Проект по экологическому воспитанию «Маленькие исследователи большого мира» (старшая группа)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Стецюк Надежда Алексеевна

Проект по экологическому воспитанию

«Маленькие исследователи большого мира»

(старшая группа)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ДЕТСКИЙ САД №14 «ПОДСНЕЖНИК»

Проект по экологическому воспитанию

«Маленькие исследователи большого мира»

(старшая группа)



http://xn-----6kcbaeeenjhocfry2ddgdd5b6c2f.xn--p1ai/upload/iblock/5b2/5b2908b74df6dc981ca09347f30ddda7.jpg


Подготовила: воспитатель Стецюк Н.А.

г. Пушкино, 2019 г.

Актуальность проекта:

«Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.                  Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личности мы, взрослые обязаны научить наших будущих «учёных», «инженеров», «агрономов», «планетологов» элементарным анализу и синтезу, умению сравнивать и классифицировать, доводить начатое дело до конца. А главное - научить ребёнка ощущать счастье первооткрывателя и экспериментатора.

Цель проекта:

Формирование культуры природопользования, развитие познавательного интерес у детей в процессе экспериментирования в летний период.

Задачи проекта:

Для работы с детьми

1.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:

*Наблюдения за объектами неживой природы;

*Беседы о свойствах и значимости воды, воздуха, песка, глине, камней, почвы в жизни человека и живой природы в целом;

*Простейшие опыты с объектами неживой природы;

2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.

3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.

4.Формировать коммуникативные навыки.

Для работы с родителями

1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.

2.Выполнять совместные задания по проекту.

Для педагога

1.Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

2.Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.

3.Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.

4.Помогать детям добывать знания.

5.Оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта.

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Время реализации проекта: июнь 2019 г.

Участники проекта: воспитатель Самоныкина И.С., дети старшей группы, родители воспитанников.

Предполагаемый результат:

Для детей: Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины, камней, магнита и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.

Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми:

Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение х/л, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории

-Составление плана работы над проектом.

- Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.

- Разработка игр, конспектов НОД с элементами экспериментирования.

II этап – реализация проекта

Организованная образовательная деятельность

Песок и глина

Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни.

- Беседы: «Животные и песок», «Где используют песок и глину».

- Чтение Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки»: «О связи неживой и живой природы».

- Опыт 1.

« Легко ли сыплется песок и глина?»

- Опыт 2.

«Куда исчезла вода?»

- Опыт 3.

«Лепим из влажной глины и песка»

- Дидактическое упражнение «Узнай на ощупь».

- Конкурс на лучшую постройку из песка.

Камни

Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека.

- Беседа «Живые камни».

- Исследовательская деятельность:

1.«Какие камешки бывают».

2. «Камни твердые»

3. «Может ли камешек плавать?»

- Лепка «Разноцветные камешки и картины»

- Помощь в создании коллекции камней.

«Воздух

вокруг нас»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных.

- Исследовательская деятельность

Опыт№1

«Воздух невидимка»

Опыт №2

«Чем мы дышим»

Опыт №3

«Что легче: воздух или вода?»

Опыт №4

«Как поймать воздух?»

Опыт №5

«Можно ли взвесить воздух?»

Опыт№6

«Загадочные пузырьки»

Опыт №7

«Воздух сжимается»

- Игра на духовых музыкальных инструментах.

- Надувание воздушных шариков «Смешные мордашки».

- Игра-эстафета с воздушными шарами, ленточками, вертушками, мыльными пузырями

- Рисование «Нарисуй ветер»

«Чудесная кладовая – почва»

Цель: Дать первоначальные представления о составе почвы, ее свойствах.

- Исследовательская деятельность

Опыт №1

«В почве есть воздух»

Опыт №2

«Сжимание почвы»

Опыт №3

«Загрязнение почвы»

- Чтение Т.А.Шорыгина «Зеленые сказки» «Наша кормилица – земля», «Дождевой червяк»

 

III этап – обобщающий

-Презентация проекта:

Постановка сказки с элементами экспериментирования.

Представление опыта работы по проекту.

Литература:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Вераксы.

2. Николаева С.Н.«Ознакомление дошкольников с неживой природой». Москва «Просвещение» 2005 г.

3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.

4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.

5.Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».

6.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Изд. дом «Карапуз», 2001г.

7.Рыжова Н.А. Волшебница вода. М., 1997.

8.Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. М., 1998.

9.Рыжова Н.А. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, 10.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . – М., 2005, с.89.

11.Савенков. А. И. «Маленький исследователь». Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002г.

12.Акимова Ю.А.«Знакомим дошкольников с окружающим миром» ТЦ Сфера.

13.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет, Волгоград 2013г.

14. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013-2014 год.

15. Интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила воспитатель старшей группы СТЕЦЮК Н.А. 2019 г. ПРОЕКТ «МАЛЕНЬКИЕ ИС СЛЕДОВАТЕЛИ»

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ: Актуальность проекта Цель проекта Задачи проекта Предполагаемый результат Этапы реализации проекта

Слайд 3

Актуальность проекта «Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский) На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта. Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личности мы, взрослые обязаны научить наших будущих «учёных», «инженеров», «агрономов», «планетологов» элементарным анализу и синтезу, умению сравнивать и классифицировать, доводить начатое дело до конца. А главное - научить ребёнка ощущать счастье первооткрывателя и экспериментатора.

Слайд 4

Цель и задачи проекта Формирование культуры природопользования, развитие познавательного интерес у детей в процессе экспериментирования в летний период. Для работы с детьми 1.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через: *Наблюдения за объектами неживой природы; *Беседы о свойствах и значимости воды, воздуха, песка, глине, камней, почвы в жизни человека и живой природы в целом; *Простейшие опыты с объектами неживой природы; 2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение окружающему миру. 3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном. 4.Формировать коммуникативные навыки. Для работы с родителями 1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе. 2.Выполнять совместные задания по проекту. Для педагога 1.Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. 2.Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии сродителями , детьми. 3.Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта. 4.Помогать детям добывать знания. 5.Оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта.

Слайд 5

Предполагаемый результат: Для детей : Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины, камней, магнита и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов. Для родителей : повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация. Для педагога : повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Слайд 6

Этапы реализации проекта I этап – подготовительный Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории Составление плана работы над проектом. Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта. Разработка игр, конспектов НОД с элементами экспериментирования.

Слайд 7

II этап – реализация проекта Песок и глина Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни.

Слайд 8

«Воздух вокруг нас» Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных.

Слайд 9

«Чудесная кладовая – почва» Цель: Дать первоначальные представления о составе почвы, ее свойствах.

Слайд 10

Камни Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека.

Слайд 11

I II этап – обобщающий -Презентация проекта: Постановка сказки с элементами экспериментирования. Представление опыта работы по проекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Маленькие исследователи» (средняя группа)

Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личнос...

Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»

Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование  на тему «Маленькие исследователи большого мира»...

Проект по экологическому воспитанию «Чудесное лукошко» с детьми старшей группы

Проект по экологическому воспитанию «Чудесное лукошко»...

Проект по экологическому воспитанию "Птицы - наши друзья" в старшей группе

Раширение и углубление знаний детей о птицах родного края, формирование бережного отношения к пернатым, осознание необходимости помощи птицам в зимнее время года....

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!» в старшей группе

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ«БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!»...

Проект по экологическому воспитанию "Эколята-дошколята" для детей старшей группы

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образован...