Конспект НОД по коммуникации для подготовительной группы "Знакомство с русским народным обычаем"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Котельва Татьяна Борисовна

«Знакомство с русским народным обычаем-гостеприимством».

 

Цель:

1.Прививать детям любовь к русской культуре, быту, фольклору, старинным обычаям.

2. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему русскому: к традициям, вещам, обычаям.

3. Обогащать словарь детей пословицами и поговорками, русскими песенками и потешками.

Словарь: гостеприимство, самовар, каравай, квашня, ухват, чугун, закваска, прялка и др.

 

Материал к занятию: диск с записями звучания русских народных инструментов (занятие проходит на фоне русских народных мелодий), иллюстрации, книги с русскими пословицами, поговорками, потешками, книга Д,Хармса «Иван Иваныч Самовар», предметы русского быта.

 

Предварительная работа: экскурсии в русскую избу, знакомство с предметами быта, разучивание пословиц и поговорок, потешек и песенок, знакомство с русскими народными инструментами, рассматривание иллюстраций, проведение дидактических игр: «Чудесный мешочек», «для чего нужен этот предмет», «Добавь недостающее слово».

 

                                     Ход занятия

1 часть. Дети заходят в русскую комнату под народную мелодию «Барыня».

Проводится дидактическая игра-опрос « Для чего этот предмет нужен», где дети говорят о назначении той или иной вещи в русской избе. На столе стоят самовары, лежит каравай и солонка с солью. Начинаем разговор о хлебе, его значении, ценности. Предлагаю детям отгадать загадки о хлебе и соли: «Комковато и наздревато, и пресно и вкусно, и солоно и всем людям мило.

«Меня бьют и колотят и режут, а я терплю - людям добром плачу»

«Меня одну не едят, а без меня редко едят»

«Покуда есть хлеб да вода-все не беда».

 Задаю вопросы детям о хлебе: - Какой продукт был самый главный и почитаемый на Руси?

- Без чего не обходился ни один прием дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы?

- Чем поздравляли маму, когда рождались сын или дочь?

- Что брали с собой в дальнюю дорогу?

 Рассказ воспитателя: к хлебу в старину относились свято. В каждом доме, в каждой избе на самом видном месте под иконами стоял стол, а на нем лежал каравай хлеба с солонкою. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Хлеб- это святое. Поэтому хлеб никогда на выбрасывался,  и даже крошки собирались в ладошку - и в рот! А если кто-то нечаянно обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно поцелует.

 Далее проводится с детьми беседа о русском хлебосольстве и гостеприимстве, о трудолюбии. Дети приводят примеры пословиц и поговорок о труде, трудолюбии, рассматриваем иллюстрации.

   Проводится физкультминутка: « мальчик-с-пальчик где ты был…»

 

2 часть. Проводится разговор о самоваре, чаепитии. Вспоминаем загадки о самоваре, колодце, ведрах с коромыслом, углях. Рассматриваем самовар, воспитатель показывает, куда наливали воду, клали угли, как разжигали самовар.

Воспитатель рассказывает о том, как любили в старину чаевничать. С маленькими кусочками сахара выпивали по 10 стаканов чая. С мужика пот уж льется градом, а он « Уф!», оботрется да снова за чай. Сидели за чаем и вели неспешные беседы о жизни, рассказывали разные истории. Если появлялся в доме гость, даже поздним вечером, тут же ставили самовар и садились за чай с гостем, хотя сами только вышли из-за самовара. Таков был обычай!

 Воспитатель предлагает вспомнить произведение Д. Хармса « Иван Иваныч Самовар», проводится беседа: « Почему самовар не напоил Сережу чаем?»

Самовар Иван Иваныч!

На столе Иван Иваныч!

Золотой Иван Иваныч!

Кипяточку не дает,

Опоздавшим не дает,

Лежебокам не дает!

В конце занятия слушаем русские народные мелодии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_russkim_narodnym_obychaem.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с русским народным обычаем-гостеприимством».

Цель:

1.Прививать детям любовь к русской культуре, быту, фольклору, старинным обычаям.

2. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему русскому: к традициям, вещам, обычаям.

3. Обогащать словарь детей пословицами и поговорками, русскими песенками и потешками.

Словарь: гостеприимство, самовар, каравай, квашня, ухват, чугун, закваска, прялка и др.

Материал к занятию: диск с записями звучания русских народных инструментов (занятие проходит на фоне русских народных мелодий), иллюстрации, книги с русскими пословицами, поговорками, потешками, книга Д,Хармса «Иван Иваныч Самовар», предметы русского быта.

Предварительная работа: экскурсии в русскую избу, знакомство с предметами быта, разучивание пословиц и поговорок, потешек и песенок, знакомство с русскими народными инструментами, рассматривание иллюстраций, проведение дидактических игр: «Чудесный мешочек», «для чего нужен этот предмет», «Добавь недостающее слово».

                                     Ход занятия

1 часть. Дети заходят в русскую комнату под народную мелодию «Барыня».

Проводится дидактическая игра-опрос « Для чего этот предмет нужен», где дети говорят о назначении той или иной вещи в русской избе. На столе стоят самовары, лежит каравай и солонка с солью. Начинаем разговор о хлебе, его значении, ценности. Предлагаю детям отгадать загадки о хлебе и соли: «Комковато и наздревато, и пресно и вкусно, и солоно и всем людям мило.

«Меня бьют и колотят и режут, а я терплю - людям добром плачу»

«Меня одну не едят, а без меня редко едят»

«Покуда есть хлеб да вода-все не беда».

 Задаю вопросы детям о хлебе: - Какой продукт был самый главный и почитаемый на Руси?

- Без чего не обходился ни один прием дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы?

- Чем поздравляли маму, когда рождались сын или дочь?

- Что брали с собой в дальнюю дорогу?

 Рассказ воспитателя: к хлебу в старину относились свято. В каждом доме, в каждой избе на самом видном месте под иконами стоял стол, а на нем лежал каравай хлеба с солонкою. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Хлеб- это святое. Поэтому хлеб никогда на выбрасывался,  и даже крошки собирались в ладошку - и в рот! А если кто-то нечаянно обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно поцелует.

 Далее проводится с детьми беседа о русском хлебосольстве и гостеприимстве, о трудолюбии. Дети приводят примеры пословиц и поговорок о труде, трудолюбии, рассматриваем иллюстрации.

   Проводится физкультминутка: « мальчик-с-пальчик где ты был…»

2 часть. Проводится разговор о самоваре, чаепитии. Вспоминаем загадки о самоваре, колодце, ведрах с коромыслом, углях. Рассматриваем самовар, воспитатель показывает, куда наливали воду, клали угли, как разжигали самовар.

Воспитатель рассказывает о том, как любили в старину чаевничать. С маленькими кусочками сахара выпивали по 10 стаканов чая. С мужика пот уж льется градом, а он « Уф!», оботрется да снова за чай. Сидели за чаем и вели неспешные беседы о жизни, рассказывали разные истории. Если появлялся в доме гость, даже поздним вечером, тут же ставили самовар и садились за чай с гостем, хотя сами только вышли из-за самовара. Таков был обычай!

 Воспитатель предлагает вспомнить произведение Д. Хармса « Иван Иваныч Самовар», проводится беседа: « Почему самовар не напоил Сережу чаем?»

Самовар Иван Иваныч!

На столе Иван Иваныч!

Золотой Иван Иваныч!

Кипяточку не дает,

Опоздавшим не дает,

Лежебокам не дает!

В конце занятия слушаем русские народные мелодии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ( НОД) по коммуникации в средней группе :Чтение русской народной сказки "Лисичка- сестричка и серый волк"

В этом  конспекте НОД по коммуникации можно найти обучение детей развёрнутым высказываниям, показан подробный анализ сюжетной линии произведения и выделение главной мысли сказки....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка".

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. ...

Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала.  задачи: 1....

Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...

Конспект занятия для детей первой младшей группы по русской народной сказке : " Жили у бабуси". " Приключение двух гусей" по русской народной сказке : ""Жили у бабуси ""

Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.Задачи: Образовательные; - познакомить детей с новым фольклорным произведением песенкой "" Жили у бабуси"";-закрепить пр...