Проект «Путешествие в страну времени или как мы чувствуем время».
методическая разработка (математика, подготовительная группа) по теме

Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы  существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.

Современная жизнь характеризуется невидимыми скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивать свое поведение и деятельность жизни, протекающей постоянно в меняющихся условиях.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Категория времени не дана уму ребенка изначально. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremya.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«Дети живут своими представлениями

о добре и зле, чести и бесчестии,

человеческом достоинстве;

у них свои критерии красоты,

 у них даже свои измерения времени;

в годы детства день кажется годом,

а год – вечностью.»

В.А.Сухомлинский

1. Название проекта:  «Путешествие в страну времени или

                                         как мы чувствуем время».

 

2. Разработчик:            Гамаюнова Т.И.

                                         воспитатель МДОУ №33

3. Вид проекта:            

        По количеству участников:     коллективный

       По контингенту участников: дети подготовительной группы

      По направленности: межпредметный (математическое развитие,  

                                            экологическая культура, речевое развитие).

4. Обоснование актуальности проблемы проекта:

Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы  существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.

Современная жизнь характеризуется невидимыми скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивать свое поведение и деятельность жизни, протекающей постоянно в меняющихся условиях.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Категория времени не дана уму ребенка изначально. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка.

5.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование у детей представлений как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Систематизировать знания детей о «кусочках времени»: сутках, недели, месяце, временах года, года;

Формировать понятие о последовательности времени;

Учить детей давать количественную характеристику мер времени;

Познакомить детей с приборами, отсчитывающими промежутки времени (часы, календарь);

Воспитывать уверенность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность во времени.

6. Предварительная работа:

Оформление уголка времени в группе; изготовление дидактических игр: «Больше – меньше по продолжительности», «Раньше – позже», «Когда деревья надевает этот наряд?»; чтение художественной литературы, проблемные ситуации «Задачи и вопросы»; изготовление модели: «Часы страны времени».

Этапы

 проекта

Деятельность детей

Деятельность педагога

Взаимодействие с родителями

Сроки

реализации

Вводный

Знакомство с уголком

времени.

Рассматривание тематических картинок:

«Части суток», «Что бывает

раньше – что потом», «Времена года»

Познакомить детей с приборами для определения времени: секундомером, различными видами часов и календарей.

Обогащение уголка времени

Проведение бесед: «О частях суток», «О последовательности частей суток», «О скорости движения», «О месяцах, сезонах», « О возрасте»

Подбор информации о временных представлениях, загадок, сказок, стихотворений по данной теме

Ноябрь

Практический

Наблюдение за отрезками времени в разное время суток, за особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время, наблюдение за положением солнца на небе, степень освещенности земли и неба, ведущую световую гамму в разное время суток

Заучивание стихотворений «Двенадцать месяцев», считалка «Как запомнить дни недели?»

Чтение художественной литературы: стихотворения «Сколько дней в недели?», «Хоровод месяцев», «Что такое сутки?», сказки «Девочка и время», «Кукушка в часах», «О чем говорили месяцы?», «Четыре лебедя», «Листок календаря», «Умная неделя», пословицы и поговорки о месяцах, загадки о частях суток

Просмотр мультфильмов «Сказка о потерянном времени», «Двенадцать месяцев»

Дидактические игры: «Распорядок дня», «Деньки – недельки», «Времена года», «Эволюция вещей», «Кто когда спит?», «Река времени»

Словесные упражнения: «Я начну, а ты продолжи», «Скажи наоборот», «Что лишнее?»

Сюжетно – ролевые игры: «Семья. Распорядок дня», «Путешествие во времени»

Игры – инсценировки: «Неделя стройся», «Найди свой день», «День и ночь»

Участие в конкурсе «Вопрос – ответ»

Подвижные игры: «Лови, бросай, дни недели называй», «День и ночь», «Совушка – сова»

Работа с моделями «Дни недели», «Части суток», «Времена года»

Разработка консультаций для родителей «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста», «Как научить ребенка разбираться с часами и временем?»

Организация проведения наблюдений по данной теме

Организация сюжетно – ролевых игр «Семья. Распорядок дня», «Путешествие во времени»

Проведение блока занятий «Знакомство со временем»

Организация и проведение конкурса «Вопрос – ответ»

Проведение игр – инсценировок «Неделя стройся», «Найди свой день», «День и ночь»

Проведение тренинга «Что можно сделать за одну минуту?»

Проведение консультации для педагогов «Пути и средства развития представлений о времени у дошкольников»

Организация деятельности детей с моделями  «Дни недели», «Части суток», «Времена года»

Консультации «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста», «Как научить ребенка разбираться с часами и временем?»

Анкетирование

Ноябрь

Декабрь

Ноябрь

Декабрь

Презентация проекта

Выставка рисунков «Мир часов», «День и ночь», «Звездное небо»

Участие в итоговом занятии «Путешествие в страну времени»

Оформление выставок рисунков «Мир часов», «День и ночь», «Звездное небо»

Организация и проведение итогового занятия «Путешествие в страну времени»

Круглый стол «Нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с астрономическим и историческим временем?»

Декабрь

Ожидаемые результаты проекта:

Данный проект дает детям возможность развить чувство времени, чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени, способствует развитию у ребенка таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, интерес к окружающему миру.

Литература: Т.Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста», Т.В. Владимирова, Л.А.Халидулина «Путешествие во времени», Т.А. Шорыгина «Точные сказки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».

Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной логопедической группы "Путешествие в страну времени"

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...

Проект "Путешествие в страну времени"

Проект "Путешествие в страну времени"...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"

    С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детс...

Проект «Путешествие в страну времени»

Программное содержание:Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал. Cистематизировать и обобщить знания детей о време...

Проект «Путешествие в страну времени»

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...