Консультации "История возникновения русской тряпичной куклы" и «Роль куклы в воспитании дошкольников»
консультация на тему

Шевченко Светлана Васильевна

Кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РУССКОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

http://www.mirwomne.ru/files/newsbig/161697__44597623_200_u0ce5d.jpg

 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

 С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

 Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

 Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

 Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

 Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

 Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

 Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

 Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

 Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

 Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

ВИДЫ КУКОЛ

Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол.

Игровые куклы

Так, среди видового разнообразия народной куклы можно выделить кукол, которые соотносятся с определенными возрастами. Например, кукла-пеленашка делалась для деток до 1-го года. Сюда можно отнести и русскую народную куклу «Младенчик».

Целительские куклы

«Её волосы – символ неба, её сарафан – символ земли, её правая рука символизирует воду, а левая – огонь…». На целительские куклы переводили дух болезни с больного человека. Затем куклу сжигали или выбрасывали в определенных местах, отправляя злой дух в тот мир, откуда он пришел. Куклами лечили как взрослых, так и детей. Кроме того, изготовление куклы уже само по себе является исцеляющим обрядом, который помогает мастерице собрать свою целостность. Мотая куклу, она как бы мотает свою судьбу или судьбу того человека, для которого предназначается кукла.

К этому виду кукол можно отнести такие русские народные куклы, как Кубышка-травница, Костомукша и др.

Обережные куклы

Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь или же чтобы прекратился. Женщина, которая не могла забеременеть, делала куклу и играла с ней. В этом случае изготовление куклы является магическим способом вызвать появление на свет ребенка, элементом симпатической магии (подобное вызывает подобное). Сюда относятся куклы Желанница, Зольная кукла, Берегиня рода.

Обрядовые куклы

Во многих обрядовых действиях славян используются куклы. Так, во время празднования календарных праздников куклы сжигаются, закапываются в землю, топятся в воде как символ, как бы отправляются в другой мир.

 

Берегиня

http://u.jimdo.com/www61/o/s669ddc4ed4661afd/img/i4789edb2754563a2/1358664703/std/image.jpg 

Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Или если вы делаете куклу в подарок, тогда используйте лучше кусочки новых тканей. Еще нам понадобятся прочные красные нитки. Красный цвет считали наши предки обережным, поэтому куклы завязывались нитками такого цвета.

Кукла на основе тугой скрутки с ровными краями. На скрутку надеваем рубашку - она же лицо. У куклы делаются грудь и по тому же принципу - попа. Оборачиваем нижнюю часть куклы. Формируем руки. Затем юбка, фартук, узелок. Повойник и платок. Пояс.

Столбушка

http://u.jimdo.com/www61/o/s669ddc4ed4661afd/img/i5bf6939ca96405f5/1358665306/std/image.jpg

Это — самая древняя кукла .

Кукла простая в изготовлении.  Из названия можно понять способ изготовления ее основы.

Материал: или береста, плотно свернутая в трубочку, и скрутка из ткани — плотной или мягкой.

Основа-столбик используется при изготовлении самых разных куколок, которых делали и сами малыши, и их старшие братья и сестры.

Но кукол по дому не разбрасывали — их аккуратно хранили в сундуках.

Украсить закрутку можно разными способами: заплести косу, ярко нарядить, вышить передник, сделать затейливый поясок, придумать необычный головной убор. Настроение куколки может меняться в зависимости от игры, придуманной малышом.

Традиционная народная игрушка универсальна, она открывает перед ребенком большие возможности для творчества. 

 

Кубышка травница

http://u.jimdo.com/www61/o/s669ddc4ed4661afd/img/i6ff5fdc29de8530d/1358665590/std/image.jpg

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Подвешивали её там, где воздух застаивался, а также над колыбелью ребёнка. Внутри куколки - душистая трава. Куколку мяли в руках - шевелили, и по избе разносился травяной дух, который отгонял духов болезни. Через два года траву в куколке меняют– наполняют свежей душистой травой. Именно так поступали наши предки.

Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.   Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

Кубышка-травница– прекрасный подарок друзьям, родным и близким.

 

Кубышку-Травницу можно наполнять одной травой или смесью разных, вот несколько примеров:

Составы Кубышки-Травницы для хорошего сна и укрепления нервной системы

- опилки, кора, иглы сосны, зерно гречихи;

- трава пустырника, листья мелиссы, соцветия ромашки аптечной.

Составы Кубышки-Травницы для профилактики болезней:

- зверобой обыкновенный, соцветия ромашки аптечной, трава бессмертника песчаного;

- травы шалфея, тысячелистника и полыни;

- сосновые почки или иглы, веточки туи, несколько зерен абрикосовых косточек, семянки из чеснока;

- соцветия ромашки аптечной, трава череды трехраздельной.

Во время эпидемий вирусных заболеваний лучше всего сделать куклу Травницу-Кубышку в основе которой будут заложены сосновые почки или семянки чеснока. При воспалении верхних дыхательный путей и гриппе — куклу набить чабрецом.

Действие Кубышки-Травницы, набитой одной травой:

- МЯТА – улучшает умственную деятельность. Согласно легенде свое название мята получила в честь римской богини Менты, которая олицетворяет память, разум и здравый смысл. Венки из мяты предписывалось носить студентам во время экзаменов, а также тем, кто хочет постичь трудную науку – философию. МЯТА содержит большое количество фитонцидов – веществ обладающих противовоспалительным и антимикробным действием.

- ЛАВАНДА – помимо приятного аромата лаванда обладает достаточно высокими антимикробными свойствами. Лаванда очень эффективное средство, снимающее сильную головную боль, высокое давление, внутричерепное давление.

- МЕЛИССА – обладает легким снотворным свойством. Мелисса проявляет антиаритмическую активность и может успешно применяться при различных видах нарушений сердечного ритма, а также при нервной дрожи, которая наблюдается в ночной период. Мелисса замедляет дыхание, уменьшает частоту сердечных сокращений, снижает артериальное давление

- ЗВЕРОБОЙ – великолепное средство, от бессонницы, неврастении.

- ЧАБРЕЦ – считается очень сильным антисептическим средством. Также ему присуще противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, бронхорасширяющее, спазмолитическое, слабое снотворное, многие другие свойства. Если Вы больны бронхитом и Вас мучает мучительный непрекращающийся кашель, воспользуйтесь чабрецом.

- ДУШИЦА – действует как успокоительное средство. Имеет свойство подавлять микробную флору при ангине.

 

Кукла "На здоровье"

http://u.jimdo.com/www61/o/s669ddc4ed4661afd/img/iad5a7a3fa9b3dceb/1358666187/std/image.jpg

Целительная кукла "На здоровье" делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен и забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться. Эта кукла ничем не украшается и не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается. Можно зажечь свечу и читать молитвы или заговоры. Захворавшему ребёнку кукла кладётся в кроватку, он может с ней играться, а как только хворь уйдёт, кукла сжигается.

Заплетая косу у куклы надо приговаривать: "На здоровье, на здоровье". По окончании изготовления и при передаче больному повторять: "На здоровье".

Есть варианты, когда коса делается длинней раза в два.

 

Куклы Мотанки Свитаны

http://u.jimdo.com/www61/o/s669ddc4ed4661afd/img/i67d67b90fe88178e/1358665127/std/image.jpg

Издавна в каждом семействе лялька-мотанка исполняла роль оберега, была символом мудрости, берегиней рода, символом матери-прародительницы и связи между поколениями, одна из самых древних игрушек и сакральных существ украинского народа.

Кукла-мотанка не случайно не имеет лица. Ведь она возникла не как игрушка, а как сакральное создание. Она должна была призвать дух умершего или еще не рожденного человека к живым, пригласить его в круг семьи, к столу, или к тому ребенку, которого воспитывала. ОНА воспитывала. Потому что олицетворяла дух Предка, а следовательно, не девочка игралась куклой, а кукла, как старая баба передавала опыт прошлого новому поколению. 

Сакральное существо с крестом вместо лица, символизирует гармонию вертикали (духовности) и горизонтали (земного развития человека), то есть помогает гармонизировать пространство...

Куклу делали когда вызывали духа. Иногда ее уничтожали, сжигали, чтобы она забрала, например, болезнь. Если писанкой выкатывали болезнь, то куклу изготавливали тогда, когда надо было о чем-то быстро попросить или событие было значительно. Уничтожали ее когда пытались вылечить человека или вызвать дождь. То есть ее отдавали богам - она становилась жертвой и могла замещать собой живые существа. Поэтому ее лицо было отделено от любого лица, чтобы никто не пострадал во время уничтожения мотанки - дабы не навредить живым.

Наши предки считали, что кукла с определенными выраженными чертами лица - будь то глаза или уста - может привязывать душу того, кто с ней играет, что может понести за собой нежелательные последствия. Кроме того, за таким крестообразным личиком можно представить себе кого угодно. И главное, крест в кругу - это солярный знак, поэтому кукла с таким лицом несет в себе солнечную энергетику. Ну а в головку мотанки часто завязывали зернышки пшеницы. Это тоже придавало ей сакрального значения, потому как когда его "прячут" оно оживает, прорастает и опять начинает извечный коловорот жизни. Поэтому мотанку связывают с представлениями о жизни и небытии, с опытом прошлых поколений и их связью с поколениями будущими.

Лялька-мотанка ни в коем случае не шьется, не прокалывается иголками и булавками - исключительно мотается. Отсюда и название - мотанка. Иголку можно использовать лишь при изготовлении одежды для куколки и ни в коем разе не пришивать ничего к самой кукле. Не колоть ее.

Поскольку изготавливалась лялька-мотанка из тех материалов, которые были под руками - солома, старые ненужные вещи, а одевалась в лоскутки из старой одежды матерей и бабушек, то неудивительно, что такая кукла, сделана собственноручно, обласкана песнями и сказками, одета во все свое, домашнее, родное - была оберегом в семье. Если в семье болел ребенок, то ему делали специальную куклу-мотанку, которую сматывали из той травы, которая поможет при болезни - и давали ребенку - и забава, и целительный эффект...

 

Обрядовая кукла "Купавка"

http://u.jimdo.com/www61/o/s669ddc4ed4661afd/img/id4ef57ca832d6ac6/1358666294/std/image.jpg

К празднику Аграфены Купальницы и Ивана Купалы создавалась обрядовая кукла Купавка.

Бытовала кукла Купавка в губерниях средней полосы России. Это обрядовая кукла одного дня. В ночь с 6-го на 7-ое июля её спускали на воду. Тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни, невзгоды, печали и страдания. Такое значение придавалось очистительной силе воды.

Обереговая кукла "Неразлучники"

http://u.jimdo.com/www61/o/s669ddc4ed4661afd/img/i5a02db46fafb4536/1358667274/std/image.jpg

Кукла Неразлучники - символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде.

В настоящее время традиция сохранилась. Теперь, как и сотни лет назад, несмотря на технический прогресс, можно сделать кукол своими руками и подарить новой семье от чистого сердца с пожеланием никогда не разлучаться.

В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол – свадебных неразлучников. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое. После свадебного торжества эта кукольная парочка хранилась в доме как оберег семейных отношений и верности.

 

Обереговая кукла "Крупеничка"

http://u.jimdo.com/www61/o/s669ddc4ed4661afd/img/ie654d7549ebe88e8/1358666686/std/image.jpg

Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Зерновушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье.

Традиционно куклу наполняли гречишным зерном. Крупеничка - главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбережённые силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым, и в семье будет достаток.

Значения круп в Зерновушке:

Гречиха - сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном

Рис - самое дорогое зерно, на праздник

Перловка - на сытость

Овес - на силу.

Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.

Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.

Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.


Помимо 
Крупенички на Руси было много обережных традиционных кукол, в основном это были тряпичные куклы: и Вепсская кукла, и Кукла пеленашка, и Желанница, и Женская суть. Все эти куклы не были игровыми, в них была сила веры, земли, теплых рук, которые изготовили эту куклу.

Параскева Пятница

http://u.jimdo.com/www61/o/s669ddc4ed4661afd/img/i679c91d16dde399c/1358667068/std/image.jpg

Параскева – оберег, которая является покровительницей женских ремесел и рукоделий. 10 ноября отмечается день Параскевы Пятницы. В этот день девки хвастались своими рукодельями. Так же в России было принято изготовлять куклу Параскеву. Ее одевали в народный костюм, а руки украшали ленточками, кружевами, привязывали небольшие орудия труда – игольницы, ножнички, пяльца. Кукла Параскева так эе может являться своего рода игольницей и хранительницей предметов рукоделия. Она является помощницей в домашних хлопотах и обязательно должна быть у каждой хозяйки.

Вепсская кукла

http://u.jimdo.com/www61/o/s669ddc4ed4661afd/img/ia52080af6371682f/1358666927/std/image.jpg

Вепсская кукла (капуста, рванка) – обрядовая кукла, которая делается из старых вещей без использования ножниц и иглы. Матери делали вепсскую куклу своему ребенку. Кукла согревала колыбельку и отводила порчу. Девки делали куклу когда понимали, что им пора выходить замуж, и выставляли на окно, чтобы парни знали что пора свататься. Еще Вепсская кукла олицетворяет собой образ замужней женщины, кормилицы. Ее большая грудь говорит о том, что она может прокормить всех. Вепсская обрядовая кукла – хороший талисман и оберег как для детей, так и для взрослых девой и замужних женщин!

Кукла "Мамка"

http://u.jimdo.com/www61/o/s669ddc4ed4661afd/img/i5226cc8648d15b2b/1358666475/std/image.jpg

Кукла Мамка - подарок и оберег материнству.

Кукла северная берегиня

http://u.jimdo.com/www61/o/s669ddc4ed4661afd/img/ifdcddc78eb9382b3/1358665680/std/image.jpg

Кукла «Северная Берегиня» - это оберег для дома. Её ставили в северный угол избы. Она охраняла и приносила благополучие дому.

Как маленькие солнышки

Куколки стоят

И глазками невинными

На вас сейчас глядят

Вы кукол не бросайте

Вы их не обижайте

Пусть будут они вечно

В доме вашем жить

Тепло, добро и счастье

Ваше сторожить!



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №19 «Тополёк» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников» г. Невинномысска

Консультация для родителей 

«Роль куклы в воспитании дошкольников»

г. Невинномысск, 2013 г.

   Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о наших детях. В настоящее время размыты все нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.

  Но самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными, а у детей искажены представления доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому, перед нами, педагогами, необычайно остро стоит проблема социально - нравственного воспитания дошкольников. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.

  Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, он не имеет проблем в общении с окружающими и гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации, не поддаваясь негативному воздействию извне.

  Нравственное воспитание дошкольников особенно важно еще и потому, что именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

  В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не владеет способами нравственной деятельности, поэтому встает необходимость обучения этим способам. Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее оптимальным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки.

   Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.

   В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее объяснение: кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

    Игровая кукла – это часть культурного наследия России, которое незаслуженно забыто. Куклы в древности служили оберегами, своеобразными лекарями и хранителями. В старину существовало поверье: если в доме есть кукла Плодородия, сделанная своими руками, то в семье всегда будет достаток и хороший урожай. А если над кроватью ребенка висит Кувадка, то она отгонит от него злую силу. У славян было большое разнообразие игровых кукол: от «стригушки» (во время полевых работ женщина брала ребенка с собой и, чтобы занять его, делала куклу из стриженой травы) до «вепсской куклы» (делалась из старых вещей матери без использования ножниц и иглы, чтобы в жизни ребенка ничто «не резало» и «не кололо»). "Стригушку" порой использовали в качестве целителя: в процессе ее изготовления в основу вплетали лечебные травы. Так, играя, ребенок вдыхал лечебный аромат. Главной задачей такой куклы является оградить душу ее владельца от темных помыслов или злых сил. Это еще и символ связи между поколениями. В игрушечной форме зашифрован мощный оберег семьи, рода

   Были куклы лечебные. Это Козьма и Демьян. Ходило предание, что на Руси жили два брата – погодка. Они были бессребрениками, лечили людей и не брали денег и еды. Но однажды один брат взял за лечение немного еды. Другой брат обиделся и велел похоронить их после смерти в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому захоронили их вместе. За добрые поступки братьев возвели в ранг святых. В их честь делали кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили в дом благополучие и здоровье.

   Были и игровые куклы, которые предназначались для забавы детям. Все эти куклы изготавливались без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду, кукол делали без лица, так как считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может повредить ребенку. Оказывается, на Руси спокон веков считалось дурной приметой рисовать кукле глаза, рот нос: нечистый дух может вселиться.

  Обычно изготавливались куклы очень быстро и просто. Основой кукол – пятиминуток могли служить поленце, кора деревьев, картон или кусочек плотной тканой материи. Все это аккуратно сворачивалось, перевязывалось пояском - это сильный оберег, повязывался платок – и кукла готова. Поэтому и назывались такие куклы – «свертки».

  Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок – голышок. Отличительной особенностью техники ее изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. Малышок, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что Малышок – голышок, изображающий мальчика, - достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

   Каких – то полтораста лет назад куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. За всю жизнь традиционных, сделанных своими руками кукол набиралось больше ста, но их ни в коем случае не выбрасывали - грех. Кукол бережно хранили, передавали из поколения в поколение, как самую большую ценность – оберег жизни. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Была и такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.

   Итак, кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа.

  Кукла также выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего «детства», своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Кукла воплощает в себе важную функцию товарища, друга, с которым ребенок может «уединиться вдвоем», посредника в общении, а в старшем возрасте - символа детства, любви, привязанности. Кукла не уходит из нашей жизни и потом, становясь элементом коллекции, особым атрибутом памяти или моды. Постоянство ребенка по отношению к самой близкой и родной кукле, состарившейся, потерявшей блеск и красоту, является одной из самых привлекательных характеристик детской души.

   Анализируя выбор куклы ребенком и различные действия с ней, можно с уверенностью сказать, что игра в куклы одна из немногих, которую ребенок выбирает сам, а значит, и способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. Именно в игре раскрывается динамика образа куклы, ее субъектно-объектный смысл. Кукла - это отражение образа человека, и у каждого ребенка она вызывает представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: здесь он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.

   Куклы имеют разные функциональные значения: кукла-малыш, кукла-подруга, кукла, имитирующая какую-либо профессию; кукла – воин, родитель, герой произведения, супермен и др. Далеко не каждая из этих кукол является средством игры нравственного содержания и способна направить игровую деятельность ребенка на развитие положительных взаимоотношений с окружающими. Так, кукла – монстр будит в ребенке агрессивность, кукла-воин – желание убивать, супермен может рождать вседозволенность и т. д. То же касается и всевозможных человекообразных существ (человек-паук, черепашка ниндзя и т. п.) Игра с монстрами - это, как правило, погоня, битва, пожирание. Поскольку подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, собственная содержательная игра ребенка не формируется, она заменяется манипулированием. Надо понимать, что облегчая задачу ребенка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребенка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие.

   Столь популярная сейчас кукла Барби для ребенка вообще вредна и для игры в «дочки-матери» не подходит. Существует мнение, что Барби –это кукла социального успеха, взрослая, шикарная, обеспеченная, ничем не занимающаяся и не увлекающаяся молодая женщина, так сказать «идеал» для современных девочек. Она мало интересна сама по себе и существует только в окружении собственных вещей. Ее неудобно заворачивать в одеяло. В шикарных нарядах Барби не может «стирать белье», «готовить завтрак», ее даже не накажешь. Как подружка, Барби для дошкольника тоже не годится.

   Получается, что играть с Барби никак нельзя. Поэтому для Барби придумали друга Кена. Играя с ними, дети копируют отношения взрослых. Вершиной которых таких на сегодняшний день является «беременная» Барби. Она «наглядно моделирует» процессы беременности и родов: открыв дверцу в кукольном животе, девочка может легко достать из него младенца, а потом вернуть его назад.

   У куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол! Иначе у ребенка раньше времени возникнет интерес к собственному телу. Так же, слишком большие наборы для сюжетных игр (например, кукла с домиком, подружками, гардеробом, и прочим) может привести к тому, что девочке вовсе не останется места для фантазии и творчества в игре.

   И только кукла-младенец вызывает у ребенка естественное чувство заботы, желание ухаживать за ней, помогает отразить реальную жизненную ситуацию. Оживляя куклу, ребенок, наделяет ее с собственным лицом, характером в зависимости от собственного поведения и опыта. В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь эмоционально затрагивают самого дошкольника.

   Кукла, являясь своеобразным заместителем человека, дает малышу возможность «воспитывать» самого себя, передавать свои знания, активизировать их, учиться аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств. Игры с куклами способствуют развитию произвольности дошкольников, что является фундаментом нравственных качеств. Все вышесказанное будет зависеть от образа используемой куклы, содержания детских игр и педагогического руководства родителей и воспитателя.

   В истории педагогики вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры. Так, например, академик Е. А. Аркин считал, что куклы, являясь прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, покровительства и заботы о младших, заботы о детях.

   Л. В. Артёмова отмечала, что кукла является целью игры, так как дети выполняющие роль строителей, охотно строят для кукол удобный дом, водитель заботится о том, чтобы вовремя доставить пассажиров, врач бережно лечит больных и т.д.

   Игра с живым партнёром – другим ребёнком требует, как правило, соблюдения правил и согласия относительно их выполнения, игра с куклами предоставляет максимум индивидуальной свободы. Кроме этого игры с куклами позволяют ребёнку моделировать способы поведения, относимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Необходимое взаимодействие с партнёром требует от ребёнка актуализации следующих способностей: умения договориться, межролевой согласованности и так далее. Ситуация значительно упрощается, если партнёром по игре является кукла. Кукла не обижается, не бросает играть, не навязывает своего образа действий. Важно, чтобы ребёнок научился видеть в кукле живого, требующего неустанного внимания и заботы человека.

   Игры с куклами должны приучать детей жить в коллективе, уважать взрослых и товарищей, уметь согласовывать с ними свои действия и интересы, проявлять заботливое отношение к маленьким, оказывать им помощь.

   В современной психологии также рассматривается роль кукол в различных аспектах. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу; сегодня кукла лечит заикание, нарабатывает моторику кисти, а «рукой учат голову».

   Куклотерапия - это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить различные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости, выработка навыков саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – родитель, для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекции страхов, нарушенного поведения. Кукла помогает ребенку поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

   «Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

   Для взрослого – это замечательная возможность корректного, косвенного (опосредованного куклой) воспитательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивления у детей.

   В заключение хочу сказать, что кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим воспитанию дошкольников, так как она развивает в детях зарождающееся родительское чувство, является для ребенка партнером по общению в игре. Кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку, кукла – объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребенка, через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества, а также она является посредником между взрослыми и ребенком, так как позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением. Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Нужно помнить, что ребёнок - существо социальное и многому обучается по подражанию. Детям нужно показывать, как можно играть с той или иной игрушкой, не лениться играть вместе с ним, тогда игрушка может стать и развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка.

   Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, сочувствия, радости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными, а у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Роль куклы в воспитании дошкольников"

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Рос...

"Роль куклы в воспитании дошкольников"

Консультация для ролителей.    В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что "дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлени...

Консультация для родителей на тему “Роль куклы в воспитании и обучении дошкольников”

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности....

Консультация для родителей на тему “Роль куклы в воспитании и обучении дошкольников”

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности....

Консультация «Роль куклы в воспитании дошкольников»

В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не владеет...

Консультация «Роль куклы в воспитании дошкольников»

В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не владеет...

Консультация «Роль куклы в воспитании дошкольников»

В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не владеет...