Проект по экологическому воспитанию детей в средней группе "Аленький цветочек" на тему: "Берёзка - русская краса" Воспитатель: Краснова С. В. Тип проекта: познавательный Продолжительность: долгосрочный (с 01.04.2017г. по31.05.2017г.)
проект по окружающему миру (средняя группа)
Тип проекта: познавательный Продолжительность: долгосрочный (с 01.04.2017г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 132.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по экологическому воспитанию детей
в средней группе "Аленький цветочек"
на тему: "Берёзка - русская краса"
Воспитатель: Краснова С. В.
Тип проекта: познавательный
Продолжительность:
долгосрочный (с 01.04.2017г. по 31.05.2017г).
Актуальность
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами — дошкольными работниками.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается на то, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности.
Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу, умеют наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовью к Отечеству. «Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? А может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимую красоту нашей природы.
Цель:
- развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;
- воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- формировать оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетическое переживания и укрепление физического здоровья;
- создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
Задачи:
- научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие весне;
- развивать умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
- формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.
Программное обеспечение: Используемый проект разработан мною в полном соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Е.С.Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
Нормативно-правовые ресурсы: Пакет документов регламентирующего характера: санитарно-гигиенические и методические требования.
Материально – технические ресурсы: Группа детского сада, игровая комната, музыкальный зал, методический кабинет, мини - музей «Русская изба», музыкальный центр, дидактические материалы , интернет, видеопроектор.
Кадровые ресурсы: Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.
Анализ ситуации.
1. Дети проявляют большой интерес к природе, но не всегда понимают, что своими действиями / бездействием могут принести ей вред.
2. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее роли в жизни человека (оздоровительной, хозяйственной и эстетической).
Цель: формировать познавательный и исследовательский интерес детей, воспитание чувства гордости и любви к русской берёзке.
Задачи:
1. Расширять представления детей о берёзе, её особенностях и отличиях от других деревьев; показать её красоту в любое время года
2. Прививать умение отражать свои знания и впечатления в художественно – эстетической и игровой деятельности.
3. Знакомить детей со стихами, сказками, песнями, поговорками, приметами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с берёзой.
4. Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки.
5. Способствовать накоплению детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой.
6. Воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней.
Ожидаемый результат:
Мы предполагаем получить результаты в области экологического воспитания детей:
• приобретение умения бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы;
• приобретение знаний о пользе берёзы;
• формирование представлений у детей о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается образ берёзы;
• формирование умения видеть красоту окружающего мира;
• формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире;
• привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Кроме того, предполагается развитие познавательной активности детей, их эмоциональное развитие в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, приобретение навыков работы, участия в совместной деятельности со взрослым, с другими детьми.
Участники проекта:
• воспитатель группы;
• воспитанники средней группы;
• родители воспитанников
Дорожная карта
- беседы;
- познавательные рассказы воспитателя;
- интегрированные занятия;
- чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);
- использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
- музыкальные игры.
Деятельность детей:
- экспериментирование;
- речевые игры, описательные рассказы;
- дидактические игры с предметными картинками;
- подвижные игры;
- игры с мячом;
- художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);
- музыкальная, театрализованная деятельность;
Взаимодействие с родителями воспитанников:
- консультации, рекомендации, памятки;
- совместная и самостоятельная практическая деятельность;
- совместные мероприятия.
Этапы проекта:
Подготовительный:
- Определение объекта изучения.
- Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.
-Сбор информации, подбор иллюстративного материала, художественного слова и музыки по теме проекта.
Практический:
1. Для систематизации и планирования непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей мы разработали перспективный план наблюдений за берёзой. (Приложение №1)
2. Прогулки, экскурсии на участке детского сада (Приложение №2,№3
(Приложение № 4)
3. Исследовательская деятельность: обследование и рассматривание листьев: (Приложение №5)
- определение формы: круглые, овальные, резные;
- окраска: оттенки зелёного, жёлтого цвета;
- величина: мелкие, крупные, средние листья;
-поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий;
- плотность и толщина листьев;
- рассматривание коры, веток, почек берёзы;
- сравнение берёзы с другими деревьями.
4. Экспериментирование: рассматривание бересты под лупой.
Программное содержание: Дать детям знания о том, что белый цвет коры это –бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву
5. С целью закрепления знаний детей о внешнем виде берёзы в разное время года, уточнения знаний о последовательности сезонного развития дерева, проводили индивидуальные и групповые дидактические игры:
- "Разложи по порядку";
- "Когда это бывает?";
- "Что сначала, что потом?";
- " Листочек, лети ко мне", и др. (Приложение № 6)
6 Беседы с детьми о берёзе, о её оздоровительной, хозяйственной и эстетической роли в жизни человека. (Приложение №7, №8)
7. Работа с художественной литературой:
Чтение сказок: русская народная сказка "Как коза избушку построила",
"Как листочек берёзу спас",
"Почему берёзка тянется к солнцу?",
"Сказка о двух берёзках", "Сказка про осеннюю берёзку"; рассказы о берёзе: В. Бианки "Волшебная берёза", Л. И. Горшкина "Берёза", Г. Скребицкий "Передышка"; чтение стихов, поговорок; разгадывание загадок;
8. Рассматривание репродукций
картин русских художников,
иллюстраций.
Презентация
«Берёзы России»,
9. Совместная деятельность воспитателя с детьми через непосредственную образовательную деятельность:
- сочинение "Сказки про берёзовый листочек", изготовление книги по сказке, рассказывание сказки другим детям;
- изготовление книги о пользе берёзки "Белая берёза";
- обрывная аппликация Весенняя берёза";
- коллективная работа по объёмной аппликации: " Берёзовая роща";
- нетрадиционная техника рисования: «Березка русская краса»
- конструирование: макет "Белоствольная берёза";
- изготовление наряда для куклы "Берёзка Алёнка";
- конструирование из бересты, ореховой скорлупы и пластилина "Лодочки с парусом";
поделки с использованием бересты для мини - музея "Берёзка";
- раскраски про берёзу.
12. Совместная деятельность с родителями:
- консультации для родителей: "Экологическое воспитание в семье", "Целебные свойства берёзки", " Досуг с ребёнком на природе"
- рекомендации для родителей: "Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой"
- подбор иллюстраций, открыток, фотографий, вырезок из журналов, загадок, пословиц и поговорок о берёзе.
- участие в сборе и в изготовлении экспонатов для мини - музея "Берёзка
- экскурсия семьи в берёзовую рощу "Наш воскресный выходной"
Заключительный:
1. Создание мини - музея "Берёзка"
2. Выставка творческих работ по теме: «Такая разная берёзка»
3Конкурс чтецов «Люблю березку русскую».
4Развлечение «Во поле береза стоял»
Риски | Пути преодоления | |
1. | Малая активность родителей в участии совместного мероприятия в ходе реализации проекта. | Провести с родителями беседу и попросить их принять активное участие в данном мероприятии, так как только в тандеме «родители + педагоги» мы можем получить положительный результат бережного отношения к природе. |
2. 3. | .Некоторые дети не проявили интерес к теме проекта Не удается собрать материалы для оформления мини-музея | Использование разнообразных, активных, игровых форм проведения мероприятий Привлечь, как можно больше, родителей для сбора предметов народно-прикладного искусства. Подготовить консультацию о художественно – эстетическом воспитании детей. |
Благополучатели проекта:
воспитанники группы и родители.
Материально-техническое обеспечение:
• аудио, видео системы, фотоаппаратура, мультимедийная установка, телевизор.
• библиотека для детей и родителей.
• подбор экологической литературы,
• подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
• выставки книг, рисунков, поделок,
• создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала
Итоги проекта
1. У детей повысился уровень познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.2. Развивались умения экспериментальной, исследовательской и практической деятельности.
3. Расширились представления детей об окружающей действительности.
4. Обогатился и активизировался словарный запас детей.
5. У детей и их родителей повысился уровень экологической культуры.
Кроме того реализация проекта "Берёза - русская краса" научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дети рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Приложения:
1. Перспективный план наблюдений за берёзой.
2. Экскурсия по территории детского сада "Русские берёзки".
3. Экскурсия по территории детского сада "Что мы знаем о берёзке".
4. Конспекты наблюдений за берёзой.
5. Исследовательская деятельность во время прогулки.
6. Дидактические игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками.
7. Конспект: "Познавательная беседа "Русская берёза".
8. Конспект беседы: "Какую пользу приносит берёза".
9. Конспект нод по аппликации " Весенния берёзка"
10. Конспект нод по экологическому воспитанию:"Как листочек берёзу спас".
11. Конспект нод по изодеятельности "Березка русская краса".
12. Консультации для родителей: "Экологическое воспитание в семье", "Целебные свойства берёзки"
13. Консультация для родителей " Досуг с ребёнком на природе".
14.Конспект развлечения «Белая береза под моим окном»
Список использованной литературы:
1. Багрова Л. А. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва: «АСТ»,1998г.
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003г.
3. Интернет ресурсы :WWW.MAAM.RU, Mail .ru. ;
http://shkolazhizni.ru/world/articles/15226/,
http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/rasskaz/podarok.htm
4. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2005г.
5. Рыжова Н. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей.
6. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа, - М.: Мозаика - Синтез, 2015.
7. http://www.playcast.ru/uploads/2015/09/24/15182706.png" >Чернякова В. Н. «Экологическая работа в ДОУ» Творческий центр «Сфера». Москва 2008г.
8. Шорыгина Т. А. «Деревья, какие они?» Москва 2010г.
Художественная литература для детей.
1. Е. Трутнева «Осень»,
2. С. Есенин «Белая береза»,
3. Ф. Тютчев «Первый лист»,
4. А. Прокофьев «Люблю березку русскую».
5. В. Рождественский «Березка»,
6. Ф. Сологуб «Письмо – жалоба Березы»,
7. П. Воронько «Березка»,
8. И. Радужная «Зимний сон берез»,
9. Русская народная песня «Во поле березонька стояла»,
10. Русская народная песня «Береза моя, березонька…»,
11. Русская народная песня «Ой, березка, моя зелененькая…»,
12. Б. Заходер «Почему деревья не ходят?»,
13. В. Бианки «Лесная газета», «Волшебная береза»,
Конспект НОД. Художественное творчество. Аппликация «Весенняя береза» в рамках группового проекта «Березка – русская краса» в средней группе. Программное содержание.
- Познакомить с березой – самым любимым и почитаемым деревом русского народа, особенностями ее строения и внешними признаками.
- Развивать творческий потенциал, мелкую моторику рук, умение работать с клеем; совершенствовать умение составлять композицию
- Воспитывать любовь к родной природе, уважительное отношение к символам России. Побуждать желание проявлять заботу, доброе отношение.
Методические приемы: художественное слово – стихотворение А.Прокофьева «Люблю березку русскую», музыкальное сопровождение – «Березы» в исполнении С.Безрукова (аудиозапись); пальчиковая игра «Солнышко»; словесная игра «Подбери слово», беседа о березе; технический показ и самостоятельная работа детей; выставка; хоровод «Во поле береза стояла».
Материал и оборудование.
Фотоснимки с изображением березовых рощ, СД- проигрыватель, шаблоны на всех детей, мелкие треугольники из бумаги зеленого цвета, клеенки на столы, подносы с клеем на всех детей, салфетки, образец воспитателя.
Предшествующая работа.
Чтение стихотворений о березе, рассматривание альбома «Деревья», рассматривание березы во время целевой прогулки, словесная игра «Подбери слово», отгадывание загадок, слушание песен о березе, дидактическая игра «Найди дерево по описанию».
Ход.
В группе звучит песня «Березы» в исполнении С.Безрукова. Дети стоят полукругом. Воспитатель читает стихотворение А. Прокофьева «люблю березку русскую»
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками
Под ветром низко клонится
И гнется – но не ломится!
Воспитатель: Ребята, вы уже поняли, что сегодня мы с вами будем делать аппликацию «Весеннюю березу». Давайте посмотрим на иллюстрации и фотоснимки. Посмотрите, какие чудные березки стоят перед нами ( белый ствол, тонкие ветви, резные светло-зеленые листочки). Рассказывает, что береза – символ России, что она греет, кормит, лечит.
Ребята, а давайте поиграем в игру с вами «Подбери слово». Педагог объясняет, что необходимо подобрать определение (слово, отвечающее на вопрос КАКАЯ)
Например:
Березка – какая? – стройная,
Березка – какая? – белая,
Березка – какая? – добрая и т.д.
Воспитатель: А, давайте «вырастим» березовую рощу – лес, в котором растут только березки.
Воспитатель приглашает детей к рабочим столам.
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах шаблоны из белой бумаги, мелкие треугольники из светло-зеленой и зеленой цветной бумаги. Мы будем наклеивать крону – листочки нашим березкам ведь настоящие листочки похожи на треугольники, только резные.
Березки зеленеют, когда наступает весна, когда светит яркое солнышко. А мы с вами выполним физкультминутку «Солнышко».
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки. (Шевелят пальцами обеих рук).
Солнышко, солнышко
Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберём
Золоченые возьмём, (Хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем (Трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернём. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
Повторить 2 раза.
Воспитатель: А, теперь занимайте свои места, садитесь поудобнее и начинайте работу.
- Эй, вы, чудо-мастера, вырастим наши деревца!
Педагог помогает, подсказывает, если у детей возникают затруднения при работе.
По завершении работы дети представляют свои деревца. Затем выкладывают их на столе в виде березовой рощи.
Педагог благодарит детей за качественно выполненную работу и приглашает в хоровод, читая стихотворение Р.Рождественского:
Наряд ее мягкий чудесен,
Нет деревца сердцу милей.
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней…
Звучит аудиозапись «Во поле березка стояла». Воспитатель с детьми водят хоровод (движения по выбору воспитателя).
Конспект интегрированного занятия
в средней группе Тема: « Береза - русская краса»
Цели:
1.Провести для детей НОД в интересной форме .
2.Воспитывать способность к образному восприятию красоты природы и ее передача в рисунке, умение целенаправленно рассматривать, видеть цвет и форму в природе.
3. Учим определять и выбирать нужные цвета для рисунка, гармонично располагать рисунок в формате бумаги.
4.Учим детей внимательно слушать воспитателя и правильно выполнять его поручения.
Задачи:
Образовательные:
1. Воспитывать интерес к разным видам художественной деятельности.
2. Подводить детей к созданию выразительного образа в рисунке.
3. Добиваться выразительного чтения стихов, петь, двигаться под музыку.
4. Способствовать развитию любознательности.
Развивающие:
1.Развитие музыкальности детей, приобщение к искусству.
2.Приобщение детей к познанию через игровую и двигательную деятельность.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и способность работать в коллективе.
2. Воспитывать желание принимать участие в развивающих играх.
3. Поощрение свободного общения с взрослыми и детьми.
Словарная работа:
Обогащать словарный запас детей (красавица, белоствольная, стройная, чечевички и т. д.).
Используемые материалы и наглядные пособия:
- Презентация о березе ( проектор)
- Макет березы.
- Фонограмма классической музыки.
- Кисти 2 шт, тонированный лист формата А 4,гуаш коричневая, черная, белая, салфетки для промакивания кисти , вода.
- Стихи о березе из книги В.Степанова « Родная природа»
ООО «Фолиант Пресс»,2005
- Физ .разминки из книги Соколовской Ю. « Речь и моторика»М. Эксмо 2007
Интеграция образовательных областей:
1. Социализация.
2. Познание.
3. Коммуникация.
4. Художественное творчество.
5. Чтение художественной литературы.
6. Музыка.
7. Знакомство с искусством.
Предварительная работа:
1. Знакомство с берёзой.
2. Экскурсия в парк.
3. Хоровод «Берёзка».
4. Знакомство с художниками: Шишкин, Грабарь, Левитан…
5. Заучивание пословиц, загадок, стихов о берёзе.
6. Взаимодействие с родителями: «Какую пользу приносит берёза?»
7. Презентация «Берёза».
8. Прослушивание музыкальных произведений о берёзе.
Ход НОД
Звучит тихая спокойная классическая музыка, под музыку дети проходят и садятся на стульчики. Перед детьми стоит макет березы, а на экране репродукция картин с изображением березы.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о березе, а затем и нарисуем ее такой, какой вы ее видите. Посмотрите, на экране мы видим картины известных художников, которые изобразили березу такой, какой она им видится. Вот она изображена во время заката, а на этой картине зимой, вот ранняя весна, а вот это дождливым осенним днем и на каждой картине береза изображена по разному. Но ребята наша береза красива в любое время года и в любую погоду. Правда?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте теперь вспомним стихотворение о березе, которое написал Владимир Степанов «Береза»
Белая береза – Машина сестричка. У березы белой , Тоже есть косичка. Машенька к березе Белой подойдет, Ленточку березе, В косу заплетет.
Молодцы. Скажите, пожалуйста, как поэт назвал ветки березы?
Дети: Коса.
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте рассмотрим нашу березу поближе. Вот она стоит перед нами во всей красе, посмотрите какой у нее ствол, ветки, скажите, как называются вот эти черные полоски.
Дети: Чечевички.
Воспитатель: Хорошо. А теперь расскажите, какая наша береза.
Дети отвечают и описывают березу: ствол – белый - белоствольная, тонкий, на нем чечевички, ветки тонкие, длинные, растет береза снизу вверх и т.д.
Воспитатель : Очень хорошо, а теперь мы с вами перед тем как начнем рисовать нашу березу немного разомнемся, проведем небольшую
физ. минутку:
Мы березу посадили, Мы водой ее полили, И березка подросла, Ветки к солнцу подняла, А потом их наклонила И детей благодарила. ( движения выполняются соответственно тексту)
Ну вот немного отдохнули и теперь проходим за столы, садимся поудобнее, чтобы вам ни чего не мешало.
Ребята сейчас мы с вами будем рисовать нашу березу, но перед этим давайте вспомним, как береза растет, что у нее есть.
Дети: Растет снизу вверх, ствол белый с чечевичками, на стволе - ветки, на ветках - листья и сережки.
Воспитатель: Правильно. У вас на столах есть все для того чтобы приступить к рисованию: 2 кисти: широкая для рисования ствола и средней толщины для рисования веток, гуашь коричневого, черного и белого цвета, лист бумаги тонированный в голубой цвет, вода, салфетка для промакивания кисти. А сейчас давайте вспомним, как мы будем рисовать березу.
Объяснение:
Берем широкую кисть и краской обозначаем, где растёт дерево, проводим ровную, прямую линию слева- направо. У березы прямой красивый ровный ствол – проводим вертикальную линию сверху- вниз, начинаем рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. У берёзы на стволе есть чёрные крапинки, их мы нарисуем потом, когда подсохнет белая краска.
Берем средней толщины кисточку, мы ею будем рисовать черные ветки. Кончиком кисточки рисуем 2 маленькие веточки на макушке, которые смотрят вверх на солнышко. У березы есть толстые ветви, и все они растут вверх – к солнышку, рисуем их всей кистью с одной и с другой стороны ствола. А на толстых ветках есть тонкие, они тоже тянутся к солнышку, рисуем их кончиком кисточки с одной и с другой стороны ветки. Ствол у берёзы подсох, теперь украсим его черными точками. Вспомните, когда мы с вами рассматривали его, то отмечали, что внизу ствол сильно чёрный, сверху точек меньше.
Вспомнили. Подумайте, какая будет у вас береза. Теперь приступайте к работе, не торопитесь и у вас все получится.
Пока дети рисуют, в это время звучи тихая, спокойная музыка. Воспитатель подходит к детям и смотрит, что получается, а что нет и тихонько помогает.
После того как дети закончили рисовать обратите внимание на то, чтобы дети смотрели работу товарища, обменивались мнениями.
Воспитатель: Ну вот ребята наше занятие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, что сегодня мы с вами делали.
Дети: Смотрели репродукции картин художников. Читали стихи о березе. Рисовали березу.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами посмотрели работы друг друга, скажите, чья работа вам понравилась.
Дети называют имя ребенка ,чья работа им понравилась больше всего, объясняют почему.
Воспитатель: Хорошо, в следующий раз у вас у всех получится еще лучше, чем сегодня.
(В средней группе можно рисовать дерево в разное время года: зимой покрытое снегом, весной, летом, осенью – с листьями, их мы рисуем примакиванием.)
ЭКСКУРСИЯ К БЕРЕЗЕ ПОЗДНЕЙ ВЕСНОЙ.
(средняя группа)
Задачи.
1. Учить детей устанавливать простейшие связи:
изменение условий в окружающей среде (солнечный свет, тепло, влага)
приводит к изменению состояния растений (рост, цветение).
2. Углублять знания о березе поздней весной: цветение - сережки,
распустились листочки, кора стала гладкой и шелковистой (сбросила
верхний слой бересты), какую пользу приносит людям и животным.
3. Закреплять знания детей о том , как дерево « дышит».
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе,
бережное отношение к зелёным насаждениям.
Ход экскурсии.
Воспитатель. Ребята, мне сорока принесла весточку на хвосте – нас ждут в гости.Кто-то хочет поделиться с нами весенней радостью, рассказать об удивительных превращениях, которые происходят в природе весной. А вы хотите увидеть?.
Дети. Да, хотим.
Воспитатель. Но кто приглашает нас в гости, сорока не сказала. Она решила с нами пошутить и загадала загадку:
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос.
( береза)
Д. Береза. На ней зеленые листочки, белый ствол, и много веток.
Воспитатель. Ребята в гости ходят с подарками. Давайте и мы приготовим для березки подарок. Какой подарок вы бы подарили?
Д. Игрушку, рисунок, фотографию…
Воспитатель А я предлагаю подарить березке атласную ленточку. Ленточку какого цвета подарим?
Д. Красную, зеленую, желтую…
Воспитатель. Я думаю, зеленая ленточка ей очень понравится. Как вы думаете почему?
Д. Эта ленточка зеленая, как распускающиеся листочки, она яркая, веселая.
Воспитатель Все готовы, тогда в путь. А пока мы идем, давайте вспомним, какое время года сейчас?
Д. Поздняя весна.
Воспитатель Как можно узнать, что идет поздняя весна?
Д. Стало тепло, ярко светит солнце, выросла трава.
Воспитатель А сегодня какая погода?
Д. Светит солнце, солнце теплое , ласковое.
Воспитатель Какое небо, чистое или в тучах?
Д. Небо голубое , ясное.
Воспитатель А вот и наша березка. Давайте поздороваемся, скажем ласковые слова.
Д. Здравствуй березка, мы рады тебя видеть, ты красивая.
Воспитатель Ребята, что удивительное произошло у березки, как вы думаете?.
Д. На березке распускаются листочки.
Воспитатель Листочки какие?.
Д. Листочки еще маленькие, зеленые.
Воспитатель Давайте их потрогаем, понюхаем.
Д. Листочки липкие, приятно пахнут.
Воспитатель Ребята, посмотрите что появилось на кончиках ветвей- это сережки.На одних деревьях сережки желтые, а на других зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит её на зеленые. Там появляются и к концу лета созревают крылатые семена берез. Вот из таких семян вырастают молодые деревца (можно показать прошлогодние семена и рассмотреть через лупу). Что есть на стволе дерева?
Д.Кора.
Воспитатель Какая кора у дерева? Подойдите к стволу, потрогайте, рассмотрите какого цвета?.
Д. Кора белая, гладкая.
Воспитатель. Кора сбросила верхний слой бересты и стала гладкой и шелковистой. Ребята, на коре ствола черные пятна. Что это?.
Д. Это такие отверстия, через которые дерево дышит. Это чечевички (опять рассмотреть через лупу).
Воспитатель Давайте подальше отойдем и полюбуемся березкой. Какая она?.
Д. Высокая, красивая, белоствольная, веселая, светлая…
Воспитатель А можно про нее сказать, что она добрая?
Д. Да. На нее можно повесить кормушки, скворечники, на ней отдыхают птицы.
Воспитатель. Правильно. А еще у березы сладкий и целебный сок, которым весной дерево угощает и людей, и птиц, и лесных обитателей. А какая птица помогает полакомиться соком другим птицам?.
Д.Это дятел. Он пробивает острым крепким клювом кору и пьет сок. Дятел улетит – слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки.
Воспитатель. Еще любят сладкий березовый сок медведь, муравьи, бабочки лимонницы, крапивницы. Вот такие удивительные превращения произошли с нашей белоствольной красавицей. Давайте поблагодарим березку за то, что она пригласила нас в гости и подарим ей ленточку. Завяжем ленточку на стволе, как будто это поясок на платьице ( дети помогают завязывать).
Сделать вывод о том, что узнали нового о березке.
Игра « Веревочка».
Воспитатель А сейчас нам пора прощаться с березкой (дети прощаются, обнимают, гладят березку).
Цикл наблюдений за березой.
Цель: формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей через организацию познавательной и продуктивной деятельности.
1. Рассматривание березы
Цель: продолжать учить детей видеть неповторимость каждого дерева. Воспитывать отношение к растению как к живому организму.
Методические приемы:
Прочитать стихотворение:
«Белая береза под моим окном,
Принакрылась актом, словно серебром.
На пушистых ветках
Белою каймой -
Распустились кисти белой бахромой».
Обратить внимание на красоту березы, присыпанной снегом. Напомнить детям, что береза является символом России. Предложить найти еще одну березу. Похожи ли они? Подчеркнуть, что все деревья разные, непохожие друг на друга.
- Какой главный отличительный признак березы вы можете назвать?
— Как вы думаете, береза живая или нет?
— Почему?
— Может ли береза убежать, если ей кто-то ломает ветки, причиняет ей боль?
— Чем можно помочь дереву, если ему навредили?
Ответы детей обобщить.
2. Сравнение липы и березы
Цель: продолжать учить детей сравнивать различные деревья, различать их. Воспитывать наблюдательность.
Методические приемы
Обратить внимание детей на липу и березу.
— Как называются эти деревья?
— Чем отличаются? Чем похожи ?
— Какой ствол у березы? Какой у липы ?
Предложить рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение, почки. Найти отличия у деревьев. Обратить внимание на лежащие на земле плоды деревьев, небольшие веточки. Поиграть в игру «Детки на ветке». Уточнить, по каким признакам догадались, чьи детки этой ветки? Предложить детям придумать загадки о деревьях.
3. Наблюдение за березой в ветреную погоду
Цель: учить видеть состояние дерева в разную погоду. Воспитывать наблюдательность.
Методические приемы
Спросить у детей:
— Есть ли сегодня ветер? Как узнали? Как качаются веточки?
— Какие веточки сильнее качаются? (Верхние, тонкие.)
— Почему?
— Что помогает дереву крепко держаться в земле?
4. Наблюдение за березой с составлением сказок, рассказов
Цель: учить детей выражать отношение к растительному миру в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.
Методические приемы
— Представьте, что вы березки. Что вы чувствуете? О чем можете рассказать?
— А если дереву сломать ветку, что оно будет чувствовать?
— Ты можешь сказать, что тебе больно? А дерево может?
— Как помочь дереву?
— Вы знаете, что зимой деревья спят. Давайте представим, какие сны снятся долгой зимой деревьям. Предложить рассказать.
- Наблюдение за березой.
Цель: формировать представление о приспособлении деревьев к зимним условиям
Методические приемы
— Ребята, вспомните, какой была березка осенью? Почему ее листья были желтыми? (Мало света, короче день, холодно.)
— Где они?
— Как вы думаете, что было бы с деревом зимой, если бы остались листья на ветках?
— Что осталось на ветках березы зимой? (Почки.)
Предложить рассмотреть почку: рассказать, что под плотной кожурой почек спят, как в теплых колыбельках, молодые листочки. Очистить почку от кожуры, показать зеленый листок.
— Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему?
Ответы обобщить.
По окончанию цикла наблюдения предложить детям нарисовать березу в зимнем убранстве и оформить выставку детских работ «Люблю березку русскую…»
Предполагаемый результат:
1. Узнали больше о самом почитаемом дереве в России – березе;
2. Дети могут читать стихи о березе, загадывать загадки; рисовать, описывать внешний вид.
3. Будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к деревьям (березе)
План-конспект
« Исследовательской деятельности за ветками сирени, березы, липы»
НАБЛЮДЕНИЕ 1
Предварительная работа: Выгонка срезанных веток: ветки вносятся для отпаивания в прохладное помещение. Затем помещаются в сосуд с теплой водой с температурой 30-35 градусов на 8-10 часов. Температуру поддерживают на одном уровне. После теплой ванны ветки ставят в темное место в воду комнатной температуры.
Цель: Показать детям, что для пробуждения деревьев от «сна» необходимо тепло. Уточнить знания о том, что ветки деревьев отличаются друг от друга размером, толщиной, строение и расположение почек.
Воспитатель:
• Ребята, посмотрите в окно и скажите – тепло или холодно на улице?
• Посмотрите на деревья, что вы про них можете сказать, какие они? Стоят без листьев, не растут зимой...
• Теперь посмотрите на веточки, которые мы срезали и принесли в группу. Как они называются?
• Какого они цвета? Какой толщины веточки? Потрогайте их..
• Что есть на ветках? Почки.
• Какие почки по форме, размеру?
• Как почки расположены на ветке?
• Понюхайте почки. Пахнут ли они? Чем?
• Для чего ветке нужны почки? Из них вырастают листья.
В каком состоянии сейчас находится ветка? Спит.
• Что нужно сделать, чтобы «разбудить» ветку? Поставить в воду в теплом помещении.
• Давайте разбудим ее. Налейте теплой воды. Сегодня мы должны следить за тем, чтобы ветка стояла в теплой воде в течение дня.
• Кто хочет зарисовать ветку?
Помощь и поручения: сменить воду в вазе.
НАБЛЮДЕНИЕ 2
Цель: Учить детей замечать изменения, происходящие с живыми объектами. Закрепить' знания о том, что необходимо для роста и развития растений. Воспитывать у детей интерес к опытной работе.
Воспитатель:
• Ребята, прошла неделя. Давайте посмотрим на веточки, что с ними произошло, изменились ли они?
• Что произошло с почками? Набухли, раскрылись, появились листочки.
• Как по-другому можно сказать, что же произошло с ветками? Они ожили, проснулись.
• Понюхайте, пахнут ли теперь почки? Какие вы видите лис точки?
• Посмотрите, а на улице произошли изменения с ветками деревьев? Нет.
• Как думаете, что повлияло на ветки в группе? Тепло.
• Что еще необходимо для роста веток? Вода, свет.
• Посмотрите на ту часть ветки, которая находится в воде. Есть ли там изменения? Нет.
• А что произошло с водой? Ее стало меньше.
• Будут ли ветки расти без воды?
• Для чего же нужна вода веткам?
• Что еще необходимо веткам для лучшего роста в воде? Питательные вещества.
• Давайте их подкормим: положим, кусочек сахара. Кто хочет положить сахар?
• Кто хочет зарисовать ветки?
Помощь и поручения: сменить воду в ваз
НАБЛЮДЕНИЕ 3
Цель: Учить детей делать выводы и умозаключения при проведении наблюдений за объектами живой природы. Закреплять знания о том, какие условия необходимы для роста и развития растений.
Воспитатель:
• Ребята, пришло время наблюдать за нашими веточками. Вначале давайте посмотрим на наш последний рисунок с веточками.
• А теперь посмотрите на сами веточки в вазе. Что измени лось? Листочки стали крупнее, их стало больше...
• Полюбуйтесь их красотой. На улице нет зелени, а у нас – уже настоящая весна.
• В чем причина появления зелени в помещении и ее отсутствия на улице? На улице прохладно.
• Что же нужно для роста и развития веток?
• Вспомните, что мы добавляли для того, чтобы ветки лучше росли в воде? Сахар.
• Посмотрите, изменилась ли вода в вазе? Что с ней произошло? Она уменьшилась, испарилась.
• Давайте дольем воду и положим туда еще кусочек сахара. Дети выполняют поручение.
• Скажите, а видите ли вы изменения с той частью ветки, которая находится в воде?
• Может ли ветка расти без воды? Будет ли она расти без воды?
Помощь и поручения: сменить воду в вазе, убрать сухие ветк
НАБЛЮДЕНИЕ 4
Цель: Учить детей любоваться красотой живой природы, радоваться приходу весны. Отмечать изменения, которые происходят с ветками. Познакомить с тем, что у ветки есть листовые почки; они у каждого вида деревьев свои и отличаются, фор мой, размером, цветом, запахом.
Воспитатель:
• Посмотрите на веточки и скажите, что вы видите? Появилось еще больше листьев, они подросли.
• Были ли они в прошлый раз, давайте посмотрим в альбоме?
• Что стало с листьями? Какой они формы, размера? Как определили, что листья подросли?
Перспективное планирование работы с детьми по проекту
Беседа «Люблю берёзку русскую»
Цель: Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Приобщить детей к русской народной культуре, воспитывать любовь к родине.
Оборудование: картины, фонограмма музыки, набор листьев структура и методические приемы.
- Звучит музыка Е .Дрейзин, старинный вальс «Березка».
Россия! Край серебряных родников и белых берез. Через века сохранил русский народ хрустальную душу свою! Откуда все, что есть лучшего в нас? Может, от веры православной, которая осветила и укрепила в нас любовь к отечеству? Может, от неба лазурного, от полей бескрайних, от снежной вьюги, от белоствольных берез.
Русь моя, люблю твои березы,
С первых лет я с ними жил и рос
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез! (Н. Рубцов)
2. Картинная галерея (пейзажи русских художников Саврасова,
Левитана, Шишкина …)
Чтение стихов русских писателей И. Бунин, А. Прокофьев: «Люблю березку русскую»
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют
То там, то здесь в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца
Лес пахнет дубом и сосной
За лето высох он от солнца.
- Речевое упражнение
«Назови ласково» (березка-березонька …)
- Игра малой подвижности « С какого дерева лист».
Цель: Развивать наблюдательность
- Игра «Карлики – великаны»
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
- Анализ беседы
Что нового узнали из беседы.
«Наблюдение за березой весной»
Прогулка в средней группе.(весна)
Цель: продолжать знакомить с деревом березы, закрепить знания о строение дерева характерными особенностями.
Ход прогулки:
1Наблюдение.
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
— Я раскрываю почки.
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ... (весна)
— Она весну встречает,
Сережки надевает,
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Ты узнаешь ... (березку)!
О каком времени года говорится в загадке?
Перечислите признаки весны?(ответ детей)
Ребята посмотрите , что это за дерево? (береза)
Рассказ воспитателя : Да, ребята правильно вы сказали – это береза. Береза очень высокое дерево. Ствол у неё белый с чёрнами точками .Весной деревья сбрасывают верхний слой бересты, кора становиться гладкой и шелковистой, на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки желтые и зеленые (это семена).
А вы ребята знаете как березу использовали в древности? (ответ детей)
Наши предки березовой лучиной освещали дома. Соком березы лечили больных. Из березы мастерили деревянных игрушек, деревянные ложки, лукошки для ягод и грибов. Нынче березу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев березы изготавливают желтую и зеленую краску, из почек делают лекарства.
Ребята, как можно в любое время года узнать березу (белый ствол)
Когда набухают на березе почки? ( как только сойдет снег)
Что появляется весной из надломленной веточки березы? (сок)
В каком состоянии находятся деревья весной? (Они пробуждаются.)
Народные приметы
Хотите узнать , какое нынче будет лето? Присмотритесь к березам.
Если весной из березы течет много сока, лета бывает дождливым.
2 Трудовая деятельность.
Цель: воспитание желания оказывать посильную помощь взрослым. Дети собирают в свои ведерочки веточки и мусор разбросанные на участке.
Объяснить необходимость и значимость данных действий, похвалить детей, отметить, что с каждым трудовым усилием они становятся сильнее.
3 Индивидуальная работа с Глебом, Альбиной.
Развитие движение «Лягушки»
Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.
Упражнение «Сбей кеглю»
Цель: развитие глазомера, точности движений.
4 Подвижная игра. “У медведя во бору”.
Цели: закреплять умение быстро бегать; развивать глазомер. На одной стороне площадки проводится черта (шнур, веревка) — это опушка леса. На расстоянии 2—3 шагов определяется место для медведя — это его берлога. На другой стороне площадки обозначается дом детей (также ограничивается шнуром). Выбирается медведь. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Идемте гулять!» и вместе с ними направляется к опушке леса. Все собирают грибы и ягоды(имитируют движения) — дети выполняют соответствующие движения и при этом говорят:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
Медведь с рычанием встает, дети убегают. Медведь старается поймать (коснуться) кого-либо. Пойманного отводит к себе. Игра возобновляется. После того как медведь поймает 2—3 играющих, назначается другой медведь. Игра повторяется.
Выносной материал.
Для трудовой деятельности: ведерки, метелки, грабли.
Для подвижной игры: маска медведя, шнур, веревка,кегли,мяч.
Картотека дидактических игр по экологии в средней группе.
1.«Что где растёт?»
Цель: Формировать у детей элементарные представления о том, где растут овощи, фрукты, цветы, ягоды, грибы.
«Вершки и корешки».
Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки.
«Что сажают в огороде?»
Цель: Способствовать умению классифицировать предметы по отдельным признакам (по месту их произрастания).
«Определи на вкус»
Цель: Упражнять в умении определять вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький).
«Найди, о ком расскажу».
Цель: Закрепить умение находить животное по его характерным признакам.
2.
«Раз, два, три дерево назови».
Цель: Закрепить название деревьев (берёза, дуб, клён, ель, рябина).
«Кто живёт в лесу».
Цель: Закрепление знаний о животных, живущих в лесу.
«Кто знает, пусть продолжает».
Цель: Учить подбирать слова к обобщаемому слову (насекомые - это…).
«Найди листок, какой покажу».
Цель: Способствовать умению находить листок по показу.
«Собери дерево из частей».
Цель: Закреплять умение собирать из частей целое.
«Кто с хозяином живёт, что хозяину даёт? »
Цель: Закрепить знания детей о домашних животных, и пользе , которую они приносят.
«С какой ветки детки?»
Цель: Закреплять знания о деревьях и их плодах.
«Загадки о животных» (лесных и домашних).
Цель: Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.
«Кто ползает, а кто летает»
Цель: Формировать знания детей о насекомых и способах их передвижения.
«Сложи картинку»
Цель: Совершенствовать умение собирать из частей целое. Закреплять знания о временах года.
«Да и нет».
Цель: Упражнять детей в распознавании овощей и фруктов.
«Кто во что одет».
Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть).
«Охотник и пастух».
Цель: упражнять детей в группировке диких и домашних животных.
«Когда это бывает?»
Цель: Закрепить знания детей о частях суток, упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток.
«В магазине растений»
Цель: Закрепить знания детей о растениях, умение правильно их классифицировать.
«Кто живёт у нас зимой».
Цель: Закрепление знаний о зимующих птицах нашего края и их названия.
«Какое время года»
Цель: Способствовать умению детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года.
«Разрезные картинки».
Цель: Закреплять знания детей о строении тела домашних животных.
«Кто, где живёт»
Цель: Закреплять знания детей о насекомых и месте их обитания.
«Бывает - не бывает»
Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
«Зоологическое лото»
Цель: Упражнять в умении объединять предметы по месту их обитания.
«Все по домам».
Цель: Учить, по внешнему виду домика, определять животное, в нём живущее.
«Чьи детки?»
Цель: Способствовать умению называть животных и их детёнышей.
«Загадки об овощах»
Цель: Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова. «Найди по названию».
Рекомендации для родителей "О лечебных свойствах березы".
В России много берёз. Особенно много их в Сибири, но и Кавказ берёзовыми насаждениями не обижен. Если берёзовый подлесок за забором Вашей дачи кажется Вам скучным, пора взглянуть на известное дерево с другой стороны и узнать всё о целебных свойствах берёзы.
На Руси берёза являлась наиболее часто применяющимся растением. В народной медицине издавна использовались все её части: берёзовые листья, почки, кора, берёзовый сок.
Берёзовые листья собирают в начале распускания. Размер их должен быть не более полутора сантиметров в диаметре. Только такие молоденькие листочки годятся для лекарственных целей при употреблении внутрь. Берёзовые ветки с листьями, которые срезаются в июне, годятся лишь для бани в виде веников. В листьях берёзы много витаминов. Содержание витамина C превышает 3%, а это больше, чем в высоковитаминных плодах шиповника. И тем больше его, чем мельче и моложе листочек. Витамин P служит для укрепления стенок кровеносных сосудов.
Берёзовые почки собирают в конце зимы, срезая тонкие ветви. Высушивают. Обмолачивают почки. Сушат и листья, и почки берёзы при температуре воздуха не выше 30 градусов по Цельсию. Это позволяет сохранить ценные эфирные масла.
Наиболее сильный эффект листьев и почек берёзы – это мочегонный (диуретический). Поэтому издревле применялись оба вида лекарственного растительного сырья при отёках. Однако, механизм действия листа берёзы и почек различен. Количество выделяемой из организма жидкости (диурез) под действием берёзовых листьев и почек может увеличиваться в 5 раз, по сравнению с обычным диурезом. При этом не нужно думать, какого рода отёки: почечного или сердечного происхождения. Берёзовые листья применяются также при желчнокаменной болезни, камнях в почках и мочевом пузыре. Мягче действует берёзовый лист, так как почки берёзы, имея в своём составе смолистые вещества, сильно раздражают паренхиму почек больного. При лечении людей, страдающих гломерулонефритом, пиелонефритом, могут наблюдаться боли в области поясницы, белок в моче. Лист берёзы как раз подходит для лечения этой группы людей.
Рецепт приготовления настоя берёзовых листьев: 2 чайных ложки измельчённых листьев залить 1 стаканом кипятка, настоять 6 часов. Выпить в 2-3 приёма с промежутками 4-6 часов.
При подагре берёзовые листья применяются из-за их способности выводить излишки мочевой кислоты из организма. Берёзовыми листьями обкладывают больные места при ревматизме, артрите. При болях в суставах можно использовать распаренный лист берёзы, а можно и сырой майский лист. Но сырой лист прикладывают не более чем на 1 час.
При простуде лист берёзы используют как потогонное средство наравне с листом малины. Если температура тела почти нормальная, но плохое самочувствие налицо, в сбор для больного кладут больше листа берёзы. Если же температура тела повышается, то кладут больше листа малины.
При гингивитах, стоматитах и других заболеваниях ротовой полости настойка берёзового листа может быть использована для полосканий, т.к. она обладает ярко выраженным бактерицидным действием. В качестве желчегонного средства также применяют настойку берёзового листа. В этом случае капают под язык (сублингвально). В качестве наружного бактерицидного средства наравне с настойкой календулы применяется настойка из берёзовых листьев, при долго незаживающих ранах, ссадинах, порезах.
Рецепт настойки листьев берёзы: 50 грамм сушёных листьев берёзы залить 0,5 л 40% спирта (или водки). Настаивать 10-14 дней в тёмном месте, периодически взбалтывать. Принимать взрослым по 20 капель в трети стакана воды на один приём. Для наружного применения использовать в виде компрессов. Для полосканий 2 чайные ложки развести в 1 стакане тёплой кипячёной воды. Хранить настойку в домашней аптечке можно долго, 3 года.
В качестве лекарственного сырья также издавна используют кору берёзы, например, при рожистых заболеваниях. А именно, верхний тоненький слой, который обычно полощется на ветру. В старину этими тоненькими плёнками обкладывали рожу, сверху клали красную материю и завязывали на ночь.
Более глубокая часть коры применялась в качестве сорбента. Её мололи в порошок и применяли внутрь при различных отравлениях. Например, при отравлениях метиловым спиртом, который часто содержится в некачественном самогоне. С этой целью порошок коры берёзы следует принимать внутрь по половине чайной ложки, запивая большим количеством воды.
В народной медицине использовали также и древесину берёзы. Золой берёзовой древесины посыпали долго незаживающие раны. Готовили ещё и берёзовый дёготь, который и по сей день применяется народными врачевателями и травниками при лечении экземы. Особенно, если речь идёт о некрозной экземе. Смешивают порошок корневища аира с берёзовым дёгтем и накладывают тонким слоем на поражённые места. Аналогично смесь применяют при псориазе, лишае, кожных паразитарных инвазиях.
Но и на этом полезные свойства берёзы не заканчиваются. Общеизвестно, что самое вкусное у берёзы – это её сок. Он очень полезен ослабленным больным в качестве добавки к рациону питания, потому что содержит в себе множество легко усваиваемых сахаров. Берёзовый сок способен выводить соли тяжёлых металлов, например: иридия и свинца. Сок берёзы имеет более высокие свойства, если дерево растёт на открытой местности, свободной от подлеска, кустарников. Из берёзового сока готовят также квас.
Рецепт полезного кваса на берёзовом соке: сок нагреть до 35 градусов по Цельсию, добавить в него дрожжевую закваску (5-10 г на 1 литр сока). Закупорить, настаивать 3 дня. Затем поставить в холодное место. Пить охлаждённым.
Вокруг нас очень много простых, безвредных, а главное доступных лекарств, нужно только уметь ими вовремя и правильно воспользоваться. Будьте здоровы!
Непосредственно образовательная деятельность с детьми
Образовательная область «Познание»
Тема: «Во поле береза стояла»
Цель: Расширить знания детей о символе России – березе. Продолжать учить детей делать поделки из бумаги, методом «оригами». Развивать навыки работы с бумагой; выполнения точных, аккуратных сгибов; отрабатывать навыки сгибания квадратного листа по диагонали, по горизонтали и вертикали пополам, закрепить понятие о базовой форме «воздушный змей»; учить украшать свою поделку дополнительными деталями по замыслу. Воспитывать самостоятельность и инициативность, эстетические эмоции и чувства.
Оборудование: Образец воспитателя. Квадратный лист цветной двусторонней бумаги размером 15х15см и прямоугольный лист бумаги размером 10х5см. Цветные карандаши.
Ход деятельности:
Воспитатель рассказывает детям:
- Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах душистые почки. Множество перелетных певчих птиц собираются в березовых рощах. Войдете в березовый лес – и кажется, что он весь будто подернут зеленой дымкой.
Хорошо в березовой роще ранней весной. Воздух в березовом лесу при распускании почек на деревьях как никогда чист и прозрачен. А запах какой! Свежий, острый и чуть – чуть горьковатый. Так пахнут молодые, едва распустившиеся листочки на березе.
Любит наш народ красавицу березку и за ее красоту, и за пользу, которую она приносит. Из бересты делают посуду, туески – корзинки, шкатулки и картины. Почки, молодые листья содержат смолу, витамины. Их заваривают горячей водой и применяют при разных болезнях. А в русской бане душистый березовый веник и горячий пар прогоняют любую хворь.
Береза не только вылечит, но и напоит. Ее сок очень полезен. Весной легко набрать березового сока. Очень важно не забыть потом закрыть «ранку», чтобы дерево не погибло. Нельзя брать сок у берез в городских парках, так как нужно особенно беречь и охранять деревья, растущие в городе.
Воспитатель предлагает детям смастерить березу. Показывает свой образец березы.
- Посмотрите сначала на схемы. Какая базовая форма нам нужна? («воздушный змей»). Кто расскажет, как надо ее сделать?
Таким образом анализируется все схемы.
Физкультминутка (Дети выходят из-за столов и выполняют движения по тексту)
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят,
Как они сядут – покажем:
Крылья сложили назад.
(Выполняется 2 раза)
Затем воспитатель предлагает приступить к работе. (По предложенному планнну)
- Весной на березке появляются украшения. (Какие? Ответы детей.). Сережки – это собранные вместе цветочки на мягкой свисающей ножке. Сережки есть у многих деревьев: у осины, дуба, ивы, ольхи, тополя и др. Давайте и мы нарисуем на наших березках сережки желтыми карандашами.
Анализ деятельности:
- У нас получились очень красивые березки. Понравилось вам работать? Что понравилось? Все ли у нас получилось? Давайте сравним наши березки с образцами. Давайте из наших березок сделаем березовую рощу.
- Полюбуемся нашими красавицами березками. Прочитать стихотворение М. Елецкой:
Любите наш лес –
Богатство природы.
Он сказочный весь
В любую погоду.
Приходите в гости в лес,
Но не забывайте правил:
Не разоряйте гнезда
КОНСПЕКТ
совместной образовательной деятельности
с детьми среднего дошкольного возраста
по художественно-эстетическому развитию
(рисование)
на тему: «Зимнее дерево»
Тип ООД: занятия по закреплению знаний, умений, навыков;
Вид ООД: тематическое
Интегрируемые образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие
Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники: пальчиковая игра, коммуникативная, познавательная,
Тема НОД:«Зимнее дерево» (нетрадиционные техники рисования) Возрастная группа детей: средняя группа (5-6 лет)
Цель: развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования.
Обучающая: расширять и закреплять представление детей о деревьях и об их названиях и умение рисовать используя нетрадиционные техники рисования . Закрепить знания детей с нетрадиционной художественной техникой кляксографии с трубочкой последующим дофантазированием изображения. Продолжать учить детей, вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание. Использовать знакомые приемы рисования тампоном и ватными палочками при дорисовании рисунка.
Воспитательная: Способствовать поддержанию положительных эмоций у детей на протяжении всего занятия, поддерживать двигательную активность во время пальчиковой игры .Воспитывать самостоятельность.
Развивающая: развивать логическое мышление, познавательную активность. Развивать дыхательную систему. Воспитывать аккуратность.
Словарная работа: кляксография, клякса.
Оборудование:
Раздаточный материал: тонированная бумага голубого цвета, емкости с разведенной гуашью белого и коричневого цвета, ложечка, трубочки для коктейля, небольшой кусок поролона или губки, тряпочка или влажная салфетка для рук, трубочка для коктейля, вода.
Демонстративный материал: Репродукции, иллюстрации, фотографии с изображением зимних пейзажей. ИКТ: компьютер, проектор, экран, (презентация к занятию).
Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации с зимним пейзажем, разучивание песен и стихов о деревьях и о зиме, наблюдение за деревьями, кустарниками во время прогулки; выдувание воздуха через трубочки.
Индивидуальная работа: Закрепили прием рисования с ватными палочками с Русланом ,Софьей (часто болеющие дети).Учились правильно выдувать воздух через трубочку с Дилярой, Самирой, Андреем, Настей. Разучивали пальчиковую игру "Деревья" с Азатом, Самиром, Денисом.
Структура и методические приемы ООД
Игровые 1. создание игровых ситуации.
Наглядные 1. рассматривание иллюстрации
2. Показ способов действия.
Практические 1. Совместные действия педагога и ребенка.
2. Действия по образцу
3. Выполнение действии по словесной инструкции
Словесные 1. Вопросы, указания , пояснения
2. Художественное слово
Структура НОД:
1. Вводная часть – 3 мин.
а) беседа
б) художественное слово
2. Основная часть - 15 мин
а) игровая ситуация
б) показ последовательности рисования
в) продуктивная деятельность детей
3. Заключительная частХод;
Воспитатель:- - Ребята, вы верите в волшебство?
Ответы детей.
- А кто из вас мечтает стать волшебником?
Воспитатель: -Сегодня я предлагаю вам превратится в волшебников. Итак, повторяем за мной " ….Завертелись, закружились… и в волшебников превратились!"
- Вот вы и превратились в волшебников. Как вы думаете, какие предметы используют волшебники?
Дети: Волшебную палочку, шапку-невидимку, сапоги-скороходы, скатерть самобранку, волшебное зеркальце.
Воспитатель:- А Мы с вами волшебники-художники, поэтому у нас свои волшебные предметы. Они у вас и у меня лежат на столе. Назовите их пожалуйста. (Трубочки, ватные палочки, краски, губки и т.д.). Эти предметы и помогут нам совершить волшебство – нарисовать обычную картину необычным способом.
-А вот, что именно мы будем рисовать, вы узнаете, отгадав загадку:
"Много рук, а нога одна".
Дети: -дерево березу
Воспитатель- Молодцы ребята .Вы правильно отгадали.
Воспитатель: Мы с вами настоящие волшебники, поэтому попробуем изобразить зимние дерево, с помощью волшебной палочки- трубочки.
Подойдите И встаньте вокруг моего стола.
Воспитатель:- Сейчас я возьму кисточкой краску и сделаю кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. С помощью трубочки дую на кляксу, но конец трубочки не должен касаться ни бумаги, не краски. Раздувая кляксу «рисую» дерево нужной высоты…. При необходимости лист можно поворачивать, создавая ветки. Такая техника рисования называется –
Дети: кляксография.
Воспитатель: Да правильно. А теперь пройдите, пожалуйста, к столам и садитесь.
Но, с начало мы с вами потренируемся. Возьмите трубочки и попробуйте нарисовать с помощью трубочки и воздуха воображаемое дерево.(дети рисуют в воздухе) Хорошо у вас получается..
А сейчас приступайте к рисованию. Не спешите, работаем аккуратно
Воспитатель: -Вы просто настоящие волшебники!
А чтобы наши пальчики не устали мы сейчас поиграем в пальчиковую игру
"Деревья" Вот деревья: Клен, рябина, липа, Дуб, береза, вяз, Ясень, тополь, елка, пихта, Мы в лесу встречаем вас. | Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами. Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке. |
Воспитатель:- А что делают деревья зимой?
Дети ::В зимнее время деревья как бы замирают, засыпают до весны.
Воспитатель- Давайте и мы с вами укроем наши деревья теплым и легким одеялом, чтобы они спокойно спали всю зиму сладким сном. Только вот чем мы их можем укрыть?
Дети: Снегом
Воспитатель:- Для этого на нашей картине должен пойти снег. Какой инструмент поможет нам изобразить снег?
Дети : ватные палочки
Воспитатель: Правильно возьмите– ватные палочки, макаем её в краску и наносим на картину, приговаривая волшебные слова:
«Пусть падает снежок на волшебный мой листок!»
Воспитатель. - Наш снежок должен укрыть ветки. Чтобы им было тепло.
- А снег на нашей картине все идет и идет, укрывая землю белым пушистым одеялом. И вот под деревом его становится все больше и больше. А теперь какой инструмент нам поможет
Дети: губка
Воспитатель: Изобразите губкой снег под деревом.
- Какие же прекрасные зимние деревья получились у вас!
А сейчас немножко отдохнем.
Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер все тише-тише,
А деревцо все вые и выше.
- Как вы думаете, как сейчас чувствуют наши деревья? (Им тепло, уютно.
- Прислушайтесь, мне кажется, что они что-то шепчут вам (Спасибо, добрые волшебники!)
А давайте тихонько скажем им (Сладких снов вам деревья!)
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Мы с вами рисовали необычным способом -….. с трубочкой , а как называется эта техника рисования?
Дети : Кляксографией.
Воспитатель : А чем еще мы рисовали ?
Дети: ватной палочкой и тампоном..
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось? Прикрепите ваши рисунки на доску с помощью магнитика . (Дети прикрепляют )
Какие красивые деревья! Чьи работы получились самыми интересными?... Какое настроение у вас сейчас?..... Вам понравилось быть волшебниками?......
Молодцы ребята! А теперь давайте взмахнем палочкой и скажем волшебные слова :"Завертелись, закружились… и в детей мы превратились!" И мы очутились с вами в нашей группе. Вы молодцы. Давайте еще раз полюбуемся на зимние волшебные деревья
Пословицы, приметы и загадки о березе:
. Береза не угроза – где она стоит там и шумит.
. Белая береста – да деготь чернь.
. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
. Влезу на горушку, отдеру телушку, сало в рот, а кожу прочь (березовый сок).
. Из березы течет много сока – к дождливому лету.
. Коли береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, а если ольха наперед – то мокше будет.
. Когда береза станет распускаться, сей овес.
. Зазеленеет, покроется клейкими листочками береза – значит, пора раскрываться почкам и на вишне, и на яблоне, и на груше. А людям пора в огородах картошку сажать.
. Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(березки)
. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(березка)
Стихотворения о березе:
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В зеленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Люблю ее заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую.
То грустную, плакучую.
(А Прокофьев)
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы
И холщевый ее сарафан.
( С. Есенин).
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
( С. Есенин).
В белых платьицах подружки из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке, листья в косы заплели.
В мае россыпью сережек их украсится наряд.
Много исходив дорожек, я всегда березе рад.
( С.А. Васильева)
Печальная береза у моего окна,
И прихотью мороза разубрана она.
Как гроздья винограда, ветвей концы висят,
И радостен для взгляда весь траурный наряд.
Люблю игру денницы я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы стряхнут красу ветвей.
( А. Фет).
Познавательное занятие с элементами изобразительной деятельности: «Люблю березу русскую».
Цель: Приобщить детей к истокам русской народной культуры; учить понимать ассоциацию образа природы с олицетворением.
Задачи:
-учить устанавливать причинно-следственную связь, использовать прием изобретательных задач;
-учить детей выполнять поисковые действия, анализ сюжетов, обосновывая свои выводы;
-расширять знания детей о правилах поведения в природе, побуждать к действиям бережного отношения к окружающему миру;
-поддерживать желание активно выражать эмоции, через поэтическое слово и изобразительную деятельность, используя прием РТВ (рисование воском);
-совершенствовать навыки связной речи и грамматического построения речи—воспитывать умение через рисунок выражать свое настроение.
Материал: один образец рисунка «Березовая ветка», музыка для сопровождения рисования, предметные картинки, банки с краской, кисточки, простые карандаши, салфетки, кукла, восковые мелки, видеокассета.
Ход занятия
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Отгадайте загадку: «Какое дерево носит сережки?» (Береза.)
Под музыку входит девочка, переодетая в березку.
Девочка: Здравствуйте, ребята!
Я березка русская,
То светлая, то грустная,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
Ребята, расскажите, кто знает, что-нибудь обо мне, и я за это подарю вам свои листочки.
Дети: Березку можно встретить в лесу и в поле. Она украшает городские парки. Цветет береза весной, а семена березки называют «сережками».
Воспитатель: Давным-давно родилась береза в России и полюбил ее народ за красоту. На Руси все девушки носили длинную русскую косу и вплетали туда ленточку. Девушек рисовали рядом с березой, говорили: «Тонкая, как березка». Какие еще можно подобрать слова для сравнения?
Дети: Хрупкая, нежная.
Воспитатель: Сейчас полюбуемся красотой березки под звуковое сопровождение. (Дети смотрят видеозапись.) Музыка звучала веселая, а иногда грустная. И настроение березки менялось с музыкой. Дети, давайте послушаем ваши стихи про березку.
Дети рассказывают стихотворения про березку.
Воспитатель: Приятно гулять по березовой роще в любое время года и в любую погоду. Дети, а вы знаете, как надо вести себя в лесу? Давайте поиграем, я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать «хорошо» или «плохо».
Игра «Хорошо – плохо».
-Ломать ветки у деревьев? (Плохо. Потому что им больно.)
-Гулять по тропинке в лесу? (Хорошо.)
-Собирать ядовитые грибы? (Плохо, так как можно отравиться.)
-Разводить костер в лесу? (Плохо, так как может случиться пожар.)
-Собирать березовый сок? (Хорошо, так как он полезный.)
-Оставлять в лесу мусор? (Плохо, так как лес будет загрязняться.)
Воспитатель: Загадки отгадывать вы умеете, а можно ли вам доверить тайну? (Да.)
-Что это? (Стол.)
-Из чего сделан стол? (Из дерева.)
-А стулья? (Из дерева.)
-Крышка у стола какая? (Деревянная.)
Воспитатель: А внутри крышки опилки. Мебель делают не только из цельного дерева, но и из опилок с целью экономии. Опилки склеивают и получают материал, который называется ДСП.
Опыт с карандашом и крышкой стола.
Воспитатель: Почему карандаш не проходит сквозь крышку стола?
Дети: Потому что крышка стола твердая.
Воспитатель: Здесь скрыта тайна. В крышке стола и других деревянных предметах живут маленькие человечки, которые, взявшись за руки, не пускают карандаш.
Дети берутся в кругу за руки и показывают, какие сильные человечки живут в деревянных предметах.
Воспитатель: А сейчас давайте исполним хоровод «Ай да березка».
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод о том, что дает нам береза.
-Береза людей лечит. (Из почек делают лекарство.)
-Береза людей кормит. (Своим березовым соком.)
-Береза людей греет. (Березовыми дровами.)
-Береза людей радует. (Своей красой.)
Воспитатель: Что-то загрустила наша березка, может, у нее что-то случилось?
Девочка: Расту я на опушке леса совсем одна, и нет рядом моих подружек.
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем березке подружек.
(Показывает образец, поясняет этапы работы с воском.)
Дети рисуют под музыку.
Воспитатель: Какие разные у вас получились березки. У кого задумчивая, у кого грустная, у кого веселаяя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповой, познавательно - исследовательский проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Волшебные деревья»
Во время прогулки дети увидели на берёзе зелёные и жёлтые листья, и стали высказывать свои рассуждения. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о деревьях очень скудные. Таким о...
Проект по экологическому воспитанию детей «Люблю березку русскую»
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав,...
Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!»
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм ...
Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!» Январь 2017 год
Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Взрослые должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим ...
Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".
Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...
познавательно исследовательский проект по экологическому воспитанию в старшей - средней группе «НАСЕКОМЫЕ»
Познавательно исследовательский проект по экологическому воспитанию в старшей - средней группе «НАСЕКОМЫЕ»...
Познавательно – исследовательский проект по экологическому воспитанию детей средней группы «Юные экологи»
Формирование экологического сознания на современном этапе - одно из важных направлений в преодолении экологической проблемы. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования нач...