Проект "Растения. Почему и как они растут?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект для детей подготовительной группы об условиях, необходимых для роста растения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya_pochemu_i_kak_oni_rastut.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад № 2221
Проект
Проект «Растения. Почему и как они растут?»
Номинация «Сто тысяч почему живут на белом свете»
Авторы:
Шамшурина Оксана Викторовна,
Земяхина Евгения Эдуардовна
2013
Пояснительная записка.
В настоящее время дети свободно входят в интернет для получения информации, еще до поступления в школу многие из них умеют читать и писать, но все чаще и чаще от них ускользают простые и доступные вещи и понятия, которые были хорошо известны их бабушкам и дедушкам. Далеко не каждый современный ребенок знает, как правильно посадить семена растений, и какие условия нужны, для того, чтобы из маленького семечка что-нибудь выросло. Нас, взрослых, волнует состояние окружающей среды. Мы общаемся с будущим поколением ежедневно, для нас, воспитателей – это наши воспитанники. Каким образом можем мы передать будущим поколениям наши знания и тревогу об этом? Можно просто рассказать об изменениях, происходящих в природе, можно показать фильмы, но для каждого ребенка всегда интереснее попробовать, испытать все самому. Наша задача сделать это так, чтобы каждый ребенок вынес для себя что-то интересное и полезное в дальнейшую жизнь, получил новый практический опыт.
С сентября 2012 года в нашей группе начал действовать кружок «Юный эколог». Сначала мы рассказали детям об исчезающих видах животных и растений, занесенных в «Красную книгу», спросили у детей, хотят ли они что-либо изменить, попробовать сохранить? Конечно, они хотели! Работа кружка «Юный эколог» ведется в трех направлениях: животные, растения, деятельность человека в природе.
В блоке «Растения» мы рассматриваем вопросы:
- редкие, исчезающие растения;
- «Почему и как они растут?»
В нашей группе появилась научная лаборатория по наблюдению за ростом и развитием растений. Она ищет ответы на второй вопрос. Нам уже удалось узнать:
Что влияет на рост растений?
- свет? Продолжительность дня? (проверили во время выращивания арбузов, в планах – пронаблюдать рост растения в ограниченном освещении)
- вода? (прорастет ли сухое семя или его надо замочить, как часто его надо поливать?)
- качество воды? (чистая или загрязненная)
- регулярность ухода?
- качество почвы (плодородная или нет)
- время года (количество солнечных дней в месяце, тепло…)
Паспорт проекта
Название | «Растения. Почему и как они растут» |
Авторы | Шамшурина О. В., Земяхина Е. Э. |
Вид | Длительный с 20.09.12 по 18.02.2013 |
Участники | Воспитатели и дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) |
Постановка проблемы | Что необходимо растениям для полноценного роста и развития |
Цель проекта | Формирование осознанного отношения детей к растительному миру. |
Задачи проекта | 1. Изучить стадии развития растений, условия, необходимые для хорошего роста. 2. Установить взаимосвязи между условиями окружающей среды и ростом растения. 3. Определелить значение воды и ее качества для роста и развития растений. 4. Выявление подходящего грунта для лучшего роста растений. 5. Учить детей делать самостоятельные выводы, проводить параллели на основе полученных знаний. |
План реализации проекта | 1. Постановка задачи для детей. (сентябрь) 2. Выращивание арбуза из семян. Влияние светового дня на развитие и рост растений. (октябрь, ноябрь) 3 Проращивание фасоли. Выявление необходимости создания условий для правильного проращивания семени. (ноябрь, декабрь) 4. Внесение веток в группу. Определение значения воды и тепла для роста растений. (январь, февраль) 5 Рост гвоздик в окрашенной воде. Определение влияния качества воды на развитие растения.(январь) 6 Проращивание семян в разных грунтах разного типа. Какая почва лучше для роста и развития растения? (февраль) 7 Подведение итогов проекта. (февраль) |
Этапы образовательной деятельности, распределение деятельности по дням | Первый этап: влияние светового дня на развитие и рост растений 1день - Рассматривание арбуза, отделение семян, замачивание (со всеми детьми) 4 день – Рассматривание проросших семян, посадка (со всеми детьми, посадка по подгруппам) 5 день – Полив (дежурные) 8 день – Рассматривание появившихся ростков (все дети), полив и фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы) 9 день – Рассматривание появившихся ростков (все дети). Измерение, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). 11 день - Рассматривание появившихся ростков (все дети). Измерение, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). 12,13 день – Уход за растениями (дежурные по уголку природы). 14 день - Рассматривание появившихся ростков (все дети). Измерение, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). 15,16 день – Уход за растениями (дежурные по уголку природы) 17 день – Рассматривание появившихся листьев «настоящих» листьев (все дети), измерение ростков, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). 18 день - Уход за растениями (дежурные по уголку природы). 19 день – рассматривание ростков, определение условий способствующих хорошему росту растений (все дети). 22 день – рассматривание подмерзших ростков, выявление причины произошедшего. Подведение итогов. Второй этап: выявление необходимости создания условий для правильного проращивания семени. 1 день – Рассматривание семян фасоли, замачивание двух семян и посадки одного семени сразу в грунт. 3 день – рассматривание проросшего семени и испорченного семени. Посадка проросшего семени. 5 день – Полив (дежурные) 8 день – Рассматривание появившегося ростка (все дети), полив и фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы) 11 день - Рассматривание появившихся ростков (все дети). Измерение, фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). 12,13 день – Уход за растениями (дежурные по уголку природы). 14 день – рассматривание фасоли, которую посадили без проращивания, фиксация ее неспособности расти, выявление причины произошедшего. Подведение итогов. Третий этап: определение значимости воды и тепла для роста растений 1 день – Срезание и рассматривание веток 4 деревьев (береза, сирень, липа, осина). Обработка срезов у деревьев. Занесение веток в группу и установка их в ёмкости с водой 2 день – Рассматривание веток деревьев, выявление изменений (все дети). Фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). 5 день - Рассматривание веток деревьев, выявление изменений (все дети). Фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). 9 день – Рассматривание появившихся листьев (все дети). Фиксация в календаре наблюдений (дежурные по уголку природы). Выявление причины развития и роста листьев. Подведение итогов. Четвертый этап: определение влияния качества воды на развитие растения. 1 день – Рассматривание цветков гвоздики, разбавление краски в воде, отрезание стеблей гвоздики разной длины, установление цветов в воду. 2 день – Рассматривание цветов (все дети) 3 день – Рассматривание цветов, определение какие цветы больше окрасились. 4 день – Рассматривание цветов, сравнение цвета цветков с цветками предыдущего дня 5 день –Рассматривание цветов, Выявление причины увядания цветов яркой окраски и короткого стебля. Подведение итогов. Пятый этап: какая почва лучше для роста и развития растения? 1 день – Проведение беседы на тему: Для чего необходима почва для растения? Откапывание из-под снега песка и грунта с примесями песка и камней. 2 день – Посадка семян лука в три емкости с разным грунтом (песок, грунт с примесью, покупной грунт) 3 день – полив грунта (дежурные) 6 день – Рассматривание всходов семян в разных грунтах (все дети) |
Результативность | 1 этап: Появление «настоящих» листьев арбуза на 13 день 2 этап: пророщенная фасоль дала всходы. 3 этап: срезанные ветки деревьев распустились, выпустив листочки в разное время 4 этап: цветы с коротким стеблем окрасились раньше, но и завяли они раньше. 5 этап: на 6 день появились всходы в покупной почве и в почве с примесью (их меньше чем в покупном грунте), а в песке зафиксирована малая всхожесть семян и они гораздо слабее. |
Выводы детей | Первый этап. Арбуз у нас, к сожалению, не вырос. Ростки тянулись к свету и прислонялись к окну, хотя мы их поворачивали каждый день. В одно холодное утро мы пришли в группу и увидели, что ростки, которые были ближе всех к стеклу, согнулись и как будто «сварились». Мы пришли к выводу, что им стало холодно. Нашим арбузам не хватило солнечного света. Надеемся, что весной мы вырастим арбузы. Теперь то мы знаем, что для роста растений нужно не только вода и земля (почва), но и обязательно много солнечного света и тепла! Второй этап. Для того чтобы семя проросло, его необходимо проращивать, но необходимо соблюдать правила, иначе семена погибнут. Третий этап. За окном зима, но веточки, как только мы занесли их в группу и поставили в воду, начали распускать листочки. Вода и тепло очень нужны растениям. Четвертый этап. Растения не могут жить без воды, и она им нужна для развития и роста, но если эта вода будет плохого качества, то они могут быстро погибнуть. Пятый этап. В песок сложнее сажать семена – они всплывают при поливе. Семена хуже растут в песке, долго не могут укорениться. |
Выводы воспитателей | 1.Проект вызывал большой интерес у старших дошкольников, дал возможность пронаблюдать развитие растения от семени до полноценного ростка. Особенно ценным этот опыт оказался для детей, проживающих в городе. 2. Дети научились отмечать изменения в календаре наблюдений, на основе полученного опыта смогли самостоятельно сделать выводы о том, какие условия необходимы для роста растений. 3. Проект наглядно показал детям, что процесс выращивания растений - это сложная и ответственная работа. Она требует больших усилий, регулярного ухода и заслуживает уважения. 4. Проведение экологических проектов воспитывает у детей бережное отношение к своему и чужому труду, ответственность и любовь к природе. 5. Проект помогает реализовать задачи всестороннего развития детей: развитие наблюдательности, логического мышления, памяти, воспитания трудолюбия, усердности, терпеливости. |
Сентябрь. Постановка задачи для детей. Начало работы кружка «Юный эколог». (НОД по разделу «Познание»)
Октябрь. Рассматривание арбуза. (НОД по разделу «Познание»- ознакомление с природой)
Отделение семян, проращивание (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»).
Посадка семян. (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой , «Труд»)
Чтение художественной литературы – стихотворения и загадки (см. Приложение 1)
Уход за посадками, фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»)
Ноябрь. Декабрь. Рассматривание фасоли. (НОД по разделу «Познание»- ознакомление с природой)
Посадка и проращивание семян фасоли (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»).
Посадка пророщенного семени. (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»)
Чтение художественной литературы – стихотворения и загадки (см. Приложение 1). Изучение детской энциклопедии, просмотр мультфильмов (см. Приложение 2).
Сотрудничество с родителями – изучение значимости проращивания для роста растений в домашних условиях. Рекомендовали компьютерную игру «Домовёнок Бу» (см. Приложение 2)
Уход за посадками, фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»)
Январь. Февраль. Рассматривание деревьев (липа, осина, береза, сирени). Срез веток и обработка срезов на деревьях. (НОД по разделу «Познание»- ознакомление с природой)
Занесение веток в группу и установка их в ёмкости с водой. (НОД по разделу «Познание»)
Уход за ветками (смена воды в ёмкостях), фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»)
Январь. Рассматривание цветков гвоздики, разбавление краски в воде, отрезание стеблей гвоздики разной длины, установление цветов в воду. (НОД по разделу «Познание»).
Фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»)
Февраль. Выбор и подготовка разных видов грунта. (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»).
Посадка семян. (НОД по разделам «Познание» - ознакомление с природой, «Труд»).
Уход за посадками, фиксация роста и развития растений в календаре наблюдений. (Специально организованная деятельность, совместно с воспитателем по разделу «Познание»- ознакомление с природой).
Подведение итогов проекта. (НОД по разделу «Познание»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».
ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...
Кусающиеся дети: почему они делают это и как с этим бороться.
Понимание, почему маленькие дети кусаются, может помочь вам сдерживать это агрессивное поведение и научить ребенка положительным способам выражать свои чувства....
Информационный материал для родителей "Почему заговорить бывает трудно"
Материал для оформления информационных стендов для родителей детей младшего дошкольного возраста....
Почему в космос летают на ракете?
Расширить представление детей о ракете...
"Почему заяц шубу поменял?"
знакомство детей с образом жизни зайца поздней осенью и зимой; формирование представлений о том, что живые существа приспосабливаются к сезонным изменениям в природе....
Консультация «Почему дети «плохо» себя ведут или воспитание без наказаний» воспитание детей, почему ребенок ведет себя плохо
Консультация для родителей...
«Мама, а почему слон больше верблюда?» «Почему одуванчик желтый?» «Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»
laquo;Мама, а почему слон больше верблюда?»«Почему одуванчик желтый?»«Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»...