нашего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_ya_zhivu_v_yugre.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинирующей направленности  №7 «Антошка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной для детей ТНР  тема: Я живу  в Югре

                                          Подготовила: Умирова Людмила Владиславовна

Программное содержание:

Закрепить знания о названии коренных жителей нашего края, о их занятиях.

Познакомить с символикой нашего округа и г. Урай.

Пополнить знания о профессиях взрослых нашего города, об основном главном занятии людей нашего края.

Расширить словарный запас словами: «чум»«очаг»«нарды».

Воспитывать патриотические чувства.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций из книг и альбомов на тему ХМАО, беседы о природе родного края.

Методы и приёмы:

Беседа, загадки, игры «У оленя дом большой»«Назови профессию»,

Оборудование:

Символика ХМАО, г. Урай, иллюстрации очага, снега, берестенные поделки.

Ход:

Приход Здоровейки. У него в руках поделки «из бересты» (туески, коробочки, чум).

Рассматриваем с детьми поделки.

- Что же это за предметы?

- Для чего они?

- Кто их сделал?

Это предметы, которые делают женщины народов ханты и манси.

- А что это за народ такой ханты и манси? (Ответы детей.)

Это коренные жители нашего края.

Загадка: «Волшебник на железе посреди чума сидит - и угостить может, и укусить может». (Огонь очага).

Чум – это традиционный дом ханты и манси - летнее и зимнее жилище. Летом оно из бересты, а зимой из оленьей шкуры. Сверху дыра, в которую проходил дым, по середине чума очаг с огнем, у которого люди грелись. А что ещё делали на костре?

- А в каком мы с вами краю живут ханты и манси и мы с вами? (Ответы)

-Давайте пройдём в наш музей и поговорим о нашем крае.

Беседа о Ханты – Мансийском округе.

- Какое основное занятие у людей в нашем края? (Добыча нефти и газа - показ иллюстраций из альбомов про профессию нефтяника).

- В недрах земли много нефти, которая нужна для изготовления чего?

Беседа о гербе города Урай и гербе ХМАО.

- Что это? (герб нашего края и герб нашего города. Основными цветами их являются-голубой и зелёный – почему?

Зелёный цвет – это цвет природы. Природа очень богатая.

- Какие деревья растут в лесу? В наших лесах много животных.

- Какие животные живут в наших лесах?

- Какие птицы?

- А голубой цвет – это цвет воды. В нашем крае много водоёмов- рек, озёр, болот.

- Какие реки нашего края вы знаете?

- А в реках кто живёт?

- А какая погода? (Холодная, бывает резко холодно или резко тепло, дуют ветра).

- Сейчас какое время года в нашем краю?

Загадка от народов ханты и манси: «С неба летит – пляшет. Всё, что есть в тайге, - прячет. А в чум попадёт – плачет». (Снег)

Зимы бывают очень холодными. Поэтому одеваться надо теплее. Из чего шьют шубы ханты, что бы они были тёплые? (показ иллюстраций). Традиционно выделкой шкур, пошивом одежды и изготовлением украшений занимаются женщины в свободное время, чаще всего — летом. Зимнюю верхнюю одежду шьют из шкур оленя, лося, из овчины, меха лисы, зайца, используют хвостики и лапки шкурок белки, соболя, бобра.

Занимаются прядением шерсти и вязанием.

Предметы рукоделия (иголки, нитки, бисер, наперстки и т. п.) каждая женщина хранит в собственной круглой берестяной коробке с покрышкой. (Показ)

- На чем ездят народы ханты и манси? (На оленях, на собаках, на лыжах).

- А чем же занимаются мужчины? (Оленеводством, охотой, рыбалкой).

- А вы видели оленя? Какой он?

Давайте поиграем в игру «У оленя дом большой»

В лесах нашего края много ягод и грибов, значит, население нашего края, чем ещё занимаются? Собирательством, продукты которого используются и в домашнем хозяйстве, и на продажу или обмен. Собирают ещё бересту, шишки, плоды шиповника и черемухи. Из бересты делают посуду. А стружками от дерева чистят посуду.

- А что носят на голове?

Обязательным головным убором замужней женщины является платок или шаль, которые носят свернутыми по диагонали, завязав концы под подбородком.

- А как называется обувь? Кисы или унты, которые шьют из оленьей шкуры.

В нашем округе много городов.

- Какие города вы знаете? Главным городом для вас является ваш родной город – это город Урай. (показ иллюстраций). В нашем городе много достопримечательностей. Назовите их. Кроме профессии нефтяник, какие ещё есть профессии в нашем городе и в нашем крае?

Игра «Назови профессию»

Итак:

- Как называется наш край?

- Как называют коренных жителей края?

- Как называется их жилище?

- Чем занимаются народы ханты и манси? (охотой, рыболовством, собирательством, огородничеством).

- А чтобы им всем этим заниматься нужно какими быть? (сильными, ловкими, быстрыми). Эти качества они развивают в себе с детства, помогая взрослым в их делах, а ещё и в различных играх.

Играют не только дети, но и взрослые на праздниках.

Это такие игры, как прыжки через санки, стрельба из лука, бросание мяча в цель, закидывание петли. Они отражают в играх свои занятия.

Вот и мы с вами сейчас поиграем. Покажем, какие мы тоже сильные и ловкие. Ведь мы живем в Югре.

Игры: «Попади в цель»«Прыгни через нарды»«Поймай зверя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ» ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЕЙ ТРАНСПОРТА»

Цель: расширение знаний детей о различных видах транспорта и активизация словаря детейОбласть «Познание»Систематизировать у детей представления о различных видах транспорта (наземном, железнодорожном,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Сказочные кружева Балахны»

Конспект предлагает помощь при формировании у детей эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру, приобщение детей к восприятию народного искусства родного края....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада на тему: "Времена года".

Конспект для закрепления и систематизации знаний об особенностях времен года, их характерных признаках....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада на тему: "Путешествие в страну Геометрию".

Конспект на закрепление элементарных математических знаний и умений с использованием мимио-проекта....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Спички детям – не игрушка!»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной к школе группе на тему «Спички детям – не игрушка!»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию для детей старшей группы Тема: «Дом, где я живу».

Цель: формировать умение самостоятельно рисовать дом красками, опираясь на образец воспитателя.Задачи: закреплять умение создавать композицию из отдельных частей.Активизировать речь детей, через вопро...