Интегрированное занятие «Что мы знаем об огне» (для детей 6 – 7 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лещенко Валентина Михайловна

  Закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности.

 Закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре.

Научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях.

 Знакомить с огнём и его свойствами.

Закрепить знания детей о профессии пожарного.

 Развивать любознательность, память, логическое мышление.

Расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность.

Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chto_my_znaem_ob_ogne.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие «Что мы знаем об огне»

(для детей 6 – 7 лет)

Автор: Лещенко Валентина Михайловна,

воспитатель МДОУ «Детский сад №2

«Солнышко»   комбинированного вида»,

Мурманская область,  г. Оленегорск.

Цель: закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности.

Задачи:

- Закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;

- научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;

- знакомить с огнём и его свойствами;

- закрепить знания детей о профессии пожарного;

- развивать любознательность, память, логическое мышление;

- расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;

- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.

Словарная работа: каска, морозостойкая, перчатки трёхпалые диэлектрические, рукавицы с крагами, карабин, диспетчер, кокарда, каланча, дозорный.

Оборудование: форма пожарного: каски, маска, сапоги и т.д.; фотографии с изображением пожарной техники, формы пожарного раньше и сейчас; картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности; видеоролик «пожарные на учении». Материал для опытов с огнём: металлический поднос, свечи, ёмкости с водой, песком, землёй, стеклянная колба.

Предварительная работа:

 - чтение рассказов, заучивание стихотворений, пословиц о пожаре

 - рассматривание сюжетных картинок на противопожарную тематику

 - загадывание загадок

 - беседа «Огонь – важное открытие человека»

 - встреча с работником пожарной части

 - экскурсия в пожарную часть

 -  просмотр мультфильма С.Я. Маршака «Кошкин дом».  

Ход занятия:

Дети входят в зал.  Садятся на стульчики.

Выступление заранее подготовленных детей - «танец Огня».

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам загадаю загадку. Вы готовы отгадать её?

 Нельзя понюхать и сорвать

 Цветочек этот аленький.

 Бывает он большой-большой,

 Бывает очень маленький.

 И воду он совсем не пьёт,

 А если выпьет, то умрёт.     (Огонь)

Он красив и ярко-красен, но он жгуч, горяч, опасен!   (Огонь)

Как вы догадались, что загадка про огонь?  (Нельзя сорвать, цветочек аленький, боится воды).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

Дети: Про огонь.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами отправляемся на увлекательную и полезную экскурсию в музей Огня. Я приглашаю вас пройти в автобус и занять свои места (дети садятся на стулья, имитирующие автобус). Пока мы едем, я расскажу вам сказку.

   «В одном небольшом городке жила-была спичка. Она была весёлой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всём на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, выходя на улицу – за деревья, дома, кусты, траву и всё, что ей попадалось на пути. Всё это загоралось. Люди стали её бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они её делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросила о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть – это спичечный коробок. Положил её не одну, а с сестричками. С тех пор непослушная спичка живёт в спичечном коробке, и загорается она только тогда, когда это необходимо человеку».

Предлагаю поиграть в игру на тему «Польза и вред огня».

Воспитатель:  Какую пользу приносит огонь?

Дети: С помощью огня мы варим еду, обогреваем жильё, освещаем дома.  (На  мультимедийном экране появляются картинки к ответам детей)

Воспитатель: Что может произойти от неосторожного обращения с огнём?

Дети: От неосторожного обращения с огнём могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.

Воспитатель: От чего возникает пожар?

Дети: От игры со спичками, зажигалками, от оставленных включённых электроприборов, включенных газовых плит.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо рассказали о пользе и вреде огня.

 Вот и приехали в музей Огня. Мы с вами находимся в первом зале нашего музея. Здесь находится «картинная галерея».  Рассмотрите внимательно картины.

Что изображено на первой картине? Чем опасно?  Почему так делать нельзя? (Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае)

Давайте попробуем рассказать о правилах пожарной безопасности:

- Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нём ребята помните. Спички не тронь, в спичках огонь!

- Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником!

- Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз

- Правило четвёртое: хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь

- Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом костёр не жалей, землёй забросай и водою залей.  

Воспитатель: Ребята, если мы с вами будем соблюдать эти правила, с нами никогда не случится беда.   Я предлагаю вам поиграть в игру «Огонь и вода».  

Воспитатель: Стоп игра! Ребята, вода не смогла догнать огонь и потушить его, а, значит, этот маленький огонёк может превратиться в большой пожар.

А кто же помогает людям справиться с пожаром?

Дети: Пожарные.

Воспитатель: О профессии пожарного мы с вами узнаем, если пройдём в следующий зал нашего музея.

Ребята у каждого пожарного есть специальная форма. Посмотрите, какая форма была у пожарного раньше.   Раньше пожарные тоже надевали костюмы. Они были очень неудобные - горели, намокали, и пожарному было трудно работать (обращаем внимание на фотографии пожарных прошлых лет), (входит пожарный) но теперь специально для пожарных разработаны костюмы из брезента, который не промокает и не горит в огне. Это более удобная, облегчённая, морозостойкая форма. Голову защищает шлем-маска, у него специальная пластина спереди, которая защищает лицо от огня (обращаю внимание детей на современную форму пожарных). Еще у пожарных есть противогаз, он защищает от дыма и угара при пожаре. Пожарные хранят свой костюм в пожарной части в специально отведенных для этого местах, чтобы при сигнале тревоги быстро и легко надеть всё нужное.

 Скажите, а зачем пожарному каска?

Дети: Каска защищает голову от ударов.

Воспитатель: Предлагаю померить каску (старого и нового образца). Дети делятся впечатлениями. (Каска нового образца легче и удобнее)

 Когда случается пожар, это очень опасно, а тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

Дети: Смелым, отважным, сильным, храбрым, добрым, мужественным,  ловким, быстрым, бесстрашным.

Воспитатель: Что необходимо,  чтобы стать пожарным?

Дети: Заниматься спортом, быть внимательным, знать много правил по спасению людей, много знать об огне.

 Воспитатель: Правильно вы всё говорите.

Предлагаю посмотреть, как тренируются пожарные (просмотр видеоролика «пожарные на учении»).

Наша экскурсия продолжается.

Ребята, какая техника помогает пожарным?

Дети: Пожарным помогают специально оснащённые пожарные  машины с сиреной  (с водой, с краном, со складной лестницей на крыше), экскаватор, пожарный вертолёт, самолёт.

Воспитатель:  Почему пожарная машина ярко – красного цвета?

Дети: Красный цвет - цвет опасности.  Чтобы издали её видели водители других машин и уступали место на проезжей части. Воспитатель: Что есть в пожарной машине?

Дети: Есть насос, пожарные рукава со стволами, костюмы, каски, противогазы, огнетушители.

Воспитатель:  А раньше у пожарных были повозки с бочками с водой, с лестницами, но самое главное здесь – лошади. Они должны были быть очень быстрыми. Впереди на самой быстрой лошади ехал трубач, который подавал знак об опасности. Обнаруживали пожары с каланчи (это самая высокая башня в городе), на которой стоял дозорный. Он внимательно смотрел по сторонам. И если замечал пожар, подавал сигнал с помощью колокола.

А в наше время, когда у всех есть телефон, какой номер необходимо набрать, чтобы вызвать пожарных? (01)    Что сказать?

Дети: Громко и чётко сообщив свою фамилию и домашний адрес, сказать,  где и что горит.

Воспитатель: Всё вы правильно говорите. Молодцы! Давайте пройдём в следующий зал нашего музея - это «Экспериментальная лаборатория».

Здесь мы с вами познакомимся с огнём и его свойствами. Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить без присмотра, как добрые действия огня превращались в «злые». Люди могли получить ожоги и отравления дымом. Сейчас я вам предлагаю узнать, чего же «боится» огонь?  Зажечь свечу и спросить:

- как вы думаете, если к нему прикоснуться, что будет?

_ чем можно потушить огонь? (ответы детей)

А давайте проверим!  И будем очень осторожны.

Опыт 1: На горящую свечу прольём немного воды (ребёнок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему?

Дети: Огонь погас, потому что он боится воды.

Воспитатель: Значит, огонь  можно потушить водой.

Опыт 2. Проводится аналогично с другими материалами: песком, землёй.  (ответы детей)

Воспитатель: Значит, огонь можно потушить песком, землёй.

Опыт 3. Зажечь свечу. Давайте накроем её стеклянной колбой. Что произошло?

 Дети: Огонь погас.

Воспитатель: Почему он погас?

Дети: Огню не хватило воздуха.

Воспитатель: Значит, огонь можно потушить, если перекрыть доступ воздуха.

Опыт 4.Воспитатель зажигает свечу, держит над её пламенем (на расстоянии 3-4 см.) фарфоровое блюдце. (Через некоторое время на них будет видно почернение, т.е. покрылись копотью).  Посмотрите, как вы думаете, что это?

Дети: Сажа, копоть, которая загрязняет воздух и вредит здоровью живых существ. Это очень вредно для окружающей среды!

Опыт 5: Зажечь свечу и задуть её.  Что вы увидели?

Дети: Дым.

Воспитатель: Он очень вреден для всего живого. Можно задохнуться.

Хочу вам дать один совет:

Кто с огнём неосторожен,

У того пожар возможен,

Ребята, помните о том,

Что нельзя играть с огнём.

На этом наша экскурсия закончилась, прошу всех пройти в автобус и занять свои места.

Ребята, что вы узнали об Огне?

Дети: Мы узнали, что огонь бывает добрым и злым. Что нельзя играть со спичками, пользоваться электроприборами без присмотра взрослых, оставлять без присмотра электрические приборы, костёр в лесу, нельзя тушить самостоятельно, т.к. мы очень маленькие. Надо позвать взрослых и позвонить «01».

Огонь можно тушить водой, снегом, песком, землёй.

Воспитатель: Ребята, а кто знает и может рассказать  стихотворение об огне?  (Дети рассказывают стихи об огне)

 1.Чтобы лес,  звериный дом,

 Не пылал нигде огнём,

 Чтоб не плакали букашки,

 Не теряли гнёзда пташки,

 А лишь пели песни птички,

 Не берите в руки спички!

2.Посмотрите, там и тут

 В небе плещется салют…

 Здорово, конечно,

 Если всё успешно.

 Но опасность на пути

 Стережёт — не обойти!

 Если что пойдёт не так,

 Если в фейерверке брак,

 Или прочь не отбежали,

 Иль в окно кому попали,

 В общем, столько тут вопросов!

 Не пускай салют без спроса!

3.Хочешь ты салют устроить?

 Хорошо, не станем спорить,

 Только, чтоб не пострадать

 Нужно в помощь взрослых звать!

4.Ребята, помните о том,

 Что нельзя шутить с огнём

 Кто с огнём неосторожен

 У того пожар возможен

5.Тот огонь, что с нами дружен,

 Очень всем, конечно, нужен.

 Но опасен, если бродит

 Сам собою на свободе.

Молодцы! Вы меня очень порадовали своими  знаниями.

Мы вернулись в детский сад.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация интегрированного занятия "Что мы знаем о воде?"(как части долгосрочного проекта)

Занятие "Что мы знаем о воде?"я проводила как итог проекта в подготовительной группе....

Интегрированное занятие " Что мы знаем о птицах"

Конспект открытого занятияна тему: «« Что мы знаем о птицах?»в 1 логопедической группе...

Конспект НООД интегрированное занятие "Что я знаю о воде?"

Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе «Что я знаю о воде». Цель занятия: - познакомить детей с основными свойствами воды;Программные...

Конспект интегрированного занятия по экологии с элементами экспериментирования для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»

Цель: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.Задачи: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).Развивать любознательность, мышлени...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ. Тема занятия: «Путешествие в зимний лес».

Конспект занятия описывает совместную работу (в тесной взаимосвязи)  учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы.Данное занятие позволяет  закрепить и систематизировать знания...