Волшебница вода
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
формирование предпосылок к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_prezentatsii_volshebnitsa_voda.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
В своей работе мы используем различные формы организации воспитательно-образовательного процесса, в том числе метод проектов.
Проект, который мы хотим вам представить исследовательский.
Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу.
Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Знания, полученные детьми в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Исследование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.
Необходимость проектной деятельности заключается в следующем:
- активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей;
- развивает творческие способности детей;
- помогает освоить детям окружающую действительность всесторонне изучать ее;
- способствует умению наблюдать, слушать;
- способствует развитию навыков обобщать, анализировать;
- помогает увидеть проблему с разных сторон, комплексно.
ЦЕЛЬ:
формирование научно – познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к воде, как к одному из источников жизни на Земле.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, которые мы поставили перед собой:
- воспитание экологической культуры и формирование ценностных ориентиров детей по отношению к природным объектам;
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, затем и самостоятельно.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
- сформированные знания о разнообразии состояний воды в окружающей среде, природных явлениях, круговороте воды в природе;
- развитые способности к объяснению экологических зависимостей, к установлению причинно-следственных связей между состоянием окружающей среды и жизнедеятельностью человека;
- формирование азов научно-исследовательской деятельности, которая заключается в проведении опытов, демонстрирующих свойства воды.
Реализуя наш проект, мы использовали следующие формы работы:
- Для обобщения и систематизации знаний проводятся дидактические игры, игры – путешествия, викторины.
- Экскурсии к озеру «Глубокое» в разное время года.
- Организация наблюдений: за дождем, облаками, инеем, снегом, сосульками, льдом, морозными узорами.
- Чтение художественной и специализированной литературы (экологические сказки, энциклопедические статьи для детей, проблемные ситуации и т.д.)
Исследовательская деятельность.
Наблюдая, анализируя, сравнивая, дети учатся выделять и объяснять причины изменений в неживой природе, видеть окружающий мир в его единстве и разнообразии.
Была проведена серия опытов для изучения свойств воды.
- «В каких трех состояниях может находиться одно и тоже вещество».
- «Из чего состоит каждое вещество?»
- «Вода прозрачна, без вкуса, без запаха, вода – жидкость»
- «Вода бесцветна, не имеет формы, загрязненную воду можно очистить»
- Растворяется – не растворяется; «цветная» вода, «куда делся сахар?»
- «Возвращение в жидкое состояние»
- «Почему тепло сушит мокрые предметы?»
- «Вода испаряется, а другие жидкости?»
- «Твердая вода», «Когда тает лёд»
- «Ледовая пленница», «Как охладить напиток?»
- «Всё зависит от формы тела»
- «Предел плавучести»
- «Неутомимая путешественница»
Результаты опытов были зарисованы совместно с детьми.
- Зарисовка результатов опытов.
- Оформление альбома «Интересное рядом».
- Составление алгоритмов опытов.
В процессе работы с детьми уделялось большое внимание активизации словаря:
- Предметный:
глобус, макет, карта, раствор, тело, роса, дождь, снег, лед, айсберг, жидкость, воронка, лунка.
- Признаков:
- вода - жидкая, пресная, соленая, родниковая, газированная, лечебная, морская, речная, хрустальная, чистая, прозрачная, бесцветная, безвкусная.
- лёд - холодный, твердый, скользкий, гладкий, тонкий – прозрачный, толстый, хрупкий, непрочный – тонкий;
- река - горная, равнинная, широкая, быстрая, извилистая;
- снег - холодный, пушистый, талый, рыхлый, скрипучий, сверкающий, липкий, белый, тающий.
- Действий
течет, льется, разливается, падает, испаряется, капает, превращается, растворяет, кипит, впитывается, поднимается, замерзает, замораживается, булькает, шумит.
Работа по проекту в полном объеме не могла осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.
Большинство родителей с удовольствием оказывали нам помощь и вместе с детьми увлеклись данной проблемой. В результате работа проходила эффективнее плодотворнее, качественнее.
- Провели консультации для родителей «Как поддержать интерес детей к познавательному экспериментированию»; «домашнее экспериментирование», «волшебница вода».
- Акция поиска воды дома и в природе. («Где живут капельки воды», «Помощница вода», «Как рождается родник, ручей, река».)
- Чтение детских энциклопедий по теме.
- Подготовка сообщений ребенком. «Чем болеют водоемы», «Голубая планета», «Берегите воду».
- Выдвижение гипотез, построение предположений (Почему воду нужно беречь? Как сохранить воду чистой? Не расходуйте воду напрасно!)
- Серия опытов, которые можно провести в домашних условиях.
Для закрепления результатов и систематизации знаний детей, полученных при проведении опытов, наблюдений, экскурсий, игр были изготовлены таблицы:
- «Где в каком виде существует вода в окружающей среде»
- «Все живое состоит из воды»
- «Природоохранные знаки»
- «Секреты воды»
- «Что знаем – Что хотим узнать»
- Составление рассказов по картинкам о свойствах воды.
Таким образом, проект «Волшебница - вода» явился ярким примером взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, социума.
У детей:
- сформированы предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;
- развито умение определять возможные методы решения проблемы;
- детям привиты умения, позволяющие участвовать в посильной практической деятельности по охране природных объектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол
Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...
Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».
Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...
Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"
Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....
«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.
Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...