Конспект НОД по познавательному развитию "Как мы чувствуем время"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности.
Тема: Как мы чувствуем время
Возраст: 5-6 лет (старшая группа)
Приоритетная область «Познавательное развитие»
С элементами ТРИЗ технологий.
Программное содержание:
Формировать у детей представление о времени как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств. Побуждать искать «следы» времени. Учить детей называть разные «кусочки времени» (временные эталоны)., ввести в активный словарь детей названия временных эталонов.
Задачи:
Развивающие: развивать эстетические чувства детей; приемы лепки – раскатывание пластилина между ладонями, сплющивание.
Обучающие: Формировать у детей представление о времени как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств. Побуждать искать «следы» времени. Учить детей называть разные «кусочки времени» (временные эталоны), ввести в активный словарь детей названия временных эталонов.
Воспитывающие: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познание» - ориентировка во времени, закрепление знаний о смене времен года;
ОО «Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
ОО «Социализация» - развитие игровой деятельности;
ОО «Художественное творчество» - развитие продуктивной деятельности
Материал: песочные часы, машина времени (имитация), картины из серии «Весна», мяч. Нарисованные на листе божьи коровки (без точек), пластилин черного цвета, доска для лепки, салфетка на каждого ребенка.
Предварительная работа: Рассматривание картин, отображающих разные периоды жизни человека (от ребенка до старика), жизни растений, смену времен года, частей суток и т. д., игры типа «Когда это бывает?», рассматривание старинных предметов и их изображений на фотографиях и картинах. Посещение музея.
Содержание организованной деятельности детей.
Чтение стихотворения «Королевство минуток»
Раз — секунда пролетела,
Оглянуться не успела.
Шестьдесят секунд промчались — И минуткой оказались.
Ну а шестьдесят минут
Целый час с собой ведут.
Час за часом двадцать раз
И четыре про запас — Сутки полные проходят,
День и ночь с собой уводят.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы начинаем большой разговор о времени. Я хочу предложить вам поговорить о времени. Кто может сказать, что такое время?
Ответы детей: часы и т.д.
Воспитатель: Можем мы увидеть время? А пощупать, понюхать, услышать, попробовать на вкус?
Дети: Нет!!!
Воспитатель: Значит, время - невидимка? Но даже в сказках невидимка оставляет следы. Давайте попробуем их поискать.
Где мы можем увидеть следы времени? Что нам подсказывает, что прошло какое-то время? (Седина – след времени, времена года оставляют следы, старинные вещи – след времени). Значит, мы можем увидеть следы времени, хотя само время невидимо.
Воспитатель: Мы можем потрогать руками следы времени?
Дети: Листья на деревьях весной и осенью; руки мамы и бабушки и т.д.
Воспитатель: Оставляет ли время звучащие следы?
Ответы детей: Днем машины шумят, телевизор работает, радио, люди разговаривают, а ночью - тишина. Летом в лесу птицы поют, а зимой - нет, они улетают. У детей голос тонкий, а у взрослых — другой.
Воспитатель: я предлагаю вам понюхать следы времени, что мы чувствуем? (Цветок распустился, пахнет, значит время прошло. Запах испорченных продуктов отличается от свежих).
Воспитатель: А на вкус можно следы времени попробовать? (Вкус испорченных продуктов отличается от свежих).
Воспитатель: Значит, время не такое уж невидимое? Сделаем вывод: на чем время оставляет следы?
Дети: На объектах природного и рукотворного мира.
Воспитатель: Можно ли время посчитать? Как? Что мы считаем, говоря о времени?
Дети: Часы, минуты, секунды, дни, недели, месяцы, годы и т.д.
Воспитатель: Все это кусочки времени.
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Я возьму тебя в будущее, если ты назовешь кусочек времени». С помощью мяча дети называют «кусочки времени»: весна, час, минута, день, вечер, месяц, неделя и т.д.
Воспитатель: Какое у нас сейчас время года?
Дети: Зима!!!
Воспитатель: Если мы сейчас попадем в будущее, какое время года будет?
Дети: Весна!!!
Отправляемся в полет на машине времени в будущее. (звучит музыка).
Воспитатель: Посмотрите, мы с вами попали в будущее, здесь уже наступила весна.
Рассматривание иллюстраций о весне: поляна, цветы.
Воспитатель: А кого здесь не хватает???
Дети: Насекомых.
Воспитатель: А каких вы знаете насекомых?
Дети: пчелы, бабочки, божьи коровки.
Воспитатель: Я предлагаю вам за определенный кусочек времени проделать небольшую работу. С помощью песочных часов мы проследим этот кусочек. У каждого есть картинка с божьей коровкой, но чего на ней нет??
Дети: черных точек!
Воспитатель: Правильно. Их у нее всего семь. Поэтому ее называют семиточный жук.
Показ воспитателя, как нужно за определенное время сделать из пластилина точки и прикрепить их на божью коровку. То же самое предлагается детям.
Воспитатель: ребята, наш полет в будущее подходит к концу и нам пора возвращаться в настоящее.
Итог: воспитатель задает каждому ребенку вопрос:
- что нового он сегодня узнал,
- какие «кусочки времени» он знает ,
- что больше всего понравилось сегодня,
- куда летали сегодня….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Путешествие в страну времени или как мы чувствуем время».
Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчи...
Педагогическая деятельность "Как мы чувствуем время"
Игра - путешествие, для детей старшего дошкольного возраста, способствующая расширению представлений детей о времени....
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"
Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...
Конспект НОД по познавательному развитию «Органы чувств» в старшей логопедической группе
Занятие для детей старшей логопедической группы. Цуль: Узнать о органах осязания,обаняния....
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Времена года» для детей старшей группы
Тема НОД: «Времена года»Цель: закрепление понятий «времена года»: лето, осень, зима, весна; праздничные дни: 1 сентября, 1 января.Задачи:1.Учить обобщать и систематизировать пр...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Времена года» для детей старшей группы
Тема НОД: «Времена года»Цель: закрепление понятий «времена года»: лето, осень, зима, весна; праздничные дни: 1 сентября, 1 января.Задачи:1.Учить обобщать и систематизировать пр...
Конспект НОД по познавательному развитию "Часы и время"
В конспекте предложен материал о истории появления часов, воспитатель рассказывает детям о том, как в далекие времена люди определяли время по объктам природы....