Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Удивительное рядом» в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Миронова Валентина Федоровна

НОД по познавательному развитию на тему: «Удивительное рядом» в рамках комплексно- тематической недели «Осенняя пора, очей очарованье!»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о жизни леса.

Планируемые результаты: Дети имеют представления о жизни леса. Знают правила поведения в лесу. Самостоятельно делают выводы  с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Рекомендации по использованию данного конспекта: Открытое занятие для родителей. Воспитателям, работающим по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Петродворцового района
г.Санкт-Петербурга

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию

На тему: «Удивительное рядом» 
в подготовительной группе

 (использованные технологии:

ИКТ,
 личностно-ориентированная, 
 игровая,
здоровьесберегаюшие)

Составитель:
воспитатель группы:
                                                                 Миронова В.Ф

г. Санкт – Петербург
2016 г.

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ д/сад №12

Возрастные особенности группы.

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии стар-
ших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.

          Движения детей шестого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.

Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении.        Старший дошкольный возраст — время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами.           У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, то есть такого поведения, для которого характерны устойчивость, не ситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. В выборе линии поведения дошкольник учитывает свой прошлый опыт.

           Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно - личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком себя и других людей.
Дети охотно обсуждают с воспитателем поступки людей, их качества, мотивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений.

          Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.

         На шестом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной. Возрастает интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой взаимной симпатии. Узы дружбы связывают преимущественно детей одного пола, но начинает проявляться особое внимание и симпатия между отдельными мальчиками и девочками.           
     В старшей группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию.

      В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Достаточно отчетливо проявляются избирательные интересы в выборе игр, индивидуальные предпочтения, особенности игр мальчиков и девочек. Проявляются индивидуальные черты в игровом поведении: дети-режиссеры, дети-исполнители/артисты, дети-сочинители игровых сюжетов, предпочитающие игровое фантазирование.

        Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные средства.

           

Индивидуальные особенности:
          Речевое развитие у большинства детей в норме. Дети могут общаться на любые предложенные темы. В игре очень активны, проявляют лидерские качества. 
    О
сознают себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям.

     Дети владеют обобщенными представлениям (понятиями).

НОД по познавательному развитию на тему: «Удивительное рядом» в рамках комплексно- тематической недели «Осенняя пора, очей очарованье!»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о жизни леса.

1. Обучающие задачи:

  • формировать представление о том, что человек ─ часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранять ─ обязанность человека;
  • дать представление о том, что растения ─ живые существа, причем, очень хрупкие;
  • расширение и уточнение представлений детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях, грибах.

2. Развивающие задачи: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

3. Воспитательные задачи:

  • формировать бережное отношение к миру природы;
  • формировать умение договариваться и помогать своим товарищам;
  • закрепление умения правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветки деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и т.п.).

Оборудование:

  • мультимедийное устройство,
  • магнитофон,
  • листочки от разных деревьев,
  • заготовки для мнемотаблиц с примерами,
  • карточки с лекарственными растениями,
  • кроссворд "Грибы",
  • карточки со словами.

Предварительная работа:

  • экскурсия в Нижний парк;
  • экскурсия на Петровский огород;
  • рассматривание иллюстраций;
  • рисование ─ "лекарственные растения";
  • чтение ─ В.Бианки "Лесная газета";
  • чтение энциклопедии"Жизнь леса";
  • составление загадок о растениях и грибах;
  • заучивание стихов, песен, пословиц о лесе;
  • чтение рассказа "Лесные силачи" (Н.Сладков);
  • чтение сказки "Федот, да не тот" (Н.Сладков);
  • беседа "Зеленая аптека, или если посмотреть на природу взглядом врача".

Методические приемы: 

Наглядные, словесные, практические. 
использованные технологии:  
ИКТ,
игровая,
проектной деятельности,
личностно-ориентированная,
 
здоровьесберегаюшие.

Планируемые результаты: Дети имеют представления о жизни леса. Знают правила поведения в лесу. Самостоятельно делают выводы  с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Рекомендации по использованию данного конспекта:
 Открытое занятие для родителей. Воспитателям, работающим по ФГОС.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Как вы думаете, кто нам его мог прислать.

Дети: Это письмо нам могла прислать сорока из леса. Она все знает о лесе.

Воспитатель: Давайте прочитаем, о чем нам пишет сорока. Да ведь здесь только один белый лист! А где же письмо? Может она забыла его нам написать?

Дети: Делают предположения.

Воспитатель: Да, в давние времена, когда кто-нибудь не хотел, чтобы его письмо прочитали, писали невидимыми чернилами. А из чего сделаны невидимые чернила?

Дети: Делают предположения (из молока, из сока лимона и т.п.)

Воспитатель: А как сделать, чтобы невидимые чернила стали видимыми?

Дети: Погреть над лампой или свечкой, провести горячим утюгом.

Воспитатель: А могут все это делать дети самостоятельно?

Дети: Нет, только со взрослыми. Это опасно.

Воспитатель: Проводит горячим утюгом по письму. Появляется слово "SOS", звучит сирена (слайд № 1).

Воспитатель: Ребята, а где у нас живет сорока? (слайд № 1).

Дети: В лесу.

Воспитатель: А может это лес просит нас о помощи и почему?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Давайте поможем лесу! Вот только как мы до него доберемся?

Дети: Делают предположения (самолетом, автобусом, поездом).

Воспитатель: Сегодня мы поедем поездом, но для этого надо знать его номер. Первая цифра номера поезда меньше восьми на семь (1), а вторая — больше шести на два (8). Какой же номер поезда?

Дети: Восемнадцать.

Воспитатель: Правильно. А чтобы нам всем было весело, мы поедем в одном вагоне. Номер нашего вагона меньше десяти на три. И так, в каком же вагоне мы едем?

Дети: В седьмом.

Воспитатель: Правильно. А кто, на каком месте будет ехать, каждый узнает по результату решенного примера. Место занимайте сразу, как решите свой пример. (Слайд № 3. Сорока дает первый листок. Слайд № 4).

Вот и лес,

Здравствуй лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

И вот мы оказались в лесу. А какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Что же происходит осенью в лесу?

Дети: Деревья, кусты, птицы и звери готовятся к зиме.

Воспитатель: Ребята, а вы слышали что-нибудь о лесных этажах? Какие они бывают?

Дети: Да.

─ мхи;

─ травы;

─  грибы;

─  кустарники;

─ деревья.

Воспитатель: А кто помнит стихотворение о лесных этажах?

Дети: Декламируют стихотворение.

Воспитатель: Молодцы ребята! Сорока дает нам еще один листок. (Слайд № 5). А с какого дерева этот листок?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а как люди еще называют лес?

Дети: Легкие Земли.

Воспитатель: А почему?

Дети: Там чистый воздух, вода, растения.

Воспитатель: Когда люди идут в лес, они не хотят нанести ему вреда, но сами не желая, причиняют ему боль. Чтобы этого не происходило, нужно знать, что можно делать в лесу, а что нельзя.

Вы у меня знатоки природы. Сейчас вы постараетесь заполнить мнемотаблицу, как надо вести себя в лесу.

Дети: 2-3 человека рассказывают по своим мнемотаблицам.

Воспитатель: Молодцы ребята! Сорока дает вам еще один листок. С какого дерева листок? (Слайд № 6).

Дети: Ответ детей.

Воспитатель: Вот мы с вами вышли на полянку. Встали в круг. (Физкультминутка).

Руки подняли и помахали —

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помахали —

Это к нам птицы летят:

Как они сядут, покажем,

Крылья сложим назад.

Ребята, а кто знает пословицы о лесе? (Слайд по пословицам)

Дети:

Лес — богатство и краса.

Береги свои леса.

Много леса — не губи,

Мало леса — береги,

Нет леса — посади.

Рощи да леса — всему краю краса.

Зеленый наряд — радует взгляд.

Срубленное дерево — не вырастет.

Будет дождь — будут и грибы.

Сломать дерево — секунда, а вырастить — годы.

Красна ягодка, да на вкус горька.

Весна красна цветами, а осень — плодами.

Воспитатель: Молодцы ребята! Сорока дает вам еще один листок. С какого дерева листок? (Слайд № 7).

Дети: Ответ детей.

Воспитатель: Вот мы с вами и вышли на поляну «не болейку». А почему так называется эта поляна?

Дети: А на ней растут лекарственные растения.

Воспитатель: Правильно ребята. Часто бывает, что у нас случаются неприятности — царапины, ушибы или укусы какого-нибудь насекомого. Растения могут вам помочь, если вы будете знать, как правильно использовать.

Дидактическая игра «Какое растение выручит?».

Дети: Дети называют растения и рассказывают, как ими можно лечиться, как то или другое растение помогает человеку (могут быть рассмотрены картинки).

Воспитатель: Молодцы, вы много знаете про лекарственные растения. Какую они приносят пользу. За это сорока прислала еще один листок. С какого он дерева?

Дети: Ответ детей.

Воспитатель: Ребята, а вы умеете разгадывать загадки? (Кроссворд "Грибы").

Лета первая примета: под березкой, в холодке

Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке.

(Подберезовик).

Он в осиннике родился,

Как в траве ни притаился,

Все равно его найдем:

Шляпка красная на нем.

(Подосиновик)

Вдоль лесных дорожек много белых ножек,

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Собирай, не мешкай, это … (Сыроежки).

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел,

Масляную шапочку нашел.

(Масленок).

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом,

Очень дружные сестрички — золотистые … (Лисички).

Глубоко был спрятан он,

Раз, два, три — и вышел вон,

И стоит он на виду,

Белый я тебя найду.

(Боровик).

Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой

Поднял над головой.

(Моховик).

Дети: Разгадывают загадки и кроссворд.

Воспитатель: Молодцы ребята! А какие несъедобные грибы вы знаете?

Дети: Белая поганка, мухомор, ложные опята, ложный белый.

Воспитатель: Правильно, а можно ли поганки топтать в лесу?

Дети: Нет, они приносят пользу животным.

Воспитатель: Правильно. А сейчас ребята давайте поможем ежику пройти по схеме и узнаем, что он нашел. (Дидактическая игра "Пройти по схеме").

Дети: Выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились!

Письмо грибов.

Нам нравится, когда нас бережно собирают, варят, жарят, сушат и маринуют. Только мы просим, никогда не разрывайте лесную подстилку, там где мы растем, не разрушайте наши корни ─ грибницу. Иначе нашим братьям и сестрам никогда не вырасти, они погибнут. Ждем вас в гости.

  Грибы.

Мы получили еще один листок за сделанное задание.

Сорока принесла вам листочки со словами. Эти слова можно прочитать, если зачеркнуть все "я" кроме первой. Садитесь на свои места и выполняйте задание.

Дети: Выполняют задание и читают:

я молодец;

я умница и т.д.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по лесу. Что понравилось вам в этом путешествии.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много у нас листочков. И на каждом листочке есть буквы. Если их сложить, то какое слово получится?

Дети: "Спасибо".

Воспитатель: Молодцы ребята! Лес благодарит вас и хочет подарить вам подарок. А где же наш подарок?

Дети: У пенька. Спасибо лес.

Воспитатель: А сейчас мы вернулись в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно – образовательная деятельность «Познавательное развитие» На тему: «Кубики и кирпичики» 1 группа детей раннего возраста

КонспектНепосредственно – образовательная деятельность«Познавательное развитие»На тему: «Кубики и кирпичики»1 группа детей раннего возраста...

Конспект квест- игры по познавательному развитию на тему: "Цветик - семицветик в подготовительной группе..

С помощью данной квест-игры воспитатель закрепляет представление у детей о лекарственных растениях Южного Урала, знакомит с неизвестными. Рассказывает правила их сбора, хранения, применения....

Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательное развитие: ФЭМП «Геометрические фигуры», для детей подготовительной группы дошкольного возраста.

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей по развитию математических представлений посредством развивающих игр и игровых заданий.Задачи:Познавательное развитие:- закреплять знания о геометричес...