план работы кружка "Азбука культурного поведения"
учебно-методический материал по окружающему миру на тему
Данный материал будет полезен педагогам для организации дополнительной работы с дошкольниками по формированию культуры поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_kruzhka_azbuka_kulturnogo_povedeniya.doc | 591 КБ |
Предварительный просмотр:
(дополнительное образование детей дошкольного возраста)
Пояснительная записка
Современное общество ставит перед педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к человеку, весьма велики. О его качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными компетентностями, но и по тому, насколько хорошо он воспитан.
Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо в дошкольном возрасте.
Современное понятие слова «этикет» означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.
Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, влияя, таким образом, на современное состояние общества.
Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье. Поступив в детский сад, ребенок входит в мир, в котором соблюдения поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива.
Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.
Этикетное поведение формируют постоянно, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты.
Для обучения правилам поведения и воспитания положительных личностных качеств необходимы следующие условия:
- Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для этого используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.
- Пример взрослых. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых, действия которых должны быть направлены на достижение главной цели –демонстрации на практике правильного поведения, создания доброжелательной дружеской обстановки.
- Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный культурный и образованный человек.
- Расширение у ребенка круга этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью проведения словарной работы. Например, в речевом запасе дошкольник могут быть понятия, как этикет, уважение, любовь, вежливость, общение и др.
Цель работы: воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста на основе этикетных правил.
Формы организации детской деятельности:
- игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная);
- беседа (познавательная, этическая);
- рассматривание иллюстраций, картин;
- чтение художественной литературы;
- решение проблемных ситуаций, игры-инсценировки, игры-ситуации;
- тренинги, коммуникативные игры, направленные на формирование навыков межличностного взаимодействия;
- трудовые задания, просьбы, поручения, дежурство;
- продуктивная деятельность (рисование, сочинение сказок, историй);
- досуговые мероприятия (праздники и развлечения, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, посещение театра, экскурсии в музей, библиотеку и т.п.).
Основные способы педагогического воздействия на детей:
- Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
- Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости приборов.
- Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
- Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
- Наказание: применяется крайне редко; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
- Пример для подражания: является своеобразным наглядным образцом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
- Разнообразие словесных методов: рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
- Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
- Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Задачи воспитания навыков культуры поведения у детей
Младший дошкольный возраст (3-4 года):
- В совместной деятельности с взрослым, играх-занятиях учить детей элементарным нормам поведения;
- Прививать детям основы таких моральных качеств как доброта, чуткость, милосердие; воспитывать чувство симпатии к сверстникам и взрослым, учить отрицательно относиться к грубости и жадности;
- Учить вступать в общение с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять просьбы взрослых;
- Учить самостоятельно использовать в речи «вежливые» слова, говорить приветливо, доброжелательно;
- Учить обращаться к взрослым по имени и отчеству, называть на «вы»;
- Приучать следить за своим внешним видом; учить при помощи взрослого приводить себя в порядок, формировать навыки пользования индивидуальными предметами;
- Воспитывать умение получать удовольствие от добрых поступков;
- Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;
- Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки;
- Приучать к совместным действиям со сверстниками, воспитывать умение играть рядом и в подгруппах; учить называть сверстников по именам, иногда используя при этом уменьшительно-ласкательные формы. Приучать детей общаться между собой спокойно, без крика;
- Учить детей обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь;
- Формировать навыки поведения за столом.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет):
- Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;
- Формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;
- Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым и сверстникам, продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений; учить не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
- Способствовать развитию индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;
- Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам;
- Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом;
- Учить объединяться в игре, стремиться к согласованности действий; закреплять правила поведения в среде детей: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей;
- Учить правилам общения, умению ласково обращаться с окружающими, проявлять терпение, ласку; учить замечать состояние и настроение других людей и правильно реагировать на него.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет).
- Закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших; учить способам обращения к незнакомым людям (продавцу, пассажиру в автобусе и т.д.);
- Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты;
- Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, в кинотеатре, магазине);
- Учить детей правилам общения по телефону;
- Учить проявлять уважение к старшим людям и малышам, чуткость к их эмоциональному и физическому состоянию;
- Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними;
- Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым); понимание того, что дружеские отношения сверстников к нему зависят от того, как ребенок обращается с другими;
- Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец и т.д.;
- Воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков;
- Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему;
- Закреплять и углублять представления и практические умения детей в области гигиены (культура еды, умывания, ухода за одеждой); способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков;
- Формировать такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развивать волевые качества (умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру).
Тематический план
(младший дошкольный возраст)
№ | Тема | Организационные формы |
1. | Знакомство с Феей Вежливости | Тема рассматривается на игровых занятиях. Детей знакомят с волшебной Страной Вежливости, с хозяйкой волшебной страны - Феей Вежливости и ее помощниками Гномами, а также с Незнайкой-зазнайкой. Фея Вежливости ставит перед детьми задачу – изучить правила поведения и научить им Незнайку-Зазнайку. На данном занятии можно дать детям знания о том, как правильно общаться со взрослыми. Далее Фея Вежливости со своими героями присутствует на каждом занятии по изучению правил поведения. |
2. | Вежливые слова | Данная тема может рассматриваться в различных видах деятельности: на специальных занятиях, в дидактических играх, сюжетно-ролевых играх, беседах. Фея Вежливости знакомит детей с главными словами, которые должен знать каждый воспитанный взрослый и ребенок: «Здравствуйте», «Доброе утро», «До свидания», «Спасибо», «Пожалуйста» и др. детям преподносятся ситуации, в которых применяются данные слова. Для закрепления знаний детей проводятся дидактические игры «Закончи предложение», «Назови словечко», «Как поступить» и др. |
3. | Ласковые слова | Тема раскрывается в процессе ежедневных бесед с детьми, не регламентируемых видах деятельности. |
4 | Как вести себя на занятии | Ознакомление детей с правилами поведения на занятиях проходит в форме беседы и ежедневных напоминаниях непосредственно во время занятия. Необходимо выработать у детей стереотип поведения: сидеть спокойно, внимательно слушать объяснение воспитателя, поднимать руку, не выкрикивать, не перебивать товарищей, не мешать работать соседу, оказывать помощь другим детям при необходимости и т.д. |
5 | Как вести себя на улице | Знание по данной теме могут быть преподнесены как на специальных занятиях, так и в нерегламентированных видах деятельности: беседах, дидактических играх, во время прогулок, экскурсий, развлечениях. Дети во время данных видов деятельности узнают о том, что на улице нельзя громко кричать, что нужно быть очень внимательными, вежливыми с прохожими и т.д. Фея Вежливости представляет детям новый персонаж – Светофор Светофорыч, который знакомит детей с элементарными правилами дорожного движения. |
6 | За столом | Тема преподносится детям в процессе бесед, приема пищи, сюжетно-ролевых игр типа «Семья», «Столовая» изучаются правила поведения за столом: мыть руки перед едой, сидеть прямо, не класть локти на стол, разговаривать в полголоса, правильно пользоваться столовыми приборами, по окончании еды использовать салфетку. Во время дидактических игр «Что нужно?», «Назови правильно», «Когда это бывает?» закрепляются названия блюд, кухонных принадлежностей, столовых приборов. Кроме того закрепляется знание соответствующих случаю форм речевой вежливости: «Приятного аппетита!», «Спасибо!» и д.р. |
7 | Хорошо - плохо | Тема изучается во время специальных занятий, бесед, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, ознакомления с художественной литературой. Цель данной работы в том, чтобы дать детям основы таких моральных качеств личности как доброта, чуткость, милосердие, научить детей оценивать поступки литературных героев, замечать свои отрицательные поступки и поступки товарищей и исправлять ошибки. |
8 | Мамины помощники | Знание по данной теме могут быть преподнесены во время индивидуальных и коллективных бесед с детьми, при рассматривании картин и иллюстраций, во время организации трудовой деятельности, непосредственного участия детей в уборке группы, во время выполнения обязанностей дежурных. Кроме того в процессе ежедневных бесед, напоминаний необходимо научить детей аккуратно складывать свою одежду при раздевании, не разбрасывать игрушки, убирать после занятий за собой карандаши, краски, пластилин и т.д. |
9 | Об опрятности и аккуратности | Тема раскрывается во время занятий, бесед, чтение художественной литературы, в игровой и трудовой деятельности. В процессе работы необходимо выработать у детей привычку следить за своим внешним видом, научить пользоваться гигиеническими принадлежностями, следить за вещами, закрепить правило: «Каждой вещи – свое место». |
10 | Мы играем дружно | При знакомстве с данной темой можно провести как специальное занятие, так и ограничится беседой или совместной игровой деятельностью с детьми. При этом научить детей играть рядом, не мешать друг другу, объединяться в играх, общаться спокойно, не драться, не отнимать друг у друга игрушки. |
11 | Вежливость- закон для всех | Итоговое занятие, на котором обобщаются все знания, которые дети получили в процессе изучения правил культурного поведения. Все обитатели Страны Вежливости присутствуют на данном занятии, где устраивают своеобразный экзамен для Незнайки-Зазнайки и детей. Цели данной темы могут быть также решены в форме развлечения, в котором могут принимать участие дети вместе со своими родителями. Для детей можно изготовить «медали» и вручить за успешное усвоение правил культурного поведения. |
Тематический план
(средний дошкольный возраст)
№ | Тема | Организационные формы |
1 | Путешествие в Страну Вежливости | Первое путешествие детей в Страну Вежливости можно осуществить в форме развлечения. В Стране Вежливости дети встречаются с уже знакомыми полюбившимися героями: Феей Вежливости и гномами. Вместе с детьми Фея вспоминает уже знакомые детям правила культуры поведения – на занятии, на улице, дома, за столом и т.д. В конце занятия Фея ставит детей в известность о том, что в новом учебном году они познакомятся с новыми правилами поведения. |
2 | Добро и зло | Тема изучается в процессе занятий, индивидуальных и коллективных бесед, во время игровой, трудовой деятельности, через ознакомление с художественной литературой. На примерах героев любимых сказок детям объясняются понятия «добро» и «зло». Добрые поступки совершают добрые люди, а зло всегда наказуемо. В процессе изучения данной темы с детьми говорят о дружбе, справедливости, правдивости, смелости. |
3 | Вежливые и ласковые слова | Знание о вежливых и ласковых словах преподносятся в процессе занятий, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, бесед, чтения художественной литературы, ежедневного общения. Детям необходимо дать знания о вежливых, ласковых оборотах речи, о том, что имя человека может иметь уменьшительно-ласкательную форму. |
4 | Правила поведения в детском саду | Правила поведения в детском саду преподносятся во время занятий, бесед, напоминаний, в процессе разбора каких-либо конкретных ситуаций. Дети должны усвоить, что приходя в детский сад, они должны здороваться, уходя – прощаться, что в детском саду нужно внимательно слушать и выполнять указания взрослых, нельзя кричать, капризничать, портить имущество (рисовать на стенах, столах, ломать игрушки, рвать цветы и т.д.); всех взрослых в детском саду нужно называть по имени и отчеству, обращаться на Вы, приветствовать всех работников детского сада, доброжелательно общаться со сверстниками и т.п. |
5 | Правила поведения на улице | Правила поведения на улице изучаются во время специальных занятий, дидактических и сюжетно-ролевых игр, на прогулке, экскурсиях. С детьми изучаются способы обращения к прохожим на лице, к продавцу в магазине, к милиционеру и т.д. |
6 | Правила поведения за столом | Данная тема изучается непосредственно во время приема пищи, в процессе бесед, напоминаний. Закрепление происходит в игровой деятельности. |
7 | Ласка и внимание – залог взаимопонимания | Тема преподносится детям в процессе бесед, ознакомления с художественной литературой, во время дидактических и сюжетно-ролевых игр. Дети усваивают ласковые обороты речи, формы уменьшительно-ласкательного обращения к людям. |
8 | Что такое настроение? | Тема рассматривается на занятии. Детям необходимо рассказать о том, что такое настроение, что оно бывает различным и зависит от эмоционального и физического состояния человека на данный момент. Детей знакомят с различными эмоциями (радость, печаль, страх, гнев, плачь, удовольствие, раздражительность и т.д.) и их проявлениями в мимике, жестах, интонации голоса, действиях. Знание детей закрепляется в различных формах детской деятельности: играх, беседах, изобразительной деятельности, чтения художественной литературы и ежедневном общении. |
9 | Правила общения | Тема является продолжением тем № 7, 8 и может изучаться в течение длительного времени: на занятиях, в играх, трудовой деятельности, во время бесед, в процессе ежедневного общения. Изучение данной темы можно разделить на несколько блоков – общение со сверстниками, общение со взрослыми, общение с малышами, общение с незнакомыми людьми и т.д. Важно научить детей способом ведения диалога и беседы, закрепить умение вежливо выражать просьбу, согласие либо отказ, учить использовать в речи ласковые обороты, особенно в общении с малышами. Кроме того, необходимо закрепить умение определять эмоциональное и физическое состояние собеседника и, исходя из этого, строить диалог. |
10 | Учимся поздравлять и принимать поздравления | Во время бесед, сюжетно-ролевых игр «Семья», ежедневного общения необходимо научить детей правилам этикета во время поздравлений людей (взрослых, сверстников) с какими-либо важными событиями жизни: подготовка подарка, поздравительных слов, вручение подарка, произнесение поздравлений. Кроме того, нужно научить детей принимать подарки и произносить ответное слово. |
11 | Хорошо, что есть друзья | Говорить с детьми о дружбе, значение дружеских отношений можно на занятиях, во время бесед, при организации дидактических игр, организации сюжетно-ролевых игр. У детей необходимо выработать стереотип дружеского отношения к товарищам: быть внимательным и отзывчивым к сверстникам, делиться игрушками, защищать от несправедливого отношения. Необходимо также развивать в детях чувство сопереживания, милосердия. Хорошо использовать при изучении данной темы примеры из художественной литературы. |
12 | Быть опрятным и аккуратным – очень приятно | Данная тема изучается в процессе ежедневных бесед, рассматривания иллюстраций, выполнения гигиенических процедур, напоминаний, личного примера взрослых. |
13 | Каждой вещи – свое место | Тема является продолжением предыдущей. Сведения детям даются во время бесед, закрепляются в трудовой и игровой деятельности. |
14 | Маму просто обожаю и во всем ей помогаю | Во время изучения данной темы с детьми проводится беседы «Мои домашние поручения», «Как я дома помогаю маме» и др. Детей необходимо на примерах из художественных произведений или поступков сверстников подвести к осознанию необходимости оказания посильной помощи взрослым дома, содержания в порядке своих вещей и игрушек, необходимо также выработать умение убирать за собой после игры, занятий игрушки и другие предметы. |
15 | Мы – ребята дружные, добрые, послушные | Данные две темы являются итоговыми. Закрепляются все правила культурного поведения, которые дети изучали. Хорошо вместе с детьми составить «Памятку правил культурного поведения». Итогом изучения правил культурного поведения могут стать: занятие – беседа, развлечение, театрализованное представление, кукольный спектакль и другие формы работы. |
16 | Что такое хорошо и что такое плохо |
Тематический план
(старший дошкольный возраст)
№ | Тема | Организационные формы |
1. | Что такое этикет. | Изучение данной темы лучше проводить в процессе специального занятия, на котором дети знакомятся с героями Страны Вежливости – Феей Вежливости и ее помощниками - гномами, а также с Незнайкой-Зазнайкой, которому предстоит учиться этикету. На данном занятии детям даются знания о том, что такое этикет и почему знание этикетных правил так необходимо в жизни людей. |
2. | Правила поведения в общественных местах. | Знания по правилам поведения в общественных местах даются детям на специальных занятиях, во время проведения дидактических и сюжетно-ролевых игр. Закрепление полученных знаний происходит во время экскурсий, прогулок. Изучение данной темы можно разделить на несколько блоков:
|
3. | Поведение за столом | Во время изучения данной темы закрепляются знания детей о правилах поведения за столом, во время приема пищи – сидеть ровно, разговаривать вполголоса, правильно пережевывать пищу, пользоваться столовыми приборами, салфеткой. При этом использовать в речи, соответственные случаю, формы речевой вежливости. Кроме того детей необходимо научить правилам сервировки стола, необходимо также дать сведения о разнообразии столовых приборов и их назначении. Знания детей закрепляются во время выполнения обязанностей дежурных, в процессе сюжетно-ролевых игр, экскурсий в кафе и т.п. |
4. | Правила общения | Данная тема изучается в течение длительного времени: на занятиях и в нерегламентированных видах деятельности, во время бесед, в процессе игр и ежедневного общения. Изучение данной темы желательно разделить на несколько блоков:
Детей необходимо научить правилам ведения диалога, беседы, формам вежливых оборотов речи, умению выражать просьбу, согласие, отказ, использовать в общении ласковые обороты. Детей также необходимо научить определять эмоциональное и физическое состояние собеседника, учитывать данное состояние во время общения. Неоценимую услугу может оказать в изучении данной темы художественная литература, просмотр детских телепередач. Полученные знания закрепляются в процессе словесных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, непосредственного общения со взрослыми и сверстниками в течение дня. |
5. | Вежливые слова | Знания по данной теме даются детям в процессе игровой, трудовой деятельности, ежедневном общении. Важно показать детям разнообразие вежливых оборотов речи и их применение в различных ситуациях. |
6. | Принимаем гостей | Тема изучается на занятиях, во время бесед, рассматривания картин, чтения художественной литературы, просмотра детских фильмов и их обсуждения. Детей необходимо научить правилам этикета при приеме гостей в доме: приветствие гостей, приглашение, угощение, ведение беседы, времяпровождение. |
7. | Учимся поздравлять и принимать поздравления | Данная тема является продолжением предыдущей. Более подробно детей знакомят с формами различных поздравлений, составлением поздравительной речи, изготовлением и вручением подарков. При обучении детей составлению поздравлений научите детей приемам ласковых обращений, составлений пожеланий, возможность использования при этом шуточных выражений. Необходимо также научить детей принимать поздравления, подарки, говорить ответные слова. |
8. | Учимся разговаривать по телефону | Изучению данной темы лучше посвятить специальные занятия, на которых можно практически познакомить детей с правилами ведения телефонных разговоров. Детей нужно также научить способам связи с экстренными службами (01, 02 ,03), показать, что при общении с данными службами нужно быть очень краткими, сообщать только справочные сведения: фамилию, имя, отчество, домашний адрес, причину вызова и т.д. Закрепление знаний можно проводить в с/р играх, дидактических играх, во время индивидуальной работы с детьми. |
9. | О чуткости, отзывчивости и милосердии | В процессе ежедневных бесед, рассматривания иллюстраций, во время чтения художественной литературы, просмотра телепередач детям необходимо объяснить смысл понятий «чуткость», «отзывчивость», «милосердие». Большую роль в данном случае играют такие приемы работы с детьми, как ежедневные напоминания, положительные отзывы на поступки детей, анализ игровых действий, личный пример педагога. |
10. | О дружбе и правилах дружной игры. | Говорить с детьми о дружбе, значении дружеских отношений можно на занятиях, во время бесед, при проведении дидактических игр, во время организации сюжетно-ролевых игр. Желательно использовать при этом примеры художественных произведений, мультфильмов с последующим обсуждением сюжета. У детей необходимо выработать стереотип дружеского отношения к сверстникам: быть внимательным, отзывчивым, делиться какими-либо личными предметами, защищать друзей от несправедливого отношения. Необходимо также развивать в детях чувство сопереживания и милосердия. |
11. | Правила гигиены и для чего они нужны. | Знания по данной теме даются детям, как в процессе специальных занятий, так и в процессе бесед, практических действий. При этом необходимо использовать личный пример, положительный пример сверстников, примеры поступков литературных героев. Главное правило, которое должны усвоить дети – «Гигиена – это здоровье, а о здоровье надо заботиться ежедневно». |
12. | Правила обращения с личными вещами. | Правилам обращения с вещами детей учат на протяжении всего периода пребывания в детском саду, поэтому у детей уже имеется определенный запас знаний по данной теме. А научить детей следует следующим правилам:
|
13. | Каждой вещи – свое место. | Данная тема является продолжением предыдущей. Возможно проведение небольшой беседы на тему, а затем уже применять лишь прием напоминания. Главное выработать у детей привычку «Взял, воспользовался – положи на место». |
14. | Помогаем дома маме. | С детьми проводятся беседы «Мои домашние поручения», «Как я помогаю дома маме», «Домашние субботники» и т.д. Детей необходимо на примерах поступков сверстников подвести к осознанию необходимости оказания посильной помощи взрослым дома, содержания в порядке своих вещей и игрушек, необходимо также выработать умение убирать за собой после игры. |
15. | Правила дружной работы. | Беседа на данную тему проводится перед организацией коллективного труда, изготовлением коллективных поделок и других работ. Детей необходимо подвести к осознанию того, что дружная, совместная работа приводит к наилучшим результатам, а результат зависит от вклада каждого участника общего дела. Необходимо научить видеть затруднения товарищей и оказания им посильной своевременной помощи. |
16. | Буду скоромной я и милой, доброй, ласковой, красивой (для девочек). | Беседы на данную тему проводятся отдельно для девочек. Необходимо воспитывать в девочках самые лучшие качества личности: скромность, доброту, ласку. Нужно также учить девочек быть красивыми, опрятными, приятными в общении. Посвятите несколько упражнений обучению детей умению двигаться (танцевальные движения, ритмические упражнения). Закрепляются знания детей в игровой и практической деятельности, развлечениях по типу «А ну-ка, девочки!». |
17. | Буду я как папа смелым, сильным, ловким и умелым (для мальчиков). | Это тема - для мальчиков, будущих защитников Отечества. На примере литературных героев необходимо показать мальчикам личностные качества настоящих мужчин, качества, к которым они должны стремиться – сила, смелость, ловкость, умение защитить, прийти на помощь. Задача педагога – показать мальчикам пути достижения цели, одним из которых является физкультура и спорт. Организовать соревнования. |
18. | О поступках плохих и хороших. | Данной теме лучше посвятить занятие, в котором дети будут высказывать свои мысли о плохих и хороших поступках, давать им объяснения, оценку. При этом желательно нацелить детей на то, чтобы они вспомнили знакомых литературных героев, дали оценку их поступкам и личностным качествам. |
19. | Обо всем понемногу. | Итоговое занятие. Его можно провести в форме КВН, развлечения, театрализованного представления. |
Планирование работы кружка «Азбука культурного поведения»
№ | тема | сроки | форма организации, содержание |
младший дошкольный возраст | |||
1. | Знакомство с Феей Вежливости | сентябрь, 1 нед. | игровое занятие |
2. | Вежливые слова | сентябрь, 3 нед. | игровое занятие, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, беседы, ЧХЛ |
3. | Ласковые слова | октябрь | беседы, общение в свободной деятельности, ЧХЛ |
4 | Как вести себя на занятии | ноябрь | беседы, напоминания |
5 | Как вести себя на улице | декабрь | игровое занятие, наблюдения во время экскурсий и прогулок, беседы, досуг «В гостях у Светофора», ЧХЛ |
6 | За столом | январь | беседы, игры-ситуации, закрепление КГН, дидактические игры, ЧХЛ |
7 | Хорошо - плохо | февраль | игровое занятие, беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, ЧХЛ, рассматривание картин |
8 | Мамины помощники | март | трудовая деятельность, беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, ЧХЛ, рассматривание картин, праздник «Мамин день» |
9 | Об опрятности и аккуратности | апрель, 1 нед. | трудовая деятельность, игровое занятие, беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, ЧХЛ, рассматривание картин, закрепление КГН |
10 | Мы играем дружно | апрель, 3 нед. | игровое занятие, беседы, дидактические игры, совместная игровая деятельность, ЧХЛ, рассматривание картин |
11 | Вежливость - закон для всех | май | досуг «Экзамен для Незнайки-зазнайки» |
средний дошкольный возраст | |||
1 | Путешествие в Страну Вежливости | сентябрь, 1 нед. | развлечение |
2 | Добро и зло | сентябрь, 3 нед. | игровое занятие, беседы, игровая и трудовая деятельность, ЧХЛ |
3 | Вежливые и ласковые слова | октябрь, 1 нед. | игровое занятие, дидактические игры, ЧХЛ, ежедневное общение, напоминание |
4 | Правила поведения в детском саду | октябрь, 3 нед. | игровое занятие, беседы, дидактические игры, совместная игровая деятельность, ЧХЛ, рассматривание картин |
5 | Правила поведения на улице | ноябрь, 1 нед. | игровое занятие, наблюдения во время экскурсий и прогулок, беседы, досуг «Безопасная улица», ЧХЛ |
6 | Правила поведения за столом | ноябрь, 3 нед. | режимные моменты, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-ситуации, закрепление КГН |
7 | Ласка и внимание – залог взаимопонимания | декабрь, 1 нед. | беседы, дидактические игры, совместная игровая деятельность, ЧХЛ, рассматривание картин, словесные игры |
8 | Что такое настроение? | декабрь, 3 нед. | игровое занятие, дидактические игры, ЧХЛ, тренинги общения |
9 | Правила общения | январь, 3 нед. | занятия, игры, трудовая деятельность, ежедневное общение, тренинги общения |
10 | Учимся поздравлять и принимать поздравления | январь, 4 нед. | беседы, игра-ситуация, сюжетно-ролевая игра «Семья» |
11 | Хорошо, что есть друзья | февраль, 1 нед. | игровое занятие, беседы, дидактические игры, совместная игровая деятельность, ЧХЛ, рассматривание картин |
12 | Быть опрятным и аккуратным – очень приятно | февраль, 3 нед. | трудовая деятельность, игровое занятие, беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, ЧХЛ, рассматривание картин, закрепление КГН, напоминания |
13 | Каждой вещи – свое место | март, 1 нед. | беседы, трудовая и игровая деятельность, ЧХЛ |
14 | Маму просто обожаю и во всем ей помогаю | март, 3 нед. | трудовая деятельность, беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, ЧХЛ, рассматривание картин, праздник «Мамочка любимая» |
15 | Мы – ребята дружные, добрые, послушные | апрель | игровое занятие, беседы, тренинги общения, ЧХЛ, рассматривание картин, спортивные соревнования |
16 | Что такое хорошо и что такое плохо | май | развлечение |
старший дошкольный возраст | |||
1. | Что такое этикет. | сентябрь, 1 нед. | досуг «Путешествие в страну Вежливости» |
2. | Правила поведения в общественных местах. | сентябрь, 2 нед. | игровое занятие, наблюдения во время экскурсий и прогулок, беседы, досуг «Безопасная улица», ЧХЛ |
3. | Поведение за столом | октябрь, 3 нед. | режимные моменты, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-ситуации, закрепление КГН |
4. | Правила общения | ноябрь, 1 нед. | беседы, дидактические игры, ЧХЛ, ежедневное общение, напоминание |
5. | Вежливые слова | ноябрь, 3 нед. | игровое занятие, дидактические игры, ЧХЛ, ежедневное общение, напоминание |
6. | Принимаем гостей | декабрь, 1 нед. | беседы, игра-ситуация, сюжетно-ролевая игра «Семья», ЧХЛ, рассматривание картин |
7. | Учимся поздравлять и принимать поздравления | декабрь, 3 нед. | беседы, игра-ситуация, сюжетно-ролевая игра «Идем в гости», изготовление подарков |
8. | Учимся разговаривать по телефону | декабрь, 1 нед. | беседы, игры-ситуации, сюжетно-ролевая игра |
9. | О чуткости, отзывчивости и милосердии | декабрь, 3 нед. | беседы, совместная игровая деятельность, ЧХЛ, рассматривание картин |
10. | О дружбе и правилах дружной игры. | январь, 3 нед. | игровое занятие, беседы, дидактические игры, совместная игровая деятельность, ЧХЛ, рассматривание картин |
11. | Правила гигиены и для чего они нужны. | январь, 4 нед. | режимные моменты, сюжетно-ролевые, дидактические игры, закрепление КГН |
12. | Правила обращения с личными вещами. | февраль, 1 нед. | беседы, трудовая и игровая деятельность, ЧХЛ, напоминания |
13. | Буду я как папа смелым, сильным, ловким и умелым (для мальчиков). | февраль, 3 нед. | беседы, рассматривание картин, ЧХЛ, спортивные соревнования |
14. | Помогаем дома маме. | март, 1 нед. | трудовая деятельность, беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, ЧХЛ, рассматривание картин, праздник «Лучше мамы в мире нет!» |
15. | Правила дружной работы. | март, 3 нед. | беседы, дидактические игры, совместная игровая деятельность, ЧХЛ, рассматривание картин, физкультурный досуг |
16. | Буду скоромной я и милой, доброй, ласковой, красивой (для девочек). | апрель, 1 нед. | беседы, напоминания, танцевальные пятиминутки, игровая и трудовая деятельность, развлечение «А ну-ка, девочки!» |
17. | Каждой вещи – свое место. | апрель, 3 нед. | беседы, трудовая и игровая деятельность, ЧХЛ, напоминания |
18. | О поступках плохих и хороших. | май, 1 нед. | беседы, дидактические игры, ЧХЛ, ежедневное общение, игра-викторина |
19. | Обо всем понемногу. | май, 3 нед. | развлечение «Знатоки этикета» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перспективный план работы по безопасному поведению детей среднего дошкольного возраста"
методический план на учебный год...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения
Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...
Перспективный план работы по безопасному поведению детей на водных объектах в средней группе
Данный материал содержит перспективный план мероприятий по профилактике безопасного поведения детей на водных объектах в средней группе....
Перспективный план работы по безопасному поведению детей на водных объектах с группой детей от 4 до 5 лет общеразвивающей направленности 2016 – 2017 учебный год
План ОБЖ на воде...
План работы по культурно-гигиеническим навыкам во второй младшей группе
План по развитию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе...
Перспективный план работы. По безопасному поведению детей на водных объектах в подготовительной группе в Осенне-Зимний период.
Формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.приобщение к правилам безопасного для человека поведения.формирование осторожного и осмотрительного отноше...
План работы по безопасному поведению в летний период
Безопасность детей в летний период...