Кружковая работа в системе физического развития дошкольников с ОВЗ (из опыта работы)
статья по физкультуре на тему
В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебно-профилактической направленностью. и эта тенденция отмечается неспроста. Исследования показывают, что состояние здоровья населения, а особенно детей ухудшается. С каждым днем растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движения, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_v_sisteme_fizicheskogo_razvitiya_doshkolnikov_s_ovz_iz_opyta_raboty.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебно-профилактической направленностью. И эта тенденция отмечается неспроста. Исследования показывают, что состояние здоровья населения, а особенно детей ухудшается. С каждым днем растет количество детей, страдающих сердечно сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.
Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Важная роль в успешном применении коррекционно-оздоровительных средств и методов принадлежит созданию таких условий организации воспитательно-образовательного процесса, при которых развивающий эффект достигается без какого-либо ущерба для растущего организма и способствует улучшению физического статуса дошкольников.
Сегодня дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В наш сад направляются дети с ОВЗ (УО, ЗПР), на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии ГОУ РА «Центр диагностики и консультирования».
В МБДОУ №18 функционируют группы:
— 1 группа диагностическая (УО);
— 3 группы (дети с задержкой психического развития (далее - ЗПР).
С целью организации целенаправленной помощи детям с ОВЗ в детском саду создан физкультурно-оздоровительный кружок «Спортивная карусель».
руководителем которого я являюсь.
Кружковая работа ориентирована на всестороннее формирование личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей и способностей и направлена на творческое, физическое, социально-личное и интеллектуальное развитие воспитанников.
Цель кружка:
Выявление механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание детей с ОВЗ.
Основная задача – стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:
- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;
- развитие речи посредством движения;
- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
- управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
Непосредственно образовательная деятельность проводятся на основе рабочей программы, где указано тематическое планирование на год.
Кружок посещают дети подготовительной группы в количестве – 10 человек.
Кружок «Спортивная карусель» нацелен на приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Кружок выполняет такие функции, как:
Образовательная - каждый воспитанник ДОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
Социально-адаптивная - занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально одобряемыми способами;
Коррекционно-развивающая - воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка, а также профилактика и коррекция развития заболеваний ОДА;
Воспитательная - содержание и методика работы в кружках (секциях, студиях) оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Основу коррекционно-оздоровительной работы составляют следующие виды деятельности:
Беседы, формирующие убеждения и привычки здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения, расширяющие представления детей о состоянии собственного тела, помогающие узнать свой организм, учат беречь свое здоровье и заботится о нем, прививающие стойкие культурно - гигиенические навыки.
Дыхательная гимнастика - способствует выработке правильного диафрагмового дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, что необходимо для детей с нарушением темпа речи, имеющими дефекты звукопроизношения.
Корригирующая ходьба - способствующая развитию координации движений, профилактике плоскостопия.
Элементы коррекционной ритмики - способствующие развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.
Элементы психогимнастики проводятся с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств, способствуют
развитию и коррекции различных сторон психики ребенка.
Ритмическая гимнастика - укрепляющая опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствующая формированию правильной осанки, развитию музыкальности.
Пальчиковая гимнастика, способствующая тренировке пальцев и кистей рук, а также активному речевому развитию ребенка.
Артикуляционная гимнастика, стимулирующая функции рече-двигательного аппарата, способствующая правильному произношению звуков речи.
Этюды, которые способствуют коррекции эмоциональной сферы ребенка, учат понимать эмоциональное состояние другого человека, развитию выразительной моторики, умению познавать принятые в обществе правила и адекватно на них реагировать.
Оздоровительно-развивающие игры, позволяющие ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, получать новые ощущения, помогающие ребенку освоить различные виды движений.
Элементы акробатики, способствующие развитию общей моторики, координации
движений, гибкости дошкольников.
Релаксация, помогающая расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Организация образовательного процесса:
- Продолжительность занятия 30 мин.
- Занятия проводятся 2раз в неделю, в музыкальном зале.
- Упражнения выполняются последовательно, с чередованием нагрузки на разные группы мышц в разных исходных положениях
- Каждое упражнение повторяется сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз.
- Меняется комплекс через каждые 3-4 недели
Структура деятельности:
- Вводная часть
- Занимательная разминка (5 минут).
- Основная часть (15-17минут).
- Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики (3 мин.)
- ОРУ (3-7 мин.)
- ОВД (5-8 мин.)
- Весёлый тренинг (4 мин.)
- Подвижная игра (4 мин.)
- Заключительная часть – упражнения на расслабление (2 минуты)
Таким образом, выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в кружке «Спортивная карусель» детского сада способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, закрепляет успехи ребенка, достигнутых в коррекционно-развивающей работе.
Она дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников.
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно ...
Социально - коммуникативное развитие дошкольников через изодеятельность. Из опыта работы.Опыт работы с детьми
Опыт работы с детьми показывает, что занятие художественно - творческой деятельностью создают основу для полноценного, содержательного общения между детьми и взрослыми, помогает детям усвоить и закреп...
Сообщение из опыта работы на тему: Физическое развитие и оздоравливание детей младшего дошкольного возраста
Всестороннее воспитание, охрана и физическое развитие подрастающего поколения - дело огромной государственной важности....
Современные подходы к содержанию развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию детей в МДОУ (Из опыта работы)
Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. Современные дети в большинстве своем испытывают дефицит движения. Одной из при...
Из опыта работы на тему: «Физическое развитие детей раннего возраста»
Презентация на тему: «Физическое развитие детей раннего возраста»...
Физическое развитие детей младшего возраста из опыта работы воспитателя.
Физическое воспитание это одно из направлений федеральных государственных требований. Оно предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физ...
Презентация опыта работы "Квест в физическом развити дошкольников"
В презентации представлены фрагменты квестов, проведенных в детском саду....