Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Удивительное рядом» в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
НОД по познавательному развитию на тему: «Удивительное рядом» в рамках комплексно- тематической недели «Осенняя пора, очей очарованье!»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о жизни леса.
Планируемые результаты: Дети имеют представления о жизни леса. Знают правила поведения в лесу. Самостоятельно делают выводы с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Рекомендации по использованию данного конспекта: Открытое занятие для родителей. Воспитателям, работающим по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по познавательному развитию. Тема: «Удивительное рядом». Подготовительная группа. | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Петродворцового района
г.Санкт-Петербурга
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию
На тему: «Удивительное рядом»
в подготовительной группе
(использованные технологии:
ИКТ,
личностно-ориентированная,
игровая,
здоровьесберегаюшие)
Составитель:
воспитатель группы:
Миронова В.Ф
г. Санкт – Петербург
2016 г.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ д/сад №12
Возрастные особенности группы.
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии стар-
ших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Движения детей шестого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.
Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении. Старший дошкольный возраст — время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, то есть такого поведения, для которого характерны устойчивость, не ситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. В выборе линии поведения дошкольник учитывает свой прошлый опыт.
Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно - личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком себя и других людей.
Дети охотно обсуждают с воспитателем поступки людей, их качества, мотивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.
На шестом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной. Возрастает интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой взаимной симпатии. Узы дружбы связывают преимущественно детей одного пола, но начинает проявляться особое внимание и симпатия между отдельными мальчиками и девочками.
В старшей группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию.
В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Достаточно отчетливо проявляются избирательные интересы в выборе игр, индивидуальные предпочтения, особенности игр мальчиков и девочек. Проявляются индивидуальные черты в игровом поведении: дети-режиссеры, дети-исполнители/артисты, дети-сочинители игровых сюжетов, предпочитающие игровое фантазирование.
Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные средства.
Индивидуальные особенности:
Речевое развитие у большинства детей в норме. Дети могут общаться на любые предложенные темы. В игре очень активны, проявляют лидерские качества.
Осознают себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям.
Дети владеют обобщенными представлениям (понятиями).
НОД по познавательному развитию на тему: «Удивительное рядом» в рамках комплексно- тематической недели «Осенняя пора, очей очарованье!»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о жизни леса.
1. Обучающие задачи:
- формировать представление о том, что человек ─ часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранять ─ обязанность человека;
- дать представление о том, что растения ─ живые существа, причем, очень хрупкие;
- расширение и уточнение представлений детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях, грибах.
2. Развивающие задачи: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
3. Воспитательные задачи:
- формировать бережное отношение к миру природы;
- формировать умение договариваться и помогать своим товарищам;
- закрепление умения правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветки деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и т.п.).
Оборудование:
- мультимедийное устройство,
- магнитофон,
- листочки от разных деревьев,
- заготовки для мнемотаблиц с примерами,
- карточки с лекарственными растениями,
- кроссворд "Грибы",
- карточки со словами.
Предварительная работа:
- экскурсия в Нижний парк;
- экскурсия на Петровский огород;
- рассматривание иллюстраций;
- рисование ─ "лекарственные растения";
- чтение ─ В.Бианки "Лесная газета";
- чтение энциклопедии"Жизнь леса";
- составление загадок о растениях и грибах;
- заучивание стихов, песен, пословиц о лесе;
- чтение рассказа "Лесные силачи" (Н.Сладков);
- чтение сказки "Федот, да не тот" (Н.Сладков);
- беседа "Зеленая аптека, или если посмотреть на природу взглядом врача".
Методические приемы:
Наглядные, словесные, практические.
использованные технологии:
ИКТ,
игровая,
проектной деятельности,
личностно-ориентированная,
здоровьесберегаюшие.
Планируемые результаты: Дети имеют представления о жизни леса. Знают правила поведения в лесу. Самостоятельно делают выводы с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Рекомендации по использованию данного конспекта:
Открытое занятие для родителей. Воспитателям, работающим по ФГОС.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Как вы думаете, кто нам его мог прислать.
Дети: Это письмо нам могла прислать сорока из леса. Она все знает о лесе.
Воспитатель: Давайте прочитаем, о чем нам пишет сорока. Да ведь здесь только один белый лист! А где же письмо? Может она забыла его нам написать?
Дети: Делают предположения.
Воспитатель: Да, в давние времена, когда кто-нибудь не хотел, чтобы его письмо прочитали, писали невидимыми чернилами. А из чего сделаны невидимые чернила?
Дети: Делают предположения (из молока, из сока лимона и т.п.)
Воспитатель: А как сделать, чтобы невидимые чернила стали видимыми?
Дети: Погреть над лампой или свечкой, провести горячим утюгом.
Воспитатель: А могут все это делать дети самостоятельно?
Дети: Нет, только со взрослыми. Это опасно.
Воспитатель: Проводит горячим утюгом по письму. Появляется слово "SOS", звучит сирена (слайд № 1).
Воспитатель: Ребята, а где у нас живет сорока? (слайд № 1).
Дети: В лесу.
Воспитатель: А может это лес просит нас о помощи и почему?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Давайте поможем лесу! Вот только как мы до него доберемся?
Дети: Делают предположения (самолетом, автобусом, поездом).
Воспитатель: Сегодня мы поедем поездом, но для этого надо знать его номер. Первая цифра номера поезда меньше восьми на семь (1), а вторая — больше шести на два (8). Какой же номер поезда?
Дети: Восемнадцать.
Воспитатель: Правильно. А чтобы нам всем было весело, мы поедем в одном вагоне. Номер нашего вагона меньше десяти на три. И так, в каком же вагоне мы едем?
Дети: В седьмом.
Воспитатель: Правильно. А кто, на каком месте будет ехать, каждый узнает по результату решенного примера. Место занимайте сразу, как решите свой пример. (Слайд № 3. Сорока дает первый листок. Слайд № 4).
Вот и лес,
Здравствуй лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
И вот мы оказались в лесу. А какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Что же происходит осенью в лесу?
Дети: Деревья, кусты, птицы и звери готовятся к зиме.
Воспитатель: Ребята, а вы слышали что-нибудь о лесных этажах? Какие они бывают?
Дети: Да.
─ мхи;
─ травы;
─ грибы;
─ кустарники;
─ деревья.
Воспитатель: А кто помнит стихотворение о лесных этажах?
Дети: Декламируют стихотворение.
Воспитатель: Молодцы ребята! Сорока дает нам еще один листок. (Слайд № 5). А с какого дерева этот листок?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а как люди еще называют лес?
Дети: Легкие Земли.
Воспитатель: А почему?
Дети: Там чистый воздух, вода, растения.
Воспитатель: Когда люди идут в лес, они не хотят нанести ему вреда, но сами не желая, причиняют ему боль. Чтобы этого не происходило, нужно знать, что можно делать в лесу, а что нельзя.
Вы у меня знатоки природы. Сейчас вы постараетесь заполнить мнемотаблицу, как надо вести себя в лесу.
Дети: 2-3 человека рассказывают по своим мнемотаблицам.
Воспитатель: Молодцы ребята! Сорока дает вам еще один листок. С какого дерева листок? (Слайд № 6).
Дети: Ответ детей.
Воспитатель: Вот мы с вами вышли на полянку. Встали в круг. (Физкультминутка).
Руки подняли и помахали —
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помахали —
Это к нам птицы летят:
Как они сядут, покажем,
Крылья сложим назад.
Ребята, а кто знает пословицы о лесе? (Слайд по пословицам)
Дети:
Лес — богатство и краса.
Береги свои леса.
Много леса — не губи,
Мало леса — береги,
Нет леса — посади.
Рощи да леса — всему краю краса.
Зеленый наряд — радует взгляд.
Срубленное дерево — не вырастет.
Будет дождь — будут и грибы.
Сломать дерево — секунда, а вырастить — годы.
Красна ягодка, да на вкус горька.
Весна красна цветами, а осень — плодами.
Воспитатель: Молодцы ребята! Сорока дает вам еще один листок. С какого дерева листок? (Слайд № 7).
Дети: Ответ детей.
Воспитатель: Вот мы с вами и вышли на поляну «не болейку». А почему так называется эта поляна?
Дети: А на ней растут лекарственные растения.
Воспитатель: Правильно ребята. Часто бывает, что у нас случаются неприятности — царапины, ушибы или укусы какого-нибудь насекомого. Растения могут вам помочь, если вы будете знать, как правильно использовать.
Дидактическая игра «Какое растение выручит?».
Дети: Дети называют растения и рассказывают, как ими можно лечиться, как то или другое растение помогает человеку (могут быть рассмотрены картинки).
Воспитатель: Молодцы, вы много знаете про лекарственные растения. Какую они приносят пользу. За это сорока прислала еще один листок. С какого он дерева?
Дети: Ответ детей.
Воспитатель: Ребята, а вы умеете разгадывать загадки? (Кроссворд "Грибы").
Лета первая примета: под березкой, в холодке
Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке.
(Подберезовик).
Он в осиннике родился,
Как в траве ни притаился,
Все равно его найдем:
Шляпка красная на нем.
(Подосиновик)
Вдоль лесных дорожек много белых ножек,
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Собирай, не мешкай, это … (Сыроежки).
Маленький, удаленький
Сквозь землю прошел,
Масляную шапочку нашел.
(Масленок).
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички — золотистые … (Лисички).
Глубоко был спрятан он,
Раз, два, три — и вышел вон,
И стоит он на виду,
Белый я тебя найду.
(Боровик).
Он выглянул несмело
Из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой
Поднял над головой.
(Моховик).
Дети: Разгадывают загадки и кроссворд.
Воспитатель: Молодцы ребята! А какие несъедобные грибы вы знаете?
Дети: Белая поганка, мухомор, ложные опята, ложный белый.
Воспитатель: Правильно, а можно ли поганки топтать в лесу?
Дети: Нет, они приносят пользу животным.
Воспитатель: Правильно. А сейчас ребята давайте поможем ежику пройти по схеме и узнаем, что он нашел. (Дидактическая игра "Пройти по схеме").
Дети: Выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились!
Письмо грибов.
Нам нравится, когда нас бережно собирают, варят, жарят, сушат и маринуют. Только мы просим, никогда не разрывайте лесную подстилку, там где мы растем, не разрушайте наши корни ─ грибницу. Иначе нашим братьям и сестрам никогда не вырасти, они погибнут. Ждем вас в гости.
Грибы.
Мы получили еще один листок за сделанное задание.
Сорока принесла вам листочки со словами. Эти слова можно прочитать, если зачеркнуть все "я" кроме первой. Садитесь на свои места и выполняйте задание.
Дети: Выполняют задание и читают:
я молодец;
я умница и т.д.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по лесу. Что понравилось вам в этом путешествии.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много у нас листочков. И на каждом листочке есть буквы. Если их сложить, то какое слово получится?
Дети: "Спасибо".
Воспитатель: Молодцы ребята! Лес благодарит вас и хочет подарить вам подарок. А где же наш подарок?
Дети: У пенька. Спасибо лес.
Воспитатель: А сейчас мы вернулись в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственно – образовательная деятельность «Познавательное развитие» На тему: «Кубики и кирпичики» 1 группа детей раннего возраста
КонспектНепосредственно – образовательная деятельность«Познавательное развитие»На тему: «Кубики и кирпичики»1 группа детей раннего возраста...
Конспект квест- игры по познавательному развитию на тему: "Цветик - семицветик в подготовительной группе..
С помощью данной квест-игры воспитатель закрепляет представление у детей о лекарственных растениях Южного Урала, знакомит с неизвестными. Рассказывает правила их сбора, хранения, применения....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему «Волшебное электричество» в подготовительной группе
Занятие с конструктором "Знаток" в старшем дошкольном возрасте...
Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательное развитие: ФЭМП «Геометрические фигуры», для детей подготовительной группы дошкольного возраста.
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей по развитию математических представлений посредством развивающих игр и игровых заданий.Задачи:Познавательное развитие:- закреплять знания о геометричес...
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей средней группы (4-5 лет) общеразвивающей направленности « Домашние животные
Ознакомление детей с названиями домашних животных и их детенышей...
Конспект НОД образовательная область речевое развитие на тему: «Любимый город» в подготовительной группе комбинированной направленности.
Конспект НОД образовательная область речевое развитие на тему "Любимый город"...
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей средней группы (4-5 лет) общеразвивающей направленности
Формирование у детей представлений о характерных признаках весны...