Обеспечение двухуровневого технологического процесса в экологическом воспитании(из опыта работы)
учебно-методический материал по окружающему миру по теме
Для успешного внедрения в практику нового направления дошкольной педагогики - экологического воспитания, необходима строгая организация эколого-педагогической работы с дошкольниками.Существенной стороной этой организации является обеспечение технологического процесса, состоящего из 2-х уровней: организационно-методического (уровень управления) и воспитательно-образовательного (в работе с детьми).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvuhurovnevyy_protsess_kak_uslovie_obespecheniya_ekologicheskogo_vospitaniya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 2 «Праздник детства»
Обеспечение двухуровневого
технологического процесса как условия
успешного внедрения в практику
нового направления дошкольной
педагогики — экологического воспитания
(из опыта работы)
Петренко Татьяна Алексеевна, старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 2 «Праздник детства»
г. Майкоп
Для успешного внедрения в практику нового направления дошкольной педагогики - экологического воспитания, необходима строгая организация эколого-педагогической работы с дошкольниками.
Существенной стороной этой организации является обеспечение технологического процесса, состоящего из 2-х уровней: организационно-методического (уровень управления) и воспитательно-образовательного (в работе с детьми).
Взаимосвязь этих уровней на протяжении всего года обеспечивает повышение экологической грамотности воспитателей и становление начал экологической культуры у дошкольников.
Уровень управления включает в себя значительное количество мероприятий, необходимых для постановки нового направления педагогики. Поэтому, каждое мероприятие, целесообразно распределенное в течении учебного года, обладает содержательной функцией и является модулем педагогической технологии.
Например:
- Модуль постановки цели: включает в себя педсовет, проводимый в начале учебного года, на котором ставится цель по экологическому воспитанию, определяются пути достижения этой цели и прогнозируется конечный результат, который можно получить путем успешной работы.
- Модуль развивающей среды: организация и создание в детском саду эколого-развивающей среды (при участии детей и родителей).
- Методический модуль: проведение семинаров практикумов, на которых отрабатывается содержание и метод эколого-педагогической работы с детьми.
- Модуль пропаганды: включает в себя определение, разработку и реализацию в течение года различных форм экологической работы с детьми.
- Заключительный модуль: подведение итогов на заключительном педсовете, обсуждение результатов диагностики, постановка цели и задач на новый учебный год.
Особое место в технологии управления отводится системе консультаций или семинаров, например семинару «Основы экологии», целью которого является повышение экологических знаний воспитателей.
При проведении этого семинара мы использовали «Пирамиду знаний», и тест-игру «Калейдоскоп». На стенах пирамиды знаний отражаются все составляющие экологического развития детей: Вначале закрепляется понятие «экология», затем выясняем, что включает в себя экологическое воспитание, образование детей, определяются их цели и задачи. Воспитатели расшифровывают понятия экологическая культура, экологическое сознание, затем называются формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста.
Следующая сторона пирамиды отражает понятие «экосистема», её составные части (живую и неживую), приводятся примеры экосистем. На оставшихся ступеньках располагаются пищевые цепочки.
И последняя сторона пирамиды строится из изученных нами программ экологического воспитания дошкольников.
После построения пирамиды знаний воспитатели играют в тест-игру «Калейдоскоп», которая включает в себя 50 игр-заданий познавательно-игрового содержания. В тесте-игре уделяется природе Адыгеи.
Таким образом, данная технология позволяет повысить и развить профессионально-экологическую культуру педколлектива: освоить новую методику работы с детьми, вникнуть в элементарные основы экологии, а также применять знания на практике.
Другой технологический процесс: воспитательно-образовательный.
Его цель: формирование начал экологической культуры у дошкольников. Эта модель включает в себя ряд модулей, которые имеют общеразвивающее значение и используются в работе с детьми любого возраста. К ним относятся:
- циклы наблюдений за животными и растениями уголка природы и детского сада;
- систематическое моделирование в специальных календарях длительно протекающих изменений в природе. Это фенологические календари, календари роста и т.д;
- проведение доступных по содержанию экологических акций, День земли, День птиц, конкурсы любителей природы, экологический прокат, почта, посадка фруктового сада и т. д.;
- изготовление альбомов и книг, пособий о природе, ведение «Панорамы добрых дел», изготовление дидактических игр;
- использование дидактического пособия «Страна пирамид»;
- систематическое проведение занятий по экологии;
- использование диагностических модулей, с помощью которых выявляется начальный и конечный уровень экологического развития дошкольников.
Нами разработана диагностика уровня основ экологических знаний по методике, предложенной Е. Черноивановой в книге «Ребенок в мире культуры», тест-игру «Калейдоскоп», которую можно использовать как модуль диагностики в конце года, только игровые вопросы в «Калейдоскопе» для детей будут проще, чем для взрослых.
Система этих модулей, совмещенная с месяцами учебного года образует матрицу воспитательно-образовательной технологии. Все мероприятия и экологически ориентированные виды деятельности должны быть увязаны с важнейшими событиями социально-природного характера, что обеспечивает успех каждой технологии. Реализация на практике каждого из модулей эффективно повышает уровень экологической воспитанности дошкольников.
В процессе работы педколлектива может быть разработано несколько технологий, но это зависит от специфики работы детского сада, социальных условий и природного окружения. Педагоги нашего детского сада уделяют большое внимание экологическому развитию детей, а также познавательному содержанию национальной культуры. Традиции взаимодействия с природой адыгского народа уходят корнями в далекое прошлое. И на конкретном природоведческом материале мы должны помочь дошкольникам усвоить сведения о природе, отраженными в этнопедагогическом наследии народа, мы должны научить детей любить свою маленькую родину.
В нашем планировании уделяется внимание природе Адыгеи, её охране. В помощь воспитателям изготовлен ряд дидактических пособий; собраны экспонаты в музее, который играет важную роль в деле изучения и охраны природы, они развивают любовь и разумное отношение к природе; оформлены планшеты и альбомы; составлен список литературы. Если в процессе познания природы родного края включить наглядно-дидактические пособия, они позволят сформировать у детей основы правильного обращения с природой, создадут условия для слияния игровой и учебной деятельности.
В своей работе мы учитываем региональный компонент, т.к. воспитать экологически грамотное поколение без любви к природе родного края невозможно.О влиянии красот Кавказской природы на народ Адыгеи один из авторов 19 века сказал: «Природа дав адыгу крепость и гибкость в теле, сделала его обладателем прекраснейшей страны, где благотворное небо, плодовитая почва, близость моря и горные вершины покрытые снегом».
Красота природы в адыгской народной педагогике имеет не только формальное значение, но и ещё служит средством отражения человеческих чувств и наблюдений. Не случайно в адыгских орнаментах прослеживаются народные мотивы.
Таким образом, экологическое развитие не просто одна из задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого процесса, тот фундамент знаний о родном крае, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»
Обобщение опыта работы по теме:«Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»...
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ( из опыта работы )
СрокиТемаПрограммные задачиФормы работыСентябрь Цветы станицы КаневскойПознакомить детей с цветами, растущими на цветочной клумбе....
«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)
«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)...
Обобщение опыты работы Деятельный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников
Окружающая нас природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребенка морем звуков, запахов, множеством загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать, делать выводы.В дошкольном возрасте происх...
Макет «Золотая осень в лесу» как одна их форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. (из опыта работы)
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является ...
Взаимодействие семьи и ДОУ в экологическом воспитании (из опыта работы)
В статье рассказываю о работе по экологическому воспитанию с детьми и родителями....
«Игры как средство экологического воспитания» (из опыта работы)
laquo;Игры как средство экологического воспитания»(из опыта работы)...