Представление системы (опыта) работы
методическая разработка

Кравченко Юлия Васильевна

Опыт работы ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

«ТРИЗ технология как средство развития речи, творческого мышления, воображения дошкольника».

 Актуальность

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В настоящее время актуальность развития коммуникативных способностей дошкольников не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка. Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно изменяющемся мире, в эпоху информационных технологий, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё больше возможностей, но и многого требуют от нас: быстро ориентироваться,обучаться. Человеку приходится справляться с массой творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ "Об образовании", является одной из социально значимых задач современного общества. В связи  с этим, в педагогических системах зафиксировано противоречие: система образования, с одной стороны, должна передавать знания и навыки культуры, готовить к жизни в завтрашнем дне, а с другой – как она может это делать, если не знает, каким будет мир в скором времени? Из вышеизложенного следует вывод о стратегии преподавания: необходимо формировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; обучать работе с информацией; адаптировать к динамичной картине мира. Зачастую педагоги, занимаясь развитием речи, считают своей целью научить дошкольника говорить правильно и красиво, повторяя чужие мысли и чувства, забывая, что речь - не самоцель, а средство общения и самовыражения личности, инструмент в наших руках. Психологи Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и другие убедительно показали, что все психические процессы у ребенка - восприятие, память, мыслительные операции, внимание, воображение - развиваются через речь. Умение связно, последовательно и точно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие: при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателя своим изложением развивает у детей уверенность в своих силах, помогает преодолеть застенчивость, стать более общительными. Формирование творчески активной, нестандартной личности происходит именно в дошкольном возрасте. Это послужило основанием для работы над темой по самообразованию: «Развитие речи дошкольников».

Проблема

  Проблема развития речи детей занимает большое место в детской педагогике и  психологии. Для эффективного устранения данной проблемы  необходим  комплексный психолого-педагогический  подход. Комплексный подход к развитию детей реализуется с учетом принципов, предложенных  К.Л  Печора, Л.С. Голубевой,  М.В. Лещенко,  С.А. Козловой, А.А. Гин «Приемы педагогической техники»:

Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи:

- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора.

- Принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.    

 - Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.

- Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

- Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы детей.                       

- Принцип позитивности. Создание психологически комфортной, доброжелательной и  теплой атмосферы помощи, сотрудничества.

- Принцип духовности. Связь между  общечеловеческими ценностями и конкретным человеком, его поведением.

- Принцип свободы выбора. Предоставление ребенку права выбора в любом обучающем или управляющем действии;

- Принцип индивидуального подхода. Учет индивидуального опыта ребенка;

Цель и задачи.

Цель

Целью моей педагогической деятельности стало создание условий для  овладения дошкольниками современной методологией коммуникативного творчества для дальнейшего использования её в различных видах детской деятельности, с использованием элементов теории ТРИЗ-РТВ, а также укрепление психического и физического здоровья детей.

Именно поэтому темой моего исследования стало использование ТРИЗ технологии как средства развития речи дошкольника.

Задачи:

  1. Анализ психолого-педагогической, теоретической и методической литературы по проблеме исследования.
  2. Создание предметно-развивающей среды, способствующей закреплению полученных знаний.
  3. Охарактеризовать основные направления по развитию речи, творческого мышления, воображения детей с использованием элементов технологии ТРИЗ.
  4. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей в начале и конце года.
  5. Повышать уровень знаний у родителей об использовании элементов технологии ТРИЗ в развитии речи детей.
  6.  Раскрыть особенности мышления и воображения детей дошкольного возраста детей;                                                                                                                                                                                                         
  7. Определить рекомендации педагогам и родителям.   
  8. Выстроить систему методов целенаправленного воздействия на развитие воображения, творческого мышления и речи детей;                                                                            
  9. Определить эффективность работы по развитию творческого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ.

Система педагогической работы.

В сентябре 2011 года мною была набрана младшая группа. Результаты начальной диагностики выявили низкий уровень речевого развития, творческого мышления и воображения дошкольников. Я столкнулась с такими проблемами, как: бедный словарный запас, не развито умение анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами и явлениями. Как следствие, возникла проблема развития воображения, придумывания детьми рассказов, сказок, загадок, решения различных творческих задач.

  Для решения возникших проблем я поставила перед собой цель, задачи, выбрала педагогическую систему,  называемую ТРИЗ-педагогикой (теория решения изобретательских задач).  Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться.  Анализируя эти качества, мы видим портрет дошкольника, соответствующий предложенным в Федеральных Государственных Требованиях портрету дошкольника – выпускника. 

 Для реализации намеченной цели  спланировала свою работу по следующим направлениям:

1. Работа с педагогами - помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ.

2. Работа с детьми. Она включала в себя использование   методов  и приёмов ТРИЗ для развития творческого потенциала и речи.

3.  Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.

Успешность работы  во многом зависит от того, как организована система работы с  детьми. Именно поэтому мной была выстроена система методов и форм  целенаправленного воздействия на развитие воображения, творческого мышления и речи детей.

Работа по реализации поставленной цели строилась поэтапно.

  1. Первый этап – диагностический.

На первом этапе мною была проведена диагностика уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников.(Приложение). Результаты начальной диагностики выявили низкий уровень речевого развития. Я столкнулась с такими проблемами, как: бедный словарный запас, не развито умение анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами и явлениями. Решение данных проблем невозможно без системы целенаправленного воздействия  на развитие воображения, творческого мышления и речи детей как со стороны педагога, так и со стороны родителей. Также, одним из условий развития творческого  воображения у  детей выступает личность педагога, ведь  воспитатель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовать действительно творческую деятельность, развивающую как следствие творческое воображение. Для решения возникших проблем мной была выстроена система методов и форм целенаправленного воздействия на развитие самостоятельности мышления, инициативности и творчества детей, а также система работы с семьей. Работу с педагогами проводила в форме консультаций, выступлений на педагогических часах, целью которых было ознакомление с  методами и приёмами ТРИЗ в разных возрастных группах, а также помощь в их использовании.

Работа с педагогами:

На данном этапе мною было проведено анкетирование педагогов, цель которого: выявление знаний методов и приемов ТРИЗ, а также умение развивать творчество у детей дошкольного возраста посредством применения данных методов и приемов.

        Система работы  с родителями:

Особое внимание в своей работе я уделила укреплению связей с родителями, добилась того, что они стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса.Совместно с родителями  мы обсуждали вопросы развития  речи, творческого воображения детей на родительских собраниях, семинарах, круглых столах. В группе есть тетрадь вопросов и предложений. На данном этапе мною было проведено анкетирование родителей, цель которого: выявление знаний и умений развивать творчество детей,отношение родителей к проявлению творческих способностей у детей. По результатам анкетирования мною была спланирована работа с родителями по трем направлениям:

  • Обучение практическим навыкам;
  • Просветительство (родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, ежедневные беседы);
  • Вовлечение в педагогический процесс (дни открытых дверей, совместные праздники, выставки, досуги)
  1. Второй этап – подготовительный.

На данном этапе мною была изучена и проанализирована психолого-педагогическая, теоретическая и методическая литература по проблеме исследования (список литературы приведен выше). Изучив современные программы и технологии в области развития речи, я выбрала педагогическую систему,  называемую ТРИЗ-педагогикой (теория решения изобретательских задач, автор Г.А. Альтшуллер, 1964 г.; алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко).  Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

На основе изученной психолого-педагогической, теоретической и методической литературы мною был составлен  календарно-тематический план работы (приложение), перспективный план работы с родителями (приложение), перспективное планирование кружковой работы (приложение), комплекс игр и игровых упражнений по развитию речи, творческого мышления, воображения (приложение).

Я считаю, что качество и результативность проводимой мной работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание предметно-развивающей среды в группе. Создавая предметно-развивающую среду, я постаралась сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей. Так, для достижения намеченной цели мною были организованы такие зоны, как:

  • речевой уголок
  • литературный уголок
  • уголок природы
  • уголок художественного творчества
  • игровая зона
  • спортивный уголок
  • уголок музыкального воспитания
  • уголок театрализованной деятельности
  • уголок экспериментирования

При выборе месторасположения речевого уголка в группе учитывала дидактические принципы удобства расположения и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору объектов в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Таким образом, в своей работе я выделила принципы организации речевого и других уголков:

  • доступность;
  • безопасность;
  • креативность.

В речевом уголке находится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи и творческого мышления, такие как «Круги Луллия», «Гусеничка», «Вертолина» и т.д., дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук. Речевой уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

В литературном уголке дети знакомятся с книгами различных писателей, портретами писателей, а в подготовительной к школе группе также охотно читают различные произведения.

В уголке театрализованной деятельности мы используем разнообразные кукольные театры (пальчиковый, настольный, театр рукавичек) для драматизации знакомых сказок и придумывания новых.

Уголок художественного творчества способствует удовлетворять потребности детей в самовыражении, через  аппликацию, рисование, лепку. В уголке представлены разнообразные  изобразительные материалы.

  1. Третий этап – практический.

Работа с педагогами:

На данном этапе на основе результатов анкетирования были проведены следующие консультации  для воспитателей ДОУ: «Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной  творческой деятельности детей в дошкольном учреждении» , «Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию» (приложение), «Развитие воображения у детей» «ТРИЗ. Его инструментарий в применении к занятиям в детском саду» (приложение), «Использование игровых проблемно- практических ситуаций в обучении дошкольников».

 Также мною был создан персональный сайт по адресу  http://nsportal.ru/kravchenko-yuliya-vasilevna, на котором размещены электронные методические материалы для воспитателей. На сайте http://pedsovet.org я являлась участником 13-го Всероссийского интернет-педсовета, на котором делилась опытом с педагогами других регионов России, а в рамках 14-го Всероссийского интернет-педсовета на данном сайте я участвовала в конкурсе эссе "Один день из жизни педагога" с материалом  «Ах, этот первый выпускной!» и являлась участницей видеовстречи с Ивон Андре (США), основателем и руководителем Global SchoolNet Foundation.

        Работа с родителями:

На данном этапе на основе результатов анкетирования родителей, согласно плану  работы с родителями мною было проведено родительское собрание, на котором подробно рассказала родителям о содержании работы по развитию речи, творческого мышления, воображения детей, о важности проведения своевременной работы в данном направлении, а также о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления у детей полученных умений и навыков. В группе создан уголок для родителей, куда входят памятки, рекомендации. Также родителям рекомендовала завести специальную папку, куда помещались  наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества помогает ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.  А затем совместно с родителями создали альбом, куда отбирались наиболее яркие фантазии детей, выраженные в изобразительном творчестве. Также совместно с родителями собрали интересные высказывания, умозаключения, стихи, рассказы, сказки, фантастические истории,  придуманные детьми и их родителями, которые разместили в книге «Юные писатели». Совместно с родителями проводилась проектная деятельность. Такая работа способствовала  проявлению творческой активности родителей, интереса к творчеству собственных детей.

        Работа с детьми:

На основании результатов начальной диагностики, согласно календарно-тематического плана работы (приложение), комплекса игр и игровых упражнений по развитию речи и творческого воображения (приложение) я начала работу с детьми в двух основных моделях организации образовательного процесса: в совместной деятельности с детьми (как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) и в самостоятельной деятельности детей.

В своей работе использую различные формы организации детей: групповая, подгрупповая, фронтальная, индивидуальная. Объединяя детей в подгруппу, учитываю, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.

Основные трудности при составлении структуры НОД – сделать её яркой, интересной. Выход из положения – разнообразные формы проведения НОД (традиционные, комплексные, интегрированные, занятия с элементами соревнования, конкурсы) Также провожу сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения детей. 

В своей работе в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, я использую такие формы: мероприятия по развитию связной речи (праздники, развлечения, выставки), сочинение и разгадывание загадок, составление творческих рассказов, сказок, рифмованных текстов, игры-драматизации, решение проблемных ситуаций, пальчиковые и речевые игры, игровые упражнения, работа с картиной.

Все умения и навыки, которые дети приобретаю во время НОД и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, стараюсь закреплять во время самостоятельной деятельности.

В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии, которые можно рассматривать как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья. Во время НОД и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, я использую пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику. Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во время НОД физкультминутки организуются мною систематически. Так же ежедневно мною проводится утренняя и бодрящая гимнастики.

Также в работе с детьми я использую игровые технологии в различных видах деятельности. Игровую форму в образовательном процессе создаю при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство стимулирования детей к деятельности.

Технология проектной деятельности также используется мной для развития свободной творческой личности ребенка. Технология проектной деятельности дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему адаптироваться к современному миру, учит его работать с проблемами. Наши проекты с детьми в младшей группе: «Весенняя сказка», в средней группе: «Моя нарисованная сказка», «Форма для солдат», в старшей группе: «Мой подарок маме», в подготовительной к школе группе: «Сочиняем снежную сказку» (приложение). Причем во всех проектах принимали участие родители воспитанников.

В дошкольном образовании становится все более актуальным использование информационно-коммуникационных технологий (мультимедийного оборудования, компьютера, музыкального центра). Я использую их во время НОД и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, при оформлении документации, в работе с родителями и педагогами. Например, при подготовке к педагогической гостиной для родителей: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ игр» мною была создана презентация на тему: «ТРИЗ – игры, используемые в ДОУ» (приложение), а в работе с педагогами – презентация на тему: «Интеллектуальное развитие одаренных детей дошкольного возраста», которую я представила на КПК педагогов ДОУ «Организация образовательного процесса для детей, имеющих особые образовательные потребности» в ГОАУ ДПО Амурском областном институте развития образования.

Одна из целеполагающих технологий, используемая мной в работе – ТРИЗ технология. В рамках этой технологии провожу свою работу по следующим направлениям:

  • Обучение детей созданию образных характеристик объектов.
  • Составление рифмованных текстов.
  • Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
  • Обучение составлению текстов сказочного содержания.
  • Формирование у детей системного мышления.
  • Развитие творческого мышления, воображения.

Обучение детей созданию образных характеристик объектов.

По данному направлению мной проводилась такая работа, как обучение детей   составлению сравнений, загадок, метафор.

В младшей группе мы составляли сравнения по признаку цвета, формы и т.д.  Например, на прогулке я предлагала сравнить прохладный ветер по температуре с другим объектом. В средней группе задача усложняется. В составляемой фразе признак уже не произносится. Например, на прогулки я предлагала сравнить желтые одуванчики с другим объектом. В старшей и подготовительной к школе группах дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному мной признаку. Например, сравнить дерев с другими объектами.

Для работы в данном направлении активно использую пособие «Загадки от солнца». Этим пособием  стала пользоваться со средней группы. Мы с детьми обговорили обозначения каждого предмета изображённого на рисунке: пирамидка обозначает цвет, мяч – форма, вертолёт – действие, грибки – размер, арбуз на дольки – части, вопрос – вкус, запах, состояние.

Параллельно работе по составлению сравнений с младшей группы началась работа и по составлению загадок. При составлении загадок использую наглядные модели: таблицы, дидактическое пособие «Загадки от солнца». Загадки с детьми я составляю по моделям:                                  Модель 1. Загадки по признакам (Какой?        Что такое же?)                          Модель 2. Загадки по действиям (Что делает?        Что делает тоже действие?)  Модель 3.  Загадки по ассоциации (На что похоже?        Чем отличается?)

Для работы в данном направлении активно пользуюсь пособием «Гусеничка».

Составление рифмованных текстов.

Работу по обучению детей составлению рифмованных текстов вела последовательно и в игровой форме. На первом этапе детям была предложена настольная игра «Складные картинки» из 5 пар картинок, далее задача усложнялась до 20-25 пар. На втором этапе - словесная игра «Придумай рифмованное слово», далее мною была предложена игра «Придумываем рифмованные строчки», в ходе которой я предлагала детям рифмованную пару, с которой они сочиняли рифму. После освоения рифмованных строк мы перешли к составлению рифмованных текстов.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

При обучении детей составлению рассказа по картине я столкнулась с тем, что они фактически повторяли мой рассказ с незначительными изменениями. Ребенок практически не строил свой рассказ, а повторял предыдущий, что приводило к потере интереса к данному виду деятельности. Поэтому для побуждения детей к выделению объектов на картине я использую такие игровые приемы, как «подзорная труба», «вхождение в картину» с помощью какого-либо органа чувств, «Машина времени» преобразование объектов во времени. В подготовительной к школе группе, работая с картиной, дети не только описывают ее, но и преобразовывают содержание картины с помощью основных приемов фантазирования «Увеличение – уменьшение», «Деление – объединение» и т.д.

Обучение составлению текстов сказочного содержания.

Современными программами предусмотрена работа с текстами сказочного содержания, но, в основном, это анализ текстов сказок, его пересказ. Дети испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Чтобы научить дошкольников составлять сказку, я познакомила его с моделями, на основе которых составляется текст. Работа по обучению детей составлению сказок в условиях детского сада была организована мной по двум направлениям:

  1. Игры и творческие задания.
  2. Создание педагогических условий для усвоения детьми моделей составления сказок:
  1. Модель с помощью метода «Каталога». Детям предлагаю сочинить сказку с помощью какой-либо книги, задаю детям вопрос, ответ на который ребенок находит, указав слово на  открытой странице выбранного текста. Ответы, найденные в книге, собираются в единую сюжетную линию. Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Метод создан для снятия психологической инерции и ломки. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти). Последовательность вопросов может быть следующей: О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось?                                                                                        Предполагаемый ход действия сказки: Жил-был.… И был он какой? Умел делать что? Делал он это, потому что.… Но в это время жила-была…Она была.…Однажды между ними случилось…Им помогла.…Сделала она это, чтобы… и т.д.  

2.Модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа». На доске я изображаю сказочную «Волшебную дорожку» с 3-4 ячейками по диагонали. Так как в основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться, я выбираю героя сказки, дети описывают его и мы придумываем цель его деятельности. Далее идет активное обсуждение реализации этой цели.

  1.  Модель составления сказки с помощью метода «Снежного кома». Основан на применение системного оператора для синтеза фантастических ситуаций. Часто, придумав с детьми какой-либо предмет, мы прекращаем говорить и обсуждать с детьми то, что будет дальше. А дети часто хотят об этом поговорить, вот здесь и пригодится метод снежного кома. Я предлагаю детям игру «Фантастические гипотезы»: предлагаю детям поразмыслить, что было бы, если… дальше называется любой предмет и действие. Например: что было бы, если б внезапно исчезло солнце или к нам пришёл слон?        

Творческие работы детей оформляем в книжки. Так, в младшей группе оформлена книга комиксов, «Весенняя сказка», в средней – «Салат из сказок», «Моя нарисованная сказка», в старшей – «Стишок про нас», «Новогодняя сказочка»,«Новые приключения Лунтика», в подготовительной – «Снежная сказка». Также дети инсценируют свои творческие работы в театральном уголке.                  

Работу по        формированию у детей системного мышления, развитию творческого мышления, воображения провожу посредством игр и творческих заданий.

  1. Четвертый этап – аналитический.

На данном этапе мною была проведена диагностика уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников, которая показала положительную динамику в развитии речи, творческого мышления и воображения дошкольников. Также по результатам анкетирования родителей и воспитателей было выявлено повышение уровня знаний у родителей и воспитателей в вопросах использования элементов технологии ТРИЗ в развитии речи детей.

Полученные результаты дают право утверждать, что систематическая работа по развитию речи, творческого мышления, воображения детей с использованием ТРИЗ технологии, ее методов и приемов является плодотворной и эффективной. Планирую продолжить работу по данному направлению до конца учебного года.

Продуктивность педагогической деятельности.

Список используемой литературы.

  • Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.  
  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.
  • Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2
  • Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.
  • Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.
  • Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопр. Психологии. 1993. № 2.
  • «Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т.А. Сидорчук. Челябинск, 2000.
  • Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.,2000.
  • Мурашковская И.Я., Валюмс Н.П. Картинки без запинки. СПб,  1995.
  • Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998.
  • Эльконин Д.В. Детская психология. Развитие ребёнка от рождения до семи лет. – М., 1960.                                                                        
  • http://www.trizland.ru/
  • http://www.altshuller.ru/triz/
  • http://trizinfo.by.ru/
  • Апресова А.Г.  Окно в школьный мир. Программа и методическое  обеспечение  интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7лет к обучению в школе (Технология ТРИЗ), 2010. – 232с.
  • Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского садка. Познавательное развитие. Развитие речи, 2008. – 333с.
  • Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
  • А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада»
  • А.В.Корзун «Веселая дидактика», 2000. – 72 с.
  • О.В.Акулова, Л.М.Гурович «Образовательная область «Чтение художественной литературы»: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М. :ТЦ «СФЕРА», 2012. – 192 с.
  • Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа»: М., ООО «Центр педагогического образования», 2009. – 176 с.

Кравченко Юлия Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование работы с детьми 2 младшей группы по формированию элементарных математических представлений (из опыта работы)

Предусмотрены задания по разделам                  1. Количество и счет         ...

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....

Формы работы с детьми по формированию элементарных математических представлений (из опыта работы)

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребе...

Система опыта работы по обучению детей правилам дорожного движения «внимание – светофор» на 2017 – 2019 учебный год

АктуальностьВ нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдение...

«Математические сказки, как одна из форм работы с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы).

Математическая сказка - это история, которая содержит содержание сказки, раскрывает мир математических понятий для детей и развивает логическое мышление и когнитивные функции путем понимания сюжета ис...

Представление из опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры с прищепками».

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Статистические данные последних лет показывают, что значительно возросло число детей с речевой патологией.С течением времен...