Проект «Растения. Почему и как они растут?»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В настоящее время дети свободно входят в интернет для получения информации, еще до поступления в школу многие из них умеют читать и писать, но все чаще и чаще от них ускользают простые и доступные вещи и понятия, которые были хорошо известны их бабушкам и дедушкам. Далеко не каждый современный ребенок знает, как правильно посадить семена растений, и какие условия нужны, для того, чтобы из маленького семечка что-нибудь выросло. Нас, взрослых, волнует состояние окружающей среды. Мы общаемся с будущим поколением ежедневно, для нас, воспитателей – это наши воспитанники. Каким образом можем мы передать будущим поколениям наши знания и тревогу об этом? Можно просто рассказать об изменениях, происходящих в природе, можно показать фильмы, но для каждого ребенка всегда интереснее попробовать, испытать все самому. Наша задача сделать это так, чтобы каждый ребенок вынес для себя что-то интересное и полезное в дальнейшую жизнь, получил новый практический опыт.
С сентября 2012 года в нашей группе начал действовать кружок «Юный эколог». Сначала мы рассказали детям об исчезающих видах животных и растений, занесенных в «Красную книгу», спросили у детей, хотят ли они что-либо изменить, попробовать сохранить? Конечно, они хотели! Работа кружка «Юный эколог» ведется в трех направлениях: животные, растения, деятельность человека в природе.
В блоке «растения» мы рассматриваем вопросы:
- редкие, исчезающие растения;
- «Почему и как они растут?»
В нашей группе появилась научная лаборатория по наблюдению за ростом и развитием растений. Она ищет ответы на второй вопрос. Нам уже удалось узнать:
Что влияет на рост растений?
- свет? Продолжительность дня? (проверили во время выращивания арбузов, в планах – пронаблюдать рост растения в ограниченном освещении)
- вода? (прорастет ли сухое семя или его надо замочить, как часто его надо поливать?)
- качество воды? (чистая или загрязненная)
- регулярность ухода?
- качество почвы (плодородная или нет)
- время года (количество солнечных дней в месяце, тепло…)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_proekta_gbou_detsad_2221.doc | 71 КБ |
chitaem_detyam_o_rasteniyakh.doc | 66.5 КБ |
didakticheskie_igry.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад № 2221
Проект
Проект «Растения. Почему и как они растут?»
Номинация «Сто тысяч почему живут на белом свете»
Авторы:
Шамшурина Оксана Викторовна,
Земяхина Евгения Эдуардовна
2013
Пояснительная записка.
В настоящее время дети свободно входят в интернет для получения информации, еще до поступления в школу многие из них умеют читать и писать, но все чаще и чаще от них ускользают простые и доступные вещи и понятия, которые были хорошо известны их бабушкам и дедушкам. Далеко не каждый современный ребенок знает, как правильно посадить семена растений, и какие условия нужны, для того, чтобы из маленького семечка что-нибудь выросло. Нас, взрослых, волнует состояние окружающей среды. Мы общаемся с будущим поколением ежедневно, для нас, воспитателей – это наши воспитанники. Каким образом можем мы передать будущим поколениям наши знания и тревогу об этом? Можно просто рассказать об изменениях, происходящих в природе, можно показать фильмы, но для каждого ребенка всегда интереснее попробовать, испытать все самому. Наша задача сделать это так, чтобы каждый ребенок вынес для себя что-то интересное и полезное в дальнейшую жизнь, получил новый практический опыт.
С сентября 2012 года в нашей группе начал действовать кружок «Юный эколог». Сначала мы рассказали детям об исчезающих видах животных и растений, занесенных в «Красную книгу», спросили у детей, хотят ли они что-либо изменить, попробовать сохранить? Конечно, они хотели! Работа кружка «Юный эколог» ведется в трех направлениях: животные, растения, деятельность человека в природе.
В блоке «растения» мы рассматриваем вопросы:
- редкие, исчезающие растения;
- «Почему и как они растут?»
В нашей группе появилась научная лаборатория по наблюдению за ростом и развитием растений. Она ищет ответы на второй вопрос. Нам уже удалось узнать:
Что влияет на рост растений?
- свет? Продолжительность дня? (проверили во время выращивания арбузов, в планах – пронаблюдать рост растения в ограниченном освещении)
- вода? (прорастет ли сухое семя или его надо замочить, как часто его надо поливать?)
- качество воды? (чистая или загрязненная)
- регулярность ухода?
- качество почвы (плодородная или нет)
- время года (количество солнечных дней в месяце, тепло…)
Паспорт проекта
Название | «Растения. Почему и как они растут» |
Авторы | Шамшурина О. В., Земяхина Е. Э. |
Вид | Длительный с 20.09.12 по 18.02.2013 |
Участники | Воспитатели и дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) |
Постановка проблемы | Что необходимо растениям для полноценного роста и развития |
Цель проекта | Формирование осознанного отношения детей к растительному миру. |
Задачи проекта | 1.Изучить стадии развития растений, условия, необходимые для хорошего роста. 2.Установить взаимосвязи между условиями окружающей среды и ростом растения. 3.Определелить значение воды и ее качества для роста и развития растений. 4.Выявление подходящего грунта для лучшего роста растений. 5.Учить детей делать самостоятельные выводы, проводить параллели на основе полученных знаний. |
План реализации проекта |
|
Этапы образовательной деятельности, распределение деятельности по дням | Первый этап: влияние светового дня на развитие и рост растений 1день - Рассматривание арбуза, отделение семян, замачивание (со всеми детьми) 4 день – Рассматривание проросших семян, посадка (со всеми детьми, посадка по подгруппам) 5 день – Полив (дежурные) 8 день – Рассматривание появившихся ростков (все дети), полив и фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы) 9 день – Рассматривание появившихся ростков (все дети). Измерение, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). 11 день - Рассматривание появившихся ростков (все дети). Измерение, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). 12,13 день – Уход за растениями (дежурные по уголку природы). 14 день - Рассматривание появившихся ростков (все дети). Измерение, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). 15,16 день – Уход за растениями (дежурные по уголку природы) 17 день – Рассматривание появившихся листьев «настоящих» листьев (все дети), измерение ростков, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). 18 день - Уход за растениями (дежурные по уголку природы). 19 день – рассматривание ростков, определение условий способствующих хорошему росту растений (все дети). 22 день – рассматривание подмерзших ростков, выявление причины произошедшего. Подведение итогов. Второй этап: выявление необходимости создания условий для правильного проращивания семени. 1 день – Рассматривание семян фасоли, замачивание двух семян и посадки одного семени сразу в грунт. 3 день – рассматривание проросшего семени и испорченного семени. Посадка проросшего семени. 5 день – Полив (дежурные) 8 день – Рассматривание появившегося ростка (все дети), полив и фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы) 11 день - Рассматривание появившихся ростков (все дети). Измерение, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). 12,13 день – Уход за растениями (дежурные по уголку природы). 14 день – рассматривание фасоли, которую посадили без проращивания, фиксация ее неспособности расти, выявление причины произошедшего. Подведение итогов. Третий этап: определение значимости воды и тепла для роста растений 1 день – Срезание и рассматривание веток 4 деревьев (береза, сирень, липа, осина). Обработка срезов у деревьев. Занесение веток в группу и установка их в ёмкости с водой 2 день – Рассматривание веток деревьев, выявление изменений (все дети). Фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). 5 день - Рассматривание веток деревьев, выявление изменений (все дети). Фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). 9 день – Рассматривание появившихся листьев (все дети). Фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). Выявление причины развития и роста листьев. Подведение итогов. Четвертый этап: определение влияния качества воды на развитие растения. 1 день – Рассматривание цветков гвоздики, разбавление краски в воде, отрезание стеблей гвоздики разной длины, установление цветов в воду. 2 день – Рассматривание цветов (все дети) 3 день – Рассматривание цветов, определение какие цветы больше окрасились. 4 день – Рассматривание цветов, сравнение цвета цветков с цветками предыдущего дня 5 день –Рассматривание цветов, Выявление причины увядания цветов яркой окраски и короткого стебля. Подведение итогов. Пятый этап: какая почва лучше для роста и развития растения? 1 день – Проведение беседы на тему: Для чего необходима почва для растения? Откапывание из-под снега песка и грунта с примесями песка и камней. 2 день – Посадка семян лука в три емкости с разным грунтом (песок, грунт с примесью, покупной грунт) 3 день – полив грунта (дежурные) 6 день – Рассматривание всходов семян в разных грунтах (все дети) |
Результативность | 1 этап: Появление «настоящих» листьев арбуза на 13 день 2 этап: пророщенная фасоль дала всходы. 3 этап: срезанные ветки деревьев распустились, выпустив листочки в разное время 4 этап: цветы с коротким стеблем окрасились раньше, но и завяли они раньше. 5 этап: на 6 день появились всходы в покупной почве и в почве с примесью (их меньше чем в покупном грунте), а в песке зафиксирована малая всхожесть семян и они гораздо слабее. |
Выводы детей | Первый этап. Арбуз у нас, к сожалению, не вырос. Ростки тянулись к свету и прислонялись к окну, хотя мы их поворачивали каждый день. В одно холодное утро мы пришли в группу и увидели, что ростки, которые были ближе всех к стеклу, согнулись и как будто «сварились». Мы пришли к выводу, что им стало холодно. Нашим арбузам не хватило солнечного света. Надеемся, что весной мы вырастим арбузы. Теперь то мы знаем, что для роста растений нужно не только вода и земля (почва), но и обязательно много солнечного света и тепла! Второй этап. Для того чтобы семя проросло, его необходимо проращивать, но необходимо соблюдать правила, иначе семена погибнут. Третий этап. За окном зима, но веточки, как только мы занесли их в группу и поставили в воду, начали распускать листочки. Вода и тепло очень нужны растениям. Четвертый этап. Растения не могут жить без воды, и она им нужна для развития и роста, но если эта вода будет плохого качества, то они могут быстро погибнуть. Пятый этап. В песок сложнее сажать семена – они всплывают при поливе. Семена хуже растут в песке, долго не могут укорениться. |
Выводы воспитателей | 1.Проект вызывал большой интерес у старших дошкольников, дал возможность пронаблюдать развитие растения от семени до полноценного ростка. Особенно ценным этот опыт оказался для детей, проживающих в городе. 2. Дети научились отмечать изменения в календаре наблюдений, на основе полученного опыта смогли самостоятельно сделать выводы о том, какие условия необходимы для роста растений. 3. Проект наглядно показал детям, что процесс выращивания растений - это сложная и ответственная работа. Она требует больших усилий, регулярного ухода и заслуживает уважения. 4. Проведение экологических проектов воспитывает у детей бережное отношение к своему и чужому труду, ответственность и любовь к природе. 5. Проект помогает реализовать задачи всестороннего развития детей: развитие наблюдательности, логического мышления, памяти, воспитания трудолюбия, усердности, терпеливости. |
Тематическое планирование.
Сентябрь. Постановка задачи для детей. Начало работы кружка «Юный эколог». (НОД по разделу «Познание»)
Октябрь. Рассматривание арбуза. (НОД по разделу «Познание»- ознакомление с природой)
Отделение семян, проращивание (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»).
Посадка семян. (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой , «Труд»)
Чтение художественной литературы – стихотворения и загадки (см. Приложение 1)
Уход за посадками, фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»)
Ноябрь. Декабрь. Рассматривание фасоли. (НОД по разделу «Познание»- ознакомление с природой)
Посадка и проращивание семян фасоли (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»).
Посадка пророщенного семени. (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»)
Чтение художественной литературы – стихотворения и загадки (см. Приложение 1). Изучение детской энциклопедии, просмотр мультфильмов (см. Приложение 2).
Сотрудничество с родителями – изучение значимости проращивания для роста растений в домашних условиях. Рекомендовали компьютерную игру «Домовёнок Бу» (см. Приложение 2)
Уход за посадками, фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»)
Январь. Февраль. Рассматривание деревьев (липа, осина, береза, сирени). Срез веток и обработка срезов на деревьях. (НОД по разделу «Познание»- ознакомление с природой)
Занесение веток в группу и установка их в ёмкости с водой. (НОД по разделу «Познание»)
Уход за ветками (смена воды в ёмкостях), фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»)
Январь. Рассматривание цветков гвоздики, разбавление краски в воде, отрезание стеблей гвоздики разной длины, установление цветов в воду. (НОД по разделу «Познание»).
Фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»)
Февраль. Выбор и подготовка разных видов грунта. (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»).
Посадка семян. (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»).
Уход за посадками, фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»)
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Читаем детям о растениях.
ЗАГАДКИ НА ГРЯДКЕ
Вот стручок - огромный дом, Поселились братцы в нём. Каждый братец - скоморох, А стручок этот - ... (горох) | Под землей живёт семья: Папа, мама, деток тьма. Лишь копни её немножко - Вмиг появится ... (картошка) |
Спит на грядке под листом, Да еще храпит притом. Видит пятый сладкий сон Лежебока-... (патиссон) | Наш лиловый господин Среди овощей один. Он французский граф Де Жан А по-русски - ... (баклажан) |
Кто разлёгся среди грядки, Кто играть не любит в прятки? Вот Емеля-простачок, Белобокий ... (кабачок) | Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены. Ходит дом ходуном На стволе золотом. (Колос) |
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь — очень гладкая, На вкус — как сахар сладкая! (Морковь) | Золотое решето Черных домиков полно. Сколько черненьких домков, Столько беленьких жильцов. (Подсолнух) |
Кругла, да не луна, Зелена, да не дубрава, С хвостиком, да не мышь. (Репа) | Вырастает он в земле, Убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуёшь Даже маленькую дольку — Будет пахнуть очень долго (Чеснок) |
В землю теплую уйду, К солнцу колосом взойду, В нем тогда таких, как я, Будет целая семья! (Зерно) | Лежало на свету, Бросилось в темноту, Да и там покоя нет: Как бы вырваться на свет. (Семя) |
Он растет на длинной ножке С лепесточками, как рожки, Голова его крупна, Черных семечек полна. (Подсолнух) |
Загадки о растениях и деревьях
Зелена, а не луг, бела, а не снег, Кудрява, а без волос. (Береза) | Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими, нарядная, забавная, на Новый год я главная. (Елка) |
Белые овечки бегают по свечке. (Верба) | Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) |
Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем грустит, никому не говорит. (Ива) | Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Но зимние метели В меха его одели. (Дерево) |
Падают с ветки Золотые монетки. (Листья) | На ветках - плотные комочки, В них дремлют клейкие листочки. (Почки) |
Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение) | С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня всё ж обижают: Шкуру тонкую сдирают. (Липа) |
Павлова Н. «Живая бусинка»
1
В спичечной коробочке у Гали жила семья бусинок. Им жилось хорошо: они каждый день ходили гулять. Вот и сейчас Галя наклонила коробочку, и все бусинки выкатились на стол: две красных, две синих и одна жёлтая. На прогулку они пошли парами: впереди - красные, за ними синие, а сзади - жёлтая.
Эту бусинку Галя нашла на крылечке. Ковыряла щепочкой в щёлке, вытащила оттуда кусочки коры, угольки, камешки - всё неинтересное, и вдруг - бусинка! Кругленькая, гладенькая, тяжёлая, ну сразу видно, что купленная. Только без дырочки. А вместо дырочки - пятнышко и рядом точно козьи рожки нарисованы. Ничего, что без дырочки, Гале понравилась новая бусинка больше всех остальных.
2
Как-то раз Галя повела свои бусинки на море. Море было в глубокой тарелке. Там плавали три лодки - ореховые скорлупки. Галя посадила бусинки в лодки, и они поплыли. В первой лодке ехала пара красных бусинок, во второй - пара синих, а в третьей - жёлтая. Вдруг на море поднялась буря, все лодки перевернулись кверху дном, а бусинки потонули. И не успела Галя их спасти, как её позвала мама, и Галя пошла с ней гулять.
А вернулась - сразу стала выручать свои бусинки из воды. Вынула со дна моря красные - ничего: живы и здоровы, вынула синие - тоже ничего. А когда вытащила жёлтую, взглянула на неё и даже испугалась: что с ней стало! Вся в морщинках, как мамины пальцы, когда мама стирает.
Галя положила больную бусинку на ладошку и понесла её к маме. Может, мама бусинку починит. А мама сказала:
- Это не беда. Пусть она полежит в воде до утра. Поправится сама.
3
Утром Галя вынула из воды жёлтую бусинку и видит: поправилась. Да ещё как поправилась! Выросла, раздулась, потяжелела, но уже больше не твёрдая, перестала походить на бусинку. И там, где у неё были нарисованы козьи рожки, теперь точно хоботок под кожицей спрятан.
Галя побежала показать её маме:
- Только погляди, мамочка, какая бусинка стала! Какая важная! Но я играть с ней больше не хочу: зачем она такая мягкая. Красные и синие бусинки лучше.
А мама сказала:
- А мне она нравится. Оставь её у меня.
Мама налила в блюдечко воды, положила на дно тряпочку, а на мокрую тряпочку - жёлтую бусинку.
4
Там она и лежала, когда мама позвала Галю посмотреть, что ещё случилось с её бусинкой.
Галя взглянула и закричала:
- У неё зубок прорезался, как у братишки! Посмотри, какой беленький, остренький!
И правда, у бусинки кончик хоботка прорвал кожицу и вылез наружу, как зубок.
- Почему у бусинки зубок? - спросила Галя. - Разве она ожила?
- Да она всегда была живой.
- А когда жила в коробочке?
- И тогда. Ведь это не бусинка, а живая горошинка.
- Нет, я так не хочу - живая горошинка, - сказала Галя, - лучше живая бусинка.
5
Зубок у живой бусинки стал длинным корешком. А кверху петелькой поднялся стебелёк. И, видно, живой бусинке захотелось в землю.
Мама с Галей пошли её сажать. Вышли во двор. Холодно. Снег ещё недавно стаял. И свежая травка выросла только у самой стены. Тут, у дома, Галя выкопала ямку, а мама опустила туда живую бусинку и засыпала её землёй. А рядом воткнула палочку. Галя спросила:
- И палочка для живой бусинки?
- Да, для неё
Тогда Галя засмеялась и сказала:
- Когда живая бусинка обо мне соскучится, она выберется из земли и влезет на палочку посмотреть, где я. Правда, мама?
В тот день Галя то и дело подбегала к палочке. Но живая бусинка не выглядывала из земли.
6
Стало тепло. Расцвели цветы, залетали бабочки. Мама занялась огородом. У Гали тоже было много дела, и она позабыла о живой бусинке.
Но вот как-то раз пробегала она мимо палочки и вдруг видит: рядом стоит кустик. Подошла и удивилась: кустик держится за палочку. Своими листиками держится! На листиках - зелёные ниточки; они обмотались вокруг палочки и привязали к ней весь кустик. Вот так фокус!
Галя побежала за мамой. А мама говорит:
- Ведь это же горох - это твоя живая бусинка. Как же ты не догадалась?
Галя очень обрадовалась и спрашивает:
- А зачем она в палочку вцепилась?
- А чтобы ей крепче стоять. Вот как твой братишка: сам стоять не может, а уцепится ручками за спинку кроватки и стоит.
7
Красные и синие бусинки лежат у Гали в спичечной коробочке. Они всё такие же, как были. А к живой бусинке, когда ни прибежишь, увидишь новенькое.
Вчера ничего не было, а сегодня среди листиков, внизу, что-то белеется. Галя подумала, это мотыльки. А это цветки! Живая бусинка расцвела. И у кого это она научилась? Два цветочка на одной ножке. Галя их сорвала. Один подарила маме, а другой - братишке.
А мама сказала:
- А когда ещё распустятся, ты не трогай.
- А почему?
- Они живой бусинке нужны. Вот увидишь, что с ними потом станет.
И Галя увидела: каждый цветок поцветёт немного, а потом белые лепестки завянут и отпадут. А из серединки цветка вырастет боб!
Боб на солнышке просвечивает, и в нём видны темные шарики. Гале очень хотелось посмотреть, какие они. Но она жалела живую бусинку и её бобов не трогала.
8
А бобы всё росли да росли. Стали большие и толстые. Потом пожелтели, и мама сказала:
- Ну, Галочка, поспел твой горох.
И позволила Гале все бобы оборвать.
В серединке у них оказались жёлтые бусинки. Кругленькие, гладенькие, тяжёлые! Ну, будто купленные и дорогие.
Галя повела их по нарочному на прогулку. Бусинки пошли парами. Вышла длинная-длинная цепочка: от одного края стола до другого. Впереди шли жёлтые живые бусинки, а в конце - пара красных и синих.
Галя им сказала:
- Помните, давно-давно сзади вас шла гулять жёлтая бусинка? А теперь посмотрите вперёд - это всё её детки. Видите, как их много? Мне не сосчитать, и братишке, конечно, тоже. Одна мама может сосчитать.
«Семечко»
Как-то раз летела маленькая птичка и держала в клювике несколько семечек подсолнуха. Летела она, чтобы накормить своих малюток птенцов, но не удержала все семечки в клюве и одно упало в землю. Вот лежит себе семечко и думает: «Как же так? Росло я вместе со своими братьями и сестрами семечками в большом красивом подсолнухе, и вот теперь лежу себе одно-одинешенько в земле. Никому я теперь ненужное, ничего-то я теперь не увижу, хорошо, что хоть птичка меня не съела». Лежит и скучает. Пошел дождик, напоил семечко, а потом выглянуло солнышко, пригрело семечко и стало ему интересно, что там наверху творится. Потянулось семечко наверх к солнышку, потянулось, потянулось и…появился из под земли маленький зелененький росточек. Это он из нашего семечка стал расти. Поглядело семечко-росточек по сторонам, понравилось ему над землей, солнышко согревает, ветерок обдувает. И стал росточек вверх расти. Растет, тянется к солнышку, дождик его водичкой поит, хорошо росточку. Вскоре превратился наш росточек в стебелек и что не день, то становился он все выше и выше, появлялись на нем новые зеленые листочки. Через несколько недель вырос на стебле большой желтый бутон, лепесточки бутона стали потихоньку распускаться и вот уже прекрасный цветок подсолнуха поднял свою головку к небу к солнцу. «Ах, в какой красивый подсолнух я превратился!»- подумало бывшее маленькое семечко. Вскоре внутри большого цветка появилось много-много бело-зеленых семечек, семечки созрели и стали черного цвета. Подсолнух качал своей головой, улыбался солнышку и думал: «Как же все-таки удивительно устроен этот мир! Совсем недавно я со своими братьями и сестрами семечками преспокойно жил в большом красивом подсолнухе. Прилетела птичка, схватила меня в клювик, да не удержала и выронила на землю. Потом я пророс, превратился в росточек, потом в стебелек, рос, рос и стал большим настоящим желтым подсолнухом. Теперь у меня самого много-много маленьких черных семечек, которые вскоре разлетятся, кто куда и вырастут из них большие красивые подсолнухи, похожие на маленькие солнышки».
«Липа»
Цветочек у липы душистый и липкий,
И очень красивый притом.
Он пчел зазывает с медовой улыбкой
Своим золотистым флажком.
«Дуб». Ирина Токмакова
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит дуб выносливый,
Значит закаленный.
«Осинка». Ирина Токмакова
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Дайте осинка
Пальто и ботинке,
Надо согреться
Бедной осинке.
«Береза». Ирина Токмакова
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
«Сон березки». А.А. Коринфский
Росла, красовалась березка в лесу;
Зимою холодной пахнуло
И листьев её золотую красу
Кочующим ветром раздуло.
Снег выпал сыпучий, ударил мороз;
Что день то живется ей хуже,
Дрожит-коченеет малютка до слёз,
Боится - не вынесет стужи.
«Тополь». Валентин Берестов
Как зелен, тополь молодой,
Убор твоих ветвей!
И я любуюсь чистотой
И стройностью твоей.
Но горек твой весенний сок,
Горька твоя кора,
И горек каждый твой листок
С отливом серебра.
Ты вынес холод зимних дней
И бурю не одну
И даже горечью своей
Приветствуешь весну.
Предварительный просмотр:
Приложение № 3
Дидактические игры.
Магазин «Семена»
Содержание. Рассказать детям о том, что каждое растение имеет семена, познакомить с внешним видом семян наиболее знакомых овощей (морковь, огурец, томат, капуста и др.); напомнить некоторые способы посева крупных и мелких семян (по одному в ямку, по одному в борозду, «щепотью»); помочь детям усвоить, что овощи выращивают огородники, а цветы – цветоводы.
Дидактическая задача. Группировать растения по месту произрастания и использованию в быту; описывать предметы и находить их по описанию.
Правила. Директор магазина должен разложить семена по отделам, не называя их. Покупатель должен сказать, кто он по профессии (цветовод, огородник), описать семена и растения, которые из них вырастут, способ посева семян. Продавец должен выдать покупку, стараясь не пользоваться подсказкой (рисунок на коробке).
Оборудование. Вывеска с рисунками и надписью «Семена овощей»; семена в спичечных коробочках, оклеенных целлофаном; набор небольших картинок растений, семена которых лежат в коробочках (можно изобразить только одну, наиболее знакомую детям часть: корнеплод, цветок).
Ход игры. Воспитатель назначает детей, учитывая их желания, на роль директора, продавца и покупателя. Директор готовит магазин к открытию: расставляет вывески, раскладывает семена по отделам. Продавцы занимают места за прилавком, в магазин приходят покупатели. Часть из них – цветоводы, остальные – овощеводы. Каждый покупатель называет свою профессию и затем описывает семена и растения, которые из них вырастут, называет способ посева. Продавец должен узнать семена по рассказу, назвать растение и выдать покупку покупателю.
Директор (и все дети) контролируют правильность выполнения задания.
«Найди пару!»
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Игровые действия. Поиски похожего предмета.
Правила. Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.
Оборудование. Листья 3-4 деревьев в соответствии с количеством детей.
Ход игры. Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем, у кого такой же лист в руках.
«Найди дерево по описанию».
Дидактическая задача. Найти предмет по описанию.
Игровое действие. Угадывание растений по описанию.
Правило. Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.
Ход игры. Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация). Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог. Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.
«Что сажают в огороде?»
Дидактическая задача. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».
Ход игры. Воспитатель спрашивает:
- Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы. А вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает.
«Найди свое дерево».
Воспитатель делит детей на три группы. Каждая становится у определенного дерева. Воспитатель обращает внимание детей на то, у какого дерева они стоят, просит назвать его. Когда воспитатель произносит: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.
«Отгадай загадки».
Цель: учить детей по описанию отгадывать растение.
Игра проводится с подгруппой детей, в свободное от занятий время во вторую половину дня. Детям предлагается послушать загадку, найти загаданное растение и назвать его. При затруднении детей применяются наводящие вопросы и подсказки. За правильный ответ детям даются фишки, которые в конце подсчитывались.
«Путаница»
Цель: уточнить знания детей о частях растений.
При проведении игры использовались следующие приемы:
- детям предлагалось рассмотреть предложенные картинки;
- сопоставить (какие картинка должны следовать за предыдущей)
- -предлагались поисковые вопросы (соедини части растений, почему так, а не по-другому)
- -детям, которые затруднялись, была представлена помощь в виде наводящих вопросов.
- - оценить каждого ребенка.
А также дидактические игры «Чьи детки на ветке?», «Чей лист?» «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек»
и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект: "Растения - легкие Земли"
Нам интересно то, что неизведанно....
Проект «Растения-фитотерапевты. Какие они?»
Проблема. В чем заключается ценность лекарственного растения мать-и-мачехи? Место защиты: коридор группы детского сада....
Проект "Растения вокруг нас"
Главная цель по воспитанию безопасного поведения в природе у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных растениях, опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасно...
проект "Растения Фитотерапевты. Какие они?
Мы с детьми узнали какие лекарственные растения находятся на территории детского сада, какую пользу они приносят. Самым интересныем в реализации проекта было предложение о публикации статьи в детсадов...
Проект "Растения. Почему и как они растут?"
Проект для детей подготовительной группы об условиях, необходимых для роста растения....
Проект "Растения, которые нас лечат". презентация к проекту
Долгосрочный проект в подготовительной к школе группе.Цель которого: расширять представления детей о многообразии лекарственных трав и их пользе....
Проект «Растения. Почему и как они растут?»
Тип: познавательно - исследовательский.Срок: долгосрочный По количеству участников: групповойВозраст:6 - 7 летУчастники проекта: дети, педагоги, родители.Цель проекта: Формиро...