Методическая разработка по сенсорному развитию Занятие на тему «Фрукты»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Галкина Татьяна Владимировна

Предлагаю Вашему вниманию разработку коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие сенсорных процессов у детей с ограниченными возможностями интеллекта «Фрукты». Разработка будет полезна воспитателям специализированных учреждений дошкольных групп, воспитателям массовых дошкольных образовательных учреждений.

Известно, что сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Эти обстоятельства делают работу по сенсорному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью чрезвычайно актуальной. Данная  методическая разработка занятия ориентирована  на   активизацию у детей познавательных возможностей с помощью обучения их основным способами обследования объекта, расширение практического опыта, объёма их знаний и представлений об окружающем, развитие речи, формирование целенаправленных предметных действий. В процессе и при подготовке к занятию использовались современные коррекционные технологии: здоровьесберегающие, информационно – коммуникативные, элементы игровой терапии. Занятие разработано пошагово. Нагрузка на нервную систему детей распределяется так, чтобы они не чувствовали усталости.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по сенсорному развитию

Занятие на тему «Фрукты»

Методическая цель: Использование современных  педагогических технологий при проведении занятий по сенсорному развитию. Занятие: «Формирование представления о фруктах».

Пояснительная записка: Предлагаю Вашему вниманию разработку коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие сенсорных процессов у детей с ограниченными возможностями интеллекта «Фрукты». Разработка будет полезна воспитателям специализированных учреждений дошкольных групп, воспитателям массовых дошкольных образовательных учреждений.

Известно, что сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Эти обстоятельства делают работу по сенсорному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью чрезвычайно актуальной. Данная  методическая разработка занятия ориентирована  на   активизацию у детей познавательных возможностей с помощью обучения их основным способами обследования объекта, расширение практического опыта, объёма их знаний и представлений об окружающем, развитие речи, формирование целенаправленных предметных действий. В процессе и при подготовке к занятию использовались современные коррекционные технологии: здоровьесберегающие, информационно – коммуникативные, элементы игровой терапии. Занятие разработано пошагово. Нагрузка на нервную систему детей распределяется так, чтобы они не чувствовали усталости.

Структура занятия:

№ п/п

Структура занятия

Содержание

1

Цель занятия: 

Формирование представления о фруктах.

2

Задачи:

  • коррекционно – образовательная:

1.Учить детей знать и, по возможности, называть фрукты: апельсин, мандарин, банан, лимон, киви, их форму, цвет, величину, запах, вкус;

  • коррекционно – развивающие:

  1.Упражнять в способах сенсорного обследования фруктов  (рассмотреть, надавить,   погладить, понюхать, попробовать на вкус).

2.Коррекция речи, внимания, памяти;

  • Коррекционно – воспитательные:

1.формировать положительную установку на участие в занятии;

    2.Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, умение играть и заниматься    рядом.

3

Оборудование:

натуральные фрукты (апельсин, мандарин, лимон, банан, киви) целые и нарезанные на кусочки, корзина, фруктовая ваза, пальма, игрушка – обезьяна, салфетки влажные и сухие, ведёрко для использованных салфеток.

4

Организационный момент:

В гости к детям приходит забавный персонаж. Это формирует положительную установку на участие в занятии.

5

Ход занятия:

Дети, подражая  воспитателю, учатся пошаговому обследованию фруктов. Совместная деятельность детей и педагога сопровождается живой эмоциональной речью, звучат стихи и загадки.

6

Заключительная часть.

Оценка деятельности детей.

Конспект занятия на тему «Фрукты»

Цель занятия: Формирование представления о фруктах.

Задачи:

  • коррекционно – образовательная:

1.Учить детей знать и, по возможности, называть фрукты: апельсин, мандарин, банан, лимон, киви, их форму, цвет, величину, запах, вкус;

  • коррекционно – развивающие:

  1.Упражнять в способах сенсорного обследования фруктов  (рассмотреть, надавить,   погладить, понюхать, попробовать на вкус).

2.Коррекция речи, внимания, памяти;

  • Коррекционно – воспитательные:

1.формировать положительную установку на участие в занятии;

    2.Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, умение играть и заниматься    рядом.

Оборудование: натуральные фрукты (апельсин, мандарин, лимон, банан, киви) целые и нарезанные на кусочки, корзина, фруктовая ваза, пальма, игрушка – обезьяна, салфетки влажные и сухие, ведёрко для использованных салфеток.

Предварительная работа: рассматривание муляжей фруктов, просмотр презентации «Фрукты».

Организационный момент: воспитатель приглашает детей в группу, дети входят, здороваются с гостями.

Воспитатель: Из далекой жаркой Африки к нам приехала обезьянка. ( Обезьяна сидит на пальме, под пальмой – корзина с тропическими фруктами.) Поздоровайтесь с нашей гостьей.

Дети: здравствуй,  обезьянка! (Обезьяна здоровается с каждым ребёнком за руку, называя его по имени).

Воспитатель:  Давайте посмотрим, что принесла нам обезьяна. (Приглашаю  детей сесть за стол, на котором уже стоит красивая  ваза для фруктов).  По - одному достаю фрукты из корзины,  рассказываю о каждом из них и показываю способы обследования фруктов).  

Говорю: 1. Апельсин! (прошу детей повторить) -  это фрукт. Он круглый,  большой, яркий, оранжевый, сладкий, сочный,  покрыт шероховатой кожурой.  Очень красивый. Апельсин можно есть. (Передаю апельсин в руки  ребёнку, он, поглаживая, катая его между ладонями, исследует  форму, фактуру; сжимая, узнаёт, фрукт твёрдый или мягкий, нюхает, знакомясь с ароматом плода).

Воспитатель:   Спелый, сочный апельсин в фруктах -  первый витамин,

                           До чего же он хорош и на солнышко похож!

(После того, как апельсин побывал в ручках каждого ребёнка, перекладываем его в вазу)  

Достаю из корзины второй фрукт -2. Мандарин (прошу детей повторить).

Читаю стихотворение:           Угадать мандарин

                                                  Очень даже просто:

                                      Апельсин ни дать, ни взять

                                     

                                       Только меньше ростом.

Такой же круглый, оранжевый, сочный, вкусный, только маленький.

Дети исследуют мандарин выше перечисленными способами, сравнивают его величину с величиной апельсина путём приложения.  По окончании исследования мандарин укладывается во фруктовую вазу.

3.Достаю из корзины  лимон и говорю: Лимон – это фрукт (дети повторяют). Он растет на дереве. Лимон овальный, жёлтый, твердый, очень ароматный.  Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай.  (Рассказывая, показываю способы обследования фрукта). Передаю его детям. Дети рассматривают лимон, подражая воспитателю).

Я с жёлтой кожицей лимон –

                                                    Витаминов полон дом.

В чай добавь меня скорей –

Будешь выглядеть бодрей!

Воспитатель: Что же ещё интересного есть в нашей корзине? Загадаю загадку:

Отгадать не очень просто,-

Вот такой я фруктик знаю-

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе,

Птица есть ещё такая,

Называют так же – киви!

Достаю из корзины фрукт и говорю: киви!  (прошу малышей повторить)

4. Киви – это фрукт. Он овальный, шершавый, покрыт коричневой мохнатой кожурой, под ней -  зеленая мякоть, очень вкусный и полезный. Его можно есть.

Передаю плод детям для рассматривания и обследования.

Достаю из корзины последний фрукт и называю его - банан.  (дети повторяют)

5. Банан – это  тоже фрукт. Он вытянутый, жёлтый, с гладкой кожурой, вкусно пахнет. Банан можно есть. Дети рассматривают банан, поглаживают, надавливают, нюхают.

Рассказываю шуточное стихотворение про банан:

                                                    В Африке растут бананы,

                                                    Их едят там обезьяны.

                                                    А когда мы едим бананы,

                                                    То тоже  похожи на… обезьянок!

Приглашаю детей пошутить, поиграть в обезьянок.

Физкультминутка..

Лучшие качели –

Гибкие лианы.

Это с колыбели

Знают обезьяны.

Кто весь век качается

Да- да- да!

Тот не огорчатся

Никогда!

(В.Берестов)

С началом текста все дети слегка пружинят  на двух ногах с раскачиванием рук вперед – назад;   на слова: «Да - да - да» - хлопают в ладоши; на две последние строчки – произвольные прыжки.

Хвалю всех детей. Беру в руки вазу с фруктами и, с целью выяснить, как дети запомнили фрукты, прошу их по очереди достать названный фрукт из вазы, показать его всем.

Воспитатель: А теперь пришло время попробовать фрукты на вкус. Хотите?

Дети: Да!

Кушать нужно чистыми руками. Вытрем руки салфеткой.  (Дети тщательно вытирают руки салфетками, сначала влажной, потом -  сухой. Использованные салфетки опускают в ведёрочко). Приглашаю детей сесть за стол. Ставлю на стол тарелку с нарезанными фруктами (каждый кусочек на шпажке), приговаривая:

Мы за столик сели,

                                                                Фартучки надели,

         Будем кушать фрукты –

     Полезные продукты!

Показываю малышам, как правильно пробовать фрукты, как почувствовать их аромат.

Дети пробуют, подражая воспитателю. Уточняю вкус фруктов: банан – сладкий, мандарин –

сладкий, апельсин – кисло – сладкий, киви – кисло – сладкий, лимон – очень кислый!!!

Детки повторяют.

III.    Заключительная часть.

Воспитатель: Какие вкусные и полезные фрукты! Давайте поблагодарим обезьянку за угощение и попрощаемся с ней.

Дети:  Спасибо, обезьянка! До свидания!

Используемая литература:

«Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью» под редакцией Дементьевой;

Нищева  Н.В. «Система коррекционной работы для детей с общим недоразвитием речи»; Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет»;

«Цикл занятий по развитию речи у детей 1 – 3 лет с проблемами в развитии» Авт. – Сост. Т.Б. Кротова, О.А. Минина, А.В. Можейко, Н.Н.Саранчин, В.М. Чернышова;

«Энциклопедия игр с малышом с рождения до 3 лет» Под ред. К. Чернер, М. Мерфи, Ч. Кларк.

 

 



Предварительный просмотр:

Методическая разработка по сенсорному развитию

Занятие на тему «Фрукты»

Методическая цель: Использование современных  педагогических технологий при проведении занятий по сенсорному развитию. Занятие: «Формирование представления о фруктах».

Пояснительная записка: Предлагаю Вашему вниманию разработку коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие сенсорных процессов у детей с ограниченными возможностями интеллекта «Фрукты». Разработка будет полезна воспитателям специализированных учреждений дошкольных групп, воспитателям массовых дошкольных образовательных учреждений.

Известно, что сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Эти обстоятельства делают работу по сенсорному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью чрезвычайно актуальной. Данная  методическая разработка занятия ориентирована  на   активизацию у детей познавательных возможностей с помощью обучения их основным способами обследования объекта, расширение практического опыта, объёма их знаний и представлений об окружающем, развитие речи, формирование целенаправленных предметных действий. В процессе и при подготовке к занятию использовались современные коррекционные технологии: здоровьесберегающие, информационно – коммуникативные, элементы игровой терапии. Занятие разработано пошагово. Нагрузка на нервную систему детей распределяется так, чтобы они не чувствовали усталости.

Структура занятия:

№ п/п

Структура занятия

Содержание

1

Цель занятия: 

Формирование представления о фруктах.

2

Задачи:

  • коррекционно – образовательная:

1.Учить детей знать и, по возможности, называть фрукты: апельсин, мандарин, банан, лимон, киви, их форму, цвет, величину, запах, вкус;

  • коррекционно – развивающие:

  1.Упражнять в способах сенсорного обследования фруктов  (рассмотреть, надавить,   погладить, понюхать, попробовать на вкус).

2.Коррекция речи, внимания, памяти;

  • Коррекционно – воспитательные:

1.формировать положительную установку на участие в занятии;

    2.Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, умение играть и заниматься    рядом.

3

Оборудование:

натуральные фрукты (апельсин, мандарин, лимон, банан, киви) целые и нарезанные на кусочки, корзина, фруктовая ваза, пальма, игрушка – обезьяна, салфетки влажные и сухие, ведёрко для использованных салфеток.

4

Организационный момент:

В гости к детям приходит забавный персонаж. Это формирует положительную установку на участие в занятии.

5

Ход занятия:

Дети, подражая  воспитателю, учатся пошаговому обследованию фруктов. Совместная деятельность детей и педагога сопровождается живой эмоциональной речью, звучат стихи и загадки.

6

Заключительная часть.

Оценка деятельности детей.

Конспект занятия на тему «Фрукты»

Цель занятия: Формирование представления о фруктах.

Задачи:

  • коррекционно – образовательная:

1.Учить детей знать и, по возможности, называть фрукты: апельсин, мандарин, банан, лимон, киви, их форму, цвет, величину, запах, вкус;

  • коррекционно – развивающие:

  1.Упражнять в способах сенсорного обследования фруктов  (рассмотреть, надавить,   погладить, понюхать, попробовать на вкус).

2.Коррекция речи, внимания, памяти;

  • Коррекционно – воспитательные:

1.формировать положительную установку на участие в занятии;

    2.Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, умение играть и заниматься    рядом.

Оборудование: натуральные фрукты (апельсин, мандарин, лимон, банан, киви) целые и нарезанные на кусочки, корзина, фруктовая ваза, пальма, игрушка – обезьяна, салфетки влажные и сухие, ведёрко для использованных салфеток.

Предварительная работа: рассматривание муляжей фруктов, просмотр презентации «Фрукты».

Организационный момент: воспитатель приглашает детей в группу, дети входят, здороваются с гостями.

Воспитатель: Из далекой жаркой Африки к нам приехала обезьянка. ( Обезьяна сидит на пальме, под пальмой – корзина с тропическими фруктами.) Поздоровайтесь с нашей гостьей.

Дети: здравствуй,  обезьянка! (Обезьяна здоровается с каждым ребёнком за руку, называя его по имени).

Воспитатель:  Давайте посмотрим, что принесла нам обезьяна. (Приглашаю  детей сесть за стол, на котором уже стоит красивая  ваза для фруктов).  По - одному достаю фрукты из корзины,  рассказываю о каждом из них и показываю способы обследования фруктов).  

Говорю: 1. Апельсин! (прошу детей повторить) -  это фрукт. Он круглый,  большой, яркий, оранжевый, сладкий, сочный,  покрыт шероховатой кожурой.  Очень красивый. Апельсин можно есть. (Передаю апельсин в руки  ребёнку, он, поглаживая, катая его между ладонями, исследует  форму, фактуру; сжимая, узнаёт, фрукт твёрдый или мягкий, нюхает, знакомясь с ароматом плода).

Воспитатель:   Спелый, сочный апельсин в фруктах -  первый витамин,

                           До чего же он хорош и на солнышко похож!

(После того, как апельсин побывал в ручках каждого ребёнка, перекладываем его в вазу)  

Достаю из корзины второй фрукт -2. Мандарин (прошу детей повторить).

Читаю стихотворение:           Угадать мандарин

                                                  Очень даже просто:

                                      Апельсин ни дать, ни взять

                                     

                                       Только меньше ростом.

Такой же круглый, оранжевый, сочный, вкусный, только маленький.

Дети исследуют мандарин выше перечисленными способами, сравнивают его величину с величиной апельсина путём приложения.  По окончании исследования мандарин укладывается во фруктовую вазу.

3.Достаю из корзины  лимон и говорю: Лимон – это фрукт (дети повторяют). Он растет на дереве. Лимон овальный, жёлтый, твердый, очень ароматный.  Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай.  (Рассказывая, показываю способы обследования фрукта). Передаю его детям. Дети рассматривают лимон, подражая воспитателю).

Я с жёлтой кожицей лимон –

                                                    Витаминов полон дом.

В чай добавь меня скорей –

Будешь выглядеть бодрей!

Воспитатель: Что же ещё интересного есть в нашей корзине? Загадаю загадку:

Отгадать не очень просто,-

Вот такой я фруктик знаю-

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе,

Птица есть ещё такая,

Называют так же – киви!

Достаю из корзины фрукт и говорю: киви!  (прошу малышей повторить)

4. Киви – это фрукт. Он овальный, шершавый, покрыт коричневой мохнатой кожурой, под ней -  зеленая мякоть, очень вкусный и полезный. Его можно есть.

Передаю плод детям для рассматривания и обследования.

Достаю из корзины последний фрукт и называю его - банан.  (дети повторяют)

5. Банан – это  тоже фрукт. Он вытянутый, жёлтый, с гладкой кожурой, вкусно пахнет. Банан можно есть. Дети рассматривают банан, поглаживают, надавливают, нюхают.

Рассказываю шуточное стихотворение про банан:

                                                    В Африке растут бананы,

                                                    Их едят там обезьяны.

                                                    А когда мы едим бананы,

                                                    То тоже  похожи на… обезьянок!

Приглашаю детей пошутить, поиграть в обезьянок.

Физкультминутка..

Лучшие качели –

Гибкие лианы.

Это с колыбели

Знают обезьяны.

Кто весь век качается

Да- да- да!

Тот не огорчатся

Никогда!

(В.Берестов)

С началом текста все дети слегка пружинят  на двух ногах с раскачиванием рук вперед – назад;   на слова: «Да - да - да» - хлопают в ладоши; на две последние строчки – произвольные прыжки.

Хвалю всех детей. Беру в руки вазу с фруктами и, с целью выяснить, как дети запомнили фрукты, прошу их по очереди достать названный фрукт из вазы, показать его всем.

Воспитатель: А теперь пришло время попробовать фрукты на вкус. Хотите?

Дети: Да!

Кушать нужно чистыми руками. Вытрем руки салфеткой.  (Дети тщательно вытирают руки салфетками, сначала влажной, потом -  сухой. Использованные салфетки опускают в ведёрочко). Приглашаю детей сесть за стол. Ставлю на стол тарелку с нарезанными фруктами (каждый кусочек на шпажке), приговаривая:

Мы за столик сели,

                                                                Фартучки надели,

         Будем кушать фрукты –

     Полезные продукты!

Показываю малышам, как правильно пробовать фрукты, как почувствовать их аромат.

Дети пробуют, подражая воспитателю. Уточняю вкус фруктов: банан – сладкий, мандарин –

сладкий, апельсин – кисло – сладкий, киви – кисло – сладкий, лимон – очень кислый!!!

Детки повторяют.

III.    Заключительная часть.

Воспитатель: Какие вкусные и полезные фрукты! Давайте поблагодарим обезьянку за угощение и попрощаемся с ней.

Дети:  Спасибо, обезьянка! До свидания!

Используемая литература:

«Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью» под редакцией Дементьевой;

Нищева  Н.В. «Система коррекционной работы для детей с общим недоразвитием речи»; Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет»;

«Цикл занятий по развитию речи у детей 1 – 3 лет с проблемами в развитии» Авт. – Сост. Т.Б. Кротова, О.А. Минина, А.В. Можейко, Н.Н.Саранчин, В.М. Чернышова;

«Энциклопедия игр с малышом с рождения до 3 лет» Под ред. К. Чернер, М. Мерфи, Ч. Кларк.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность методической разработкиПериод дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это врем...

Конспект занятия в младшей группе по сенсорному развитию на тему "Фрукты"

Конспект занятия в младшей группе по сенсорному развитию на тему "Фрукты"...

Методическая разработка по сенсорному развитию детей 2–3 года. Тема: «Снеговик»

Цель: Познакомить детей с формой — круга, размером, цветом.Задачи:1. Учить умению ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знания о цвете, размере, геометрической форме — круг.2. Формир...

План-конспект занятия по математике (сенсорное развитие) на тему "Фрукты". Ранний возраст.

План-конспект занятия по математике.По Сенсорному развитиюВ группе раннего возраста «Подсолнушки»Тема: «Фрукты».Цель: Закрепить название некоторых фруктов, учить выделять харак...

Методическая разработка по изобразительной деятельности «Ваза с фруктами» для подготовительной группы.

Данная разработка направлена на формирование умения составлять композицию на листе бумаги, развивать творческие способности детей....