«Игры как средство экологического воспитания» (из опыта работы)
материал по окружающему миру

Носонова Галина Олеговна

«Игры как средство экологического воспитания»

(из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_po_ekologii.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Лутохина Галина Олеговна

                                                    воспитатель, соответствие

                                               занимаемой должности

    МБДОУ д/с № 26, г. Красноуральск

«Игры как средство экологического воспитания»

(из опыта работы)

    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

    Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дети учатся объединять животных и растений в группы на основе выделения существенных признаков).

    Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

    Основными задачами экологического образования являются:

  1. Воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
  2. Формирование знаний о природе.
  3. Развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за ее сохранение.

    Один из путей эффективности экологического образования состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:

- экологические занятия;

- экологические экскурсии;

- экологические кружки;

- экологические конкурсы;

- экологические акции;

- обсуждение и обыгрывание ситуаций;

- экологические праздники и фестивали;

 - экологические игры.

    При внедрении федеральных государственных требований в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования у нас, воспитателей, возникает масса вопросов, главный из которых – «С чего начать?».  Я считаю, что прежде всего, необходимо изучить технологию разработки общеобразовательной программы детского сада, которая определит ситуацию воспитательно – образовательно процесса. При чем она должна реализовываться в ходе игровой деятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрасте.

    Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир. В игре происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями. Все игры содержат определенные умственные задачи. Игры носят познавательный и воспитательный характер, развивает память, внимание.

    Играя с растениями и животными, дети учатся распознавать настроение живого существа, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает. Данные игры рассчитаны для детей старшего дошкольного возраста

    Экологические  игры, предложенные ниже  рассчитаны для детей старшего дошкольного возраста, их можно включать как в организационно – образовательную, так и в самостоятельную деятельность.

    1.Ролевые экологические игры.

    Они основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например, «Строительство города будущего» (дети выполняют роли архитекторов, строителей, жителей города; цель игры – формировать представление о том, что при условии соблюдения экологических норм и правил надо производить постройки, не нарушая баланс природной среды. Я заранее провожу беседы по данной теме, обращаю внимание на то, что город должен быть экологически чистым, красивым, чтобы в нем хотелось жить.    Затем рассматриваем иллюстрации, альбомы, картины. Далее анализируем постройки, ищем пути решения.

    Важное место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которое строятся на его знаниях в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе.

     Яркие впечатления, полученные ребенком во время посещения зоопарка, вероятно трансформируется в игру. Он начнет строить из кубиков, кирпичиков или другого материала клетки для животных и птиц, заселять их игрушечными животными. Взрослый может включиться в игру ребенка и сделать ее разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечен игрой, взрослый поддерживает ее новыми игровыми действиями. На машине или самолетом, поездом или пароходом в зоопарк прибывает новая партия животных: африканские слоны, обезьяны, крокодилы. Взрослый, взяв на себя роль шофера, который доставил зверей, просит ребенка – директора зоопарка принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных в просторных и светлых клетках, так как они долго ехали и очень устали. Такое включение в игру займет у взрослого немного времени, но даст ребенку толчок для развития сюжета. Теперь он сам будет привозить новых животных и устраивать их в зоопарке. Где будет жить лев? Какой надо построить аквариум? Чем кормить крокодила? В какую клетку поместить слона? Какая растительность должна быть рядом с отгороженной  зоопарка, если есть возможность выпустить их погулять? Как надо следить за чистотой клеток? Из какого материала должны быть сделаны клетки? Что должно находиться в клетке? (ветки, пеньки, гнезда, солома ). Дальше подвести детей к тому, кто будет привозить корм и еду? (мясо, рыбу, зерно, фрукты, воду, витамины).          Затем спросить у детей, где должна храниться еда. У детей появляется новый сюжет, надо правильно кормить, заботиться о их жизни. Дети получают знания не только о жизни животных, внешнем виде, о среде их обитания, но и учатся за ними ухаживать и заботятся о них. Они строят большие, красивые, удобные клетки. Распределяют обязанности, контролируют работу друг друга (директор, сторож, шофер и так далее).

    Также дети могут составить схемы строительства бассеина или парка, в котором строят фонтан, качели, сажают растительность и так далее.

То есть, дети должны подходить к строительству со стороны экологической направленности(экологически чистый материал, воздух, продукты).

    Сюжетно – ролевая игра с природным содержанием может быть развернута на основе различных событий жизни – посещение цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, различные экскурсии.

    Принимая на себя роль в игре, ребёнку необходимо уметь соответственно реагировать на действия и речь посетителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью. В процессе наблюдений за окружающими необходимо предусмотреть разные ситуации, предполагаемые различное взаимодействие людей с природой.

    Знакомя детей с животными, живущими рядом с человеком, дать возможность ребёнку принимать активное участие за животными (покормить, почистить клетку), привлечь к созданию условий для них от холода.

     Чтобы детям было интересно играть в игры, я создаю необходимые ситуации, например, «Зайчонок заблудился». Дети находят маленького, беленького зайчонка (игрушку), который плачет и говорит, что он потерялся. Дети выясняют, как он заблудился. Кто его мама, помогают ему перейти через дорогу, кормят его или предлагают поселиться у них и создают необходимые для него условия.

    По пути можно петь песенки, читать потешки или стихи.

    Играя в игру «Семья» можно создать сложную ситуацию, направленную на знание того, как варить суп, из каких овощей, как их нужно мыть, где их лучше выращивать и так далее.

    В игре «Поездка в лес», можно решить несколько задач: формирование знаний о том, что растёт в лесу и кто живёт, правила поведения в лесу, а также безопасность в лесу (не рвать незнакомые травы, цвет, грибы, не брать на руки животных и так далее, не уходить от взрослых).

    2. Имитационные экологические игры.

    Данные игры основаны на моделировании экологической деятельности.

Так, игра «Экосистема водоём» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологическая пирамидка» помогает показать пищевые цепи (ребёнок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведёт к гибели остальных).

Например, рыбы. Высохнут речки, моря – погибнет рыба. Если не будет света и тепла, воды погибнут растения и животные. Не будет насекомых, то погибнут птицы так далее.

    3. Соревновательные экологические игры.

Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений. К ним относятся: конкурс – аукцион, конкурс – марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и так далее.

    Это игры, в которых дети демонстрируют свои знания. Логически мыслят, быстро принимают решения. А также и выполняют практическую деятельность.

    Например, в игре КВН дети отвечают на поставленные вопросы, зарисовывают ответы, решают проблемные задачи, поют, танцуют, выполняют трудовую деятельность. На протяжении всей игры наблюдается активная работа детей, дети помогают друг другу, а главное – это учатся правильно относиться к окружающему миру, для чего человек пришёл в этот мир? Не только быть пользователем и потребителем природы, а быть созидателем и принимать участие в сохранении и сбережении богатства природы.

    4. Игры – путешествия.

   Широко применяются в практике данные игры, в которых дети попадают на Северный полюс, на дно океана или моря, на солнечную планету и так

далее. Данные игры также способствуют расширению знаний о мире, правильно относиться к предметам окружения и стремление больше узнать.  Способствуют экологическому воспитанию: не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных и создавать им природные условия места их обитания.

    5. Дидактические игры.

    Эти игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие, математические. Например, «Кто где живёт?». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и дать сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку (шерсть становится более тёплой и густой), сама достаёт корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных).

    Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку. Различные настольно – печатные и развивающие игры позволяю не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, дети учатся правильно относиться к природному окружению.

    6. Игры с природным материалом.

    Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.

    В процессе игровой деятельности я формирую у детей умение осознать себя частью мира, формирую и углубляю систему представления детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия, обобщаю знания природоохранного характера, формирую основы планетарного экологического сознания, даю понятие о том, что мы живём на планете Земля и мы являемся хозяевами. У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни. Каждый человек должен знать правила здорового образа жизни и выполнять их. Знания о природном окружении нам необходимы для того, чтобы ей не мешать, но и уметь оберегать и поддерживать.

    В своей работе я провожу систему игр, состоящих из нескольких блоков:

1. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития:

«Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы – птицы - звери», «Цепочка».

2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов):

«Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «Какой овощ ты съел?».

3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания «Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если…?», «Береги природу!» и так далее.

    При организации игр я использую системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная. Использую различные методы и приёмы.

Привлекаю всех детей, а особенно малоактивных, поощряю детей за активное решение задач, привлекаю их к изготовлению практического материала.

     Провожу соответствующую работу с родителями. Организую консультации и беседы экологического содержания, например «Прогулки с ребёнком», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», «Экологические игры», «Зелёная аптечка» и так далее, которые направлены на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Подбираю соответствующий материал для родительского уголка, стендов и экологических плакатов. Мои родители проявляют большой интерес к информации в родительских уголках.

    Рекомендую родителям домашние задания в виде ребусов, викторин, развивающих экологических игр. Привлекаю родителей к изготовлению практического материала, провожу анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания,

     Провожу конкурсы рисунков по теме с участием родителей. Мои родители активно участвуют в областных конкурсах, например: «Зелёная планета», «Моё любимое животное», «Осенняя палитра». Рекомендую родителям телевизионные передачи, которые необходимо посмотреть, что почитать ребёнку, куда можно сходить с ребёнком (цирк, зоопарк, на выставку в выставочный зал или краеведческий музей, какие можно организовать игры в домашних условиях).

    Именно мы, взрослые, должны всесторонне развивать детей: расширять их кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы – показывая их необычность, взаимосвязь, обращать внимание детей на красоту природы, отмечать разнообразие формы и окраски растений, изысканность соцветий, ловкосгь и грациозность движений животных, на закаты солнца и высокие перистые облака, на красивые пейзажи во все времена года. Вовлекать детей в совместную деятельность по выращиванию тех или иных растений, давая посильные поручения по уходу за кошкой, собакой, птицей. Тем самым, мы развиваем в ребёнке чуткость, умение понимать другую жизнь, её самоценность, побуждает ребёнка к сочувствию, переживанию, воспитывает готовность помогать делом.

    Наблюдается хороший результат моей работы. У детей имеется необходимые экологические знания об окружающем мире. Мои воспитанники с желанием поливают и рыхлят растения, протирают пыльные листья у растений, помогают сажать на грядке (в зимнее время в группе) лук, также цветы, семена моркови и свеклы, помогают удалять сорняки, собирают семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают птиц, помогают содержать в порядке уголки природы и участки. Воспитанники участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков. Принимают активное участие в городских, областных и всероссийских конкурсах, награждены грамотами, дипломами и благодарственными письмами.

     Планирование работы на будущее.

1. Продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию.

2. Провести открытое мероприятие с активным участием родителей.

3. Разработать перспективное планирование по экологическому воспитанию в старших группа.

4. Разработка и внедрение проекта «В природе нет ничего лишнего».

Литература

      1. О.А.Воронович – парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2014.

     2. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего возраста. – М., 2000.

      3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Издательство «Учитель», Воронеж, 2005.

     4. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л. А. Занятия по экологическому воспитанию дошкольников. – М., «Вако», 2007.

      5. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. М.:АРКТИ, 2005.

     6. Кондратьева Н.Н. и другие. «Мы» Программа экологического образования детей. - Санкт – Петербург, Детство – Пресс», 2004.

     7. Корзун А. В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего возраста средствами ТРИЗ – педагогики. – Мозырь, 2006.

    8. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Статья из опыта работы."Дидактическая игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к ...

Опыт работы на тему: «Игры как средство экологического воспитания»

Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинс...

Опыт работы по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников».

В опыте работе по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников», представлена проделанная работа с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп...

Опыт работы "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Тема опыта "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА". 1 мл.гр.№2 воспитатель: ЛУСТИНА ЭЛЬВИРА ВАЛЕРЬЕВНА 2020 – 2021 Г

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.1 МЛАДШАЯ ГРУППА№2...

Обобщение опыта на тему: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через дидактическую игру....