Непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе №1 По образовательной области «Познание» (экологическое развитие)«Путешествие в страну насекомых» Лексическая тема «Насекомые».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Викторова Ольга Валентиновна

очень насыщнный матриал по экологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ №90 «Ласточка» города Калуги НСП «Жар-птица»

Конспект открытого педагогического мероприятия

Непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе №1

По образовательной области «Познание» (экологическое развитие)

Тема:

«Путешествие в страну насекомых»

Лексическая тема «Насекомые».

Разработала:

Воспитатель: Викторова

Ольга Валентиновна

2017 год

Цель

Формирование представления детей о насекомых, как о сообществе живых существ

Задачи

-формировать умения называть характерные особенности внешнего вида насекомых;

развивать познавательные способности детей (развитие памяти, мышления, внимания с помощью специально организованных игр и упражнений);

- развивать навыки исследовательской деятельности;

-развивать умственную и речевую активность детей;

-воспитывать познавательный интерес, гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Оборудование

ткань зеленого цвета, цветы, игрушки насекомых, письмо с загадками, схема развития бабочки, дидактические игры, музыкальное сопровождение, ,картинки с изображением насекомых,  рукавицы, ноутбук, подарки.

Предварительная работа

Отгадывание загадок,  наблюдения, чтение сказок  К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка  с изображением насекомых, рассматривание  игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление.  

Тема недели

Насекомые

Колличество детей

8

Дата проведения

Структурные части НОД

Формы работы с детьми

Деятельность

Результат

педагога

детей

1

2

3

4

5

Организационно-мотивационная часть(  2 мин)

Проблемная ситуация (мотивация)

(2 мин)

Основная часть

(20 мин)

Заключительная часть (1 мин)

Рефлексия (1 мин)

п\и «Паровозик с именем»

Беседа

Фронтально

Загадки (3 мин)

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

(5 мин)

Игровая ситуация

Фронтальная работа

Физкультминутка (1 мин)

Дидактическая игра «Собери целое из частей»

Групповая работа

(3 мин)

Физкультминутка (1 мин)

Игра -эксперимент «Какие насекомые больше переносят пыльцу»

Работа в парах

(6 мин)

Дидактическая игра  с мячом «Закончи предложение»

Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас?

-Какой месяц?

- А что происходит с природой?

Совершенно верно. Весна самое прекрасное время для растений, насекомых, животных. Вы хотите оказаться на лесной опушке и посмотреть на весеннее преображение.

Отправимся в путешествие на паровозике.

Сейчас каждый будет превращаться в «паровоз» и  будет двигаться по кругу, и одновременно хлопать в ладоши, называя свое имя.

Я начну. Алла Иосифовна. Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас и он станет паровозиком вместо меня. Вот я выбираю …Аню. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану её вагончиком, положу руки её на плечи и вместе с ней буду повторять её имя. Поехали!

 Но чтобы не распугать лесных жителей близко на паровозике подъезжать не будем, а превратимся в насекомых. И поможет нам в этом волшебный цветок.

  Согласны?

Воспитатель машет цветочком, превращая детей в насекомых.

Воспитатель: перечислите насекомых.

А давайте помашем крылышками как бабочки.

Теперь пожужжим как жуки.(жжжжжж)

А сейчас изобразим пчёлок.(зззззззззз)

Позудим как комарики (зьзьзьзьзь)

Воспитатель: молодцы! Вы очень похожи на маленьких насекомых. Можно отправляться дальше.

Вот мы на лесной полянке

- Посмотрите, что вы здесь видите?

 какие они красивые,

но почему-то на полянке так тихо, кого здесь не хватает?

Поможем им вернуться на полянку- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами должны выполнить задания.

А вот и первое задание

Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки.

  • 1-я загадка

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  • 2-я загадка

Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее... (пчела).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  • 3-я загадка

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. ( муравей).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  • 4-я загадка

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. ( Божья коровка).

Воспитатель:

- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Воспитатель:

- Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали.

- Какие вы молодцы!

 

Воспитатель: ребята а какое насекомое самое красивое?

Сейчас нам предстоит выполнить очень трудное задание. Мы с вами поможем бабочке появиться на свет.

Воспитатель раздаёт всем детям модели алгоритма рождения бабочки

- Что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)

Воспитатель:

- Кто появляется из яйца?

 Воспитатель:

- Что делает гусеница?

Воспитатель:

- В кого она превращается?

 Воспитатель:

- Кто выходит из куколки?

Правильно. Молодцы! Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. А что бабочке нужно для того чтобы их высушить!

- а давайте позовём солнышко.

Воспитатель выкладывает на магнитной доске рисунки солнышка и 4 бабочек.

- Ребята, посмотрите, какая красивая бабочки!

Давайте назовём все части тела этого красивого насекомого.  

- А теперь немного отдохнем.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)

-Молодцы!

Пойдёмте дальше, нашей помощи ждут еще и другие насекомые.


Воспитатель: У меня есть волшебная коробочка. В ней лежат  части целой картинки. Возьмите по одной части насекомого.

И прежде чем сложить картинку, я даю вам подсказку:

Кто из насекомых является

 «Чемпионом по прыжкам».

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием и можем немного отдохнуть под песенку.

Воспитатель:

- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

Ребята, а вы знаете, что насекомые опыляют цветы. У нас на полянке много цветов. Как вы думаете какое из насекомых больше опылит цветов? Шмель или кузнечик?

Давайте проведем эксперимент.

- У меня есть волшебные рукавички, что вы заметили, чем они отличаются?

Правильно , вы сейчас встанете парами. Один из пары надет мохнатую  , а другой гладкую – скажите у кого будет гладкая рукавичка.ю в какое насекомое он превратиться?

А у кого мохнатая?

- У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.

- Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички в пыльцу-манку.

- Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?

- Почему именно к пушистой рукавичке прилипла манка?

- Вот для чего некоторые  насекомые покрыты ворсинками.

 -какой вывод мы можем сделать. Какие насекомые опыляют растения?

-В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте будем всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Резервное задание

Майский жук большой, а божья коровка…(маленькая).

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).

У жука усы толстые, а у бабочки…(тонкие).

Гусеница ползает, а бабочка…(летает).

Пчёлы летают, а паук…(ползает).

Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка…(нет).

Пчёлы живут в ульях, а муравьи…(в муравейнике).

 Бабочка питается нектаром цветов, а паук…(мухами…).

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

Воспитатель:

Вот и подошло наше  путешествие  к концу, какие вы все  молодцы,  что помогли насекомым.  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей полянке.

Воспитатель открывает коробочку и просит ребят отнести насекомых на полянку с цветами. В это время звучит запись «жжужание насекомых»

Воспитатель:

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.

Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова:

-  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

- Вам понравилось быть насекомыми?

- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

- Какая игра вам больше всего понравилась?

Дети отвечают.

-Всё живое тянется к свету, растёт травка, расцветают цветы, выползают насекомые и т.д.

Дети  соглашаются

игра «Паровозик с именем» 

Дети соглашаются

Дети называют.

Дети делают артикуляционную гимнастику.

Дети продвигаются к лесной полянке

на ней много цветов, травка

насекомых

Дети отгадывают загадки

Ребёнок находит карточку с изображением стрекозы, прикрепляет её на магнитную доску

Ребёнок находит карточку с изображением пчелы.

Ребёнок находит карточку с изображением муравья.

Дети отгадывают загадку

Ребёнок находит карточку с изображением божьей коровки.

Ответ детей

бабочка

дети размещают картинки на магнитной доске

Дети отвечают на вопросы,

-Из яйца появляется гусеница.

-Она питается листьями и растет.

-Гусеница превращается в куколку.

-Из куколки появляется бабочка

Солнышко

дети поют народную песенку-закличку «Солнышко»

дети рассматривают их и называют

(один из детей берет макет насекомого и рассказывает, показывая части тела насекомого)

Дети выполняют движения по тексту

Ответы детей:

кузнечик.

Собирают пазл «Кузнечик»

Выполняют физкультминутку под музыку «В траве сидел кузнечик.

Ответы детей.

одна гладкая и блестящая, вторая – пушистая,

в кузнечика, жука

в шмеля,пчелу, бабочку

4 ребёнка надевают гладкую варежку, 4 - мохнатую

Дети отвечают, посоветовавшись друг с другом.

Пчёлы, шмели, бабочки

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети берут насекомых и сажают их на цветочки.

(дети сидят с закрытыми глазами)

Создание положительной эмоциональной обстановки

Создание мотивации

создание мотивации

Закрепление лексической темы «Насекомые»

Развитие умения размышлять и строить предложения

Введение понятия

закреплять у детей образное мышление и восприятие, развивать умение конструировать модель превращения гусеницы в бабочку

Развитие умения работать со схемами

Переключение на другой вид деятельности

Физическое расслабление

Развивать умение анализировать и делать правильные выводы

Поддержание познавательного интереса

Подведение итогов

Создание положительного эмоционального настроения.

Развивать умение оценивать свои действия и знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»,область «Познание».Деятельность  построена на основе элементарных опыт...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Красавицы рыбки», область «Художественное творчество»».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Красавицы рыбки»,область «Художественное творчество»».Интеграция областей«Коммуникация», «Безопасность», «...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков».

Цели занятия.1.     Закрепление понятия «гласный звук», правила о гласных звуках.2.     Уточнение чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и], [...

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Насекомые»

Конспект образовательной деятельности  может быть использован учителем-логопедом в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Насекомые».В хо...