Образовательная деятельность "Кто живет в воде"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neposredstvenno_obrazovatelnaya_deyatelnost.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность (область – познание, коммуникация, социализация) для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Кто живёт в воде»
Цель: развитие представлений детей о жителях рек и озёр.
Задачи.
Образовательные задачи:
- развивать с помощью системного оператора представление детей о жизни и развитии рыбы;
- обогащать словарный запас детей: земноводные, мечет икру, пресноводные, маскировка, пресная, перепонки.
Развивающие задачи:
- развить умения: детей классифицировать, сравнивать, делать умозаключения, обобщать, доказательно строить суждения;
- развивать умение: работать самостоятельно, оценивать результат деятельности других и свой;
- развивать поисково–исследовательские навыки.
Воспитательные задачи:
- развивать в детях понимание того, что рыбам, так же как и птицам, зимой необходима помощь человека и бережное отношение к ним;
- воспитывать навыки сотрудничества
Предварительная работа:
Оборудование: экран системного оператора; картинки с изображением жителей морей и океанов, рек и озер; картинки щуки и лягушки; модели
Ход занятия
- Вводная часть.
Игра «Кто, где живет?»
- Ребята, поиграем в игру «Кто, где живет?» (Человек – дом, белка – дупло, птица – гнездо, собака – будка, корова – хлев, заяц – куст, лиса – нора, рыба – вода: море, океан, река, озеро, пруд, аквариум)
2. Основная часть.
- Посмотрите, на столе лежат картинки, кто на них изображен? Назовите их.
- На какие две группы их можно поделить? (Дети раскладывают картинки)
- Как вы думаете, какая вода в море на вкус? А в реке и в пруду?
- Если рыбы живут в пресной воде, как их можно назвать? (Пресноводные)
- Ребята, перед вами подводный мир наших рек и озер.
- Разделимся на две подгруппы. Рассмотрим и расскажем, какие между рыбами есть сходства (1 группа), какие есть различия (2 группа). (Работа в микрогруппах)
- Ребята, щука и сом могут вырасти до больших размеров. Как вы думаете, почему? (Питаются только рыбами)
- Интересно, почему у рыб верхняя часть тела темнее, чем нижняя?
- Рыбы своей окраской пользуются как маскировкой: или оберегают себя от хищников, прячась на дне, или охотятся, высматривая свою добычу. Если смотреть на рыбу сверху, то её можно не заметить. Из-за темного окраса спинки рыба сливается с дном водоёма, а снизу – с водой.
- Ребята, как вы думаете, рыбы могут чувствовать?
- Многие считают рыб холодными, бесчувственными существами, но это не так. Рыбы, как и все, чувствуют боль, улавливают запахи, ощущают вкус, только не языком, а всей кожей.
Загадка: Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь, в пруду,
На охоту я иду. (Щука)
- Предлагаю рассмотреть её на нашем волшебном экране.
- Ребята, где может жить наша щука? (В реке, пруду) НС
- Посмотрите, что есть у щуки? (Туловище, голова, плавники, хвост, чешуя, зубы, жабры) ПС
- Как вы думаете, а раньше, в прошлом, она какая была? (Маленькая, мальком) ПС
- Где малек щуки раньше жил и рос? (В реке) ПНС
- Откуда появился малёк? ( Из икры; рыба мечет икру)
- Что может случиться со щукой в будущем? (Ёе могут поймать, ёе могут съесть, она может погибнуть) БС
- И что в таком случае будет с нашей щукой? (Из неё будет приготовлено блюдо, она может разложить в воде и т.д.) БНС
- И во что она может превратиться? (Её не станет)
- Ребята, как выдумаете, что будет, если нашу речную щуку выпустить в море или океан? (Рассуждения детей)
- Ребята, кто еще, кроме рыб, обитает на водоёмах?
- Если они живут на земле и в воде, как их можно назвать? (Земноводными)
Этюды детей
- Дети, превращаю вас в щук и лягушек
- Интересно, чем земноводные отличаются от пресноводных рыб? И что в них общее?
- Давайте сравним щуку с лягушкой. Результаты сравнения можно показать с помощью моделей. (Работа в микрогруппах)
- Как вы думаете, все сходства (различия) были названы?
- Может быть, у кого-то есть дополнение?
- Ребята, какая группа детей была самая внимательная и наблюдательная?
- Раньше, в старину, люди бережней относились к рыбе. Например, ловили только по народному календарю. Они предполагали, что в остальные месяцы рыба нерестится, то есть откладывает икру, и подрастает.
- Что происходит с водоёмами зимой?
- Что происходит с рыбой зимой? (Предположения детей)
- Рыбы зимой плавают ближе ко дну, и воздух через лед практически не попадет. Поэтому человек помогает жителям водоемов. Он делает лунки.
- Ребята, а мы можем стать друзьями и защитниками наших жителей водоёмов? Каким образом?
Итог занятия
- Что нового и интересного мы с вами узнали?
Что бы вы хотели узнать о жизни обитателей водоёмов?
Тема совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми «Обитатели водоёмов»
Цель: развитие представлений детей о животном мире рек и озёр.
Данная тема актуальна в рамках экологического воспитания детей. Содержание занятия соответствует требованиям программы «Радуга» и федеральным государственным стандартам.
Образовательная деятельность построена с учётом принципов научности и доступности материала, и с учётом возрастных особенностей детей и их уровня развития. Объём учебного материала способствует целостному восприятию изучаемого объекта.
Данный вид деятельности носит интегрированный характер и включает в себя области: познание - поисково-исследовательская деятельность; коммуникация - развитие речи; социализация – работа в мини-группах. Способ организации детей – подгрупповой. Каждый этап последовательно и логично вытекает один из другого, между собой взаимосвязан.
Для реализации цели поставлены
образовательные задачи:
- развивать с помощью системного оператора представление детей о жизни и развитии рыбы;
- обогащать словарный запас детей: земноводные, мечет икру, пресноводные
развивающие задачи:
- развить умения: детей классифицировать, сравнивать, делать умозаключения, обобщать, доказательно стоить суждения;
- развивать умение: работать самостоятельно, оценивать результат деятельности других и свой;
- развивать поисково – исследовательские навыки
воспитательные задачи:
- развивать бережное отношение к рыбам и понимание того, что рыбам, так же как и птицам, зимой необходима помощь человека;
- воспитывать навыки сотрудничества
Я считаю, что цель достигнута. Этому способствовало беседа, наглядность, поисковая деятельность. Использование системного оператора (технологии ТРИЗ) позволило систематизировать имеющихся у детей знания о щуке. В процессе исследовательской деятельности конкретизировались представления о рыбе и лягушке, обогащался и активизировался словарный запас детей. Мною использовались вопросы разного типа, не только требующие констатации факта, но и поискового характера: «Как вы думаете?», «Что общее?», «Какие различия».
В ходе образовательной деятельности у детей развивалось: коммуникативная компетентность (умение выражать словами свои мысли, аргументировать свою точку зрения, учитывать мнение партнёра), деятельностная компетентность (умение сравнивать, обобщать, делать выводы), социальная компетентность (поддерживались отношения сотрудничества между сверстниками в микро-группах).
С целью снятия напряжения во время деятельности детям предлагались разные позы: в кругу, на стульчиках, стоя за столами, использовалась физ.минутка.
Данный вид деятельности можно использовать в рамках реализации проектов «Обитатели водоёмов», «Вода вокруг нас», «В царстве воды», «Животный мир планеты Земля»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Кто живет в воде».
Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность в жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания....
Кто живет в воде?
Развивающее занятие с детьми дошкольного возраста...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экологическому воспитанию «Кто живет в воде»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экологическому воспитанию «Кто живет в воде»...
Конспект образовательной ситуации по ознакомлении с окружающим миром в группе раннего возраста "Кто живет в воде".
Конспект Нод Ранний возраст "Кто живет в воде" с применением нетрадиционного рисования -ладошкой....
Конспект занятия на тему: "Кто живет в воде Байкала"
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию в средней группе Образовательная область: познавательно-речевое развитие.Интеграция видов деятельности: познавательно-речево...
Конспект образовательной деятельности на тему: «Вода - волшебница, где живет капелька»
Образовательная деятельность...
Конспект образовательной ситуации по ознакомлении с окружающим миром в группе раннего возраста "Кто живет в воде".
Конспект НОД ранний возраст "Кто живет в воде" с применением нетрадиционного рисования -ладошкой....