Познавательно-творческий проект «Осенины».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к   обычаям старины, к русскому народному фольклору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_otchet_oseniny.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект «Осенины».

Группа:    подготовительная №8

Месяц:    сентябрь

Форма итогового мероприятия: Инсценировка этюдов фрагментов праздника «Осенины на Руси» (ярмарка, хоровод, засолка капусты)

Дата проведения итогового мероприятия:     26.09.14 г.

ФИО ответственного воспитателя:  Ковалевская В.В.

Проект «Осенины»

Тип проекта: познавательно-творческий

Классификация: долгосрочный (2 недели)

Состав участников: групповой

Участники: дети, родители, воспитатели

Используемые образовательные технологии:

  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
  • Коммуникативные игры
  • Технология  музыкального воздействия
  • Технология воздействия живописью, лепкой, аппликацией
  • Технология воздействия театрализацией
  • Технология познавательного воздействия
  • Технология воздействия сказкой (мультфильмы)

Цели и задачи проекта:

Цель: Формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к          обычаям старины, к русскому народному фольклору.

Задачи:

  • Формировать интерес к окружающему миру;
  • Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.
  • Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, русский фольклор, восприятие пейзажной живописи на примере картин «Яблочный спас», времена года О. Нагорная, Венецианов А.Г, русская народная вышивка, о бытие в «Осенины»;
  • Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни и танцы.
  • Развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи;
  • Воспитывать языковое чутье, желание говорить правильно и красиво;
  • Совершенствовать умение выразительно декларировать стихи, читать произведения, инсценировать;
  • Формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания, самостоятельности и активности, инициативности в общении;
  • Развитие творческих способностей детей при создании индивидуальных и коллективной работы( лепка, аппликации), сюжетных композиций;
  • Показать взаимосвязь устного, изобразительного, театрального и музыкального искусств;
  • Дать детям возможность почувствовать себя хранителями национальной культуры, фольклора, традиций России;
  • Создать условия для совместной деятельности детей, их родителей, педагогов;

        Пути решения поставленных задач:

Закрепить знания детей к истории своей страны, к обычаям старины, к русскому народному фольклору;

  • Развивать связную речь – использовать в ответах и рассказах сложноподчиненные предложений (потому что), сравнительные обороты речи.

   Развивать фонематический слух- различать и воспроизводить

  • Развивать наблюдательность, умение делать выводы. Находить взаимосвязь природных явлений и этапов проведения празднования «Осенин», Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью.
  • Воспитывать в детях бережное отношение к окружающей среде;
  • Развивать артикуляционную моторику – подвижность губ, нижней челюсти при помощи проговаривании поговорок и скороговорок.
  • Учить соблюдать правила подвижной коллективной игры.
  • Развивать логическое мышление – учим детей отгадывать загадки, выстраивать логические цепочки, играя в игру «Закончи предложение».
  • Учить создавать индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные композиции, используя различные материалы и способы создания изображений.
  • Осень в музыке. Знакомство с осенними народными праздниками, русским народным творчеством, стихами, рассказами об осени, народными приметами, песнями хороводами.
  • Рассматривание картин об осени известных художников. (урожай в искусстве.

Содержание проекта в театральном воспитании:

Исполнительская деятельность.

  1. Разучивание и исполнение песен и стихов об осени
  2. Разучивание и исполнение хоровода

Творчество и импровизация:

  1. Игра на музыкальных, деревянных инструментах, проигрывание «Ярмарки», имитирование засолки капусты, чаепитие.

Предварительная работа.

Оформление вида ярмарки с натуральным урожаем, инвентаря;

Разучивание танцевального и песенного репертуара, стихотворений;

Проведение досуга с использованием рассматривание картин об осени известных художников.

Просмотр известных сказок по теме.

Работа с родителями:

Подготовка костюмов для театрализации, дегустация детьми  после ярмарки на чаепитии .

Итоговое мероприятие:

Интегрированное занятие (образовательная область «Художественно-эстетическое  развитие», музыка и рисование, лепка, аппликация,  инсценировка этюдов фрагментов праздника «Осенины на Руси» (ярмарка, хоровод, рубление и засолка капусты) .

Модель трех вопросов

Тема «Осенины»

(о праздниках в осенний период-сентябрь)

ФИ ребенка

Что я знаю?

Что я хочу узнать?

Как узнать?

Федоров Кирилл

Дарят подарки, радуются

Еще не решил

На площадке, от дрезей

Боброва Вика

Водят хороводы, хлебом

Угощают всех, в гости ходят

Сколько по времени они собирают урожай? Чем собирали?

От друга, педагога, от родителей, родственников

Ермалаева Кристина

Веселятся, праздник урожая, трудятся

Не знаю

От друга, воспитателя, в книжках

Каганович Ульяна

Собирают урожай, заготовки на зиму, девичьи хороводы, змеи уползают

Не решила еще

Музеи, песни, картины, газеты

Трофимова Милана

Хороводы водят, капустный период, движение змей

Кто шил для них наряды, и где их покупали, почему так много урожая капусты?

Сходить в музей, из книг, от бабушки с дедушкой

Бабылев Сергей

Собирали урожай, семена, сидели дома при свечах, закалывали барана

А в деревне сейчас тоже также встречают осень?

Из музея, песен

Поэтапное развитие проекта «Осенины»

Этапы

Содержание

1

Выбор темы проекта

Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей. Инициатор воспитатель

2

Планирование

«Модель трех вопросов»

Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные  на реализацию проекта, базовые знания – осень в литературе, осень в искусстве, осень в музыке, осень в городе)

Планирование конечного продукта. В данном случае – интегрированное занятие. Совместная деятельность детей, воспитателей. Календарное планирование.        

3

Реализация проекта

Задача воспитателя: организация деятельности детей в центрах активности, оснащение центров оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта:

Создание развивающей среды (оснащение центров активности)

4

Презентация

Презентация конечного продукта (инсценировка этюдов, ХЭР)

5

Завершение проекта

Анализ, подведение итогов

Содержание и этапы реализации проекта:

Сроки

Действия по реализации проекта

Сентябрь,

2 недели

*Беседы с детьми и родителями;

*Оформление информации для родителей;

*Наблюдения в природе;

Художественно-эстетическое развитие;

*Подготовка костюмов, танца, продуктов, природных материалов;

1-2 неделя

Подготовка к  показам этюдов

2 неделя

Организация и проведение праздника, ярмарки в Осенины

2 неделя

Презентация проекта

Системная паутинка проекта «Осенины»

Образовательная область

Непосредственно образовательная деятельность

1

Социально-коммуникативное развитие

  • Беседы о том, как в далекую старину русские люди жили, трудились, а вечером отдыхали да веселились
  • Беседа о земледельческом календаре
  • Беседа о праздновании праздника урожая «Осенины»
  • Беседа «Что растет на огороде?»
  • Беседа «Что растет в лесу?

2

Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование (портрет осени, лепка корзина с грибами, аппликация коллективная из осенних листьев и индивидуальная ягода рябина;
  • Слушание музыкальных произведений А. Вивальди «Времена года», Роман Гуцалюк - Осенины. Музыкально-литературная композиция, Осенины Чайковский-Октябрь, Николай Гедда «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан»;
  • Рассматривание картин «Яблочный спас», времена года О. Нагорная, Венецианов А.Г, русская народная вышивка, о бытие в «Осенины»;
  • Разучивание ведения хоровода

3

Речевое развитие

  • Рассматривание картин «Яблочный спас», времена года О. Нагорная, Венецианов А.Г, русская народная вышивка, о бытие в «Осенины», составление рассказов по ним;
  • Чтение произведений:

- И. С. Тургенев Осенний день в берёзовой роще

-  И. С. Соколов-Микитов Короткие рассказы про осень: Осень рассказ, Листопадничек Сказка, Лес осенью, Осень в лесу, Пролетело жаркое лето рассказ, Осень в Чуне.
- И. А. Бунин
Антоновские яблоки.

          -  Джанни Родари. Приключения Чиполлино

          -В. Нестеренко «О чем мечтают зерна?»

4

Познавательное развитие

  • Закрепить представление о заготовке овощей и фруктов на зиму;
  • Познакомить с цифрой 8;
  • Закрепить знание о составе числа 7 из 2 меньших
  • Упражнять в определении пространственного расположения предметов на листе бумаги.

5

Физическое развитие

Физкультминутки «Кнам на длинной тонкой ножке», «Времена года»;

П/и: «Колдунчики», «Гуси-лебеди», «Сторож», «Салки с обручем».

Список литературы:

  • А.Я Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • Портреты писателей, поэтов, композиторов и художников
  • Книга-календарь «Круглый год» раздел «Осень»

  • И.Н. Головачева «Народные игры». «Музыкальная палитра».

                        ООО Редакция журнала «Музыкальная палитра».  4/ 2006.

  • Н.А. Минулина  «Покровская ярмарка». «Музыкальный руководитель» 5/ 2006. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
  • Г.М. Науменко «Раз, два, три, четыре, пять - мы идем играть». Москва. «Просвещение» 1995 .
  • М.А.Давыдова «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников».  Москва «Вако» 2007.
  • А.В.Орлова «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду». Владимир 1995.
  • «Конспекты комплексно-тематических занятий», подготовительная к школе группа,Н.С. Голицына, 2013 г.
  • О.С. Ушакова, «Развитие речи детей, 5-7 лет», 2011 г.
  • Л.В. Минкевич «Математика в детском саду», Москва, 2011.
  • Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы» подготовительная группа, 2014 г.
  • Гирченко И.А.  «Подвижные игры», 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».

Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания  ко всему живому....

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»

Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...

Познавательно-творческий долгосрочный проект «Нам на улице не страшно».

Представляю вашему вниманию познавательно-творческий долгосрочный проект по обучению детей правилам дорожного движения «Нам на улице не страшно»....

Познавательно – творческий групповой проект «Моя семья»

Формирование у детей понятия семья и семейные традиции,  повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка....

Познавательно-творческий , групповой проект "Растительный мир Южного Урала"

Познавательно-творческий, групповой проект: «Растительный мир Южного Урала».(1 часть – «Деревья»).Автор проекта: воспитатель Грачёва Юлия Валерьевна.Участники проекта: воспитатели, дети коррекци...

Познавательно-творческий групповой проект "День Победы!"

Данный проект направлен на формирование у детей представленийй о Великой Отечественной войне, воспитание у дошкольников чувства гордости за свою Родину....

Познавательно-творческий кратковременный проект: «Маленькие богатыри» для детей старшей группы .

Познавательно-творческий  кратковременный проект:      «Маленькие богатыри»...