Проект по познавательному развитию на тему: «Удивительный русский лес».
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Экологически-творческий проект познакомит детей старшего возраста с названием деревьев, с многообразием растительного мира русского леса. Дети поучаствуют в исценировки сказки, исследуют веточки разных деревьев: сосны, пихты, ели; смогут сравнить шишки с разных хвойных деревьев. Как итог исследовательской деятельности: изготовление макета и птичек для сюжетно-ролевой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Удивительный русский лес" | 38.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по познавательному развитию на тему: «Удивительный русский лес».
Вид проекта: экологический познавательно-творческий.
Срок проекта: долгосрочный.
Участники проекта : дети и воспитатель.
Возраст детей : средняя и старшая группа.
Актуальность: Приобщение к природе – важный шаг на пути развития ребёнка. Мир растений и животных полон чудесных явлений. Знакомясь с природой, ребёнок стремиться раскрыть её тайны, и его жизнь становиться полнее и глубже. Знакомство детей с деревьями – один из первых шагов на пути воспитания любви к родной природе. Дети очень чутко реагируют на природные изменения. Реакция на деревья как на живые и меняющиеся объекты имеет большое значение в психическом развитии ребёнка. Современные дети, живущие в городах, имеют мало возможностей общения с природой, с раннего возраста испытывая некоторую отчуждённость от мира живого. Дети часто не знают название деревьев, зачем они растут. Очень важно поддерживать у детей естественный интерес к представителям флоры и фауны. Именно контакт с флорой и фауной с давних пор считается основой воспитания гуманных чувств у ребёнка.
Цель:
Пробудить интерес детей к русскому лесу и его обитателям.
Задачи проекта:
образовательная:
- знакомство детей с внешним видом деревьев, растущих в нашем краю, запомнить название этих деревьев;
- упражнять детей в умении правильно передавать в рисунке внешний вид деревьев, их разнообразие;
- формировать представление детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания;
- уточнить понятия высокий - низкий, короткий – длинный;
- знакомство детей с художественными произведениями о деревьях и птицах (Л.Толстой « Как ходят деревья», «Старый тополь», « Черёмуха», « Яблони»,В. Берестова « Как найти дорожку» и другие).
воспитательная:
- воспитывать чувство бережного отношения к деревьям и кустарникам;
- воспитывать чувство сострадания к птицам;
- формировать основы безопасного поведения в природе;
- приобщать к различным видам труда и творчества.
развивающая:
- развивать внимание, воображение, память;
- расширять словарный запас ( название деревьев, птиц), развивать связную речь ( составление описательных рассказов о деревьях и птицах), развивать коммуникативные навыки детей;
- развивать мышление, учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Предполагаемый результат:
- расширение кругозора детей о деревьях и птицах;
( дети с интересом изучают разные деревья, растущие в нашем краю, сравнивают их строение, листья, запоминают названия, начинают бережно относиться к деревьям, дети стараются больше узнать о птицах, находят интересный материал в энциклопедиях);
- развитие у детей любознательности, творческих способностей , познавательной активности, коммуникативных навыков; ( выставка рисунков деревьев и птиц),
- улучшение развивающей предметно – пространственной среды ( макет «Деревья и птицы»).
Этапы проекта:
1.Подготовительный:
- Формулирование проблемы проекта.
Во время прогулки весной провести с детьми наблюдения за деревьями: найти сходства и различия стволов деревьев. В ходе наблюдения выясняется, что многие дети считают, что деревья одинаковые, стволы у них похожи, значит и название одно. Возникает проблема, которую можно решить, когда появятся листья и сравнить их, а потом узнать название деревьев. Вместе с детьми решаем изучать деревья, их строение, названия и значения для человека.
- Изучение методической литературы, интернет ресурсов – сбор информации.
- Сбор материала вместе с родителями и детьми.
2.Практический: реализация проекта.
Методы и средства реализации проекта: наблюдение на прогулке и в группе; дидактические игры; рассматривание картин, иллюстраций с изображением деревьев, кустарников, птиц; составление описательных рассказов и сказок; непосредственно образовательная деятельность по познавательному, речевому, художественно – эстетическому развитию; посадка дерева на территории детского сада.
3. Подведение итогов.
Создание макета « Деревья и птицы», оформление выставки детских работ
« Птицы», « Прогулки в лесу».
План работы по реализации проекта.
Чтение художественной литературы: ( К.Ушинский « Польза деревьев», «Спор деревьев»; Л.Н. Толстой рассказы « Как ходят деревья»,
« Старый тополь», « Черёмуха», басня « Дуб и орешник»; В. Берестов
« Как найти дорожку»).
Рассматривание картин русских художников (И.И. Шишкин
« Сосновый бор», « Лесные дали», «Дубки», «Сосны, освещённые солнцем», И.И. Левитан « Берёзовая роща», А.И. Куинджи « Берёзовая роща», Л.Л. Каменев « Старый дуб», А.К. Саврасов « Грачи прилетели»
Отгадывание загадок о деревьях и птицах.
Художественно – продуктивная деятельность:
- рисование « Деревья бывают разные», « Кусты и деревья», « Хвойные деревья», «Яблони», « Птицы», « Наши маленькие гости», « Прогулки в лесу».
- аппликация « Деревья зимой», « Перелётные птицы», « Яблоневый сад».
- лепка « Птички на ветках», « Моё любимоё дерево», « Веточка рябины», « Деревья летом и осенью».
- макет « Деревья и птицы».
Игровая деятельность.
- дидактические игры: « С какого дерева листочек», « Угадай дерево по его плоду», « Подбери определение слову лес», « Назови птицу ласково», « Доскажи словечко»,
- игры на развитие восприятия «Шишки ели и сосны», « Жёлуди и каштаны», «Определи листочек по запаху (тополь, ива, берёза, липа)»,
« Сравни и опиши листья ивы и липы, берёзы и дуба, каштана и клёна»,
- подвижные игры: « Листочек бери, к дереву беги»,
Конкурс чтецов «Чудесное деревце», «Моя любимая птичка».
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному и художественно – эстетическому развитию « Удивительный русский лес».
Цель: вызвать интерес детей к изучению деревьев и птиц.
Задачи:
- образовательная: закрепить знания детей названий деревьев, их полезные свойства, учить различать деревья по их внешнему виду, обогащать представления детей о птицах, их разнообразии и пользе,
уточнить понятия высокий – низкий, длинный – короткий;
- воспитательная: воспитывать чувства бережного отношения к природе, к птицам, закрепить правила поведения в лесу;
- развивающая: развивать внимание, память, мышление, обогащать словарный запас, развивать связную речь, развивать коммуникативные навыки.
Материалы и оборудование: карточки с изображением деревьев и птиц, веточки и шишки с ели, сосны и пихты, карандаши, ножницы, макет «Деревья и птицы», мультимедийный проектор, экран, ноутбук, избушка дедушки – лесника.
Содержание НОД:
Ведущий: Ребята, нам пришло приглашение от дедушки-лесника, который хочет рассказать нам о тайнах леса и его обитателях. Давайте отправимся по лесным дорожкам к дедушке в сторожку. (слайд 1) Но сначала надо повторить правила поведения в лесу. Что нельзя делать в лесу?
( Ответы детей).
Какие деревья можно встретить в нашем лесу? ( ответы детей) (слайды 2,3,4,5) Ребята, а в нашем лесу растут такие деревья как пальма, кокосовое дерево? (ответы детей) Что-то мы не видим сторожку дедушки-лесника, наверное мы заблудились? Что же делать?
(Вдруг из-за дерева выпрыгивает белка.) Ребята, смотрите, белка, давайте у неё спросим.
Дети: Белка, белка, расскажи,
Белка, белка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
Белка: Очень просто, прыгайте с этой ёлки (слайд 6) вот на ту, с той – на кривую берёзу (слайд 7). С кривой берёзки виден большой дуб ( слайд 8). С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!
Дети: Спасибо, белка. Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.
Скачет заяц, ребята поют ему свою песенку:
Зайка, зайка, расскажи,
Зайка, зайка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
Зайка: В сторожку. Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами (слайд 9). Потом – заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой (слайд 10).Так? Обскачите этот запах и почувствуете запах дыма. Скачите прямо на него. Это дедушка-лесник самовар ставит.
Дети: Спасибо, зайка. Жалко, что у нас не такие чуткие носы. Придётся ещё кого-нибудь спросить.
Из-под кустика выползает улитка, дети обращаются к ней.
Дети: Эй, улитка, расскажи,
Эй, улитка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
Улитка: Рассказывать до-о-о-олго. Лу-лучше я вас туда провожу. Ползите за мной.
Дети: Спасибо, улитка! Нам некогда ползать. Лучше мы кого-нибудь спросим.
Вдруг с ветки слетела пчёлка, ребята обратились к ней:
Пчёлка, пчёлка, расскажи,
Пчёлка, пчёлка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
Пчёлка: Жж-ж-ж-ж, покажу……Смотрите, куда я лечу, Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Я ужасно тороплюсь, ж-ж-ж-ж!
Ведущий: Ребята, смотрите пчёлки летят (слайд11).
Давайте пойдём за ними. Вот радость, смотрите сторожка дедушки-лесника.( Из домика выходит лесник).
Здравствуй, дедушка-лесник, мы долго искали дорожку к твоему домику.
Лесник: Здравствуйте, ребята, я очень рад вас видеть. Молодцы, что решили погулять по лесу подышать свежим воздухом. Кто из вас знает, что такое лес.
(Ответы детей)
Лесник: Лес-это не только украшение земли, но и источник здоровья. Это земная лаборатория - вырабатывает кислород и поглощает пыль, ядовитые газы.
Ведущий: Ребята, лес – это участок земли, где растёт много деревьев. Какие деревья вы видели в лесу? ( ответы детей) Деревья могут быть разные: лиственные, хвойные, плодовые, но чем все деревья похожи, что есть у всех их?
Дети: Ствол и ветви.
Ведущий: Ребята, посмотрите на деревья, которые вы нарисовали (слайд 12,13). Вы правильно нарисовали ствол и ветви, а на всех ли деревьях бывают листочки или есть исключения.
Дети: У хвойных деревьев вместо листочков иголки (слайд 14, 15, 16).
Ведущий: У какого дерева иголки длиннее: сосны или ели? Посмотрите на веточки с этих деревьев и сравните.
(Ответы детей) А теперь давайте сравним шишки с этих деревьев. С какого дерева эта шишка? (показывает шишку с пихты).
(Ответы детей)
Ведущий: Дедушка – лесник хочет с вами поиграть: он вам будет показывать веточку с дерева, а вы постарайтесь угадать название дерева.
Игра «С какого дерева веточка».
Ведущий: Молодцы, ребята, вы правильно справились с заданием. Деревья, кустарники, трава и цветы украшают лес, а кто наполняет лес звуками и красивым пением?
Дети: Птицы.
Ведущий: Давайте послушаем пение птиц (слайд 17). Каких вы знаете птиц, которые живут в нашем краю: в лесу, на водоёмах, в городе.
( Ответы детей). Всех ли этих птиц, которых вы назвали, мы можем увидеть в разные времена года. ( Ответы детей). Дедушка – лесник хочет, чтобы вы сделали ему плакат, на котором с одной стороны были бы перелётные птицы, а с другой зимующие.
Дети по группам наклеивают карточки с птицами на ватман.
Ведущий: Давайте посчитаем, сколько у нас получилось зимующих, а сколько перелётных птиц? ( Ответы детей).
Ведущий: Ребята, а какую пользу приносят птицы?
Дети: Птицы уничтожают насекомых, которые вредят деревьям, растениям. Если не будет птиц, то погибнут деревья, растения, не созреет урожай.
Ведущий: Вам приятно будет идти в лес с засохшими деревьями, высохшими растениями?
Дети: Нет.
Ведущий: Посмотрите на этот макет и скажите, как здесь птицы помогают человеку? (Ответы детей).
Ведущий: Ребята, а что вы интересного знаете о птицах?
Дети: Ласточек называют воздушными птицами (слайд 18): они питаются насекомыми прямо на лету и даже пьют тоже на лету.
А скворцы (слайд 19) питаются не только насекомыми, но и муравьями и мокрицами, и даже пьют нектар некоторых растений.
В лесу живёт свиристель (слайд 20). Видите, какая красивая птица, с ярким оперением, красивым хохолком. Она питается ягодами и плодами рябины, калины, боярышника, шиповника. Если где-то созрел большой урожай рябины, то там будет жить много свиристелей.
Очень интересная птица-клёст (слайд 21). У неё очень необычный клюв, как щипцы, которым он достаёт орехи из шишки. Это единственная птица, которая зимой, в лютые морозы, выводит птенцов.
Кукушка (слайд 22)-единственная птица, которая не строит гнёзд и не растит птенцов, а подбрасывает одно или два своих яйца другим птицам.
Лесник: Молодцы, ребята, вы очень много знаете о птицах, а сможете отгадать мои загадки о птицах? Слушайте:
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей) (слайд 23)
Белый бок и длинный хвост,
Что за птица - вот вопрос? (сорока) (слайд24)
Красногрудый, черногрудый,
Любит ягодки клевать.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут. (снегирь) (слайд 25)
Ведущий: Ребята, а вы хотели бы стать птичками и полететь на небо? Давайте попробуем?
Физкультурная пауза «Хочу быть птичкой».
Я по улице гулял
Галок и ворон считал:
Раз, два, три, четыре, пять,
Буду я считать опять –
Рот открыл, смотрю я в небо
Вправо – влево. Я там не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Крылья вверх и крылья вниз,
Только слышен ветра свист.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.
Ведущий: Вот мы и попробовали стать птичками, но у нас не получилось. Давайте сделаем нашему дедушке – леснику подарки – бумажных птичек.
Дети садятся за столы.
Ведущий: Рассмотрите заготовки нашей поделки, как вы думаете, что мы должны сделать.
Дети: Раскрасить птичку, потом вырезать и склеить.
Ведущий: Ребята, расскажите, как правильно обращаться с ножницами?
( Ответы детей).
Ведущий: Молодцы, а теперь посчитайте, сколько птичек мы должны сделать?
Дети: Правильно, одну мы подарим дедушке – леснику, а с другой будем играть в интересные игры.
Изготовление птичек (слайд 26).
Ведущий: Ребята, полюбуйтесь своими птичками и одну подарите дедушке – леснику.
Лесник: Спасибо, ребята, мне очень понравились ваши подарки. Я тоже хочу вам подарить необычный подарок. Его надо посадить, поливать, ухаживать за ним, а потом любоваться его красотой. Как вы думаете, что это?
(Ответы детей)
Дедушка – лесник дарит ребятам маленькую берёзку, чтобы они её посадили на своём участке, где гуляют на улице.
Ведущий: Спасибо за такой замечательный подарок. Мы обязательно посадим это дерево и будем наблюдать, как оно растёт.
Вот и закончилось наше путешествие в лес.(слайд 27)
Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ребята, вам интересно было путешествовать по лесу? Что понравилось больше всего?
(Ответы детей).
3. Подведение итогов.
В ходе реализации проекта дети узнали и запомнили внешний вид, название деревьев и птиц родного края, стали бережней относиться к природе. В ходе многочисленных бесед с детьми, выяснилось, что дети теперь хотят изучать животных, которые обитают в лесу.
Презентация проекта.
Итогом работы является проведение НОД по познавательному и художественно – эстетическому развитию « Удивительный русский лес».
Обогащение развивающей предметно – пространственной среды макетом « Деревья и птицы».
Посадка дерева на территории детского сада.
Список литературы:
- «Детский календарь» Дидактический материал для развития детей 4-5 лет. Под общей редакцией Дороновой Т.Н.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005.
- Скоролупова О.А. Ранняя весна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: « Издательство Скрипторий 2003», 2006.
- Освоение образовательной области «Труд»: формы работы, практический опыт, конспекты образовательной деятельности / авт. – сост. Е.А. Баландина, И.Г. Истомина, Е.В. Загорская. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014.
- Шапошникова Т. Деревья. Книга+карточки. – СПб.: Питер, 2014.
- Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы / Т.И. Подрезова. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009.
- Фольклорно – экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста / авт.-сост. Г.А. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Удивительное чудо природы - вода"
Программное содержание.Образовательные задачи:1. Познакомить детей с исследовательским опытоми этапами исследования объекта.2. Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, т...
Конспект НОД по О.О. «Познавательное развитие» на тему: "Удивительные пузыри"
нод с детьми средней группы по познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии ТРИЗ-РТВ...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Удивительное рядом» в подготовительной группе.
НОД по познавательному развитию на тему: «Удивительное рядом» в рамках комплексно- тематической недели «Осенняя пора, очей очарованье!»Цель: развитие познавательной активности детей в процессе фо...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Удивительные свойства воды» ( для детей старшего дошкольного возраста)
Цели: формирование экологической культуры детей;воспитание бережного отношения к воде.Задачи:образовательные:познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса;совершен...
Конспект занятия по образовательной области познавательное развитие на тему: "Удивительный картофель" для детей 5-6 лет
Данный материал предназначен для детей 5-6 летнего возраста.Цель данного занятия - это углубление знаний детей о картофеле. Основные задачи: обогатить знания детей о картофеле; дать знания о том, что ...
ООД "Познавательное развитие" на тему: "Удивительные животные"
Предлагаю конспект ООД по познавательному развитию на тему: "Удивительные животные" старшая группа)...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...