ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ( из опыта работы )
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
Сроки | Тема | Программные задачи | Формы работы |
Сентябрь |
Цветы станицы Каневской | Познакомить детей с цветами, растущими на цветочной клумбе. Учить различать и называть 2-3 цветущих растения по цвету, высоте (бархатун, роза). Развивать навыки обследовательских действий. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание рассматривать и любоваться ими. Активизировать словарь. | Наблюдение за цветущими растениями на клумбе, за сбором семян Д/И «Узнай цветы», « Найди такой же», «Узнай на ощупь» Рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением цветов. Чтение Е.Серов «Ромашка» А.Пчельникова «Роза», «Лилия» Мультимедийная презентация «Цветы»
|
Сентябрь | Фрукты станицы Каневской | Дать представление о некоторых фруктах, выращиваемых в Каневской. Формировать умение различать плоды по названию, особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха - яблоки, груши, виноград, сливы, вишня, черешня, абрикосы. Сформировать понятие о пользе фруктов для здоровья. Развивать сенсорное ощущение, восприятия. Воспитывать уважительное отношение к плодам, выращенным человеком.
| Наблюдение и рассматривание иллюстраций, натуральных фруктов и муляжей Д/И «Чудесный мешочек», «Найди такой же», « Подбери пару», «Сварим компот» Мультимедийная презентация «Фрукты» Мультимедийная презентация «Что растет в саду?» |
Октябрь | «Золотая осень» станицы Каневской | Учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе; объяснить, что в природе ничего ни происходит случайно (опавшие листья нужны растениям осенью и зимой на земле). Развивать умение детей узнавать и называть растения участка группы, упражнять в различении деревьев и кустарников. Воспитывать эмоционально – положительные чувства, отзывчивость на красоту родной станицы. | Наблюдение за объектами живой и неживой природы: растения на участке группы. Д/И «Добеги до дерева», «покажи, где дерево, где куст», игры с песком, игры речевые и сенсорные с листьями. Мультимедийная презентация «Что такое осень?» Мультимедийная презентация «Календарь природы. Осенние звуки» |
Октябрь | «Овощи станицы Каневской»
| Учить детей узнавать и различать овощи ( по цвету: морковь оранжевая, помидор красный, огурец зеленый, кабачок светло – зеленый и т.д.); по форме: продолговатый, круглый; по твердости: твердый, мягкий; по характеру поверхности: гладкий, с бугорками, негладкая; по вкусу: сладкий, горький, кислый. Формировать обследовательские навыки, развивать сенсорное ощущение детей, воспитывать уважительное отношение к продуктам питания, активизировать словарь. | Наблюдение за трудом старших детей по сбору урожая на огородных грядках детского сада; за работой взрослых на огороде. Д/И «Чудесный мешочек», «Что где растет», «Сварим борщ», «Назови овощи». «В овощном магазине». Мультимедийная презентация «Овощи» Мультимедийная презентация «Песенка про осень» |
Октябрь | «Знакомство с обитателями зимнего сада детского сада» | Познакомить детей с разнообразием обитателей экологической комнаты, способствовать появлению симпатии к животным и растениям, желанно ухаживать за ними, обучать детей наблюдению за живыми объектами. Формировать у детей элементарные умения (поливать комнатные растения, удалять паль с крупных листьев, систематически кормить и поить животных). Развивать знания детей о потребностях живого организма, воспитывать у детей бережное отношение к живому, активизировать словарь: пушистый, разноцветная, спячка, грызет. | Наблюдения за растениями (знакомство с особенностями внешнего вида, строением) , за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с моделью трудового процесса), за дежурством старших детей в экологической комнате, за аквариумной рыбкой. Д/И «Найди такой же листочек», «Кто, где живет», «Сравнение живой и игрушечной рыбки». Мультимедийная презентация «Что растет на подоконнике?» |
Ноябрь | «Путешествие по экологической тропинке детского сада» | Учить детей различать и называть некоторые лиственные и хвойные деревья: ель, береза, ивушка, кустарник, рябина, учить сравнивать их, находить общее и различать признаки, уточнять знания детей об осени, о состоянии деревьев в этот сезон, дать представления о размножении деревьев (птицы разносят семена). Развивать умение устанавливать взаимосвязи. Развивать речь детей, умение подбирать определения к слову (гладкий, шершавый, старое, молодое, высокое, низкое); тактильные и зрительные ощущения, умение сравнивать с прошлым восприятием. Воспитывать у детей потребность в общении с природой, желание любоваться красотой природы родного края. | Цикл наблюдения за елью, за птицами (улетают),; насекомыми ( прячутся, пропадают); обратить внимание детей на их внешний вид, повадки, учить отличать, называть. Д/И «Угадай по описанию», «Сложи модель дерева», «Чего нет у кустика?», «Сложи листочек», «Покажи такое же дерево как у меня».
|
Ноябрь | «Дикие животные станицы Каневской» | Способствовать накоплению у детей представлений и знаний о диких животных (на примере зайца, лисы, волка, медведя), об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках диких животных. Формировать реалистические представления о природе. Развивать интерес к природе, воспитывать у детей доброту, активное сочувствие, желание помочь, удовлетворение от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается. | Ежедневное наблюдение за погодой: дети рассматривают небо, ищут облака, тучи, с помощью ветряка воспитатель демонстрирует вере; наблюдение за дождем (подбираю в группе предметные сюжетные картинки). Д/И « Угадай по описанию», «Кто, где живет», «Чья мама?». Мультимедийные презентации «Кто живет в лесу», «Зоопарк», «Кто такие звери», «Лесные сказки – ежик, белка» |
Декабрь | «Домашние животные ст. Каневской» | Способствовать у детей представления о домашних животных, об особенностях внешнего вида, поведения, о необходимости заботиться о них, о жизненных потребностях. Развивать умение различать игрушечных и настоящих животных, умение наблюдать: принимать цель наблюдения, внимательно рассматривать, говорить об увиденном, используя знакомые слова и выражения. Воспитывать бережное отношение к животным | Наблюдение за кроликом, собакой. Д/И «Живая кошка и игрушечный котенок», «Живая собака и игрушечный щенок», «Большие и маленькие», «Кто как кричит», игровая обучающая ситуация.
Мультимедийная презентация «Домашние животные» |
Декабрь | «Птицы бабушкиного двора» | Дать первоначальные представления о домашних птицах (петух, курица, цыплята, утята, гусь, индюк), их внешнем виде, особенностях поведения. Учить узнавать звуки, которые они произносят, подражать им. Развивать умение наблюдать, отражать результаты наблюдений в точности. Создать условия для развития речи детей. | Продолжать наблюдение за сезонными изменениями природы. Д/И речевые подражательные игры: «Чья мама?», «Кто где живет», «Кто живет».
Мультимедийная презентация «Домашние птицы» |
Декабрь | «Птицы станицы Каневской» | Формировать первые представления о птицах, познакомить с внешним видом ( тело покрыто перышками, есть голова, клюв, глаза, крылья, ноги); птицы клюют корм, пьют воду, смотрят, с помощью крыльев летают, с помощью ног прыгают, птицы – живые существа – летают, прыгают, едят, пьют. Обогащать и активизировать словарь. Развивать умение и узнавать птиц, наблюдать за ними. Активизировать внимание и память детей. Воспитывать внимание к природе родного края. | Цикл наблюдений за воробьем: {C}Ü {C}Какая птичка? {C}Ü {C}Чем ворона отличается от воробья? {C}Ü {C}Что и как птица ест? {C}Ü {C}Как птица пьет воду и питается? {C}Ü {C}Отличие живой птицы от игрушечной? Д/И «Что за птица?», «Ласточки и мошки», «Собери птичку», «Кто что ест?». Мультимедийная презентация «Кто такие птицы» |
Январь | «Комнатные цветы» | Познакомить детей с комнатными растениями уголка природы. Формировать у детей представление о том, что комнатные растения – живое существо, что у них есть корень, листья, стебель, цветок. Учить узнавать правильно называть 2 – 3 растения. | Наблюдение за комнатными растениями в экологической комнате и в уголке природы, наблюдение за водой. Д/И «Найди цветок, похожий на травку». |
Январь | «Белоснежная зима ст. Каневской» | Уточнить представление о зиме ( снег лежит на земле, на крышах, деревьях, кустах; холодно, взрослые и дети тепло одеты, со снегом можно поиграть, лепить, кататься на санках). Познакомить детей с жизнью зверей в зимнем лесу (чем питаются, как выглядят, как прячутся от врагов); с зимующими птицами (внешний вид, повадки); Сформировать понятия о необходимости подкормки, о их пользе. Активизировать словарный запас, воспитывать бережное отношение к природе. | Цикл наблюдений за елью, подкормкой зимующих птиц,за погодой (снегопад, ветер, сосульки, сугробы, лед), за зимующими птицами (воробей и ворона), за ростом лука. Д/И «Когда это бывает?», «Чья шуба лучше». |
Февраль |
«Домашние животные станицы Каневской» |
Продолжать знакомить детей с домашними животными (кроликом), формировать представление о внешнем виде (есть голова, длинные уши, глаза, ноги, хвост), дать знания о некоторых повадках (есть траву, сено, морковь, капусту, пьет воду, дает пух), о том, почему кролик называется домашним животным. Развивать умение сравнивать кролика с зайцем, используя исследовательскую деятельность. Обогащать и активизировать словарь. Воспитывать интерес к наблюдениям, бережное отношение к животным. |
Цикл наблюдений за кроликом в экологической комнате: {C}Ü {C}Какой кролик? {C}Ü {C}Что ест кролик? {C}Ü {C}Кролику нужна разная еда {C}Ü {C}Отличить живого от игрушечного Цикл наблюдений за водой: {C}Ü {C}Как снег становится водой? {C}Ü {C}Вода льется из крана {C}Ü {C}Вода помогает человеку {C}Ü {C}Где еще есть вода? {C}Ü {C}Разноцветные льдинки Д/И сенсорно – обследовательские игры с водой, моделями, деревьями.
|
Март | «Комнатные растения» | Продолжать знакомство детей с комнатными растениями. Уточнить представление детей о 2 – 3 знакомых растениях. Учит различать листья, стебли, цветы. Развивать эстетические чувства: цветы красивые, в группе уютно, цветами можно любоваться. Воспитывать у детей потребность в оказании помощи, уход за комнатными растениями.
| Продолжается наблюдение за изменениями, происходящими в природе: появление травы, луковичных растений, состояние неба, на деревьях набухают почки, становятся слышны птичьи голоса Элементарная трудовая деятельность в уголке природы Мультимедийная презентация «Комнатные растения». |
Март | «Наши рыбки» | Формировать представление об аквариумных рыбках, об их строении – вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, на голове есть рот и глаза; рыба живет в воде, дом ее называется аквариумом, она плавает, хватает корм ртом; рыбка живая – ест, плавает. Обогащать словарь детей за счет слов, обогащающих названия рыбок, признаки внешнего вида и действия. Воспитать бережное отношение к обитателям аквариума. | Цикл наблюдений за рыбками в аквариуме. Мультимедийная презентация «Кто живет в аквариуме?» Рассматривание иллюстраций «Рыбы» Элементарная экспериментальная деятельность «Что ест рыбка?» |
Апрель | «Путешествие в весенний лес» | Формировать представления детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится значительно теплее, снег тает, изменяется одежда людей. Показать связь изменений в неживой природе с изменением жизни растений и животных. Активизировать мыслительную деятельность за счет решения логических задач. Развивать память, внимание, воображение. | Наблюдение за небом и солнцем . Опыт: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет. Экологические игры: «Угадай по описанию» «Кто быстрее найдет березу, дуб» Беседы: «Какие растения живут у тебя дома?» «Мамы и их малыши» Мультимедийные презентации «Весенние заботы», «Животные весной». |
Апрель | «Рассматривание дерева и кустарника» | Формировать представление о том, что дерево и кустарник - это растения, у них общие признаки ( корень, стебель, лист), но есть и различия ( у дерева один стебель, а у кустарника много стеблей). Развивать аналитическое мышление. Воспитывать интерес к жизни растений.
| Сравнение куста и дерева Экологические игры: «Через ручеек» «К дереву беги» Мультимедийная презентация «Кустарники в загадках» Чтение: Т. Александрова « На солнышке согрелась ель» И.Токмакова «Осинка», «Ели» |
Май | «Рассматривание одуванчика и тюльпана» | Учить детей различать и называть первоцветы. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия у одуванчика и тюльпана, пользоваться предметно-схематическими моделями. Закреплять умение правильно называть основные части растения. Учить обследовательским действиям. Вызывать радость от красоты растений. Воспитывать бережное отношение. | Наблюдение за солнцем, за облаками. Обратить внимание на появление насекомых. Рассмотреть майского жука. Опыт: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Д/И»Кто, где живет?» «Что изменилось?» «Собери цветок из частей» Чтение: С. Капутикян «Май» К.Д. Ушинский «Пчелки на разведках» Мультимедийные презентации «Муравей», «Приключение муравьишки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)
«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)...
Макет «Золотая осень в лесу» как одна их форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. (из опыта работы)
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является ...
Взаимодействие семьи и ДОУ в экологическом воспитании (из опыта работы)
В статье рассказываю о работе по экологическому воспитанию с детьми и родителями....
Обеспечение двухуровневого технологического процесса в экологическом воспитании(из опыта работы)
Для успешного внедрения в практику нового направления дошкольной педагогики - экологического воспитания, необходима строгая организация эколого-педагогической работы с дошкольниками.Существенной сторо...
«Игры как средство экологического воспитания» (из опыта работы)
laquo;Игры как средство экологического воспитания»(из опыта работы)...
Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя
В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...