Методическая разработка по сенсорному развитию "Играем развиваемся"
методическая разработка на тему

  Методическая разработка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_sensornye_igry.docx54.59 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Методическая разработка по сенсорному  

       развитию «Играем - развиваемся».

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное уклон  сенсорного  развития детей ,создаваемое сегодня во многих дошкольных учреждениях.

Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

В методическом пособии собраны игры:

 -выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

 группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;

- дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

-  определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением. 

- определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом;

- определять направление звука, развивать координацию движений и чувство ритма.

 Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

                         

                    КОМПЛЕКС ИГР
          ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

для детей 3-4 лет


В МИРЕ ЗАПАХОВ

Игра «Волшебный мешочек».

Цель: Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха. 
В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т.п.). Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить: «Что это?», — держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами или подарите цветок, который он правильно определил.

Игра 
«Что готовим?»

Цель: Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха. 
Воспитатель с детьми переходит на кухню (или в столовую). Здесь вовсю идет приготовление к обеду. Пусть дети назовут знакомую еду, имеющую характерный отчетливо выраженный запах: грибной суп, жареная рыба, пирог, апельсиновый сок... В дальнейшем можно усложнить игру, давая детям возможность отгадать еду с уже более сложным для определения запахом: картофельное пюре, тушеную капусту, фруктовый компот...

Полезно будет обратить внимание детей и на другие запахи: гренки, к сожалению, подгорели; в этой баночке пряности; здесь лук; это лавровый лист; а это укроп; это уксус (его нужно давать нюхать детям на расстоянии). 

Когда воспитатель будет гулять с детьми, нужно также обратить внимание на различные запахи.

— Так пахнет от автомобиля — бензином, а вот это — запах скощенной травы. Так пахнет дым от костра, а когда горят опавшие листья, запах совсем другой, а это горит резина. А теперь ощутите прекрасный запах цветов, которые растут у нас на клумбе: вот розы, вот ромашки, астры, ландыши, сирень...

^ 
ОСЯЗАНИЕ

Игра 
«Назови свойства материалов»

Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением. 
Демонстрационный материал к игре: образцы различных на ощупь материалов (гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон. 
Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратика-ми, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые... Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах. 

Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

Игра 
«Найди одинаковые»

Цель: Работать над умением определять название различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения, то есть формировать осязательное восприятие.
Приготовьте несколько разных лоскутков ткани, среди которых есть несколько пар одинаковых. Завяжите глаза ребятишкам льняным платком. Пусть малыши из 4—5 лоскутков ткани попробуют на ощупь определить, какие из них одинаковые.

Игра «Моем посуду»

Цель: Работать над умением определять название различных тепловых ощущений, опираясь на тактильные ощущения, то есть развивать осязательное восприятие.
Демонстрационный материал: тазы с теплой и холодной водой, наборы игрушечной посуды, сушилка для вымытой посуды.

Раздаточный материал: несколько предметов из набора кукольной посуды для мытья каждому ребенку,

Приготовьте заранее наборы кукольной посуды, которую нужно будет помыть, губки для мытья посуды и два таза с водой (в одном теплая вода для мытья посуды, в другом — холодная для ополаскивания), а также сушилку для вымытой посуды. Малыши будут помогать куклам мыть и ополаскивать посуду, а затем класть ее на сушилку. Дайте ребенку почувствовать контраст температур: используйте для мытья теплую воду, а для ополаскивания холодную воду. Обязательно дайте возможность каждому ребенку назвать, какой водой он моет, а какой ополаскивает посуду. Вариантом этой игры может быть мытье не посуды, а купание кукол и мытье разных игрушек. Мыть посуду в основном нравится девочкам, купание же разных игрушек может заинтересовать и мальчиков.

Игра 
«Лягушки»

Цель: Развивать речевой слух.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Лягушки».

Детям нужно встать в круг, затем педагог вместе с детьми читает стихотворение:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали: «Ква-ква-ква!»

Дети изображают прыгающих лягушек. После этого педагог предлагает одному из детей встать в круг, закрыть глаза и узнать, кто подает голосок. В это время один из детей, стоящий по кругу, произносит: «Ква-ква-ква!» Ребенок, стоящий в круге, называет имя того, кто только что заквакал.


Игра «Стирка белья»

Цель: Учить определять название различных влажностных свойств материала, устанавливать отношения между предметом или веществом и ощущением сухости или влажности этого предмета.
Для этой игры понадобится таз с водой, мыло и различная кукольная одежда, а также веревки для просушки белья и прищепки. Соберите кукольную одежду и постирайте ее вместе с детьми (стирка для них, естественно, будет чисто символической, в данном случае не ставится цель научить детей стирать). Конечно, для детей это будет самая настоящая стирка со всеми присущими ей атрибутами — от мыла до прищепок, которыми будем прикреплять к веревкам мокрое белье. Перед стиркой спрашиваем детей, какое белье сейчас: мокрое или сухое. Во время стирки, положив кукольную одежду в таз, снова спрашиваем, какое теперь стало белье. А теперь развешиваем мокрое белье. Потом дети снимают просушенное белье. Поговорите с детьми о том, к а к можно просушить белье (повесить на веревку, положить в сушилку и т.д.).

— Какое теперь стало белье? (Сухое.)
-Как мы это сделали? (Высушили его.)


ФОРМА И РАЗМЕР ПРЕДМЕТОВ

Игра «Собери игрушку»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места. Вкладыши можно раскрасить в соответствующие цвета. Дети должны самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят). Пусть дети вставят вырезанные кусочки в отверстия.


Игра «Картинка из фигур»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры нужны наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Эти фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы. Для воспитателя нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на фланелеграфе.

Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей детей. В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры. Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение. 


Игра 
«Чередование флажков» (по форме)

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры нужно приготовить по 4 - 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков, обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на фланелеграф, для воспитателя. Флажки для детей можно изготовить из картона. Педагог говорит, что улицы на праздники украшают флажками, но развешивают их не как попало, а в виде гирлянды, где чередуются флажки разной формы. Например, вот так (взрослый прикрепляет флажки на фланелеграф таким образом, чтобы прямоугольные флажки чередовались с треугольными). Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д. После того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог предлагает дошкольникам самим смастерить такую же гирлянду из флажков, которые лежат у них на столах. Во время работы детей воспитатель подходит к каждому ребенку и при необходимости помогает ему правильно разложить флажки.

Игра «Спрячь мышку»

Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.
Вариант 1.

Для этой игры нужны силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках домиков нарисованы мышки. Окошки на домиках разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Также понадобятся крышки для окошек (фигуры той же формы и размера, что и окошки в домиках). Таких домиков и крышек должно быть по одному набору для каждого ребенка. Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.
— Они сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Возьмите крышечки и закройте окошки так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, то есть чтобы окна были плотно закрыты. (Педагог помогает детям подобрать к окошкам нужные крышки.)
- Хорошо, теперь наступило утро, окошки нужно открыть. 

Наступил день.

Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку)?! Нужно быстро спрятать бедных мышек, чтобы кошка их не съела! 
Малыши снова закрывают окошки домиков, но теперь стараются сделать это как можно быстрее.
— Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Можно открыть окошки домиков, пусть мышки полюбуются на вечернюю зарю. Но вот снова наступает ночь, мышки ложатся спать, нужно закрыть окошки.


Игра 
«Спрячь мышку» 

Вариант 2.

Для игры нужно приготовить следующий материал: картонные домики шести цветов (20x15 см), посередине белый квадрат (8x8 см), на котором нарисована мышка (домик мышки), квадраты тех же шести цветов— дверцы (10x10 см), большая мягкая игрушка — кошка. Раздаточный материал: такой же материал меньшего размера — цветные листы 10x8 см, белые квадраты на них (5x5 см), цветные квадраты (6x6 см).

Воспитатель говорит детям, что они будут играть в игру 
«Спрячь мышку».

— Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышиные домики (расставляет три домика на демонстрационной доске, рядом кладет шесть квадратов всех цветов). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку.
Вызывает по очереди трех детей и предлагает им «закрыть окошко» (прикалывает булавками цветные квадраты), выясняет, все ли окошки хорошо закрыты. Если кто-либо допустил ошибку, вызывает ребенка для ее исправления.
— Теперь никто не видит окошки?
Достает спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей»: 
— Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети, вы не видели мышку?
Кошка уходит, не найдя мышку.
Детям раздается по одному листочку — «мышиному домику» (сидящим рядом следует давать листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов.
А теперь вы спрячете своих мышек, пока кошка спит.
Выберите из квадратов, которые лежат на ваших подносах, квадрат такого же цвета, как домик вашей мышки.
Когда все дети выполнят задание, кошка снова «идет на охоту». Воспитатель крадущимся шагом с кошкой в руках проходит по рядам и смотрит, у кого мышка «плохо спряталась». При этом надо дать возможность детям, которые ошиблись, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
В конце игры подводится итог:
— Все сегодня очень хорошо играли, все спрятали своих мышек, только некоторые ребята (называет имена) ошиблись (указывает, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз все обязательно хорошо спрячут мышек.


Игра 
«Нельзя»

Цель: Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться;
стимулировать внимание; развивать волевое внимание.
Приготовьте для этой игры различные игрушки (несколько каждого вида).

Воспитатель называет не ту игрушку, которую должен взять ребенок, а наоборот, он называет игрушки, которые брать нельзя. Например: «Саша, возьми любую игрушку, но кубики брать нельзя» или: «Оля, возьми любую игрушку, но зверей и кукол брать нельзя». С каждым разом увеличивается число запрещенных игрушек. После этого игрушки возвращаются на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не возьмут игрушку при запрещении четырех-пяти категорий игрушек.

Игра 
«Один - много» 

Цель: Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы; развивать волевое внимание, а также внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Для этой игры необходимы картинки, на которых нарисованы единичные и множественные изображения различных предметов. Картинки раскладываются на ковре, в хаотическом порядке. 

Играет музыка. Дети бегают по комнате. Когда музыка умолкает, воспитатель произносит слово «один или слово «много». Дети должны быстро найти картинку, на которой изображено столько предметов, столько названо воспитателем (один или много). Игра пройдет интереснее, если картинок с единичной или множественной совокупностью предметов будет на одну меньше, чем детей. Тогда ребенок, который не успевает взять нужную картинку, должен выполнить какое-нибудь шуточное задание. Лучше не удалять детей из игры при неправильном ответе, а дополнительно попросить показать, где один предмет, а где много. 


ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ


Игра 
«Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету, на две группы»

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные», названия цветов.
Для этой игры нужно приготовить кубики восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого.

Для группы из восьми детей необходимо иметь 80 кубиков (по 10 каждого цвета). Используются следующие цветовые сочетания:

красный— синий, 

желтый — фиолетовый, 

оранжевый— зеленый, 

синий — белый, 

черный — желтый.

Воспитатель показывает детям пять кубиков черного цвета и пять кубиков желтого цвета, перемешанных произвольно, объясняя при этом, что они разного цвета. Продемонстрировав кубик одного (черного) цвета, откладывает его в сторону. Затем показывает предмет другого цвета (желтого), откладывает его в другую сторону. Слово — название цвета воспитатель не произносит, а говорит только слова «цвет», «такой», «разные». Взяв в руки еще черный кубик, взрослый показывает его детям и спрашивает, куда его положить. Вначале он прикладывает черный кубик вплотную к желтому и говорит, что они разные. Затем прикладывает черный кубик к черному и поясняет, что они одинаковые. Воспитатель раскладывает первые две пары кубиков сам. При сортировке третьей пары предметов взрослый предлагает кому-либо из детей подойти к его столу, взять любой кубик, посмотреть, где лежат кубики такого же цвета, и положить туда свой кубик. Затем предлагает ребенку выполнить аналогичное задание с кубиком другого цвета.

Дети поочередно раскладывают по одной паре кубиков на столе воспитателя. Для того чтобы все были обеспечены материалом, можно брать другое цветовое сочетание предметов.

После объяснения и показа, малышам раздают индивидуальный материал для группировки (кубики разного цвета в разнообразных сочетаниях): каждому ребенку по пять предметов одного и по пять другого цвета, перемешанных произвольно.

Чтобы дети не подражали друг другу при выполнении задания, малышам, сидящим рядом, дают кубики разного цвета. Тем, кто быстро справился с заданием, можно дать для группировки еще десять кубиков нового цветового сочетания. 

Игра 
«Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов на две группы»

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «нетакой», «разные», названия цветов; продолжать формирование простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Для этой игры нужно приготовить жучков, вырезанных из плотного картона, надкрылья которых раскрашены в восемь разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, оранжевый, фиолетовый). Жучков каждого цвета должно быть по 10 штук на каждого ребенка, то есть по пять жуков двух цветов на каждого ребенка.

Детям предлагают цветовые сочетания: красный — оранжевый, оранжевый — желтый, синий — фиолетовый, желтый — белый, черный — фиолетовый, зеленый — синий, фиолетовый — красный.

Воспитатель показывает детям красных и оранжевых жуков, перемешанных произвольно, объясняет, что они разного цвета: такого (показывает красного жука) и такого (показывает оранжевого жука). Первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая жуков одного (красного) цвета в одну сторону, а жуков другого (оранжевого) цвета в другую сторону. Начиная с третьей парывоспитатель привлекает к группировке детей и предлагает вначале жука одного цвета приложить к соответствующей группе, а затем жука другого цвета приложить к другой цветовой группе. После того как все дети поочередно разложат по паре жучков на столе педагога, присоединяя их к соответствующим по цвету группам, им предлагают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания.

Желательно, чтобы каждый малыш группировал жуков разного цвета в разнообразных сочетаниях. Как и раньше, детям, затрудняющимся в группировке, предлагается прием прикладывания предметов вплотную.

Каждый ребенок группирует двадцать-тридцать жуков, оперируя объектами четырех-шести цветов. Дети, быстро справившиеся с работой, наблюдают за тем, как выполняют работу рядом сидящие товарищи. Воспитатель может спросить ребенка «Правильно разложил жуков Коля или нет? Какого жука он положил неправильно?»


Игра 
«Размещение бабочек двух заданных цветов при выборе из четырех»

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «нетакой», «разные», названия цветов; фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Обучать выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение сопоставлять разнородные предметы по цвету.
Для игры необходимы четырехцветные игровые поля – совмещенные квадраты или прямоугольники, изготовленные из картона, двадцать бабочек, вырезанных из картона тех же цветов, перемешанных произвольно.

Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель предлагает каждому ребенку посадить на свои поля бабочек двух цветов. То есть на четырехцветный столик ребенок должен положить, например, красных и синих бабочек, размещая их на части поля, соответствующего по цвету этим бабочкам (то есть в данном случае на красное и на синее поля).

Дети по три-четыре раза выполняют задание с разными сочетаниями цветов. После выполнения задания с одним из сочетаний цветов воспитатель поворачивает поля на 90 градусов, а затем дает задание разместить бабочек другого цвета. Например, первому ребенку сначала предлагают разместить синих и красных бабочек. После того как он выполнил задание, воспитатель поворачивает игровое поле на 90 градусов и дает задание отобрать и разместить красных и зеленых бабочек. После очередного поворота игрового поля еще на 90 градусов перед ребенком ставится задача отобрать и разложить на места бабочек желтого и зеленого цвета. И наконец, последний поворот дает ребенку возмож-ность упражняться в группировке и размещении бабочек желтого и синего цвета. Второй ребенок в это время выполняет задания с остальными бабочками, то есть сначала он группирует желтых и зеленых бабочек, потом — синих и желтых, затем — красных и синих и, наконец, — зеленых и красных.

Воспитатель вопросами, указаниями помогает детям выполнить задание, самостоятель-но исправить ошибки: «У тебя все бабочки правильно посажены? Посмотри внимательно, что ты сделал неправильно. Не торопись!»

Особое внимание необходимо обратить на способ выполнения задания. Некоторые дети берут по одному предмету в том порядке, в котором они предложены, и размещают объекты в соответствии с их цветом. Этот способ более перспективен, хотя он и сложнее, так как дети много сравнивают, сопоставляют объекты между собой.

Другие ребятишки отбирают бабочек одного цвета, размещают их на соответствующей части игрового поля, затем эту же операцию производят с бабочками другого цвета.

Некоторые дети выполняют задание и первым, и вторым способами. Взрослый следит, чтобы дети не мешали друг другу.


Игра 
«Найди бабочкам крылья»

Цель: Учить определять название различных цветов; работать над умением дифференцировать различные цвета, опираясь на зрительные ощущения, то есть развивать зрительное восприятие.
Для игры нужно приготовить листы картона с наклеенными на них половинками разных по цвету и форме бабочек, а так же вторые половинки этих же бабочек. Для каждого ребенка нужно по одному такому листу (на листе — 3 -5 половинок различных

бабочек) с аналогичными половинками крыльев.

В этой игре дети должны помочь бабочкам вернуть свои крылья, то есть выбрать из предложенных половинок какое-нибудь крыло и совместить его с аналогичной половинкой таким образом, чтобы в результате получилась целая бабочка.

Воспитатель раздает листы с большим количеством бабочек (а значит, с более сложным заданием) детям более старшего возраста или детям сильной подгруппы, соответственно листы с меньшим количеством бабочек — младшим детям.

При выполнении этого задания допускается любая помощь воспитателя, особенно она важна младшим детям- После того как дети выполнят задание, можно сменить стимульный материал, предложив им другие листы с бабочками.

Игра 
«Подбери по цвету»

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные», названия цветов; продолжать формирование простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Вариант 1 

У каждого ребенка должна быть карточка (30x20 см), разделенная на шесть клеток (10x10 см) разных цветов: мелкие картонные силуэты игрушек - по одному каждого цвета.

Воспитатель говорит:

— Дети, мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Что это? (Показывает синий телефон.) Правильно, телефон. А это — что? (Показывает красный.) Правильно, тоже телефон. А чем они отличаются? (Держит телефоны рядом.)

Если дети затрудняются в ответах, воспитатель помогает.

— Они совсем одинаковые? А в чем разница? Правильно, один из них синий, а другой — красный, они отличаются по цвету.

Так же выясняются цвета остальных игрушек.

— А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна.

Прикладывает поочередно красный телефон к красной и синей клеточке и спрашивает детей, на какой из них телефон «спрятался». То же проделывает с синим телефоном.

Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает результат работы.

Игра
 «Подбери по цвету»

Вариант 2

В данном случае необходим следующий материал: кукла; те же карточки-«коврики» для каждого ребенка; по две игрушки- силуэта каждого цвета, в том числе одинаковые игрушки разных цветов и разные игрушки одного цвета. Кроме картона, можно использовать и другие материалы (плотную ткань, пластмассу, пластилин и т.д.).

Воспитатель напоминает детям, что они уже один раз играли в игру «Подбери по цвету».

— Сегодня у вас такие же коврики, только больше игрушек, которые надо спрятать. На каждой клеточке спрячется по две игрушки. Подберите сначала красные игрушки и положите на красную клеточку, потом — оранжевые и так все остальные. Когда вы закончите, мы с куклой Таней посмотрим, как вы подобрали игрушки. В конце игры кукла Таня объясняет: «Сегодня вы подбирали игрушки по цвету, хотя они были совсем разные и из разного материала. Все очень хорошо играли, только сначала некоторые ребята ошибались, но потом они тоже все сделали правильно».


Игра
 «Подбери по цвету»

Вариант 3

Для данного варианта игры нужно приготовить куклу, а также раздаточный материал для малышей: карточки-«коврики», по две-три геометрические фигуры каждого цвета разной формы, величины (используются разные материалы).

Воспитатель говорит:

— Дети, сегодня мы опять будем играть в игру «Подбери по цвету», только я вам раздала не игрушки, а фигурки разной формы. Разложите их по клеточкам коврика так, чтобы их не было видно. У вас есть по две фигурки одинакового цвета, на такую же клеточку вы их положите. Есть и по три фигурки одного цвета, значит, на такой же клеточке их нужно положить рядом. А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Таней будем смотреть, что у вас получится.

Кукла Таня подводит итог.

Игра 
«Воздушные шары»

Цель: Познакомить с шестью цветами, развивать словарь: названия шести цветов спектра — «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».
Для игры нужно приготовить фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (15x0,5 см) шести цветов, шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см). Это ниточки и шарики. Каждому ребенку раздают: полоску белой бумаги с наклеенными цветными полосочками (ниточками) в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов. 

Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары».

— Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета.

Воспитатель берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди « привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: «Вот как у Тани хорошо получилось: синий шарик привязан к синей ниточке».

Затем быстро раскладывается раздаточный материал (кружочки на подносах), и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проходит по рядам и помогает исправить допущенные ошибки.


ФОРМА, РАЗМЕР, ЦВЕТ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Игра «Кто что делает?»

Цель: Учить на основе сравнения и практических тренировок различать и изображать различные цвета и формы; развивать зрительное восприятие.
Для этой игры потребуются сюжетные картинки, на которых изображены люди и животные в действии. Например: девочка моет посуду, 

кошка умывается, мама стирает;

заяц бежит, белка прыгает;

собака несет палочку, машина везет кирпич;

бабушка вяжет носки, мама шьет;

корова лежит, кошка спит;

девочка подметает пол, мальчик чистит ботинки;

бобер строит плотину, мастер чинит машину.

Воспитатель вывешивает сразу несколько картинок одной группы (они перечислены на одной строке). Дети их рассматривают.

Педагог называет, представленное на каждой картинке действие. После этого он задает вопросы детям относительно содержания этих картинок, побуждая дошкольников к активизации глагольного словаря. Например: «Что делает девочка?» Или: «Что делает кошка?» Когда один из детей ответит на вопрос, воспитатель просит изобразить пантомимой, то есть руками, мимикой, телом, это действие. Затем выставляются картинки другой группы. С ними проводится аналогичная работа.


Игра 
«Рыбки и медузы» (игра на формировании понятия «столько же»)

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные», названия цветов.
Для этого упражнения нуженфланелеграф и силуэты разноцветных рыбок и медуз, обклеенные с обратной стороны бархатной бумагой для закрепления их на фланелеграфе.

Воспитатель прикрепляет на фланелеграф двух рыбок и говорит, что у каждой рыбки есть подружка — медуза. Взрослый прикрепляет под каждой рыбкой по одной медузе такого же цвета и говорит, что он положил медуз столько же, сколько рыбок. После этого воспитатель спрашивает детей, какого цвета эти рыбки и медузы. Дети отвечают. Затем все рыбки и медузы убираются. После этого педагог просит выйти одного из детей и прикрепить красную, синюю и желтую рыбки. Потом вызывается другой ребенок, которого просят прикрепить столько же медуз (каждой рыбке по одной подружке-медузе красного, синего, желтого цвета). Другие дети называют цвета прикрепленных медуз.

После этого все картинки снова убираются. 

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание по нахождению такого же числа предметов, то есть пока не найдут для рыбок подружек-медуз. 


Игра 
«Рыбки и аквариумы»

Цель: Научить понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами: «на», «под», «в», «около», «из», «из-под».
Для игры нужно приготовить два аквариума (большой и маленький) на ножках, дощечки, положенные на каждый аквариум, и несколько игрушечных рыбок разного цвета.

Сначала отрабатывается понимание предлогов, связанных со знакомой для ребенка ситуацией. Воспитатель просит одного из детей положить красную рыбку на маленький аквариум (то есть на дощечку), другого — положить желтую рыбку в большой аквариум, третьего — достать желтую рыбку из большого аквариума, четвертого — достать зеленую рыбку из-под маленького аквариума и т.п. Аналогичные задания должны выполнить все дети группы.

Затем производится дифференциация предлогов в — на, под — из-под, из — от, около — за: воспитатель каждому ребенку теперь дает уже по два задания, в каждом из которых используются предлоги дифференцируемой пары. Например: «Саша, положи зеленую рыбку за большой аквариум, а потом положи синюю рыбку около маленького аквариума».

После того как дети справятся с выполнением этого задания, педагог просит каждого дать ему ту рыбку, местонахождение которой он опишет, а затем назвать цвет рыбки. Например, взрослый просит: «Аня, принеси мне, пожалуйста, ту рыбку, которая лежит в маленьком аквариуме. Какого она цвета?» Все дети выполняют по две-три такие просьбы Если ребенок ошибается, воспитатель просит других детей помочь ему исправить ошибки или сам показывает, где лежит искомая рыбка.


Игра 
«Сложи дорожки» (работа с кубиками из набора «Сложи узор»)

Цель: Учить определять название различных цветов, работать над умением дифференцировать различные цвета, опираясь на зрительные ощущения, то есть развивать зрительное восприятие.
Для этого упражнения потребуются игрушечный зайчик и наборы кубиков из игры Никитиных «Сложи узор». Их можно сделать самим: деревянные кубики, размером 3x3x3 см, раскрасить таким образом, как показано на рисунке. Таких кубиков в каждом наборе должно быть 16; для этого упражнения достаточно восьми кубиков для каждого ребенка. 

Детям нужно сложить из кубиков дорожки разного цвета: белую и желтую.

Воспитатель показывает детям зайчика и говорит:

— Зайчик хочет побегать по дорожкам. Давайте сейчас сделаем зайчику из кубиков разные дорожки. Посмотрите на кубики: они раскрашены с разных сторон по-разному, но все кубики одинаковые. Если повернуть каждый из кубиков, то можно найти грань любого цвета. В какие цвета раскрашены ваши кубики? (Дети перечисляют четыре цвета.) Сначала сделаем зимнюю дорожку.

Какого цвета снег зимой? (Белого.) Правильно, значит, сейчас мы сделаем белую дорожку.

Воспитатель поворачивает кубики таким образом, чтобы сверху оказалась белая грань, и выстраивает их один за другим.

— Получилась ровная белая снежная дорожка. Зайчик может по ней пробежать. Сделайте и вы такие же дорожки, тогда зайчик пробежит и по вашим дорожкам.

Дети делают белые дорожки. Тем, кто быстрее других справился с этой задачей, воспитатель дает зайчика, которого ребенок проводит по дорожке.

— А теперь давайте и вы сами пройдите по этой дорожке (показывает, как можно пройти по ней двумя пальцами — указательным и средним, переступаем поочередно то одним, то другим).

Дети тоже шагают пальчиками по белой дорожке.

— Теперь наступило лето, снег растаял, зайчику захотелось побегать по теплому песку. Какого цвета песок? Правильно, желтого. Давайте теперь сделаем желтую дорожку.

Воспитателю уже не надо показывать, как строить дорожку, дети должны сами пытаться проделать работу, аналогичную построению белой дорожки. Если же они затрудняются, педагог показывает построение дорожки. Остальные действия те же, что и в первом случае.

Игра «Отыщи фигуру»

Цель: Учить детей обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «нетакой», «разные», названия цветов; продолжать формирование у детей простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Для игры каждому ребенку понадобятся наборы геометрических фигур разного цвета (красного, синего, желтого и зеленого), размера (большие и маленькие) и формы (круги, квадраты и треугольники).

Воспитатель сначала просит найти среди различных по цвету и форме фигур круги, затем треугольники, квадраты. Потом фигуры перемешиваются, и педагог просит детей найти все фигуры красного цвета, затем желтого, синего и зеленого цветов.

Фигуры снова перемешиваются, и дети теперь ищут маленькие фигуры, потом большие.

Если дети хорошо справляются с заданием, можно дать им попробовать найти фигуру по двум, а затем по трем признакам.

Например, описание фигуры с двумя признаками: красные круги (цвет и форма), маленькие треугольники (размер и форма), большие синие фигуры (размер и цвет). Примеры описаний фигур с тремя признаками: маленький желтый квадрат, большой зеленый треугольник и т.п.


Игра «Найди свое место» 

Цель: Учить обращать внимание на цвет, форму и величину предмета, устанавливать тождество и различие признаков однородных предметов.
Для игры нужно приготовить снежинки разной формы и размера (по 5 снежинок каждой формы и размера) для прикрепления их на фланелеграфе. 

Воспитатель прикрепляет на фланелеграфе четыре снежинки разной величины по порядку (слева направо), от маленькой к большой. Затем он показывает детям еще одну снежинку (самую большую) и просит одного из детей разместить ее в нужном месте (то есть справа от остальных).

После этого воспитатель проводит аналогичную работу со снежинками другой формы. Когда дети научатся размещать в нужном месте снежинки, которые больше других по размеру, им предлагается найти место самой маленькой снежинки в ряду других, а затем и место снежинок, промежуточной величины.

Игра «Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме, в соответствующих отверстиях»

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Обращать внимание детей на форму и размер предметов. Учить сравнивать объекты с учетом двух свойств — величины и формы.
Для игры потребуются восемь-десять досок с отверстиями, вкладыши (по одному комплекту на ребенка) — большие и малые круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы.

Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель составляет две доски вместе продольными сторонами. В одной имеются четыре больших и пять маленьких круглых отверстий, в другой — четыре больших и пять маленьких квадратных отверстий. Доски присоединяются одна к другой таким образом, чтобы отверстия одной величины располагались по диагонали. Так, если крайними правыми окажутся малые квадраты, то левее будут находиться большие квадраты, верхними левыми будут малые крути и верхними правыми — большие круги.

Составив доски вместе, воспитатель берет соответствующе вкладыши четырех разновидностей и обращает внимание детей на то, что сегодня у них новый, большой дом и есть много игрушек (вкладышей). Далее он поясняет, что все окна в домике можно закрыть, но сначала надо внимательно посмотреть: окна есть большие и маленькие. Воспитатель жестом показывает величину разных отверстий, затем объясняет, что окна отличаются не только по величине, но и по форме. Показывая на круглые отверстия, взрослый поясняет: «Вот такие, круглые». Продемонстрировав квадратные гнезда, подчеркивает: «А эти окошки вот такие, квадратные».

Далее взрослый подзывает к своему столу двух детей, предлагает им взять по любому большому вкладышу, отыскать подходящие окошки и закрыть их, затем просит маленькими вкладышами этой же формы закрыть соответствующие отверстия.

Игра «Отгадай, кто нарисован»

Цель: Развивать наблюдательность, активное внимание.
Для игры нужно приготовить картинки с фрагментарным или силуэтным изображением животных и знакомых детям предметов (10-20 картинок).

Воспитатель показывает малышам эти картинки, а они должны догадаться, что хотел нарисовать художник. Тот ребенок, который первым догадается о содержании картинки, получает приз — карандаш. Выигрывает тот, у кого за игру накопится больше карандашей.

Лучше, если педагог подготовит не одно, а несколько изображений каждого предмета (в разных стадиях создания рисунка), тогда, даже если дети не догадаются о содержании рисунка по первой картинке, им можно будет предъявить вторую или третью, на которых изображение уже близко к завершению.


Игра «Классификация по форме»

Цель: Учить сравнивать объекты с учетом двух свойств — величины и формы.

Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Для этой игры используются пластиковые или деревянные геометрические фигурки различного цвета и формы (круг, квадрат, треугольник). Фигурки перемешиваются, а затем воспитатель предлагает детям выбрать из этого множества все круги. Дети ищут и выбирают круги. Эти круги складывают отдельно от других фигурок. Затем так же выбирают все треугольники, складывая их отдельно от кругов и квадратов. Педагог спрашивает детей, как называются те фигурки, которые остались (квадраты). Затем воспитатель просит взять круги и выложить из них червячков (или цепочки). Если дети затрудняются, он показывает, как это делается. После этого взрослый просит взять квадраты и построить из них башни, а затем взять треугольники и сложить из них волчок, или юлу. 

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Формировать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять. Учить точно выполнять инструкции воспитателя, развивать общую моторику.
Для данной игры нужен любой непрозрачный мешочек, в который могут уместиться игрушки, знакомые детям, кубики, пуговицы и другие предметы, узнаваемые на ощупь. Игрушки складываются в мешок, и детям предлагают, не глядя в мешок, взять рукой один из предметов и определить, что это за предмет. 

Если ребенок правильно определит предмет, он берет его себе. Если неправильно, бросает его обратно в мешочек. К мешочку подходят все дети по очереди. Игра продолжа-ется до тех пор, пока в мешке не кончатся все игрушки. Выигрывает тот ребенок, которо-му удалось собрать больше игрушек.

Игра «Запомни порядок кружков»

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные», названия цветов; продолжать формирование простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.
У меня есть кружки. Их много, полная шкатулка. Перед вами лежат кружки, и у меня есть кружки, эти кружки лежат в шкатулках. В каждой вашей шкатулке нужно расположить кружки в определенном порядке, так же, как у меня.

Каждому из детей раздают набор картонных кругов в коробке из-под конфет (2 красных, 2 желтых, 2 синих и, 2 зеленых).

У педагога должны быть карточки, на которых все круги расположены в определенном порядке. Педагог показывает одну карточку за другой, дети запоминают расположение кругов. Педагог убирает карточки, дети выкладывают круги в своих коробках. 


Игра «Найди такую же деталь»

Цель: Учить определять название различных цветов; работать над умением дифференцировать различные цвета, опираясь на зрительные ощущения, то есть развивать зрительное восприятие. Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, осуществляя выбор из двух величин одинаковой формы.
В этой игре используются детали любого детского конструктора(«Лего», «Пилот» и др.). Важно, чтобы детали каждого цвета и формы были в нескольких экземплярах (их количество должно быть не меньше, чем число детей вместе с воспитателем).

Все детали перемешиваются и выкладываются на стол или на ковер. Затем педагог берет одну из деталей и просит всех найти такую же. Дети ищут детали конструктора, ориентируясь по форме и цвету, и дают найденные фигуры взрослому. Взрослый складывает эти детали отдельно и предлагает найти следующую фигуру. Игра продолжается до тех пор, пока не будут рассортированы все детали.

Можно усложнить игру. В этом случае детали, которые найдены детьми, не убираются, а кладутся обратно к оставшимся. Таким образом, детям приходится выбирать нужные детали не из убывающего раз за разом набора, а из одной и той же совокупности.

То есть сложность задания не уменьшается, как в первом варианте, а остается неизменной. Если используются детали конструктора «Лего», в конце игры можно предложить каждому ребенку выбрать любую группу деталей (то есть деталей одинаковой формы и цвета) и построить из них все, что они захотят и смогут. Их постройки должны состоять из одинаковых фигур, но даже из одинаковых деталей можно построить довольно оригинальные конструкции. Из полученных сооружений устраивается выставка. Конечно, педагог обязательно должен похвалить каждого строителя за его архитектурное произведение.

Игра «Помоги куклам найти свои игрушки»

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «нетакой», «разные», названия цветов; продолжать формирование простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов. 
Для игры нужно приготовить восемь небольших кукол, одетых в однотонные платья восьми цветов, мячики и кубики восьми цветов (красные, синие, желтые, зеленые, оранжевые, фиолетовые, белые, черные).

Воспитатель поочередно в соответствии с последовательностью цветовых тонов в спектре показывает детям куклы в разноцветных платьях (красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом, черном, белом). Рассматривая вместе с детьми очередную куклу, педагог обращает внимание на красоту ее платья.

Куклы выстраиваются на столе воспитателя в радужный ряд. Куклы в белой и черной одежде находятся по краям. Черный цвет ярче оттеняет красный, а белый — фиолетовый.

Любуясь куклами, воспитатель поясняет детям, что у каждой куклы красивая одежда, а когда они все вместе, то так красиво, словно солнышко яркое светит и сияет радуга.

Затем взрослый говорит детям, что у каждой куклы есть свои игрушки: мячики и кубики. Но они все перепутались, и надо помочь куклам найти свои игрушки. 

Воспитатель ставит на стол перед каждым ребенком по кукле и предлагает выбрать мячики такого цвета, какого цвета платье у куклы. Дети, сидящие за одним столом, выбирают мячики из общего материала. |

После того как все найдут мячики и положат их рядом с куклой, малышам предлагают отобрать из общего материала кубики.

В ходе игры воспитатель регулирует поведение детей, напоминая им, чтобы они не торопились, не хватали игрушки руками, а вначале внимательно смотрели на них, находили глазами нужные и только после этого брали их для куклы.

В конце игры педагог предлагает детям посадить всех кукол рядышком на столе, напоминая, что у каждой куклы есть свое место. Не называя цвет, воспитатель просит принести куклу то одного, то другого ребенка. Когда все куклы будут размещены в соответствии со спектральной последовательностью, взрослый предлагает детям принести для кукол вначале мячики, затем кубики.


Игра «Что изменилось?» 

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов.
Для этой игры нужно приготовить карточки с изображением грибов разного цвета и размера.

Педагог объявляет детям, что сейчас грибы будут играть с ними в прятки. Воспитатель выставляет ряд картинок с разными грибами (4 картинки) и просит детей внимательно посмотреть на них и запомнить, какие грибы на них нарисованы.

Через несколько секунд воспитатель незаметно для детей меняет один из грибов на другой (например, вместо гриба с красной шляпкой ставит гриб с коричневой шляпкой) и спрашивает, что изменилось (какой гриб появился и какой был здесь раньше).

Сначала лучше менять цвет грибов, а потом — размер, так как изменение цвета детям заметить легче. Игра продолжается до тех пор, пока все грибы не поменяют цвет и размер.

В МИРЕ ЗВУКОВ

Игра «Где позвонили?»

Цель: Учить определять направление звука, развивать координацию движений и чувство ритма. Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться;

стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы; развивать волевое внимание, а также внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Для игры нужны несколько колокольчиков (или дудочек, звоночков).

Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой.

Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит:

«Пора», — и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Игра «Найди игрушку»

Цель: Учить определять направление звука, развивать координацию движений и чувство ритма. Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться;

стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы; развивать волевое внимание, а также внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Вариант I

Для игры нужна небольшая яркая игрушка или кукла.

Дети стоят полукругом. Педагог показывает малышам игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время воспитатель прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку.

По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого за спиной спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. Когда игрушка будет найдена, водящим назначается другой ребенок.
Игра «Найди игрушку»

Вариант 2

Для игры нужна небольшая яркая игрушка или кукла.

Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети (или воспитатель) ему говорят:
Кукла Таня убежала,
Вова, Вова, поищи,
Как найдешь ее, то смело
С нашей Таней попляши.
Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают. 
Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность методической разработкиПериод дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это врем...

Методическая разработка по сенсорному развитию Занятие на тему «Фрукты»

Предлагаю Вашему вниманию разработку коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие сенсорных процессов у детей с ограниченными возможностями интеллекта «Фрукты». Разработка будет полезн...

Методическая разработка Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста ( 2 – 3 года )

Актуальность проекта: Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный...

Методическая разработка на тему: «Играем – развиваем!»

Дошкольный возраст – период интенсивного развития психических процессов (мышление, речь, внимание, восприятие, воображение). Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие...

Методическая разработка. Мастер класс "Играя развиваем речь детей" (для конкурса)

В работе раскрывается значение использования  игр  в развитии лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями. Включение данных игр в коррекционные занятия, где речь сочета...