Волшебница вода
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

формирование предпосылок к  поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_k_prezentatsii_volshebnitsa_voda.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

В своей работе мы используем различные формы организации воспитательно-образовательного процесса, в том числе метод проектов.

Проект, который мы хотим вам представить исследовательский.

Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу.

Это свидетельствует о том, что  у них резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.  

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

Знания, полученные детьми в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Исследование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.

Необходимость проектной деятельности заключается в следующем:

  • активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей;
  • развивает творческие способности детей;
  • помогает освоить детям окружающую действительность всесторонне изучать ее;
  • способствует умению наблюдать, слушать;
  • способствует развитию навыков обобщать, анализировать;
  • помогает увидеть проблему с разных сторон, комплексно.

ЦЕЛЬ:

формирование научно – познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к воде, как к одному из источников жизни на Земле.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, которые мы поставили перед собой:

  • воспитание экологической культуры и формирование ценностных ориентиров детей по отношению к природным объектам;
  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, затем и самостоятельно.

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:

  • сформированные знания о разнообразии состояний воды в окружающей среде, природных явлениях, круговороте воды в природе;
  • развитые способности к объяснению экологических зависимостей, к установлению причинно-следственных связей между состоянием окружающей среды и жизнедеятельностью человека;
  • формирование азов научно-исследовательской деятельности, которая заключается в проведении опытов, демонстрирующих свойства воды.

Реализуя наш проект, мы использовали следующие формы работы:

  • Для обобщения и систематизации знаний проводятся дидактические игры, игры – путешествия, викторины.
  • Экскурсии к озеру «Глубокое» в разное время года.
  • Организация наблюдений: за дождем, облаками, инеем, снегом, сосульками, льдом, морозными узорами.
  • Чтение художественной и специализированной литературы (экологические сказки, энциклопедические статьи для детей, проблемные ситуации и т.д.)

Исследовательская деятельность.

Наблюдая, анализируя, сравнивая, дети учатся выделять и объяснять причины изменений в неживой природе, видеть окружающий мир в его единстве и разнообразии.

Была проведена серия опытов для изучения свойств воды.

  • «В каких трех состояниях может находиться одно и тоже вещество».
  • «Из чего состоит каждое вещество?»
  • «Вода прозрачна, без вкуса, без запаха, вода – жидкость»
  • «Вода бесцветна, не имеет формы, загрязненную воду можно очистить»
  • Растворяется – не растворяется; «цветная» вода, «куда делся сахар?»
  • «Возвращение в жидкое состояние»
  • «Почему тепло сушит мокрые предметы?»
  • «Вода испаряется, а другие жидкости?»
  • «Твердая вода», «Когда тает лёд»
  • «Ледовая пленница», «Как охладить напиток?»
  • «Всё зависит от формы тела»
  • «Предел плавучести»
  • «Неутомимая путешественница»

Результаты опытов были зарисованы совместно с детьми.

  • Зарисовка результатов опытов.
  • Оформление альбома «Интересное рядом».
  • Составление алгоритмов опытов.

В процессе работы с детьми уделялось большое внимание активизации словаря:

  • Предметный: 

   глобус, макет, карта, раствор, тело, роса, дождь, снег, лед, айсберг, жидкость, воронка, лунка.

  •  Признаков:  

- вода - жидкая, пресная, соленая, родниковая, газированная, лечебная, морская, речная, хрустальная, чистая, прозрачная, бесцветная,  безвкусная.

- лёд - холодный, твердый, скользкий, гладкий, тонкий – прозрачный, толстый, хрупкий, непрочный – тонкий;

- река - горная, равнинная, широкая, быстрая, извилистая;

- снег - холодный, пушистый, талый, рыхлый, скрипучий, сверкающий, липкий, белый, тающий.

  • Действий 

течет, льется, разливается, падает, испаряется, капает, превращается, растворяет, кипит, впитывается, поднимается, замерзает, замораживается, булькает, шумит.


Работа по проекту в полном объеме не могла осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.

Большинство родителей с удовольствием оказывали нам помощь и вместе с детьми увлеклись данной проблемой. В результате работа проходила эффективнее плодотворнее, качественнее.

  • Провели консультации для родителей «Как поддержать интерес детей к познавательному экспериментированию»; «домашнее экспериментирование», «волшебница вода».
  • Акция поиска воды дома и в природе. («Где живут капельки воды», «Помощница вода», «Как рождается родник, ручей, река».)
  • Чтение детских энциклопедий по теме.
  • Подготовка сообщений ребенком. «Чем болеют водоемы», «Голубая планета», «Берегите воду».
  • Выдвижение гипотез, построение предположений                                              (Почему воду нужно беречь? Как сохранить воду чистой? Не расходуйте воду напрасно!)
  • Серия опытов, которые можно провести в домашних условиях.

Для закрепления результатов и систематизации знаний детей, полученных при проведении опытов, наблюдений, экскурсий, игр были изготовлены таблицы:

  • «Где в каком виде существует вода в окружающей среде»
  • «Все живое состоит из воды»
  • «Природоохранные знаки»
  • «Секреты воды»
  • «Что знаем – Что хотим узнать»
  • Составление рассказов по картинкам о свойствах воды.

Таким образом, проект «Волшебница - вода» явился ярким примером взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, социума.

У детей:

  • сформированы предпосылки к        поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;
  • развито умение определять возможные методы решения проблемы;
  • детям привиты умения, позволяющие участвовать в посильной практической деятельности по охране природных объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...