Проект «Путешествие в страну времени или как мы чувствуем время».
методическая разработка (математика, подготовительная группа) по теме
Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.
Современная жизнь характеризуется невидимыми скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивать свое поведение и деятельность жизни, протекающей постоянно в меняющихся условиях.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Категория времени не дана уму ребенка изначально. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremya.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«Дети живут своими представлениями
о добре и зле, чести и бесчестии,
человеческом достоинстве;
у них свои критерии красоты,
у них даже свои измерения времени;
в годы детства день кажется годом,
а год – вечностью.»
В.А.Сухомлинский
1. Название проекта: «Путешествие в страну времени или
как мы чувствуем время».
2. Разработчик: Гамаюнова Т.И.
воспитатель МДОУ №33
3. Вид проекта:
По количеству участников: коллективный
По контингенту участников: дети подготовительной группы
По направленности: межпредметный (математическое развитие,
экологическая культура, речевое развитие).
4. Обоснование актуальности проблемы проекта:
Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.
Современная жизнь характеризуется невидимыми скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивать свое поведение и деятельность жизни, протекающей постоянно в меняющихся условиях.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Категория времени не дана уму ребенка изначально. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка.
5.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование у детей представлений как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Систематизировать знания детей о «кусочках времени»: сутках, недели, месяце, временах года, года;
Формировать понятие о последовательности времени;
Учить детей давать количественную характеристику мер времени;
Познакомить детей с приборами, отсчитывающими промежутки времени (часы, календарь);
Воспитывать уверенность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность во времени.
6. Предварительная работа:
Оформление уголка времени в группе; изготовление дидактических игр: «Больше – меньше по продолжительности», «Раньше – позже», «Когда деревья надевает этот наряд?»; чтение художественной литературы, проблемные ситуации «Задачи и вопросы»; изготовление модели: «Часы страны времени».
Этапы проекта | Деятельность детей | Деятельность педагога | Взаимодействие с родителями | Сроки реализации |
Вводный | Знакомство с уголком времени. Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года» Познакомить детей с приборами для определения времени: секундомером, различными видами часов и календарей. | Обогащение уголка времени Проведение бесед: «О частях суток», «О последовательности частей суток», «О скорости движения», «О месяцах, сезонах», « О возрасте» | Подбор информации о временных представлениях, загадок, сказок, стихотворений по данной теме | Ноябрь |
Практический | Наблюдение за отрезками времени в разное время суток, за особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время, наблюдение за положением солнца на небе, степень освещенности земли и неба, ведущую световую гамму в разное время суток Заучивание стихотворений «Двенадцать месяцев», считалка «Как запомнить дни недели?» Чтение художественной литературы: стихотворения «Сколько дней в недели?», «Хоровод месяцев», «Что такое сутки?», сказки «Девочка и время», «Кукушка в часах», «О чем говорили месяцы?», «Четыре лебедя», «Листок календаря», «Умная неделя», пословицы и поговорки о месяцах, загадки о частях суток Просмотр мультфильмов «Сказка о потерянном времени», «Двенадцать месяцев» Дидактические игры: «Распорядок дня», «Деньки – недельки», «Времена года», «Эволюция вещей», «Кто когда спит?», «Река времени» Словесные упражнения: «Я начну, а ты продолжи», «Скажи наоборот», «Что лишнее?» Сюжетно – ролевые игры: «Семья. Распорядок дня», «Путешествие во времени» Игры – инсценировки: «Неделя стройся», «Найди свой день», «День и ночь» Участие в конкурсе «Вопрос – ответ» Подвижные игры: «Лови, бросай, дни недели называй», «День и ночь», «Совушка – сова» Работа с моделями «Дни недели», «Части суток», «Времена года» | Разработка консультаций для родителей «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста», «Как научить ребенка разбираться с часами и временем?» Организация проведения наблюдений по данной теме Организация сюжетно – ролевых игр «Семья. Распорядок дня», «Путешествие во времени» Проведение блока занятий «Знакомство со временем» Организация и проведение конкурса «Вопрос – ответ» Проведение игр – инсценировок «Неделя стройся», «Найди свой день», «День и ночь» Проведение тренинга «Что можно сделать за одну минуту?» Проведение консультации для педагогов «Пути и средства развития представлений о времени у дошкольников» Организация деятельности детей с моделями «Дни недели», «Части суток», «Времена года» | Консультации «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста», «Как научить ребенка разбираться с часами и временем?» Анкетирование | Ноябрь Декабрь Ноябрь Декабрь |
Презентация проекта | Выставка рисунков «Мир часов», «День и ночь», «Звездное небо» Участие в итоговом занятии «Путешествие в страну времени» | Оформление выставок рисунков «Мир часов», «День и ночь», «Звездное небо» Организация и проведение итогового занятия «Путешествие в страну времени» | Круглый стол «Нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с астрономическим и историческим временем?» | Декабрь |
Ожидаемые результаты проекта:
Данный проект дает детям возможность развить чувство времени, чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени, способствует развитию у ребенка таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, интерес к окружающему миру.
Литература: Т.Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста», Т.В. Владимирова, Л.А.Халидулина «Путешествие во времени», Т.А. Шорыгина «Точные сказки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».
Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...
Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной логопедической группы "Путешествие в страну времени"
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...
Проект "Путешествие в страну времени"
Проект "Путешествие в страну времени"...
Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детс...
Проект «Путешествие в страну времени»
Программное содержание:Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал. Cистематизировать и обобщить знания детей о време...
Проект «Путешествие в страну времени»
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...