Конспект открытого занятия "Огонь-друг, огонь- враг"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Рябцева Юлия Александровна

Занятие разработано для детей 4-5 лет. Занятие сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon_-_drug_ogon_-_vrag.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 281 комбинированного вида»

Конспект открытого занятия

«Огонь-друг, огонь-враг»

Средняя группа

Воспитатель:

Рябцева Юлия Александровна

Новосибирск 2014

Конспект открытого занятия на тему:

«Огонь-друг, огонь-враг».

Воспитатель: Рябцева Ю. А.  

Цель: Ознакомить детей с правилами пожарной безопасности.  

Программное содержание:

Показать детям значение огня в жизни человека: дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем; развивать чувство ответственности за свои поступки; воспитывать у детей уважение к труду пожарных, расширять и углублять знания детей о правилах пожарной безопасности.

Материал:

Символ огня, сказка «Огонь-друг, огонь-враг», картинки:  пожарной машины, пожарного, мягкая игрушка медвежонок.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки», чтение С. Маршака «Кошкин дом».

Ход занятия.

В-ль: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте их поприветствуем. (дети приветствуют гостей и садятся на стульчики)

Ребята, а давайте с вами назовём опасности с которыми человек встречается в жизни.(пожар, землятресение, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т.д.)

В-ль: Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни.

- А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, вы постарайтесь её отгадать.

-Жарю, парю и пеку,

В доме каждом быть могу.

Людям много - много лет

Я несу тепло и свет.

Обожгу – меня не тронь.

Называюсь я …(Огонь).

 Да, это – огонь.

Сегодня мы с вами будем говорить,  где огонь нам друг, а где враг.

В-ль:  Ребята к нам пришёл ещё один гость (медвежонок). С ним приключилась беда, он смотрел на огонь и захотел его потрогать, а огонь его обжег своим пламенем, сейчас медвежонок хочет,  чтобы мы рассказали ему о пользе и вреде огня. Он присядет рядом с вами и послушает.

(ставлю в центр безопасный подсвечник и зажигаю свечу).

- На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далёких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Но они смогли «приручить» огонь, «поселить» в своем доме, и сделать своим верным помощником.

- И сейчас я вам расскажу сказку об огне.

Сказка об огне

«Жил-был Огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял огонь, где хотел: по лесам, по домам, деревьям. Никого огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого.

- Как вы думаете, почему он был врагом?

Дети: Он сжигал всё подряд, ничего и никого не жалел.

- И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, огонь померимся силой». Огонь отвечает: Да куда тебе Человек, со мной силой мерится! А человек настаивал на своём, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его человек,  заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.

В-ль: Как вы думаете, ребята, как и чем огонь стал помогать людям? (приготовить еду, согреться, заменяет свет-свечка, защищались от врагов и. т.д.)

В-ль: Ребята, посмотрите на наше маленькое пламя. Как вы думаете, если поднести руку к огню, что мы почувствуем? (Тепло.)

В-ль:  А если слишком близко подойти к огню, что может произойти? (можно обжечься?)

Опыт 1: Показать детям, что есть невидимое пламя, и оно тоже опасно. Поднести бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени, через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.

Вывод: Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносить к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

 В-ль: А что может загореться дома, в лесу? (ответы детей). Чем, кроме огня ещё опасен пожар? (дымом – им можно задохнуться.)

 В-ль: А сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Не ошибись». Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит, руки нужно опустить. (Слова: бумага, снег, вода, деревья, камень, стекло, книги, металл, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель, сухая трава.

Как вы думаете, огонь здесь является другом или врагом? (другом)

Стихи (Злата, Кристина)

1.Знают все, человек без огня

   Не проживет не одного дня.

   При огне, как при солнце, светло.

   При огне и зимой тепло.

2.Посмотрите, ребята, вокруг:

    Нам огонь самый лучший друг.

    Но когда мы небрежны с огнём,

    Он становится нашим врагом.

В-ль: А сейчас ребята назовите мне причины, по которой может случиться пожар. (Неосторожное обращение со спичками, электроприборами, сигаретами, замыкание проводов и т.д.)

 Но если вдруг пришла беда

  Что же делать нам тогда?

Ответы детей: 

- Звонить пожарным 01.

- Тушить своими силами (песком, водой, снегом, огнетушителем, тканью, землёй)

- Нельзя прятаться под кровати в шкафы, можно задохнуться от дыма.

Опыт 2: Чего же боится огонь? (воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений. Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходят и почему? (огонь погас, потому что он боится воды). А теперь на свечку насыпем песок, что произошло  с огнем? Правильно. Он погас. Песок, как и вода тушит огонь.

Физминутка: «Кошкин дом»

Бом-бом, бом-бом!                                         Энергично поднимают и опускают руки,

                                                                              сжатые в кулаки

Загорелся Кошкин дом!!                                Постепенно поднимают руки  вверх                                            

                                                                              Отпускают их, описывая в воздухе  

                                                                              круг и  быстро перебирая  пальцами                                                                                                                                        

Кошка выскочила,                                            Хватаются руками за голову и                              

                                                                               качают головой                                                

                                                                                                                                                               

глаза выпучила,                                                    Приставляют к глазам   «огни» из

                                                                больших и  указательных пальцев.                                                                                                    

                                                 

Бежит курица с ведром,                                     Расставляют сжатые в  кулаки  

Заливает Кошкин дом                                         руки в стороны и бегут на носках.

                                                                       

А собачка с помелом,                                          Наклоняются вперед, одна рука        

                                                                                   на поясе  другая как бы        

                                                                                   подметает землю

А лошадка – с фонарем,                                     Поднимают руку, сжатую в кулак

                                                                                  и вверх                              

Серый заинька -  с листом.                                Обеими ладонями делают махи,  

                                                                                   движением   от себя        

Раз-Раз! Раз-Раз!                                                  Поднимают руки вверх, ладони.                                                          И огонь погас!                                                       раскрыты  вниз, на каждый слог

                                                                                  пускают руки вниз.                                                                                                                     - Молодцы справились с заданием. У меня на доске спрятана картинка, если мы ответим на вопрос, то увидим что там изображено.

В-ль: И так вопрос:

- Как называются люди, которые тушат пожар, спасают людей? ( Пожарные (открывают картинку)

В- ль: Почему работа пожарного нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их дома.)

В- ль: Какая работа у пожарных? (Трудная интересная, тяжёлая, опасная.)

  В-ль: Какими должны быть пожарные? ( Сильными, добрыми, умными, смелыми, храбрыми, ловкими.)

В-ль: А почему они должны быть сильными и смелыми? (Чтобы спасать людей, работают в огне, в дыму.)

В-ль: Зачем пожарные надевают противогазы?  (Легко дышать при задымлении.)

Посмотрите  ребята во что они одеты ( в специальные брезентовые костюмы, которые не горят и не промокают,

А что у них на голове? (каска) Для чего она? (Спасает от ушибов голову)

В-ль: Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Точный домашний адрес, номер дома и квартиры, что случилось и своё имя.)

В-ль: Молодцы ответили на все вопросы.

Загадка:

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина,

И зальёт пожар любой

Смелая дружина. (О чем это стихотворение?)

О пожарной машине

Работа по картинки с изображением пожарной машины

В-ль: для чего нужна пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все слышали и уступали дорогу.)

В-ль: Почему пожарная машина красного цвета? (Красный цвет – цвет огня, цвет опасности.)

В-ль: Зачем машине нужна лестница? (чтобы подниматься на высокие этажи.)

В-ль: Где пожарные берут воду, если она закончится в машине? (Из реки, озера, колонки, колодца и т.д.)

В-ль: Чтобы не случился пожар необходимо следовать правилам пожарной безопасности. Давайте проверим, как вы их соблюдаете. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечайте:

Игра

«Это я, это я, это я, это все мои друзья». Если вы не согласны - хлопайте в ладоши.

Кто из вас заметив дым,

Набирает 01?

Кто забыл вчера из вас

Отключить в квартире газ?

Кто свечей не зажигает,

 и другим не разрешает?

Красный отблеск пробежал,

Кто со спичками играл?

 Дым, увидев не зевая,

Кто пожарных вызывает?

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил утюг?

Правила, кто точно знает,

И всегда их выполняет?

В-ль: Молодцы ребята правила пожарной безопасности вы знаете, и запомните что пожар это не случайность, а результат неправильного поведения. И так чтобы избежать пожара, что нужно делать? ( Уходя из дома нужно выключать все электроприборы из розетки, гасить свет, нельзя баловаться спичками, оставлять открытой дверцу печи.)

В-ль: Правильно ребята, пожара можно избежать, если выполнять правила противопожарной безопасности.

Ребята наш гость тоже сегодня много узнал о пользе и вреде огня, и говорит вам большое спасибо, он будет очень осторожен с огнём и будет соблюдать правила пожарной безопасности.

Ребята что вы сегодня узнали на занятии? (что огонь может быть для нас другом, и врагом, правила пожарной безопасности, о сложной работе пожарных). Я очень хочу, чтобы вы были осторожны, с огнем внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила, и беда обойдет вас стороной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия на тему: «Огонь друг – огонь враг»

1. Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь и как человек научился управлять огнём. 2. Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с...

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: "Огонь-друг, огонь-враг"

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: Огонь-друг, огонь-враг"...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг».

Конспект открытого занятия в старшей группе«Огонь — друг, огонь — враг»Цели.1....

Конспект ОД по ОБЖ "Огонь - враг или друг?"

Конспект занятия по ОБЖ «Огонь – друг или враг?». Старшая группа. Цель: закрепить знания детей о пожарной безопасности. Задачи:Образовательные: учить детей оценивать э...

Конспект открытого занятия "Осторожно. огонь!"

Конспект открытого занятия в средней группе  «Осторожно, огонь!»План-конспект занятия по рисованию.Цель: Развитие умения раскрашивать готовое изображение красками.Задачи: 1. Формирова...