Проектно – исследовательская деятельность в экологическом воспитании дошкольников
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!
На современном этапе развития образования является поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. В качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей детского сада является проектно –исследовательская деятельность.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления мы создаем условия для исследовательской деятельности детей. С младших групп выращиваем огород на окне и на территории детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnaya_konferentsiya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Районная педагогическая конференция
дошкольных работников
Опыт работы
Вохмяниной Надежды Борисовны,
воспитателя 1 квалификационной категории
муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Родничок» пгт Оричи Оричевского района Кировской области
на тему:
«Проектно – исследовательская деятельность в экологическом воспитании дошкольников»
2013 год
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!
На современном этапе развития образования является поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. В качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей детского сада является проектно –исследовательская деятельность.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления мы создаем условия для исследовательской деятельности детей. С младших групп выращиваем огород на окне и на территории детского сада.
Выращивая растения и ухаживая за ними дети наблюдают, думают, анализируют, самостоятельно находят и обобщают информацию, делают выводы. Например: что растёт быстрее; сравнивают цвет, форму листьев; определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
Подобный подход к процессу обучения и воспитания формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту.
Все это важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.
Считается, что проектно-исследовательская деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения, тем более что позитивное отношение к окружающему миру, основы экологического сознания закладываются именно в дошкольном возрасте.
Для детей дошкольного возраста очень важно почувствовать себя самостоятельными, но в то же время им необходима поддержка и помощь взрослых. Все это обеспечивается в рамках проектно-исследовательской деятельности.
В средней группе разработали проект «Лук». Посадили лук на окне и в огороде – крупный, мелкий и разрезанный на половинки, в воде и в земле. Наблюдая за его ростом, дети сделали вывод: что у лука, разрезанного на половинки – раньше появилось перо, и он вырос крупнее, в воде прорастает быстрее.
В подготовительной группе работали над проектом: «Свекла, свекла, ты нам друг!» Почему взяли данную тему? Во время обеда, дети плохо ели блюда из свеклы. Мои беседы о пользе свеклы не могли убедить их хорошо кушать.
Обсудили этот вопрос с родителями, с администрацией детского сада и провели целенаправленную, систематическую работу по формированию интереса у детей к блюдам из свеклы.
Цель проекта: «Свекла, свекла, ты нам друг!»
- Узнать, какую пользу приносит свекла человеку и рассказать об этом детям детского сада.
Задачи:
- Выяснить виды свеклы, ее пользу.
- Получить знания о выращивании свеклы.
- Узнать способы посадки свеклы, вырастить ее на огороде детского сада.
- Самим приготовить блюда из свеклы.
- Продолжать формирование трудовых навыков и умений у детей, их любви к природе.
Ожидаемый результат:
- Малыши понимают пользу от употребления свеклы, рассказывают об этом всем знакомым.
- Узнают весь процесс выращивания свеклы разными способами.
- Научаться ценить свой труд.
Для решения поставленных задач использовали разные методы.
1. Наглядный метод.
Для формирования первоначальных представлений у детей о свекле начали с рассматривания картин, муляжей. Выяснили, что у свеклы большие темно-зеленые листья с красными прожилками, а корнеплод довольно крупный, округлой формы, сверху покрыт плотной буровато-красной кожицей.
2. Словесный метод.
С целью повышения интереса к свекле мы читали стихи, сказки, разгадывали загадки, лепили поделки, а также рисовали рисунки. Кроме этого, с детьми были проведены беседы «Все начинается с семечка», о полезных свойствах свеклы и процессе выращивания свеклы.
На данном этапе дети узнали, что
- свекла бывает разных видов, отразили свои знания в рисунках;
- сорта свеклы разные, а семечки у них одинаковые;
- свекла содержит много витаминов и используется не только в кулинарии, но и в медицинских и косметических целях.
3. Практический метод.
Настало время использовать полученные знания о свекле в практической деятельности. Мы играли в дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Отгадай по описанию». Дети и родители приняли участие в конкурсе поделок детского сада «Осенние фантазии».
Основным моментом наших практических мероприятий стал процесс выращивания свеклы самими детьми. Для начала мы посадили свеклу тремя разными способами:
- сухими семечками;
- пророщенными семенами;
- рассадой.
Дети все лето с удовольствием ухаживали за свеклой. Они поливали, пололи, рыхлили землю, наблюдая за ростом растений. Осенью собрали урожай – 60 кг свеклы из 9 г семян!
Дети так заинтересовались, что попросили дома родителей приготовить блюда из свеклы и сами приняли активное участие.
В детском саду на занятиях ребята тоже сделали вкусные и полезные блюда. А потом с аппетитом ели. Салаты попробовали все дети, даже те, кто на начало эксперимента не ел ни винегрет, ни свеклу с чесноком.
Ребята сходили в другие группы, угостили винегретом своих младших друзей, рассказали им о пользе свеклы и подарили рисунки.
Все выращенные овощи на огороде использовали для приготовления обедов в детском саду.
В ходе работы дети сделали следующие выводы и добились некоторых результатов:
- Выяснили, что свекла бывает трех видов
- Узнали о полезных свойствах свеклы, о ее применении.
- Юные огородники советовали: свеклу лучше сажать пророщенными семенами, т.к. сухие семена дольше всходят, а рассада плохо приживается.
- У детей сформировались общие представления об изменениях состояния растений в разные сезоны: пробуждение, быстрый рост и развитие весной и летом, созревание плодов осенью.
- Ребята сами приготовили салат и угостили им малышей.
- Дети научились ценить и уважать свой труд, труд товарищей и взрослых.
Целенаправленный воспитательный процесс, связанный с наблюдением и активной деятельностью детей, положительно воздействует на их бережное отношение к природе, труду, улучшает аппетит, снижает заболеваемость.
У родителей появляется уверенность в своих детях, потому что они видят детей, как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов.
С проектами «Лук», «Свекла, свекла, ты нам друг!» дети приняли участие на районной конференции исследовательских работ и проектов детей дошкольного возраста: «Мир, в котором мы живем!» заняли 1-е место в номинации: «Лучший эксперимент», и 2 место в районной природоохранной акции «Наш дом земля».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогический совет на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников».
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические у...
Доклад на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Доклад на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»...
Опыт работы по теме «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»
Выступление на педсовете - обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников....
Выступление из опыта работы: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»
Работа над проектами помогает развить у детей такие качества, как любознательность, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие, а также исследовательские умен...
Выступление из опыта работы «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»
Введение Федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентности и лично...
Презентация к выступлению из опыта работы «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»
laquo;Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»...
«Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании»
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические у...