Река зимой
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Экскурсия к зимней реке, с целью познакомить детей с изменениями в природе в зимнее время года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reka_zimoi.docx | 96.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Река зимой
Программное содержание.
* Продолжать развивать видение красоты природы и воспитывать гуманное отношение к ней.
* Учить сравнивать экосистему реки зимой и летом.
* Закрепить знания о том, что река и прибрежный участок – единая экосистема.
* Отметить разные агрегатные состояния воды (лед, снег, иней, наст) на реке зимой.
* Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа: чтение литературы про реки родного края, проведение опытно-экспериментальной деятельности с водой, изучение карты Саратовской области, определение истока и устья реки Волги.
Ход экскурсии
Дети, отгадайте загадку: По земле бежит она,
Величава и вольна,
На спине своей несет
Лодку, баржу, пароход…
Лишь зимою налегке
Подо льдом бежать… (реке)
Воспитатель. В солнечный день река особенно красива: ровная белая гладь простирается до противоположного берега, искрясь под лучами зимнего солнца.
Приближаясь к реке сделать одну или две остановки и полюбоваться окрестным пейзажем. На берегу осмотреться: найти красивые места, завораживающие своей необычностью явления, предложить детям запомнить их, поделиться впечатлениями.
Воспитатель. На берегу реки нужно быть очень осторожными: выход на лед опасен! Лед может треснуть, здесь могут быть полыньи, лунки. Лед на реке не везде одинаково промерз, это зависит от глубины и течения реки.
Обратить внимание на состояние деревьев и кустарников, острова среди реки, предложить рассказать, кто может обитать на них.
Воспитатель. Какими кусты и деревья были летом?
Дети. Зелеными, они росли.
Воспитатель. Как выглядят они сегодня?
Дети. Голые они в состоянии покоя. Из травянистых растений на берегу реки виден тростник.
Воспитатель. Каким был тростник летом?
Дети. Зеленым, густым.
Воспитатель. Как он выглядит сейчас?
Дети. Желтый, сухой, сломан ветром.
Воспитатель. Каких птиц можно было увидеть летом среди тростника?
Дети. Уток, чаек.
Воспитатель. Почему утки и чайки не остались у нас здесь зимовать?
Дети. Река покрыта льдом, а утки и чайки - водоплавающие птицы, им нечем питаться.
Понаблюдать с берега, как рыбаки на льду через лунки ловят рыбу.
Воспитатель. Какие рыбы живут в Волге?
Дети. Окунь, плотва, судак, щука.
Воспитатель. А как живется рыбам подо льдом?
Дети. Рыбы мало двигаются и не поднимаются со дна.
Воспитатель. Моллюски, насекомые, водоросли – как они переносят зиму?
Дети. Они находятся в состоянии покоя. Ждут тепла.
Обратить внимание детей на лед: в основном он гладкий и ровный, но кое-где возвышаются ледяные глыбы – торосы.
Воспитатель. Почему появился лед на реке?
Дети. Температура низкая – мороз.
Воспитатель. Если нагреть лед, что получится?
Дети. Вода.
Воспитатель. А как из снега получить воду?
Дети. Нагреть на огне или в ладонях.
Воспитатель. Какой снег бывает?
Дети. Рыхлый, пушистый.
Воспитатель. А лед?
Дети. Твердый, прозрачный, хрупкий – его сложно колоть.
Воспитатель. Почему появляется иней на деревьях?
Дети. После оттепели понижается температура, а ветки влажные.
Воспитатель. Как выглядит иней?
Дети. Тонкие кристаллики замерзшей воды.
Воспитатель. На снегу появляется наст – твердая ледяная корка снега. Что необходимо, чтобы лед и снег превратились в воду?
Дети. Тепло, чтобы пришла весна.
Воспитатель. Куда растаявшая вода попадет?
Дети. В реку, в ручьи, маленькие речки.
Воспитатель. Кому нужна вода?
Дети. Растениям, животным, человеку.
В наши дома приходит вода из Волги. Как вы думаете, нужно ли оберегать реку от загрязнений?
Дети. Нельзя бросать мусор, банки, бутылки…
Воспитатель. Правильно на берегу растут растения, живут животные, образ жизни которых связан с водой, все они зависят друг от друга и не могут существовать без реки.
По возвращении в группу предложить нарисовать рисунки, отражающие впечатления об экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему: Путешествие по реке. Главный водный путь России - река Волга"
Дать детям представление о красавице реке Волге, как природном доме и его обитателях; познакомить с проблемами загрязнения воды в реках; прививать элементарные навыки экологической к...
Конспект ООД в подготовительной группе "Экскурсия зимой на реку»
Конспект ООД в подготовительной группеОбразовательная область- познавательное развитие.«Экскурсия зимой на реку»...
Тема «Зима. Зимняя река» (занятее по развитию речи в старшей логопедической группе)
Цели: Учить строить предложения с логическим завершением и объяснять ход своих мыслей.Закреплять знания детей о правилах поведения в зимнее время на реке.Расширять знания детей об окружающей нас...
«План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».
«Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образова...
река река
карта образовательной детельности воспитателя и детей...
Дидактическая игра "Реки Санкт-Петербурга (Угадай реку)"
Игра направлена на закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о реках Санкт-Петербурга....
Главная опасность на реке зимой - это непрочный тонкий лед.
Ежегодно в осенне-зимний период на водных объектах гибнут люди, в том числе дети. Несоблюдение правил безопасности на водных объектах в данный период часто приводит к трагедии. Чтобы избежать нес...