Проект по экологическому воспитанию «Маленькие исследователи» (средняя группа)
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личности мы, взрослые обязаны научить наших будущих «учёных», «инженеров», «агрономов», «планетологов» элементарным анализу и синтезу, умению сравнивать и классифицировать, доводить начатое дело до конца. А главное - научить ребёнка ощущать счастье первооткрывателя и экспериментатора. Разработанный проект станет хорошим подспорьем для как для начинающих, так и для опытных педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malenkie_issledovateli.docx | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2103
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДОУ № 1442»
Проект по экологическому воспитанию
«Маленькие исследователи»
(средняя группа)
Разработала воспитатель
Бородкина Елена Викторовна
Экологический проект «Маленькие исследователи»
Актуальность проекта:
«Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)
На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личности мы, взрослые обязаны научить наших будущих «учёных», «инженеров», «агрономов», «планетологов» элементарным анализу и синтезу, умению сравнивать и классифицировать, доводить начатое дело до конца. А главное - научить ребёнка ощущать счастье первооткрывателя и экспериментатора.
Цель проекта:
Формирование культуры природопользования, развитие познавательного интерес у детей в процессе экспериментирования.
Задачи проекта:
Для работы с детьми
1.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
*Наблюдения за объектами неживой природы;
*Беседы о свойствах и значимости воды, воздуха, песка, глине, камней, почвы в жизни человека и живой природы в целом;
*Простейшие опыты с объектами неживой природы;
2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.
3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
4.Формировать коммуникативные навыки.
Для работы с родителями
1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
2.Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога
1.Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
2.Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
3.Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
4.Помогать детям добывать знания.
5.Оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта.
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Время реализации проекта: сентябрь 2014г. – май 2015г.
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы ГБОУ СОШ №2103 СП «ДОУ№1442», родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
Для детей: Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины, камней, магнита и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение х/л, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.
Этапы реализации проекта:
I этап –установочный (сентябрь)
-Диагностирование детей, анализ полученных результатов;
-Анкетирование родителей;
-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
II этап – подготовительный (сентябрь)
-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории
-Составление плана работы над проектом.
- Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.
- Разработка игр, конспектов НОД с элементами экспериментирования.
III этап – реализация проекта (октябрь – май)
Тема месяца | Организованная образовательная деятельность | Совместная деятельность взрослого с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | |
О К Т Я Б Р Ь | Песок и глина Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни. | *НОД «Путешествие к Песочной фее» *Беседы: «Животные и песок», «Где используют песок и глину». * Чтение Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки»: «О связи неживой и живой природы». | *Исследовательская деятельность Опыт 1. « Легко ли сыплется песок и глина?» Опыт 2. «Из чего состоит песок и глина? Опыт 3. «Легкие ли песчинки и частички глины? Опыт 4. «Куда исчезла вода?» Опыт 5. «Лепим из влажной глины и песка» Опыт 6. «Пропускаем воду через песок, глину» *Игра «Испечем пирожки для куклы Кати». *Дидактическое упражнение «Узнай на ощупь». *Моделирование из песка и глины. *Конкурс на лучшую постройку из песка. | *Рисование палочкой на песке. *Создание «песчаных картин». *Лепка из глины. *Роспись глиняных изделий. *Эксперименты: «Песчаные бури», «Норка для мышки», «Следы на песке», «Моем сапожки» (от чего легче отмыть обувь – от песка или глины?) | *Родительское собрание «Как прекрасен этот мир, посмотри!» *Анкетирование «Экспериментальная деятельность и ваш ребёнок» *Приобретение оборудования для детской экспериментальной лаборатории. |
Н О Я Б Р Ь | Камни Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека. | *НОД «Зачем человеку нужны камни». *Беседа «Живые камни».
| *Исследовательская деятельность 1.«Какие камешки бывают». 2. «Камни твердые» 3. «Может ли камешек плавать?» *Лепка «Разноцветные камешки и картины» *Рисование по замыслу «Волшебные превращение камней» *Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». | *Постройка из камней дорожки к домику собачки. *Игра на развитие воображения «Живые камни» *Делаем «музыкальный инструмент» | *Помощь в создании коллекции камней. *Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» *Изготовление памяток для родителей по развитию любознательности дошкольников. |
Д Е К А Б Р Ь | Волшебница Вода Цель: формировать представления о значении воды в жизни человека, продолжить знакомить детей со свойствами воды Познакомить детей с круговоротом воды в природе. | *НОД «Ходят капельки по кругу» *НОД «Чтение рассказа Д.Перина «Живая вода»; *Беседа по рассказу «Как люди речку обидели» | *Исследовательская деятельность Опыт №1 «Вода жидкая, она льется» Опыт №2 «Прозрачная вода». Опыт №3 «У воды нет запаха и вкуса». Опыт №4 «У воды нет формы» Опыт №5 «Вода – растворитель» Опыт №6 «Что плавает в воде». Опыт №7 «Очистка грязной воды» Опыт №8 «Три состояния воды» *Чтение стихотворения Б. Заходера «Течет река». *Отгадывание загадок, заучивание потешек, стихов о воде, чтение текстов из энциклопедий с рассматриванием иллюстраций. | *Игра с водой «Тонет – не тонет», «Разноцветная вода» *Эксперименты «Цветочек распускается». «Где быстрее исчезнет вода: в тени или на солнце» *Наблюдение за облаками, сосульками, морозными узорами на окне. *Опыты с водой, льдом *П/и «Ручеек», «Мы–капельки», *Д/и «Цепочки реки», «Этажи реки» | *Подборка с детьми стихотворения и загадок о явлениях природы, связанных с водой (роса, снег, лед, дождь). *Изготовление книжек-малышек о воде. *Подготовка с детьми рассказов «Как мы с мамой дома проводили опыты с водой». |
Я Н В А Р Ь | Снег и лед – это тоже вода. Цель: Формировать представления о снеге и льде, их свойствах. | *НОД по художественному творчеству (Рисование) «Зимние забавы»
| *Исследовательская деятельность Опыт№1 «Замораживание воды» Опыт №2 «Таяние снега» Опыт №3 «В какой воде снег тает быстрее» Опыт №4 «Сравнение кусочка льда и кусочка снега» *Чтение: Е.Благина «Снег», А.Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М.Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки» | *Наблюдение за падающими снежинками. * Рассматривание альбома «Зима». *Лепка «Снеговик» (из снега) *Рассматривание снежинок через лупу. *Игра «Пройди по следам на снегу» | *Сооружение построек из снега. * Изготовление с детьми цветных льдинок и сосулек для украшения деревьев на групповом участке. *Консультация «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на прогулке» |
Ф Е В Р А Л Ь | «Воздух вокруг нас» Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. | *НОД «Знакомство со свойствами воздуха» | *Исследовательская деятельность Опыт№1 «Воздух невидимка» Опыт №2 «Чем мы дышим» Опыт №3 «Что легче: воздух или вода?» Опыт №4 «Как поймать воздух?» Опыт №5 «Можно ли взвесить воздух?» Опыт№6 «Загадочные пузырьки» Опыт №7 «Воздух сжимается» | *Игра на духовых музыкальных инструментах. *Надувание воздушных шариков «Смешные мордашки». *Игра-эстафета с воздушными шарами, ленточками, вертушками, мыльными пузырями *Рисование «Нарисуй ветер» | *Консультация «Экспериментирование в различных видах деятельности». |
М А Р Т | «Знакомство с ветром» Цель: Познакомить детей с природным явлением – ветер, показать роль ветра в природе и в жизни людей. | *Беседа «Ветер, ветер, ты могуч!» | *Исследовательская деятельность Опыт №1 «Как рождается ветер» Опыт №2 «Плывет, плывет кораблик» Опыт №3 «Песчаные бури» *Фокусы: «Подводная лодка», «Упрямый воздух», *Чтение: Т.А.Шорыгина «Зеленые сказки»: «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок» | *Наблюдение за флюгером на участке. *П/и «Попади в обруч» (с бумажными самолетиками) | *Образовательный маршрут для родителей «Такой важный воздух». *Изготовление с детьми вертушек и вееров. |
А П Р Е Л Ь | «Магнит» Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами | *НОД «Магнит – фокусник» *Беседа «Использование магнита в медицине, технике, быту, группе» | *Исследовательская деятельность Опыт№1 «Притягиваются – не притягиваются» Опыт№2 «Намагничивание предметов» Опыт №3 «Действие магнита через разные вещества» *Фокусы: «Как достать иголку со дна стакана, не замочив рук? » «Можно ли найти металлические предметы в песке? » | *Представление для кукол «Мы – фокусники». Игры с магнитами. | Привлечение родителей к оформлению стенгазеты «Маленькие исследователи» |
М А Й | «Чудесная кладовая – почва» Цель: Дать первоначальные представления о составе почвы, ее свойствах. | *НОД «Удивительная почва» | *Исследовательская деятельность Опыт №1 «В почве есть воздух» Опыт №2 «Сжимание почвы» Опыт №3 «Загрязнение почвы» * Опыты из цикла «Роль почвы в жизни растений» *Чтение Т.А.Шорыгина «Зеленые сказки» «Наша кормилица – земля», «Дождевой червяк», | *Помощь в создание картотеки опытов экспериментов с детьми 4-5 лет. *Участие в субботнике по озеленению территории детского сада. |
IV этап – обобщающий
-Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада.
-Обобщение результатов инновационной деятельности.
-Презентация проекта:
Постановка сказки с элементами экспериментирования.
Представление опыта работы по проекту на педагогическом совете.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Вераксы.
2. Николаева С.Н.«Ознакомление дошкольников с неживой природой». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.
5.Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
6.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Изд. дом «Карапуз», 2001г.
7.Рыжова Н.А. Волшебница вода. М., 1997.
8.Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. М., 1998.
9.Рыжова Н.А. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, 10.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . – М., 2005, с.89.
11.Савенков. А. И. «Маленький исследователь». Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002г.
12.Акимова Ю.А.«Знакомим дошкольников с окружающим миром» ТЦ Сфера.
13.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет, Волгоград 2013г.
14. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013-2014 год.
15. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ для детей средней группы
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем....
Проект по экологическому воспитанию детей в средней группе "Аленький цветочек" на тему: "Берёзка - русская краса" Воспитатель: Краснова С. В. Тип проекта: познавательный Продолжительность: долгосрочный (с 01.04.2017г. по31.05.2017г.)
Тип проекта: познавательный Продолжительность: долгосрочный (с 01.04.2017г....
Краткосрочный проект по экологическому воспитанию для детей средней группы «Мой огород»
АктуальностьКак известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы...
Проект по экологическому воспитанию «Маленькие исследователи большого мира» (старшая группа)
Проект по экологическому воспитанию«Маленькие исследователи большого мира»(старшая группа)...
Проект по экологическому воспитанию для детей средней группы.
Проект "Цветочная поляна"...
познавательно исследовательский проект по экологическому воспитанию в старшей - средней группе «НАСЕКОМЫЕ»
Познавательно исследовательский проект по экологическому воспитанию в старшей - средней группе «НАСЕКОМЫЕ»...
Проект по экологическому воспитанию для детей средней группы «Берегите родную природу»
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка....