Тема: «Насекомые».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Иванашкина Наталья Анатольевна

Тема: «Насекомые».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Тема: «Насекомые». 
Образовательные цели. Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни; уточнение, расширение и активизация  словаря по теме «Насекомые». Совершенствование грамматического строя речи(образование слов-антонимов); совершенствование синтаксического строя речи(составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а);  Повторение правил безопасного поведения при контакте с насекомыми.

Развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха , диалогической речи, слухового внимания и восприятия, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, координации речи с движением, ловкости.  

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, воспитание любви и бережного отношения к природе.  

Оборудование.  Мольберт,  модули с висящими на них бумажными бабочками, альбом «Живая природа. В мире животных», CD с записью звуков, издаваемых насекомыми, CD- проигрыватель; альбомные листы с наложенными контурными изображениями насекомых, контейнеры с карандашами, мяч, предметные картинки с изображениями насекомых, оборудование  для просмотра презентации «Насекомые».

Предварительная работа. Рассматривание насекомых во время прогулки, беседа о них, расширение словаря; чтение сказки К. Чуковского «Тараканище», рассказов К.Ушинского  «Пчелки на разведках», В. Зотова «Божья коровка», «Кузнечик»; разучивание упражнения « Кузнечики», загадок о насекомых; составление предложений с противопоставлением.    

                                                     
Ход занятия. 
1.Организационный момент. Упражнение «Разноцветные бабочки».
Педагог. Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Сегодня мы с вами и будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к вам на занятие. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?
Дети. Нужно набрать воздуха через нос и подуть на бабочку, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой.
Педагог. Правильно. Выполняйте упражнение .
Дети выполняют упражнение 4-5 раз по команде педагога.    
2. Рассматривание плаката «Насекомые » и беседа по нему.  
Педагог предлагает детям сесть на стульчики  и ставит на мольберт плакат.
Педагог. Расскажите, каких насекомых вы видите на плакате, что они делают. Составьте предложения сразу о двух насекомых, как мы уже делали с вами.
1-й ребенок. Полосатая пчела сидит на цветке, а черная гусеница ползет по ветке.  
2-й ребенок. Мохнатый шмель собирает нектар с цветка колокольчика, а паук плетет паутину.
3-й ребенок.  Божья коровка сидит на листке ландыша, а оса сидит на листке липы.  
Отвечают все присутствующие на занятии дети.  
3. Рассказы детей о насекомых.
Педагог. Давайте послушаем краткие рассказы о насекомых, которые приготовили наши ребята.
1-й ребенок. Это бабочка. Она красивая, яркая и пестрая. У бабочки есть усики, лапки, крылышки, хоботок. Бабочка умеет летать, порхать. Она очень любит цветочный нектар.
2-й ребенок. Это муравей. Он маленький, быстрый, подвижный. У муравья есть туловище, голова, лапки, усики. Муравей умеет передвигаться, карабкаться вверх. Муравей живет в муравейнике. Муравей ест траву, мух, жуков, гусениц.  
3-й ребенок. Это пчела. Она небольшая, полосатая. У пчелы есть крылья, усики, мохнатые лапки и брюшко, жало, хоботок. Пчела умеет быстро летать, собирать цветочный нектар. Пчела живет в улье. Пчела делает мед.
4-й ребенок. Это жук. Он большой, блестящий, черный. У жука есть туловище, голова, лапки, рога. Жук умеет ползти, летать. Жук ест траву, листья деревьев.
5-й ребенок. Это паук. Он большой, мохнатый, коричневый, быстрый. У паука есть восемь лапок, усики, туловище. Паук умеет плести паутину, ползать. Паук ест бабочек, жуков, мошек.
Дети во время своего рассказа показывают сюжетные картинки с изображением насекомых.
4.Презентация «Насекомые».  
Педагог. Чтобы больше узнать о насекомых, мы с вами посмотрим презентацию о них.
5. Упражнение «Слушай внимательно». Педагог разрешает детям остаться на стульчиках .
Педагог. Давайте послушаем, какие звуки издают некоторые насекомые. Я буду говорить, кто это, а вы слушайте и смотрите на изображение этого насекомого.  
Педагог включает запись звуков, которые издают пчела, муха, шмель комар.  
6.Игра с мячом «Закончи предложение».  Педагог приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг и берет в руки мяч.
Педагог.  Давайте поиграем в знакомую вам игру «Закончи предложение» с мячом. Майский жук большой, а божья коровка…
1-й ребенок. Маленькая.
Педагог. У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…
2-й ребенок. Длинные.
Педагог. У жука усы толстые, а у бабочки…
3-й ребенок. Тонкие.
Педагог. У шмеля спина широкая, а у осы…
4-й ребенок. Узкая.  
Педагог оценивает работу детей и убирает мяч.
7.Физкультурная пауза  «Кузнечики».
Педагог предлагает детям сделать знакомое упражнение.
Поднимайте плечики,        
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
8. Отгадывание загадок о насекомых. Педагог предлагает детям сесть на ковер и загадать друг другу загадки, которые они выучили дома.
1-й ребенок.  
Этот увалень мохнатый,
Сладкоежка полосатый
Опускает хоботок
В распустившийся цветок.
Кто это?
Дети. Это шмель. Он полосатый. Он собирает нектар хоботком.
2-й ребенок.  
Злюка тощая такая
Надо мной весь день летает
И ужалит ненароком,
Если я измажусь соком.
Кто это?
Дети. Это оса. Она злая, тонкая и больно жалит.
3-й ребенок. 
По листочку проползает,
Всюду дырки оставляет.
Вот прожорливая штучка,
А свернулась закорючкой.
Кто это?
Дети. Это гусеница. Она прогрызает дырки в листочках, сворачивается закорючкой.
4-й ребенок. 
Звон весь день в ушах стоит.
Надо мною кто звенит?
Прилетел он со двора.
Длинный нос у…
Дети. Комара.
Педагог. Вы сумели и загадать, и отгадать загадки, а еще дали толковые объяснения. Я вами горжусь! А теперь скажите ,все ли насекомые безопасны для человека?
Дети. Нет, не все.
Педагог. Какие правила безопасного поведения  при контакте с насекомыми вы знаете?
Дети рассказывают о правилах безопасного поведения при встрече с насекомыми(  комары, осы шмели, пчелы, мухи).
9. Упражнение «Кто лишний?».
Педагог. Я хочу проверить, насколько вы внимательны. Я буду показывать картинки, а вы будете определять, кто лишний и почему. Богомол, муравей, воробей, кузнечик. Кто лишний?
1-й ребенок. Лишний воробей. Это птица, а богомол, муравей и кузнечик- насекомые.
Педагог. Божья коровка, ежик, паук, гусеница.
2-й ребенок. Лишний ежик. Это животное, а остальные-насекомые.
Педагог. Шмель, комар, пчела, оса. Если вам трудно определить лишнего, вспомните, как подают голос эти насекомые.
3-й ребенок. Лишний комар, потому что он звенит, а шмель, пчела и оса жужжат.                      
Педагог. Бабочка, муха, стрекоза, окунь.
4-й ребенок. Лишний окунь. Это рыба. Бабочка, муха, стрекоза-насекомые.  
Педагог. Отлично. Вы справились и с этим заданием.
10. Упражнение «Раскрась картинку». Педагог раздает детям альбомные листы ,ставит на столы контейнеры с карандашами, помещает на доске  несколько картинок с изображением бабочек.
Педагог. Какое насекомое нарисовал для вас художник?
Дети. Это бабочка.
Педагог. Возьмите простой карандаш, обведите бабочку по контуру, а потом раскрасьте ее так, как вам хочется. Обратите внимание на окраску бабочек на картинках.
Дети выполняют задание. Педагог предлагает им выбрать самую красивую бабочку.  
11. Окончание занятия. Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались, а потом оценивает их работу.
Педагог. Ребята, какое упражнение вам больше понравилось? Каких насекомых вы запомнили? Вы все сегодня были  молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Рисуем насекомых". Лексическая тема "НАСЕКОМЫЕ"

Все дети очень  любят рисовать бабочек, божью  коровку, жуков, стрекоз… Для того, чтобы им было легче и проще нарисовать любое насекомое, предлагаю схемы поэтапного рисования, так наз...

Насекомые - чудо нашей природы. Рекомендации муз. руководителя для родителей по теме "Насекомые" с 18.05.20 г. по 22.05.20 г., старшая и подготовительная группы.

Рекомендации муз. руководителя для родителей по теме "Насекомые", старшая и подготовительная группы....

План деятельности в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) в группе компенсирующего вида ТНР "Бригантина" на тему: "Насекомые и пауки. Подготовка насекомых к зиме»

План-программа деятельности по реализации образовательной программы группа старшего дошкольного возраста компенсирующего вида (ТНР) «Бригантина» (с 5 до 7 лет)Месяц: Сентябрь. Дата: с 19.1...

Конспект комплексного в занятия Тема: «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»

Цель: Систематизировать знания детей о многообразии насекомых.Задачи:  Образовательные: Закрепить знания детей об общих признаках насекомых,  рассказать о подготовке насекомых к зи...

Поделка-раскраска насекомые из бумаги и коктейльных трубочек, старшая группа, тема "Насекомые", рисование, конструирование.

Презентация по пошаговому изготовлению ярких и разнообразных насекомых из раскрашенных шаблонов и коктейльных трубочек. Может использоваться для дистанционного занятия....

НОД Музыкально-интегрированное занятие во второй младшей группе на тему «Насекомые» Цель: Формирование эмоционально положительного отношения к окружающей природе, насекомых.

НОД  Музыкально-интегрированное занятие во второй младшей группе на тему «Насекомые»Цель: Формирование эмоционально положительного отношения к окружающей природе, насекомых.Задачи:Обр...