Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Как животные к зиме готовятся» (средняя возрастная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
НОД направлена на расширение представлений детей об образе жизни лесных зверей и оседлых птиц осенью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zhivotnye_k_zime_gotovyatsya.docx | 36.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 3»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
на тему «Как животные к зиме готовятся»
(средняя возрастная группа)
Провела:
воспитатель первой
квалификационной категории
Вразовская Марина Николаевна.
г. Энгельс 2015г
Тема НОД: «Как животные к зиме готовятся».
Ведущая образовательная область: Познавательное развитие
Цель: расширять представления детей об образе жизни лесных зверей и оседлых птиц осенью, воспитывать любознательность.
Задачи: формировать представления об особенностях внешнего вида лесных зверей и их образом жизни с наступлением холодов, обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности и с помощью воспитателя; продолжать обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении;
развивать творческие способности; прививать любовь к природе.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, конструирование.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества.
Оборудование: иллюстрации с изображением лесных зверей зимой и осенью, старичок-лесовичок (кукла), музыкальное произведение П. И. Чайковского «Ноябрь»; пеньки, искусственные деревья, дидактическая игра «Сложи зверя» на каждую подгруппу, дупло на дереве, мягкие игрушки (белка, ёж, медведь); «берлога», иллюстрации птиц, прикреплённые к ветвям дерева, фланелеграф, листы бумаги и карандаши на каждого ребёнка.
Предварительная работа: во время прогулок обращаем внимание, что птицы собираются в стаи и готовятся лететь на юг, собираем плоды деревьев и сорных трав для подкормки птиц, оставшихся зимовать. Экскурсия в парк—замечаем, что в парке стало тихо, беседуем. Чтение рассказов, сказок, рассматривание картин о том, как звери и птицы к зиме готовятся.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Вводная часть | |
Воспитатель предлагает детям погулять по осеннему лесу. -А как вы думаете, если мы пойдём в настоящий лес, там увидим диких зверей? Нет. Потому что звери пугливы. Поэтому давайте попросим старичка-лесовичка превратить нас в невидимок (откуда такое слово?) на время, для того чтобы мы могли понаблюдать за обитателями леса. | Ответы детей. -Раз, два, три, ветка клёна, помоги Оказаться нам в лесу, Где раскрасила листву В цвет багряный, золотой Осень жёлтою косой. (Входим под музыку в лес. Дети имитируют движение по лесу и садятся на пеньки). |
-Тихо. Не слышно птиц. Почему? (Воспитатель усугубляет ситуацию) -Тогда почему улетели не все птицы? -Чем питались птицы летом? -Что произошло осенью с растениями и насекомыми? -Сначала улетели птицы, которые питались насекомыми – это ласточки и стрижи (убираю их с дерева). -Потом улетают птицы, которые кормятся, собирая свою пищу на земле. Кто это? -Последними улетают утки и гуси. Они живут у нас пока не замёрзнут водоёмы. Все эти птицы перелётные. Почему они так называются? -Во время перелётов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря. -А какие птицы остались с нами зимовать? | Ответы детей. -Стало холодно-вот они и улетели. (Дети в затруднении-сразу, они не находят связь между питанием птиц и их перелётами). Ответы детей. -Кто-то мошками и жучками, кто-то ягодами и зелёными растениями. Ответы детей. -Не стало еды для птиц, вот они и улетели на юг, где тепло и сытно. Ответы детей. -Грачи и журавли. Ответы детей. Ответы детей. Дети называют птиц и как нужно о них заботиться зимой. |
II. Основная часть | |
Путешествуем по лесу. Останавливаемся у пенька... Обращаем внимание на бугорок возле пня, слегка разгребаем листву и находим ежа. -Да это же ёж сделал себе дом на зиму, вырыл ямку, натаскал сухих листьев и спит. А почему он в спячку залёг? -Тихо, пусть спит, а мы дальше идём. | Ответы детей -Зимой нет для него еды, ни ягод, ни растений, не насекомых, ни грибов, а жир он летом и осенью нагуливает, чтобы всю зиму сытым спать. |
-А кто ещё из зверей в зимнюю спячку впадает? -А где спит медведь? (встречаем «берлогу», рассматриваем) Под корнями упавшего дерева он устроил себе дом. Натаскал молодых ёлочек, которые вырвал с корнем из земли, мха, хвороста. Зимой закроет берлогу снежное одеяло. Тепло в ней медведю. -А почему медведь в спячку впадает? Подумайте. | Ответы детей. -Медведь. -В берлоге. Ответы детей. -На зиму он не делает запасов. |
Идем дальше. Встречаем дерево, увешанное желудями, шишками, ягодами, грибами. В глубине виднеется дупло. -Кто это здесь на дереве расположился? (Заглядываем в дупло) -Как вы думаете она будет как медведь и ёж в зимнюю спячку впадать? (Рассматриваем дупло). -Белка ещё рыжая, но скоро она поменяет свою шубку на зимнюю серую. А как вы думаете зачем? | Ответы детей. -Это белка, это она на зиму запасы сделала. Ответы детей -Нет. У неё есть еда на зиму. Ответы детей |
- А вот кто следующий нам повстречается в лесу, вы узнаете, если отгадаете загадку: Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех боится. На магнитной доске открываю серого зайца. -Летом заяц какого цвета? -А к зиме он как белка одежду поменяет. -Как интересно, он это делает. Сначала белеет хвостик (убираю серый хвостик ,под ним белый, затем называю части тела зайца убирают дети), потом задние лапы, потом наступает очередь белеть спине, за ней ушам, но не до самых кончиков: они у косого так и остаются тёмными. Больше и больше белеет заяц и вот у него только конец морды тёмный. -А зачем зайцу цвет менять? -А кто у зайца враги? (Открываю на доске изображения волка и лисы). -Чем питаются волк и лиса? -Будут ли волк и лиса в зимнюю спячку впадать? - Шерсть у них к зиме отрастает густая и тёплая, чтобы по лесу зимой бегать не замёрзнуть. Зимой лисе и волку приходится спать на голом снегу. | Дети отгадывают. -Серый. Дети по желанию открывают на доске у зайца сначала лапы, затем спину, уши и т. д. Ответы детей. -От врагов прятаться. Ответы детей. -Волк и лиса. Ответы детей. -Могут ловить зайцев, мышей, птиц. Ответы детей. -Нет. |
Игра-физминутка «Кто как время зимой проводит?» (Воспитатель показывает иллюстрацию, с изображением животного). | Волк: дети бегают, изображая волка. Медведь: садятся на корточки и изображают спящего медведя. И т. д. заяц, ёж, лиса. |
-Хорошо ли вы запомнили, как выглядят животные, которых мы сегодня в лесу встретили? Воспитатель обращается за помощью к детям: -Были у меня картинки с изображением зверей, а ветер разметал их на части. Помогите мне их собрат! (Работа по подгруппам. Каждой подгруппе загадываю загадку о животном, которого они должны будут сложить) 1)То рыжая, то серая, А названьем белая. 2)Кто зимой холодной Ходит злой, голодный. 3)Какой зверь опасный Ходит в шубе красной, Снег разгребает, Мышек хватает? Воспитатель оказывает помощь тем подгруппам, у которых возникает затруднение. | Ответы детей. Дети садятся за столы по 4 ребёнка, собирают зверя, который является отгадкой. По окончании игры все вместе проверяем правильность выполнения задания. |
Заключительная часть | |
-Много мы зверей встретили сегодня в лесу. Все они разные, но называют их одним общим словом, почему? Что у них общего? -Давайте любого зверя будем обозначать так: -Ребята, вам понравилось наше путешествие по лесу? -А что вам понравилось больше всего? -А в память о нашем путешествии возьмите себе свои рисунки. | -Покрыты шерстью, у всех есть туловище, голова, уши, хвост, ходят на четырёх лапах. Дети подходят к фланелеграфу и по очереди прикрепляют названную часть. Дети рисуют условное обозначение зверей. Ответы детей. Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Встреча в осеннем лесу» в средней возрастной группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Встреча в осеннем лесу» содержит методы и приемы для реализации следующих задач, как развитие воображения, творческой инициа...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Домашние животные» Для детей среднего дошкольного возраста
Конспект непосредственной образовательной деятельностиНа тему «Домашние животные»Для детей среднего дошкольного возраста Тема:«Домашние животные»Цель:Закрепить и рас...
Методическая разработка конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Дикие животные Севера» в средней группе
Конспект для проведения занятий в средней группе...
Конспект образовательной деятельности на тему «Осень в лесу» для детей средней возрастной группы
В конспекте представлены методы и приемы закрепления представлений об осени, о животных...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Путешествие в весенний лес» для средней группы Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:1. Формировать умения детей прыгать на двух ногах.2. Развивать ловкость ориентировку в пространстве. Упражнять в равновесии, в ходьбе и беге врассыпную.3.Воспитывать желание играть в колл...
Методическая разработка конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Дикие животные» в средней группе.
.Самое главное познакомить детей с новыми для них зверями: лось, кабан, - и их детёнышами; научить определять следы разных животных; развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь,...
Методическая разработка конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Дикие животные» в средней группе
Цель: усвоение названий диких животных, их детёнышей.Задачи:1. Познакомить детей с новыми для них зверями: лось, кабан, - и их детёнышами; научить определять следы разных животных;2. Развивать вн...