Моя система опытов с дошкольниками.
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Краткое описание опытов и решаемых задач с детьми от первой младшей до подготовительной группы(из опыта).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema.docx | 47.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование работы по опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе
Месяц | Тема | Задачи | Приемы | |
Сентябрь | «Овощи и фрукты» («Нюхаем, пробуем, трогаем»). | Определять путем обследования форму, цвет, величину, запах, вкус овощей и фруктов. | «Чудесный мешочек» «Угадай на вкус» «Узнай по запаху» | |
Октябрь | «Слушаем звуки» | Развивать слуховое восприятие, закрепить представление о назначении органов слуха. Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | «Угадай, что звучит» (муз. инструменты) «Найди такую же коробочку» (контейнеры с горохом, пуговицами, камешками) «Дует, дует ветер…» (наблюдение за деревьями, листьями) | |
Ноябрь | «Вода - водичка» | Выявить свойства воды: прозрачная, не имеет запаха, не имеет вкуса, меняет форму, течет. | Переливать воду в разные емкости. Сделать волну рукой, «водоворот». Сравнить два стакана – с молоком и водой. Сравнить обычную воду и с добавлением сахара. «Вода – помощница». | |
Декабрь | «Чем может быть вода?» | Формировать представления об агрегатных состояниях воды: жидкая и твердая (снег, лед). | «Во что превратилась вода» «Сделаем цветной лед» Наблюдение за снегом и льдом в теплом помещении. «Поймай снежинку» | |
Январь | «Как поймать воздух?» | Помочь обнаружить воздух, создавая движение. Формировать представление о том, что воздух есть повсюду. | «Делаем мыльные пузыри» «Чей кораблик уплывет дальше» «Надуй шарик» Игры с вертушками, султанчиками веером из бумаги. | |
Февраль | «Знакомимся с глиной» | Дать представление о глине - бывает сухая (твердая, рассыпается) и мокрая (пачкает руки, можно лепить, мягкая). | Смочить глину водой, размять комочки сухой глины. Выполнять из глины поделки. | |
Март | «Мы выращиваем сами» | Дать представление о том, что растениям для жизни и роста нужны свет, тепло, вода, земля. | Наблюдение за ветками тополя и березы в вазе на окне. Посадка лука на перо. Посев семян гороха и настурции. | |
Апрель | «Свет и тень» | Показать образование тени от предметов, установить сходство тени и объекта. Показать отражение в воде. | Теневой театр. Наблюдение за своим отражением в воде. Игра с солнечными зайчиками. «Таинственные картинки» | |
Май | «Волшебный ящик» | Способствовать формированию умений определять форму предмета, характер поверхности размер на ощупь. | Игра «Ящик ощущений» |
Перспективное планирование работы по опытно – экспериментальной деятельности в первой младшей группе
Месяц | Темы | Задачи | Приемы |
Сентябрь | Вода-водица | Способствовать накоплению представлений о воде: бывает холодная, теплая; смачивает предметы, течет. Учить зачерпывать воду, переливать, собирать воду губкой. | Сравнить холодную и теплую воду. Смочить сухие салфетки, бумагу, ткань. «Отожми губку». «Дождик» (ситечко). |
Октябрь | Твердое - мягкое | Формировать представления о предметах: твердые - мягкие. | Определить мягкость на ощупь. Постучать предметами друг о друга. Каждому камешку свой домик (большой - маленький). Лепка из глины. |
Ноябрь | Снег – снежок. | Формировать представления о снеге: холодный, лепится, тает в тепле. | Подержать снег в руке. Рассмотреть снежинку. Слепить комок, снеговика. Занести снег в помещение, понаблюдать за таянием. |
Декабрь | Тающий лед. | Дать представление о том, что вода на морозе замерзает (лед). Лед твердый. | Вынести воду на улицу, заморозить. Постучать палочкой по замерзшему льду. Украсить цветными льдинками елку на участке. |
Январь | Музыка или шум. | Формировать умение определять и различать музыкальные и шумовые звуки. | Рассматривание и обследование различных музыкальных и шумовых инструментов, игрушек. «Что звучит?» «Найди такой же инструмент» |
Февраль | Мыльные пузыри. | Познакомить с приемами выдувания мыльных пузырей. | «Сделаем мыльную воду» «Поймай цветные шарики» |
Март | Солнышко, посвети… | Дать представление о том, что солнце светит и греет. | Наблюдение за солнцем в ясный и пасмурный день. Потрогать предметы, находящиеся на солнечной стороне и в тени. Игры с солнечными зайчиками. |
Апрель | Ветки на окне. | Формировать представления о том, что растениям для роста нужны вода, тепло. | Наблюдение за деревьями на участке. Принести ветки деревьев в помещение, поставить ветки в вазе с водой на солнечный подоконник, наблюдать. |
Май | Песочная страна. | Расширять представления детей о свойствах песка. Формировать умения правильно лепить. | Пересыпать сухой песок из емкости в емкость, просеивать его, насыпать горку из песка, сделать ямку в песке. «Найди игрушку». «Слепим порожки». «Отпечатки рук». Игры с формочками. |
Перспективное планирование работы по опытно – экспериментальной деятельности в средней группе
Месяц | Темы | Задачи | Приемы |
Сентябрь | Вкусный сок. | Познакомить с процессом приготовления сока из овощей и фруктов. Развивать наблюдательность. | Сравнение овощей и фруктов по форме, размеру и др. «Угадай на вкус» «Опиши, я отгадаю» Выжать сок из моркови и апельсина, попробовать на вкус, сравнить. |
Октябрь | Кто испачкал воду? | Способствовать накоплению представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, не имеет цвета, но может приобретать цвет | «Какая бывает вода?» Сравнить воду и молоко (цвет, прозрачность). Изменить цвет воды с помощью гуаши. Фокус «Кто испачкал воду?» |
Ноябрь | Как поймать воздух? | Формировать представления о том, что воздух есть вокруг, мы дышим воздухом, воздух можно поймать в пакет. Показать, как с помощью движения обнаружить воздух. Упражнять в надувании воздушных шариков, пузырей. | Показать и повторить с детьми, как обнаружить воздух с помощью взмахов рукой, газетой, веером. «Не урони перышко». «Сдуй снежинку». «У кого кораблик уплывет дальше?», «Надуй шарик». |
Декабрь | Волшебный снег. | Закреплять знания о свойствах сухого и влажного снега. Упражнять в умении определять некоторые свойства снега в разную погоду. | Рассмотреть снежинки в увеличительное стекло. «Где сугробы растут быстрее?”. Игры с формочками для снега. Лепить снежки. Делать постройки из снега. |
Январь | Деревянное царство. | Развивать представления о свойствах древесины и изделий из нее (не тонут, прочные, горят). Упражнять в умении получать знания в ходе опыта, анализировать. | Обследование деревянных изделий. «Тонет – не тонет». |
Февраль | Магнит-волшебник. | Дать представление о магните и его элементарных свойствах. | Демонстрация свойств магнитов : притягивают – отталкивают. Опыт: двигать предметы по столу с помощью магнита, который находится под столом. «Выложи фигуру». Фокусы с магнитами. |
Март | Зернышки – мука – тесто. | Дать представления о том, что зерна зреют в колосе. Формировать представления о том, что из зерен мелют муку, из муки пекут хлеб. Познакомить с процессом выпечки хлеба (булок). | Рассмотреть пшеничный и ржаной колоски. Растереть зерна, сравнить полученную массу с мукой. Рассмотреть ингредиенты для замешивания теста. Экскурсия в пекарню. Показать процесс замешивания теста. Угостить детей свежей выпечкой. |
Апрель | В гостях у металлов. | Формировать представления о свойствах предметов из металла: гладкие, блестят, твердые, прочные, тонут в воде, холодные. Развивать умения анализировать. | Обследование и сравнение предметов из металла. Сравнить с деревянными предметами. |
Май | Семена и растения. | Формировать представления о том, что растения можно выращивать из семян. Развивать умения анализировать, делать выводы. | Рассмотреть семена настурции, календулы, бархатцев, сравнить их. Посеять семена, ухаживать. |
Перспективное планирование работы по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе
Месяц | Темы | Задачи | Приемы |
Сентябрь | Воздушный мир. | Развивать представления о воздухе: занимает место, имеет вес, загрязняется. | Опыты с воздушными шарами (воздух весит). Обнаружение воздуха в разных объектах. «Вкусный чай» ( по запаху). Воздух в пустом стакане. Опыты со свечой и стеклом. |
Октябрь | Дружба красок. | Развивать умения смешивать краски. Цвета можно разделить водой. | Опыты с фильтровальной бумагой. «Игра цвета». «Игра в капельки». |
Ноябрь | Превращения воды. | Уточнить представления о воде и об условиях ее существования. Формировать научные представления об образовании снега, дождя. Учить подбирать оборудование для опытов. | Опыты по замораживанию и оттаиванию воды, снега, льда; получить пар. «Как вернуть воду?». «Цветной сахар». |
Декабрь | Чистая вода. | Формировать представления о свойствах предметов и веществ. Формулировать предположения, искать пути их проверки. | «Исчезающая вода». Профильтровать воду через разные фильтры, сравнить результаты. Зарисовать схему очистки воды. «Впитывание воды». «Из каких водоемов можно использовать воду для питья?». |
Январь | Снежное одеяло. | Развивать представления о свойствах снега. Дать знания о том, что одежда и снег сохраняют тепло. | «В какой бутылке вода замерзнет быстрее?». «Греет ли шуба?». «В каком сосуде снег растает быстрее?». Утеплить кусты и деревья на участке снегом. |
Февраль | Вода – растворитель. | Формировать представления о том, что вещества могут растворяться в воде, могут смешиваться с ней или оставаться без изменения. | Опыты с водой и веществами (соль, сахар, мука, манная крупа, глина, песок, камни). |
Март | Свет повсюду. | Познакомить с понятиями «свет» и «тень». Создавать с помощью теней образы. Показать, что окружающие предметы могут менять цвет. | Опыты с настольной лампой, фонариком. Театр теней. «Таинственные картинки». «Волшебный лучик». |
Апрель | Испытания магнитов. | Развивать представления о свойствах магнитов. Совершенствовать умения выдвигать гипотезы, делать выводы. | «Что притягивают магниты?» Игра «Поймай рыбку». «Достань предмет из воды». «Какая сила у магнита?». |
Май | Лупа – помощница. | Познакомить с приборами для наблюдения – лупой, биноклем, микроскопом. Упражнять в умении пользоваться приборами. | «Волшебные стеклышки». «Нарисуй, что увидел». |
Перспективное планирование работы по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Месяц | Темы | Задачи | Приемы |
Сентябрь | Ветер. | Познакомить с причинами возникновения ветра. Уточнить понятия о свойствах воздуха. Развивать умение анализировать, классифицировать. | Опыты со свечой. Изготовление вертушек. Опыты с бумажными корабликами. Игры с вертушками, султанчиками. «Куда дует ветер?». |
Октябрь | Мокрое и сухое. | Дать понятие о том, что сухие вещества впитывают воду. Продукты сушат для хранения. | Опыт «Растущая крышка». Опыт «Разрушь башню». «Плесень». «Кому нужны сухие продукты?». |
Ноябрь | Твердая вода. | Уточнить представления о свойствах льда. Дать представление об айсбергах. | Сравнить лед и стекло. «Где встречаем лед?». Обследование глобуса. Игра «Путешествие в Арктику». |
Декабрь | Как найти клад? | Познакомить с компасом. Упражнять в умении пользоваться компасом. | Обследование компаса. «Путешествие с компасом». |
Январь | О «дрожалке» и «пищалке». | Уточнить понятие «звук». Выявить причину возникновения звука. | Опыты с линейкой, нитками. «Спичечный телефон». «Измени звук». «Оркестр». «Почему поет пластинка?». |
Февраль | Секретные записки. | Выявить возможности использования разных веществ вместо чернил. Развивать умение анализировать. | «Секретное письмо». Работа с белой гуашью, йодной настойкой, пищевыми красителями. |
Март | Волшебная бумага. | Способствовать освоению представлений о копировальной бумаге. | Обследование копировальной бумаги. «Сделай копию». |
Апрель | В мире электричества. | Познакомить с понятием «электричество». Познакомить с батарейкой – хранителем электричества. Формировать основы безопасности. | «Бабочки». Опыт с воздушными шариками. «Почему едет машинка?». Коллаж «Электричество вокруг нас». «Электрический театр». |
Май | Радуга в небе. | Показать, что солнечный луч меняет цвет. Уточнить понятие о радуге. Упражнять в работе по алгоритму. | Сделать радугу через стекло. Опыты с цветными стеклами. Игры с мыльными пузырями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление системы (опыта) работы
Опыт работы ТРИЗ...
"Система работы с дошкольниками по профилактике ДТП" (из опыта работы)
Обеспечение безопасности движения стало актуальной государственной проблемой. Знакомить детей с азбукой дорожного движения надо еще до школы тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, спо...
Система опытов и экспериментирования в ДОУ в соответствии с возрастом детей
В материале представлена помесячная система работы познавательно - исследовательской деятельности в ДОУ в соответствии с возрастом детей....
Из опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников"
quot;Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников"Однм из приоритетных направлений государственной политики стало здоровьесбережение детей. В настоящее врем...
Кружковая работа в системе физического развития дошкольников с ОВЗ (из опыта работы)
В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебно-профилактической направленностью. и эта тенденция отмечается неспроста. Исследования показыва...
Система опыта работы по обучению детей правилам дорожного движения «внимание – светофор» на 2017 – 2019 учебный год
АктуальностьВ нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдение...
ОБОБЩЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СЕМЕЙНОГО ОПЫТА « Приобщение дошкольников к художественной литературе в семье через чтение сказок» (из опыта работы)
Обобщение семейного опыта по приобщению детей дошкольного возраста к литературе на примере семьи...