Исследовательский проект "Удивительная вода"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Березхка» п.Ханымей
Проект
«Удивительная вода»
(исследовательский, краткосрочный)
Разработала:
воспитатель старшей-подготовительной группы
Павлова О.Г.
Наименование проекта: исследовательский проект «Удивительная вода»
Тип: детско-взрослый
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей-подготовительной группы, воспитатели
Цель: удовлетворить любознательность детей в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, расширять представления о многообразии мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Задачи:
- познакомить детей с понятием вода – это жидкость;
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды
- подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха, способна замерзать;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
- обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде;
- развивать речь ребенка, активизировать словарь;
- воспитывать аккуратность при работе с водой;
Актуальность: формировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире.
Этапы:
1) подготовительный этап: формирование проблемы, цели и задачи проекта
2) основной этап: практическая реализация проекта
3) заключительный: непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию и приобщению к искусству в старшей-подготовительной группе «Вода-волшебница»
Для выполнения поставленных задач необходимо создать условия в предметно – развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).
Основное оборудование лаборатории:
- Приборы –«помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объема и формы;
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- Разные виды бумаги;
- Красители: гуашь, акварельные краски;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.
Опыт №1 «вода прозрачная!»
Перед детьми ставят два стакана: один с водой, другой –с молоком.
Цветными карандашами или фломастерами, дети нарисовали на листке бумаги какую-нибудь картинку. Поставили на картинку стакан с водой. Рассмотрим сверху свою картинку. А потом поставили на то же место стакан с молоком. Что обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – нет. Вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №2 « вода – вода жидкая, может течь!»
Цель: показать детям, что не все вещества обладают текучестью.
Дать детям два стаканчика: один с водой, другой- с песком. И предложить аккуратно перелить воду из стаканчика в тарелку. Вода растекается по тарелке? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, они не смогла бы течь в реках и ручейках. Для сравнения предложить детям высыпать песок из стаканчика на тарелку, песок высыпается горкой. Песок не может течь, потому что он обладает сыпучестью.
Вывод: вода – жидкая, может течь, песок – не может течь.
Опыт №3
Цель: закрепить свойство воды, льда; развивать творческое воображение.
Материалы: подкрашенная вода, формочки для льда
Вместе с детьми сделать «клад», который найдут пираты.
Подкрашенную воду разлить по формочкам и вынести на мороз.
Через некоторое время посмотреть, что случилось с водой (она замерзла). Спросить, почему вода замерзла?
Вывод: вода может быть не только в жидком состоянии, а еще и в твердом.
Опыт №4 «вода не имеет формы».
Предложить детям рассмотреть кубики льда (напомнить, что лед – это твердая вода). Какой формы кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку?
Нет, в любом месте он останется кубиком.
А жидкая ли вода? Дети наливают воду в различные сосуды: стакан, графин, пробирку, в стеклянную бутылку, в цилиндр.
Вывод: вода принимает форму того предмета, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Опыт №5 «легкие предметы не тонут, тяжелые опускаются на дно».
Дети опускаю в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Наблюдают, какие предметы плавают на верху, а какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут?
Вывод: легкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, предметы, которые тяжелее воды тонут
Опыт №6 «вода может иметь цвет, запах, вкус»
Вспомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находится две пробирки с водой. Дети растворяют краску в пробирках, рассматривают, как изменяется цвет воды. Для того чтобы вода приобрела запах, предложить детям добавить в стакан с водой лимон, в другой - розовое масло. Что изменилось?
Вода приобрела запах лимона и розу.
Для того чтобы вода приобрела вкус, в один стакан дети выжимают апельсин, в другом стакане – размешивают сахар.
Вывод: вода является растворителем различных веществ, может приобрести запах, цвет, вкус.
Опыт №7 «в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются»
Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный песо и пробуют размешать его ложкой. Что получается? В другой стакан дети насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло?
Кристаллики соли полностью растворились в воде. Дети сравнивают, что произошло в стаканчиках.
Вывод: кристаллики соли полностью растворились в воде, а песок не растворился, остался на дне. Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Опыт №8 «вода бывает теплой, холодной и горячей»
Налить в стаканчик воды разной температуры. Дети пальчиками пробуют и определяют, в каком стаканчике вода самая холодная, в какой – самая теплая.
Как можно получить теплую воду? Смешать в стаканчике горячую и холодную воду, попробовать пальчиком. Что получилось?
Предложить детям опустить лед в горячую воду и сравнить температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Вывод: воды может быть разной температуры.
Опыт №9 «лед – твердая вода, тает в тепле»
Вспомнить что лед – это замерзшая вода. От чего может растаять лед? Предложить положить лет на батарею, подержать в руках, подышать на лед, добавить горячей воды. Выяснить, где лед растаял быстрее, где медленнее. После того, как лед растаял, что с ним происходит?
Вывод: лед – это замерзшая вода, тает от тепла.
Опыт №10 «лед – легче воды»
Дети высказывают предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчике с водой?
Он утонет, будет плавать или, может быть, сразу растворится?
Поместить в стакан с водой лед. Лед плавает в воде.
Вывод: лед легче воды, поэтому и не тонет.
Опыт №11 «Пар-это тоже вода»
Налить горячей воды в стакан. Понаблюдать, как пар поднимается вверх. Что нужно для того, чтобы образовался пар?
Необходимо воду довести до кипения, чтобы появились пузырьки на поверхности. Чтобы доказать, что пар-это тоже вода, нужно поместить над паром стекло. На нем появятся капельки воды.
Вывод: пар-это вода в газообразном состоянии.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Наблюдения: за таянием снега, за тем, как рождается река, росой, инеем, снегом, сосульками, льдом, за лужами после дождя.
Обратить внимание детей на то, что на улице и на балконах люди сушат белье: вывешивают мокрое, а снимают сухое. Почему?
Аппликация «Облака».
Рисование на тему «Как рождается река».
Провести беседу на тему:
- «Вода вокруг нас»
Цель: показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нем - голубой.
Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озерах вода без вкуса. Вода обогащает озера, пруды, реки, моря, океаны.
Вода прячется и глубоко под землей.
Родник-это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.
- «Вода вокруг нас» (продолжение)
Цель: обратить внимание детей на значение воды в жизни людей.
Объяснить детям, что, несмотря на то, что воды на Земле много, воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьем? Соленую или пресную? Человек не может пить соленую воду, а ее на Земле намного больше, чем пресной. Есть также страны, в которых людям не хватает воды. Человек без воды может прожить всего три дня!
Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми.
Литература.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. « Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». -М.:Творческий центр «Сфера»2002.-188 с
- Ковинько Л.В. «Секреты природы-это так интересно!» -М.:Линка-Пресс» 2004
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование».-М.: Педагогическое общество России,2003 г.
- Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование, СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010 г.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду».- М. 1999 г.
- Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты».-Екатеринбург, 1995 г.
- Савенков А. «Исследовательские методы обучения»// Журнал «Дошкольное воспитание» №12-2005 г.-с. 3-11.
- Короткова Н. Познавательно- исследовательская деятельность старших дошкольников»// Журнал «Ребенок в детском саду» №3-2003 г. – с. 4-13
- Короткова Н. «Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников»,//Журнал «Ребенок в детском саду» №4-2003 г.-с.11-22
- Короткова Н. «Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников»,//Журнал «Ребенок в детском саду» №5- 2003 г.-с 16-25
- Чехонина О. «Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности»,//Журнал «Дошкольное воспитание» №6-2007г. –с 13-16
- Материалы Интернет – сайтов
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Березка» п.Ханымей
Аналитическая справка по итогам проектной деятельности
В старшей-подготовительной группе проводилась работа над краткосрочным проектом по теме «Удивительная вода».
Цель: удовлетворить любознательность детей в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, расширять представления о многообразии мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
В процессе работы решались задачи:
- познакомить детей с понятием вода – это жидкость;
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды;
- подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха, способна замерзать;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде;
- развивать речь ребенка, активизировать словарь;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
С детьми были проведены следующие мероприятия: опыты, беседы, наблюдения, НОД (аппликация, рисование).
Было проведено итоговое НОД по теме «Удивительная вода», где дети вместе с воспитателем в игровой форме закрепляли знания о воде. Результаты работы над проектом показывают, что у детей развивалась исследовательская деятельность представления о свойствах воды.
Справку подготовила: воспитатель Павлова О.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...
Визитная карточка и презентация исследовательского проекта "ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:· «Физическая культура»,· «Здоровье»,·...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОДИЧКА – ВОДИЧКА».
Цель:Развивать у детей слуховое, зрительное тактильное восприятие.Активизировать речь детей за счет слов определений (мокрая, холодная, теплая, жидкая). За счет глаголов (льется, журчит, капает).Воспи...
Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».
Актуальность проекта:Все живое на Земле нуждается в чистой воде. Она основа здоровья и жизни.Проблема:Зависит ли жизнь обитателе...
Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Водичка-водичка»
Задачи: Познакомить детей со свойствами воды. Развивать у детей способность к экспериментальной деятельности. Познакомить детей со свойствами мячей, тонут не тонут. Закрепить знание детей основных цве...
Познавательно-исследовательский прект "Вода, вода! Кругом вода!"
Данный проект предназначен для воспитанников ДОУ . Срок реализации 1 месяц....
Конспект занятия с использованием опытно-исследовательской технологии "Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды". Старшая группа.
В данном конспекте подробно рассказывается как можно организовать образовательную деятельность с использованием опытно-иследовательской технологии с детьми старшей группы....