Непосредственно образовательная деятельность "Лесное кафе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Салманова Елена Александровна

На сегодняшний день очень актуально и остро стоит проблема обесценивания таких нравственных качеств, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе. Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. И научить подрастающее поколение жить в гармонии с этим миром – значит обеспечить дальнейшее существование планеты Земля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_lesnoe_kafe.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «ЛЕСНОЕ КАФЕ»

Цель: создание условий для углубления и обобщения знаний детей о насекомых.

Задачи:

- создать условия для формирования экологической культуры детей;

- создать условия для познавательно-речевой активности детей;

- создать условия для взаимодействия ребенка со сверстниками и с взрослыми;

- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения и самостоятельного выбора партнера;

- способствовать развитию театральной деятельности детей.

Оборудование и материалы: модели правил повеления в лесу, карточки с насекомыми, карточки с экологическими зонами обитания насекомых. Подиум с передвижными декорациями (полянка, река, ночь), 2 передвижных ширмы, костюмы для инсценировки сказки «Сказочка про Козявочку».

Организация обстановки: лесная полянка – деревья, пеньки, цветы;                                    

                                             кафе – сервированные столы.

Предварительная работа: чтение познавательной литературы о насекомых:

                          серия моя первая книга о природе «Чудо на ладони», В.Танасийчук  «Энтомология в картинках», «В гостях у насекомых», М. Мышковская «Азбука животного мира»;

                          рассматривание альбома «Насекомые», разучивание стихотворения «Правила поведения в лесу»,

                          разучивание экологической сказки «Сказочка про Козявочку».

Ход занятия:

Дети входят в зал, звучит музыка Н. Рота «Ромео и Джульетта»

- Ребята, какое сейчас время года?                                        Ответ детей.

- Да, сейчас поздняя осень, и всё в природе уже приготовилось к зиме. Но скажите, вам хочется, чтобы лето, как в сказке, хоть не надолго, но вернулось?

- Закройте глаза, и произойдет волшебство.

Дети закрывают глаза, звучит музыка, воспитатель читает стихотворение

Как чудесен наш лес на заре:

Весь сверкает, блестит в серебре.

Вот травинки умылись росой,

Одуванчик горит золотой.

На пригорке березка стоит,

В бриллиантах сияет, блестит.

Легкий ветер вдруг тронет листву

И уронит росинку в траву.

В это время передвижные ширмы поворачивают другой стороной, там декорации летней полянки. Звучит музыка «Голоса леса»

- Вот мы с вами и оказались на лесной полянке. Посмотрите, какая красота! Да и не осень на полянке, а самое настоящее лето. А это что за вывеска?

Дети читают «Кафе «У пчелки Майи».

- Кафе необычное, лесное. Давайте присядем за столики.

- Неслучайно кафе открылось именно в лесу. Здесь чистый воздух, чисто и красиво. Но раз мы пришли в лес, давайте вспомним правила поведения.

Дети читают стихотворение и поднимают модели правил поведения в лесу.

все: Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

- Только, чур, не забывай:

- Что в лесу нельзя шуметь,

- Даже очень громко петь,

- Ветки дуба не ломай,

- Мусор в травку не бросай,

- Зря цветы не надо рвать,

- Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

- А как вы думаете, кого мы можем встретить здесь в кафе?    

- Звери чаще всего боятся человека: заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет человека стороной. Птицы тоже, скорее всего, разлетятся, если увидят, что на полянке столько людей.

- А вот есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и воздухе. Кто это?

- Правильно! Насекомые. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. А вот как они приспособились к жизни на Земле, вы сейчас сами посмотрите и расскажите.

Проводится дидактическая игра «Кто, где живет?»

(Воспитатель предлагает детям разделиться на три подгруппы. 1 подгруппа выбирает карточки с насекомыми, которые обитают в воде, 2 – в земле, 3 – на растениях)

- Ребята, а чем питаются насекомые?                                Ответы детей.

(нектаром, соком растений, грибами, едят друг друга, есть кровососущие насекомые).

- На каждое насекомое – свой корм.

- А как вы думаете, почему насекомых много?      Ответы детей.

- Конечно же, насекомые очень вкусное лакомство для других обитателей планеты.

- Кто питается насекомыми?                                                  Ответы детей.

(рыбы, жабы, ящерицы, тритоны, пауки, птицы, барсуки, медведи, муравьед)

- Что произойдет на Земле, если, вдруг, исчезнут все насекомые? Ответы детей.

- Так какую же роль в природе играют насекомые?

(опыляют растения, чтобы образовывались плоды и семена, насекомые, которые живут в почве и передвигаются там, рыхлят её, насекомые откладывают яйца в трупах животных и личинки их быстро уничтожают, поэтому насекомых называют «санитарами леса», так же они уничтожают мертвые растения).

- Насекомые и людям приносят пользу, расскажите какую. Ответы детей.

(пчелы дают мед, тутовый шелкопряд – шелк).

- Пчелы приносят мед, а мед  это  очень хорошее лекарство от простуды и еще многих других болезней.

- А вот и хозяйка кафе.

Под музыку П. Мориа «Менуэт» входит девочка в костюме пчелки в руках у неё бочонок с медом.

Пчелка:                 Здравствуйте! Рада видеть вас у себя в кафе.

                               Кафе у нас не простое, а лесное.

                               И подают у нас в кафе напитки не простые,

                               А лечебные и витаминные.

                               Все утро трудилась и хлопотала,

                               Нектар я с цветочков для вас собирала

                               И вот, что скажу вам: «Дружок, не скучай,

                               А выпей целебный, душистый мой чай!

                               Да еще с медком!»

Выносят стаканы с витаминным напитком, дети выпивают его.

- Напитки в кафе просто замечательные. Большое спасибо хозяйке. А у ребят для всех посетителей кафе есть подарок.

Звучит музыка, дети надевают костюмы для инсценировки, воспитатель читает стихотворение

Когда в душистом сквозняке,

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок.

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Инсценировка сказки «Сказочка про Козявочку».

В центре зала установлен подиум с передвижными декорациями озера, ночи, луга. Тихо звучит музыка Александра Климова «Весной», ведущий говорит на фоне музыки

Ведущий: Как родилась козявочка, никто не видел. Это был солнечный        весенний день. Козявочка посмотрела кругом, расправила свои крылышки и сказала:

С передвижением декораций луга появляется Козявочка, летает, любуется, и под музыку Александра Климова «Весной» поёт песню

Песенка Козявочки:

                                       Доброе утро всем! Чудесно как кругом.

                                       Доброе утро всем! Песенку споём.

                                       Здравствуй, солнце, здравствуй, чудесный лес,

                                       Здравствуйте все цветы, все цветы вокруг.

                                       Хорошо, славно здесь в воздухе парить,

                                       Красоту эту всю видеть и любить.

Козявочка: Как хорошо!.. Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зелёная – хорошо, хорошо!.. И всё моё!..

Ведущий: Летает Козявочка, любуется всем и радуется. А травка так и зеленеет, а в травке спрятался колокольчик.

.

Песенка Колокольчика:   на мотив песни «Замечательный сосед» 

                                            Неказистый, неприметный,

                                            Я качаю головой.

                                            Не серебряный, не медный

                                            Колокольчик голубой.

                                            Колокольчик звонкий, звонкий,

                                            Замечательный цветок.

                                            Перезвоны, переливы

                                            Их разносит ветерок.

                                            Па-па-па-па-ра-па-па-па,

                                            Па-па-ра-па-па-па,  па-па-ра-па-па-ла-ла-ла-ла-ла.                                                                  

Цветочек: Козявочка, ко мне!

Ведущий: Козявочка вскарабкалась на цветочек и стала пить сладкий цветочный сок.

Козявочка: Какой ты добрый цветочек!

Цветочек: Добрый-то, добрый, да вот ходить не умею.

Козявочка: И все-таки хорошо!.. И всё моё!..

Звучит фрагмент оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Полет шмеля»

Ведущий: Не успела она еще договорить, как с жужжанием налетел мохнатый шмель – и прямо к цветочку:

Шмель: Жж… Кто забрался в мой цветочек? Жж … кто пьёт мой сладкий сок? Жж ….  Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж ….  Уходи вон, пока я не ужалил тебя!

Козявочка: Позвольте, что же это такое? Всё, всё моё!

Шмель: Жжж ….  Нет моё!

Шмель догоняет Козявочку

Ведущий: Козявочка еле успела унести ноги от сердитого Шмеля. Она присела на травку, облизнула сок с лапок остатки цветочного сока и рассердилась:

Козявочка: Какой грубиян этот Шмель!.. Даже удивительно!.. Ещё ужалить хотел….  Ведь всё моё – и солнышко, и травка, и цветочки.

Звучит фрагмент музыкальной скази  С.С. Прокофьева  «Петя и волк» - тема дедушки, выходит Червячок

Червячок: Нет уж, извините, - моё!

Ведущий: Проговорил мохнатый Червячок.

Козявочка: Извините, меня, Червячок, вы ошибаетесь….  Я вам не мешаю ползать, а со мной не спорьте!..

Червячок: Хорошо, хорошо… Вы только мою травку не трогайте. Я этого не люблю, признаться сказать… Мало ли вас тут летает… Вы народ легкомысленный, а я Червячок серьёзный…. Говоря откровенно, мне всё принадлежит. Вот заползу на травку и съем, заползу на любой цветок и тоже съем. До свидания!..

Ведущий: В несколько часов Козявочка узнала что, кроме солнышка, синего неба и зелёной травки, есть ещё сердитые шмели, серьёзные червячки и разные колючки на цветах. Козявочка даже обиделась. Помилуйте, она была уверена, что всё принадлежит ей и создано для неё, а тут и другие то же самое думают.

Козявочка: Нет, что-то не так…. Не может этого быть!

Ведущий: И полетела Козявочка дальше. И видит – вода.

Мелодия Сидинга «Шелест весны», меняются передвижные декорации

Козявочка: Уж это моё! Моя вода…. Ах как весело! Тут и травка и цветочки.

Ведущий: А навстречу Козявочке летят другие Козявочки:

Звучит музыка Александра Климова «Мозаика»

Козявочки: Здравствуй, сестрица!

Козявочка: Здравствуйте, милые…. А то мне уже стало скучно одной летать. Что вы тут делаете?

Козявочки:      1. А мы играем, сестрица.  

                           2. Иди к нам.

                           3.  У нас весело.

                           4.  Ты недавно родилась?

Козявочка: Только сегодня… Меня чуть Шмель не ужалил, потом я видела Червяка…. Я думала, что всё моё, а они говорят, что всё их.

Козявочки: Не думай ты об этом. Полетим лучше играть и веселиться.

 

Под музыку Александра Климова «Мозаика» исполняется танец Козявочек. 

       

Ведущий: Козявочка задыхалась от радости и скоро совсем забыла про сердитого Шмеля и серьёзного Червячка.

Козявочка: Ах, как хорошо! Всё моё: и солнышко, и травка, и вода. Зачем другие сердятся, я никому не мешаю. Летайте, жужжите, веселитесь. Я позволяю!

Ведущий: Поиграла Козявочка и присела отдохнуть.

Козявочка: Надо же отдохнуть, в самом деле!

Ведущий: Смотрит Козявочка как веселятся другие Козявочки; вдруг, откуда не возьмись.

Под музыку  Ричарда Клайдермана «Времена года» важно выходит Воробей

Воробей:       Я весь день ловлю жуков,

                        Уплетаю червяков.

                        Здесь в лесу я обитаю,

                        В теплый край не улетаю.

                        Чик – чирик, не робей,

                         Я бывалый воробей!

Догоняет Козявочек, они разбегаются и прячутся 

Козявочки: Ах, разбойник! Целый десяток съел!

Козявочка: Что же это такое? Это уже совсем ни на что не похоже…. Так и жить нельзя!

Козявочки: (продолжают резвиться) Всё наше!.. Всё наше!!!

Козявочка: Нет, не всё наше! Есть ещё Шмели, Червячки, Воробьи, Рыбки, Лягушки. Будьте осторожны сестрицы!

Звучит музыка из оперы Римского – Корсакова «Сказка о золотом Петушке», тема «Звездочёт». Передвижные декорации меняются.

Ведущий: Впрочем, наступила ночь, и все Козявочки попрятались в камышах. Высыпали звезды на небе, взошел месяц, и всё отразилось в воде.

Козявочка:  Ах, как хорошо! Мой месяц, мои звёзды!

Ведущий: Подумала наша Козявочка, но никому этого не сказала: как раз отнимут и это. Так прожила Козявочка целое лето. Много было веселья, много интересного она узнала и поняла, что

Козявочка: На Земле я не одна. Много всяких букашек, птичек, зверей живёт на Земле. И для каждого находится теплое местечко и уголок красоты. И всем этим надо делиться.

Все:          И ВСЁ ЭТО НАДО БЕРЕЧЬ!!!                                                                                   

- Мы замечательно провели в кафе время. Вам понравилось?

- Но сказки всегда заканчиваются, и нам пора возвращаться.

Звучит музыка, дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Кафе Улыбка» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Интеграция образовательных областей:-Коммуникация;- Познание;-Социализация;-Здоровье.Задачи:Расширять и обогащать словарь, закреплять  обобщающие понятия по теме: «Посуда...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с использованием механического конструктора в старшей группе. Тема: "Мебель для кафе"

Тема: "Мебель для кафе"Цель: Продолжать формировать умение работать с деталями механического конструктора....

Непосредственно образовательная деятельность для детей в старшей группе «Кафе «Лакомка»

Непосредственно образовательная деятельность для детей в старшей группе«Кафе «Лакомка»Цель: повышать интерес детей к речевой и математической деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста: «Дидактические упражнения "Хоккей», «Кафе»

Планируемый результат: активность в продуктивной деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы, умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и...