конспект познавательной беседы«Принимаем гостей» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Познакомить с традициями гостеприимства.
Задачи:
- Познакомить детей с некоторыми русскими национальными традициями приема гостей, некоторыми устаревшими формами вежливого обращения.
- Приобщать детей к русской национальной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bes._prinimaem_gostey.doc | 984.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательной беседы
«Принимаем гостей»
в старшей группе
Подготовила воспитатель:
Ерёмина Алёна Сергеевна
Интеграция образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие.
Цель: Познакомить с традициями гостеприимства.
Задачи:
- Познакомить детей с некоторыми русскими национальными традициями приема гостей, некоторыми устаревшими формами вежливого обращения.
- Приобщать детей к русской национальной культуре.
Ход беседы:
Педагог - Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».
- Что это означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.
- Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. Встречает гостей хозяйка дома, в руках у нее хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник. " «Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль», - с поклоном приглашает гостей хозяйка.
- Что необходимо сделать перед едой? (вымыть руки). - Где мыли руки в старину? (из рукомоя, вытирали руки рушником). - Почему это полотенце так называется? (рушник - для рук).
- Русские люди очень гостеприимны. Гостя полагалось напоить и накормить досыта. «Все, что в печи - на стол мечи», - гласит русская пословица. «Хлеб на стол, так и стол - престол (священное место), а хлеба ни куска, так и стол - доска» - так говорили в старину. Еду обычно заранее не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы каждый солил по вкусу. Нежеланному гостю соль не предлагали. Про такого гостя говорили: «Ушел не солоно хлебавши»
- В какой сказке вы слышали это выражение? (лиса и журавль).
- Что оно означает? В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. «Хлеб - соль ешь, а правду режь» - говорили в народе. Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. На середину стола ставилась одна большая миска на всю семью. Во главе стола сипел хозяин, и никто не смел раньше него начать есть. Он черпал деревянной ложкой первым, а за ним все остальные. Теперь понятно, что если будешь болтать за столом - голодным останешься. Под ложку подкладывалн кусочек хлеба.
- Зачем, как вы думаете? Чтобы каша с ложки не капала на стол. Вообще, раньше все ели руками, кроме, конечно, жидкой пищи. Вилок в старину не было.
- Что же подавали на стол? «Каша - мать наша», - говорили тогда. Ее ели ежедневно. Вспомните сказку «Лиса и журавль».
- Чем угощала хитрая лиса журавля? (кашей). - А он ее чем потчевал? (окрошкой). - Кто знает, что это такое? - На первое варили щи.
- Что для этого надо? (ответы детей), - Варили уху.
- В какой сказке молодей ухватил щуку в руку и радовался, что уха будет сладка? («По щучьему велению»). - В старину ели много мяса: телятину, баранину, свинину. - Чье это мясо? (ответы детей). - Раньше коров, быков называли одним словом «говядо». Отсюда и название мяса - говядина. Ни один пир не обходился без пирогов.
- От какого слова произошло слово «пирог»? (пир - пирог). В старину говорили: «Красна изба углами, а обед - пирогами». А уж с какой только начинкой не было пирогов: мясная, рыбная, творожная, овощная, с яйцами, ягодная, гороховая.
- Что пили в старые времена? Снова вспомним сказки. Как многие из них заканчиваются? «И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». Мед - медовый или фруктовый напиток. Еще варили кисель. «Киселем брюхо не испортишь», - говорили в старину.
- В какой сказке девочке предлагали поесть простого киселька, с молочком? (ответы детей). - Пили березовые и кленовые соки. Вспомните, как можно собирать сок, чтобы не испортить дерево, (ответы детей). Ели много овощей.
- Каких? (ответы детей). - Картошки тогда не знали. Вместо нее в еду употребляли репу. На зиму огурцы солили, капусту квасили в бочках. Все дни в году делили на «постные» и «мясные». «Постных дней было больше. В это время масла яиц, молока, мяса не полагалось есть.- Что же можно было есть? (ответы детей). - Давайте придумаем меню на постный день.
- В наши дни некоторые люди соблюдают пост. В определенные дни придерживаются строгой, постной диеты. На столе лежат иллюстрации к различным сказкам, имеющим отношение к еде. Назовите сказки, из которых можно узнать, что ели люди в старину.
- Как они называются? (ответы детей).
- Что нового вы узнали из нашей беседы? (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-речевого занятия для детей старшей группы "Поможем Федоре"
Конспект на закрепление знаний о посуде(из чего сделана как называется, детали посуды) , классификация посуды, обогащение и активизация словаря детей. Образование уменьшительной формы существител...
"Поможем Федоре" - конспект познавательно-речевого занятия для детей старшей группы.
Закрепление знаний о посуде( из чего сделана, части посуды, название). Образование уменьшительной формы существительных, относительных прилагательных, употребление предлогов. Продолжать знакомство с т...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Лаборатория воды". Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация."
Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов п...
Конспект познавательно - игровой деятельности с детьми старшей группы
Цель: Закрепить знания детей о предупреждающих знаках и знаках сервиса. Учить детей отгадывать загадки. Познакомить с запрещающими знаками. Упражнять в умении ориентироваться по схеме. Воспитыва...
Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Воздух" для старшей группы.
Тема: Воздух.Задачи: дать представление о воздухе и его свойствах (прозрачный, невидимый, есть везде), познакомить со способами его обнаружения,развивать навыки экспериментирования (умение делать выво...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе: «В гостях у Снежной королевы»
Цель:- познакомить детей со свойствами льда: скользкий, хрупкий, легкий, имеет форму емкости, в которой замерзла вода, быстро тает в горячей воде.- учить устанавливать взаимосвязь между явле...
Конспект познавательного мероприятия по экологии в старшей группе № 12 «В гостях у Лесовичка».
Конспект познавательного мероприятия по экологии в старшей группе № 12 «В гостях у Лесовичка»....