Конспект познавательного занятия "В гости к бабушке Акулинушке" для детей старшего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие проводится совместно с родителями для ознакомления с бытом и традициями нашего села в мини-музее "Русская изба" на масленичной неделе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_babushke_akulinushke.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Унэгэтэйский детский сад «Колосок»
Конспект познавательного занятия в старшей группе
«В гости к бабушке Акулинушке»
Воспитатель: Верещагина Ирина Федоровна
с. Унэгэтэй
Задачи:
Развивающие:
-развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа
-приобщать детей к народным играм, хороводам и песням
Обучающие:
- продолжать обогащать детский словарный запас народных терминов, развивая разговорную и связную речь
Воспитательные:
- создать атмосферу доброты, соучастия, сопричастности к культуре своего народа, любовь к прекрасному через устный народный фольклор
Предварительная работа:
- занятия в русской избе
- заучивание пословиц, поговорок о доброте, трудолюбии
- знакомство с русскими обрядами
- рассматривание серии картин «Русские народные сказки» - Шишковской, «Потешки» Лосевой
- разучивание песен «Во кузнице», «Как под наши ворота»
Развивающая среда:
- мини-музей «Русская изба»
- подкова,
- кошка
- петух
-лукошко
-наковальня с молотом (2)
-зыбка (дитя)
- музыкальные инструменты– балалайка, трещетка, ложки
-самопрялки – 3
-березка – макет
- лапти для детей в путешествии
- сарафаны и платки для девочек
- национальные костюмы для мальчиков
Действующие лица:
- воспитатель
- хозяюшка бабушка Акулинушка
- три девицы (рукодельницы) – три девочки
- кузнецы – 2 мальчика
- воспитанники ДОУ, гости, участники мероприятия
Ход занятия:
В. Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся с вами в необычное путешествие. Прежде чем отправиться, мы поиграем в игру, в которой узнаем – насколько вы дружны.
Проводится игра «Клубочек»
Под спокойную русскую мелодию, обматываю большой палец правой руки, затем передаю клубок следующему ребенку, называя его п о имени и т.д. Когда песенка заканчивается – все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, поделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол.
В. Наша ниточка не порвалась и ребята всегда будут также крепко дружить. Когда мы едины – мы непобедимы и можем отправиться в путь, мы ведь дружные ребята. Чтобы отправиться в путешествие вы надели на ноги лапти – обувь которую носили в старину. Послушайте стихотворение:
Великий дар – единожды родиться!
Вдохнуть, раскрыть глаза и на века, увиденному миру удивиться,
Где дом и поле, роща и река.
Эти замечательные стихи привели нас на русскую землю – с. Унэгэтэй, Республики Бурятия, где вы родились. У вас есть родители – папа и мама. Все близкие, родные и мы с вами, как правило живем недалеко друг от друга на земле, которая называется одним словом- (ответы детей стихотоврениями)
Реб.
И там, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные мы родиной зовем.
Реб.
Родина – это глаза моей мамы, полные слез или в искорках смеха.
Родина – это закат над полями, гор наших синих звонкое эхо.
Реб.
Родина – слова не знаю чудесней.
В нем – наши сказки и славные были.
Дедов далекие грустные песни, те, что и мы до сих пор не забыли.
Реб.
Родина – это земля у порога, где мы впервые узнали свое имя,
Родина – это большая дорога, та по которой пойдешь ты с другими.
В. Спасибо большое за такой прекрасный ответ в стихах про Родину. Мне и нашим гостям очень приятно слышать, как вы отзываетесь о родном крае. Послушайте, что говорили про госте в старину: «Праздник придет-гостей приведет». А пословицы о гостях знаете?
Реб. Гость на двор – хозяину радость.
Реб. Для дорогого гостя и ворота настежь.
В. Доброе слово и железные ворота распахнет. А сегодня мы добрым словом откроем двери в русскую избу. (подходи к дверям и находим подкову).
Ой, подкова!А для чего же она здесь лежит, ребята.
Реб. В старину подкову находили на счастье.
В. Правильно и прибивалась она над дверью, чтобы в доме были счастье, добро и благополучие. Мы тоже подкове место найдем. Мы ее с собой возьмем. А еще ребята в старину являлось символом счастья и чистоты – кошка и петух. Кошку впускали в новый дом, чтобы все темные силы остались за дверью. А петух все разгребает лапками во дворе и склевывает, что разбросано на земле. Он ровняет все неровности на земле. Клюет все нечистое и люди живут хорошо и счастливо. Вот они здесь кошка и петух в корзине. Теперь все попробуем дверь открыть. (толкаю дверь – не открывается).Не пойму в чем дело? А ну подкова помогай. (берусь за подкову, которая находится в корзине)Вот только взялась за подкову, вспомнила поговорку: «Доброе слово и железные ворота открывают». А вы ребята знаете пословицы о добре?
Реб. Добра желаешь, добро и делай.
Реб. Доброе дело само по себе хвалит.
Реб. Добро не умрет, а зло пропадет.
Реб. Жизнь дана на добрые дела.
Реб. Доброе дело и в воде не тонет.
В. Вот теперь попробуем дверь открыть (открываю дверь в избу, впускаю кошку и петуха. Заходим и здороваемся с бабушкой Акулинушкой. Дети передают подкову, чтобы бабушка прибила ее над дверью.
В. Бабушка Акулинушка, а почему ты у печи всегда сидишь.
А. Потому что печь в русской избе самое главное. В старину о ней говорили:
Ой, ты печка-сударыня.
Помоги нам барыня.
Ты свари, испеки, обогрей, освети, полечи и спаси.
В дом богатство неси.
В. Почему ребята к печке так ласково обращались люди? (ответы детей)
А теперь отгадайте загадку:
Наша барыня сударыня, толста и бела.
\щей да каши наварила, пирогов напекла.
Д. Печка
В. Правильно, это печка. Светло от печи и тепло. Садитесь девушки у печи да рукоделие свое в руки берите. (девочки усаживаются за самопрялки).
Ребята картину из какой сказки напоминают нам сейчас рукодельницы.
Д. «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина.
В. Правильно
1-я рукодельница
Кабы я была царица
Молвит первая девица,
Я б на целый мир одна
Наткала бы полотна.
2-я рукодельница
Кабы я была царица
Говорит ее сестрица.
Я б на весь крещеный мир
Приготовила бы пир.
3-я рукодельница
Кабы я была царица.
Третья молвила девица,
То для батюшки царя
Родила б богатыря.
В. Вот как красиво наши девочки могут говорить, да умело прясть. Мальчикам тоже работа найдется. (подходим к наковальне с молотами)
1-й кузнец
Идут кузнецы из кузнецы
Несут кузнецы два молота.
Хозяева – кузнецы нужны.
В. А что вы умеете делать?
2-й кузнец: А вот что!
Инсценировка русской народной песни «Во кузнице»
В. Обратите внимание, что вся мебель в избе из дерева: и стулья и стол, лавки, посуда, сундуки. Дерево действительно и обувало и обеспечивало жильем и посудой и кормило своими плодами и не давало замерзнуть в мороз и радовало детей игрушками. Послушайте загадку:
Желтый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
А внутри секреты есть
Может пять, а может шесть.
Разрумянилась немножко.
Наша русская (матрешка).
Вот видите и в игре дерево принимало участие. А это, что у меня?
Д. Трещетка- музыкальный инструмент
В. Это замечательная игрушка и музыкальный инструмент. Если его раскрыть, то получится солнышко. Наши предки считали солнце – божеством и поклонялись ему – вышивали, вырезали и рисовали. Попробуем изобразить без красок, ниток и инструментов солнышко.
(дети встают в круг)
Вот и у нас получилось солнышко. А теперь потрите ладонями друг о друга. Раньше ладони называли – ладоши. Жили в то время Лад и Лада. Вместе они несли в мир любовь и понимание и протягивали друг другу ладоши, желая жить в мире и согласии. Изображая солнце в старину водили хороводы вокруг дерева – березы. Береза является символом русского народа. Хоровод – это часть праздничного ритуала, даже сегодня мы не можем обойтись без хоровода.
Хоровод «Во поле березка стояла»
В. Ребята в каждой избе есть красный угол. Вот он. Там находятся иконы. Красный угол – это почетный угол избы. Под иконами всегда сидел хозяин или уважаемый гость. В старину в каждом доме обязательно пекли хлеб и пироги и приговаривали:
«Красна изба не углами, а пирогами»
А в масленицу говорили:
«Без блинов – не Масленица, без пирогов – не именины»
Смысл празднования Масленицы заключается в чествовании Солнца. Хозяйки пекли круглые масленые блины, похожие на маленькое солнышко. Ребята, вы чувствуете, как вкусно запахло?
Как для вас, мои друзья
Наварила, напекла
92 блина, 2 корыта киселя, 50 пирогов – не найдешь едоков.
Хозяйку потешьте, да блины мои поешьте.
Милости прошу гости дорогие к нашему столу. В красный угол, где находятся иконы – это почетное место для гостей. (все проходят за стол)
В. Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам сегодня запомнилось?
- Где мы побывали? (в русской избе)
- Каких животных, птиц в новый дом впускают и что это означает? (кошку и петуха – символ счастья и чистоты)
-Для чего нужна печь? (она и сварит, и испечет, и обогреет)
- Что является почетным местом для уважаемых гостей? (красный угол, где иконы)
- Что такое трещотка? (музыкальный инструмент, символизирующий солнце)
- Какое дерево считается символом нашего народа и что вокруг него водили? (береза – символ нашего народа, вокруг которого водили хороводы)
- Из чего сделаны все предметы в русской избе? (все сделано из дерева и поэтому Русь считалась деревянной)
Спасибо большое за путешествие, в котором мы с вами принимали самое активное участие. В заключении послушайте стихотворение про Русь нашу дорогую.
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные, русские песни поют.
На этом занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия "Музыка и настроение" для детей старшего возраста
Конспект музыкального занятия «Музыка и настроение» для детей старшего возраста Цель занятия. Учить чувствовать настроение через восприятие музыки, пение...
Конспект познавательного занятия по развитию речи для детей старшей группы" Для чего нужны руки"
занятие-путешествие...
Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения у детей старшего возраста.
Тема: «В гостях у Лунтика. Автоматизация звука Л.Цели: Коррекционно - образовательные:· - автоматизировать звук «Л» в словах ....
Конспекты познавательных занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Формирование правовой культуры у старших дошкольников...
Конспект познавательного занятия «Мы – защитники Отечества» для детей старшего дошкольного возраста
Формирование у детей нравственно - патриотических чувств, основанных на ознакомлении с традициями нашего народа...
Конспект итогового занятия совместно с родителями для детей старшего возраста с ОНР.
Цель занятия- закрепить знания детей по темам: Грибы, Рыбы, Деревья, так как практика показала, что дети плохо усваивают названия предметов по этим темам....
Конспект занятия "В гостях у бабушки" для детей младшего возраста
Конспект итогового занятия по развитию речи...