"Кладовая земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kladovaya_zemli.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
"Кладовая Земли"
подготовительная группа
Программное содержание:
- Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых.
- Пополнить знания детей о том, какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе.
- Формировать навыки сотрудничества и исследовательские навыки.
- Знакомство детей с новым ископаемым: пемза.
- Познакомить с природным явлением - вулкан.
- Продолжать совершенствовать умения детей включаться в коллективную работу, самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей, задавать вопросы, придерживаться правила очередности высказывания своего мнения.
- Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
- Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.
- Развивать аккуратность и взаимопомощь.
Предварительная работа:
- Чтение сказа П.Бажова «Медной горы хозяйка»,
- Рассматривание иллюстраций, чтение «Сказки о полезных ископаемых» по Ф.Кривину;
- Дидактические игры: «Определи, какой знак», «Определи на ощупь», игры со схемами и др.;
Беседы:
- «Какие бывают камни?»,
- «Как образуются камни?».
Словарная работа:
- Полезные ископаемые
- вулкан,
- пемза.
Оборудование:
- Лупы
- Пемза
- Галька
- стаканы с водой
- модель вулкана
- кувшин.
Методы и приёмы:
- Организационный момент.
- Д/игра «Живое не живое».
- Д/игра «Твёрдое, жидкое, газообразное».
- Экспериментирование.
- Физминутка.
- Сюрпризный момент.
- Итог.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, поздоровайтесь с гостями. Теперь вспомним наш девиз:
С голубого ручейка начинается река
А занятие начинается с улыбки.
Улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям.
- Ребята, скажите мне, что нас окружает? (Природа).
— Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая).
— Какие признаки живой природы вы знаете? (Дышит, размножается, растет, двигается, питается).
— Правильно, я проверю ваши знания на примере игры.
«Живое не живое».
Воспитатель. Я буду называть разные объекты природы, а вы поднимаете руки - если живое, а если неживое - руки остаются в исходном положении.
Проводится игра.
Воспитатель: Молодцы ребята. Проходите, присаживайтесь на стульчики.
- Давайте вспомним, о каких полезных ископаемых мы уже говорили?
(Песок, каменный уголь, соль, мел, нефть).
- Для чего используется песок? Уголь? Соль? Нефть?
- Какие полезные ископаемые добываются в нашем регионе? (Нефть, торф, газ, песок).
-Это только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше. Какие виды полезных ископаемых существуют? (Твердые, жидкие, газообразные).
Назовите мне твёрдые ископаемые. (Уголь, торф, соль и т.д.).
Назовите жидкие. (Нефть).
Назовите газообразные. (Газ).
- А теперь давайте поиграем ещё в одну игру «Твердое, жидкое, газообразное»
«Твердое, жидкое, газообразное»
«Твердое» - дети становятся в круг, взявшись за руки. «Жидкое» - двигаются друг за другом – ручейки. «Газообразное» – разбегаются.
Молодцы ребята, сейчас я предлагаю вам вновь превратиться в учёных и пройти в нашу научную лабораторию.
Экспериментирование.
(На столе стоят миски с водой, речная галька и кусочки пемзы на каждого ребенка, лупы).
Воспитатель: Ребята, что вы видите перед собой? (Если дети затруднятся ответить, что это пемза, то назвать его). Предлагаю вам немного пофантазировать. Как вы думаете, чем пахнут камни? Можете взять в руки и понюхать. (Дети нюхают и делятся своими ощущениями.)
Воспитатель: А мне кажется, что галька пахнет морем, а пемза— землей. Почему? (Галька привезена с моря, а пемзу добыли из-под земли).
Ребята, сегодня мы вместе с вами будем исследовать пемзу. Пемза - камень вулканического происхождения. Рассмотрите внимательно пемзу и сравните ее с обычным камнем. Возьмите в руку гальку, что вы видите? Какая она на ощупь? (Гладкая, ровная, твердая.)
А теперь пемзу. Какая она? (Шершавая, неровная, колючая, пористая.) Постучите пемзой друг об друга, какой вы слышите звук? (Глухой, тихий.)
А теперь постучите галькой. (Звук звонкий, громкий.)
Давайте потрем камни друг об дружку, то же самое проделайте с пемзой. Что происходит? (пемза крошится, а галька нет).
Давайте рассмотрим их под лупой. (Дети рассматривают их под лупой).
Воспитатель: Отличаются они? Чем?
Дети: В пемзе очень много дырочек.
Воспитатель: А как вы считаете, эти дырочки пустые или в них что-то есть?
Дети: В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.
Воспитатель: Очень хорошо, но следует проверить ваши предположения: опустите кусочки пемзы в миску с водой.
Есть ли пузырьки?
Плавает или тонет пемза?
Почему?
А обычный камешек?
Дети делают открытия: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды. В камне дырочек нет, он тяжелее пемзы, поэтому он затонул.
Воспитатель: Характерная черта пемзы - пористость. Кусочки пемзы напоминают застывший поролон или синтетическую губку. Воздуха в ее застывших пузырьках бывает так много, что куски пемзы не тонут в воде. Она появляется на свет в результате вулканической деятельности. Натуральная пемза, как природный материал используется при строительстве, ею шлифуют дерево, даже металлы. Его используют и как лечебное средство, из пемзы готовят лечебный порошок, который обладает отхаркивающим действием.
Традиционный метод - использование кусочков пемзы в качестве терок для очищения кожи пяток и стоп. Я думаю у каждого из вас, в ванной комнате, есть пемза. Им же можно делать массаж. Вот сколько нового мы узнали о пемзе.
Теперь немного отдохнём.
Физкультминутка
По дорожке шли, шли (шагаем)
Много камешков нашли.
Присели (сели), собрали (встали)
Дальше пошли.
Дети прошли и сели на место.
(В это время, раздаются какие – то шорохи)
Воспитатель: Что такое? Ребята, вы слышали? (В это время опять слышен шум и он слышится из кувшина, стоявшего на столе. Воспитатель обращает внимание на необычный кувшин).
- Откуда же взялся такой необычный кувшин? И какой-то пыльный. Вытирает пыль с кувшина. Звучит таинственная музыка, слышен голос:
Джинн: Приветствую вас, о прекрасные и мудрые дети!
Воспитатель: Да кто же это?
Джинн: Я - апчхи! - из этого сосуда. Перед вами всемогущий и прославленный джинн Гасан Абдурахман ибн Хоттаб, для вас просто Хоттабыч.
Воспитатель Хоттабыч?
Джинн: Хоттабыч. Я, несчастный джинн, прогневал самого Сулеймана ибн Дауда, который повелел заключить меня в этот глиняный сосуд. Он был запечатан, а вы выпустили меня. Да продлятся ваши дни! О, я несказанно счастлив, познакомиться с вами! Пока сидел в кувшине узнал много интересного. За то, что вы освободили меня, я вам покажу сюрприз. Вы говорили про пемзу, что это камни вулканического происхождения. А сам вулкан вы видели?
Дети: Нет, только на картинках.
Джинн: Очень хорошо, мои маленькие друзья, значит мой сюрприз будет кстати. Что перед вами находится?
Дети: Гора.
Джинн: Это не просто гора. Это вулкан. Сейчас он спит, хотите его разбудить?
Воспитатель: Конечно, а это не опасно?
Джинн: Если вы будете соблюдать необходимые правила, делать только то, что в описании, то нет.
Воспитатель: Ну что ребята, попробуем разбудить вулкан? Знакомится с описанием опыта. Показывает детям карточку, которая обозначает, что опыт проделывает только взрослый.
Сюрпризный момент.
Воспитатель проводит опыт (заранее наполнить бутылку внутри вулкана водой почти доверху; насыпать в бутылку пищевой краситель (красный); налить несколько капель любого жидкого моющего средства; добавить 2 столовые ложки соды). Медленно влить в бутылку уксус. Начнется "извержение".
Джинн: Понравился мой сюрприз?
Дети: Да.
Джинн: Ну а мне пора, спасибо вам ещё раз ребята. (Слышится звук ветра и тишина).
Воспитатель: Ну, вот и всё ребята, джинн улетел, а вам пора возвращаться в группу. Вы сегодня хорошо потрудились. Кому мы помогли? (Джинну)
Что было самое интересное, запоминающееся?
С каким новым ископаемым вы сегодня познакомились? (Пемзой).
И я уверена ребята, что когда вы станете взрослыми, кто-то из вас обязательно откроет новое месторождение нашего края. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-проект "Кладовая земли"
Мини-проект "Кладовая земли"Тип проекта: информационно - практико – ориентированный. Вид проекта: фронтальный (с группой детей и их семьями) Цель: Создание условий для формирования пре...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Кладовая Земли»
Программное содержание:1. Формировать представление у детей о подземных богатствах. 2. Познакомить детей с поле...
Конспект занятия с использованием ИКТ "Путешествие в кладовые земли"
Раздел "Познание". Конспект занятия по ознакомлению старших дошкольников с окружающей действительностью. Знак5омство дошкольников с минералами, полезными ископаемыми и их использованием че...
Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кладовая Земли. Камни".
Предлагаю методическую разработку, содержащую опыты по исследованию свойств и состава камней. Знакомство с камнями способствует расширению кругозора детей....
Проект по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему: "Кладовая земли"
Проект по исследовательской деятельности с детьми...
Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Кладовая земли. Извержение вулкана»
Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого – вулканолога....
Конспект занятия по экологии "Кладовая Земли"
Закрепить знания детей о том, что Земля имеет три основных значения: Земля – это планета; Земля – это суша; Земля – это почва. Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутре...