Проект "Лаборатория неживой природы"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цель: повышать интерес к окружающему миру, экологическую грамотность, развивать познавательную инициативу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_srednyaya_gruppa.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад общеобразовательного вида №95”
Экологический проект
“Маленький эколог”
Подпроект “Лаборатория неживой природы”
(средняя группа)
Воспитатель ВКК
Смирнова С.Ю.
«Лаборатория неживой природы»
Подпроект
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида № 95»
Смирнова С.Ю.
Проблема.
Как познакомить детей среднего дошкольного возраста с неживой природой?
Цель:
Повышать интерес к окружающему миру, экологическую грамотность, развивать познавательную инициативу.
Задачи:
- Расширять представления детей о мире неживой природы через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, пользоваться речью-доказательством; способность устанавливать причинно-следственные связи на основе опыта, эксперимента и делать выводы.
- Формировать представление о необходимости бережного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую (художественно-эстетическую и коммуникативную)
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: 9 месяцев.
Участники проекта:
- дети среднего возраста, группа №8,
- воспитатель,
- родители.
Актуальность темы проекта:
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая есть не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества, сотворчества. Для того, чтобы преодолеть интеллектуальную пассивность детей, мы пришли к выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, а именно в ориентировочно-исследовательскую (поисковую) деятельность, направленную на познание окружающего мира. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок все видит, слышит и делает сам. На этом и основывается выбор темы данного проекта.
Этапы реализации:
Подготовительный:
- изучение литературы;
- обновление содержания «уголка экспериментирования»;
- составление конспектов, опытов, пособий;
- определение тем консультаций для родителей.
Реализационный:
- проведение игровых занятий по экспериментированию;
- работа с родителями;
- чтение художественной литературы, УНТ;
- игры: настольно-печатные, пальчиковые, речевые, фокусы;
- проведение диагностик.
Заключительный.
Экспериментально-опытное занятие для детей среднего возраста «Невероятные приключения в сказочной стране».
Ожидаемый результат:
Обогащенное представление детей об объектах неживой природы, освоение простых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, повышение интеллектуальной активности, любознательности и интересов детей.
Перспективный план работы по подпроекту
«Лаборатория неживой природы»
(средняя группа)
№ п/п | Исследовательский объект или явление | Название мероприятия, опыта, эксперимента | Цель опыта | Материалы, оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Окружающий мир, мир природы и рукотворный мир. | 1.Рукотворный мир и мир природы. | 1.Группировать предметы по происхождению. | 1.Муляжи овощей, фруктов, кукольная мебель, посуда. |
2.Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем. | 2.Закрепить представление об организмах. | 2.Ширма, различные предметы окружающего мира. | ||
3.Превращение. | 3.Знакомство со словами “превращение”. Формирование действия превращения. | 3.Пластилин, картинки с изображением больших и маленьких животных, растений. | ||
4.Свойства вещества. | 4.Развитие способности к преобразованию Развитие экологического сознания. | 4.Деревянная палочка, мел, пластилин, 2 стакана, вода, лед, вода в пакете, молоток, кубик, картинка ”бассейн”. | ||
2 | Вода. | 1.Узнаем какая вода. | Выявить свойства воды: льётся, прозрачная, имеет вес. | 2 одинаковые ёмкости, закрытые крышками(одна с водой), набор мелких цветных предметов. |
2.Вода – волшебница. | Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в ней растворяются некоторые вещества, при этом она меняет цвет, вкус, запах. | 3 одинаковых ёмкости с водой: - гуашь - растворимый кофе - 10 кубиков сахара рафинад - одинаковые стаканчики по числу детей. | ||
3.”Умная галка”. | Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. | Мерная емкость с водой, камешки, предмет в ёмкости: плоскостное изображение или игрушка «галка». | ||
4.Фонтанчики. Водяная мельница. | Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. | Пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода, водяная мельница. | ||
4 | Воздух. | 1.Воздух вокруг нас, его свойства. | Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на его свойства: прозрачный, невидимый, легкий. | Полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, лист бумаги, капроновый платок. |
2.Загадочные пузырьки. | Обнаружить воздух в других предметах. | Ёмкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина. | ||
3.Игры с воздушными шариками, соломинкой, мыльными пузырями. | Знакомить с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить воздух. | Ёмкость с водой, трубочки для коктейля, 2 по-разному надутых воздушных шарика. | ||
4.Воздух работает. | Дать представление о том, что воздух может двигать предметы (парусники, воздушные шары, мельницы и т.д.) | Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, пластилин, палочка, воздушные шарики. | ||
4 | Превращение воды. | 1.Лёд-вода. | Развивать представление о плавлении льда, о превращение его в воду, о зиме и лете. | Каждому ребенку – лед в целлофановом пакете. 2 картинки с одинаковыми пейзажами, но в разные времена года (лето-зима) |
2.Нагревание - охлаждение. | Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. | Картинка “Пятачок в постели”, холодильник с открытой дверцей, плита с дымящийся кастрюлей; символ тепла - солнце, символ холода – снежинка, сахар, стакан, спиртовка. | ||
3.Испарение. | Формирование представлений, что при нагревании вода превращается в пар. Формирование целостного представления о 3 агрегатных состояниях воды: лед-вода-пар. Представление об источниках тепла. | Кусочки льда, стакан со льдом, плитка или спиртовка, небольшая кастрюля. | ||
4.Лёд - вода - пар. | Сформировать представление об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменение воды. | Символы: «лёд», «вода», вырезание из белого картона облако, кружок с Дедом Морозом на фоне снежинок, красный кружок с жёлтым солнцем. | ||
5 | Вес. | 1.Лёгкий – тяжёлый. | Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов. | Пёрышки и камень. Непрозрачные пластиковые бутылки с песком и листьями, водой и травой. |
2.Плавает – тонет. | Показать, что все легкие предметы обладают плавучестью. | Кусочек пенопласта, проволока, деревянный брусок, металлический брусок. | ||
6 | Температура (теплота). | 1.Горячо – холодно. | Научить на ощупь определять температуру воды, предметов. Напомнить правила безопасности (можно обжечься) | Пластиковые бутылки с водой, находящиеся на солнце, в тени; предметы, лежащие в тени и под лучами солнца. |
2.Чудесный мешочек. | Продолжать определять температуру жидкостей и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее) | Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы (кубики, пластинки, шарики) | ||
7 | Песок и глина. | 1.Песочные струйки. | Знакомить со свойствами сухого песка – сыпучестью. | Пластиковые бутылки, сухой песок, воронки, лупы. |
2.Песочная страна. | Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать. | Песок, вода, лопаточки, совочки, ведерки, формочки. | ||
3.Узнаем, какая глина. | Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьется. | Куски глины, емкости (ведерки), вода. | ||
4.Глиняные шарики. | Учить определять качества глины: мягкость, пластичность. | Глиняные предметы, сделанные воспитателем; глина, миска с водой, тряпочки, подставки для работы. | ||
8 | Свет. | 1.Свет повсюду. | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные. | Плакат «Время суток», картинки с изображением источников света, предметы, которые не дают света, фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью. |
2.Свет и тень. | Познакомить с образованием тени от предметов, создать с помощью теней образы. | Оборудование для теневого театра, фонарь. | ||
9 | Магнетизм. | Волшебная рукавичка. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым магнитом, магнитный конструктор. |
10 | Экспериментально – опытное занятие в средней группе. | Невероятные приключения детей в сказочной стране. | Закрепить знания о свойствах воды, воздуха, магнита, о явлениях природы, развивать мышление, умение анализировать, делать выводы, доброжелательности друг к другу, к окружающему миру. | Конверты с письмами, рюкзак, магнит, оборудование для опытов, плоскостной замок и ключи, сундук, книги со сказками. |
Литература.
1.Веракса Н.Е., Галимов О.Р.
Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Москва, 2012.
2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.
Неизведанное рядом. Москва, 2001.
3.Зубкова Н.М.
Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Санкт-Петербург, 2012
4.Ковинько Л.В.
Секреты природы – это так интересно. Москва, 2004.
5.Масленникова О.М., Филиппенко А.А.
Экологические проекты в детском саду. Волгоград, 2011
6.Тугушева П.П., Чистякова А.Е.
Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...
«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...
»ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ ПО ПРОГРАММЕ«НАШ ДОМ ПРИРОДА»
ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ...
"Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы"
1. Актуальность данной работы2. Разработка системы мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы....
Беседа на тему «Что такое природа? Живая и неживая природа » с детьми старшего дошкольного возраста.
Беседа по экологии «Что такое природа? Живая и неживая природа»....
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...