Проект по экологическому воспитанию «Маленькие исследователи большого мира» (старшая группа)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Проект по экологическому воспитанию
«Маленькие исследователи большого мира»
(старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по экологическому воспитанию «Маленькие исследователи большого мира» (старшая группа) | 116.47 КБ |
proekt_malenkie_issledovateli.pptx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ДЕТСКИЙ САД №14 «ПОДСНЕЖНИК»
Проект по экологическому воспитанию
«Маленькие исследователи большого мира»
(старшая группа)
Подготовила: воспитатель Стецюк Н.А.
г. Пушкино, 2019 г.
Актуальность проекта:
«Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)
На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личности мы, взрослые обязаны научить наших будущих «учёных», «инженеров», «агрономов», «планетологов» элементарным анализу и синтезу, умению сравнивать и классифицировать, доводить начатое дело до конца. А главное - научить ребёнка ощущать счастье первооткрывателя и экспериментатора.
Цель проекта:
Формирование культуры природопользования, развитие познавательного интерес у детей в процессе экспериментирования в летний период.
Задачи проекта:
Для работы с детьми
1.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
*Наблюдения за объектами неживой природы;
*Беседы о свойствах и значимости воды, воздуха, песка, глине, камней, почвы в жизни человека и живой природы в целом;
*Простейшие опыты с объектами неживой природы;
2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.
3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
4.Формировать коммуникативные навыки.
Для работы с родителями
1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
2.Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога
1.Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
2.Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
3.Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
4.Помогать детям добывать знания.
5.Оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта.
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Время реализации проекта: июнь 2019 г.
Участники проекта: воспитатель Самоныкина И.С., дети старшей группы, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
Для детей: Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины, камней, магнита и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение х/л, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории
-Составление плана работы над проектом.
- Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.
- Разработка игр, конспектов НОД с элементами экспериментирования.
II этап – реализация проекта
Организованная образовательная деятельность |
Песок и глина Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни. |
- Беседы: «Животные и песок», «Где используют песок и глину». - Чтение Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки»: «О связи неживой и живой природы». - Опыт 1. « Легко ли сыплется песок и глина?» - Опыт 2. «Куда исчезла вода?» - Опыт 3. «Лепим из влажной глины и песка» - Дидактическое упражнение «Узнай на ощупь». - Конкурс на лучшую постройку из песка. |
Камни Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека. |
- Беседа «Живые камни». - Исследовательская деятельность: 1.«Какие камешки бывают». 2. «Камни твердые» 3. «Может ли камешек плавать?» - Лепка «Разноцветные камешки и картины» - Помощь в создании коллекции камней. |
«Воздух вокруг нас» Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. |
- Исследовательская деятельность Опыт№1 «Воздух невидимка» Опыт №2 «Чем мы дышим» Опыт №3 «Что легче: воздух или вода?» Опыт №4 «Как поймать воздух?» Опыт №5 «Можно ли взвесить воздух?» Опыт№6 «Загадочные пузырьки» Опыт №7 «Воздух сжимается» - Игра на духовых музыкальных инструментах. - Надувание воздушных шариков «Смешные мордашки». - Игра-эстафета с воздушными шарами, ленточками, вертушками, мыльными пузырями - Рисование «Нарисуй ветер» |
«Чудесная кладовая – почва» Цель: Дать первоначальные представления о составе почвы, ее свойствах. |
- Исследовательская деятельность Опыт №1 «В почве есть воздух» Опыт №2 «Сжимание почвы» Опыт №3 «Загрязнение почвы» - Чтение Т.А.Шорыгина «Зеленые сказки» «Наша кормилица – земля», «Дождевой червяк» |
III этап – обобщающий
-Презентация проекта:
Постановка сказки с элементами экспериментирования.
Представление опыта работы по проекту.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Вераксы.
2. Николаева С.Н.«Ознакомление дошкольников с неживой природой». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.
5.Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
6.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Изд. дом «Карапуз», 2001г.
7.Рыжова Н.А. Волшебница вода. М., 1997.
8.Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. М., 1998.
9.Рыжова Н.А. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, 10.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . – М., 2005, с.89.
11.Савенков. А. И. «Маленький исследователь». Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002г.
12.Акимова Ю.А.«Знакомим дошкольников с окружающим миром» ТЦ Сфера.
13.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет, Волгоград 2013г.
14. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013-2014 год.
15. Интернет ресурсы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОДЕРЖАНИЕ: Актуальность проекта Цель проекта Задачи проекта Предполагаемый результат Этапы реализации проекта
Актуальность проекта «Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский) На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта. Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личности мы, взрослые обязаны научить наших будущих «учёных», «инженеров», «агрономов», «планетологов» элементарным анализу и синтезу, умению сравнивать и классифицировать, доводить начатое дело до конца. А главное - научить ребёнка ощущать счастье первооткрывателя и экспериментатора.
Цель и задачи проекта Формирование культуры природопользования, развитие познавательного интерес у детей в процессе экспериментирования в летний период. Для работы с детьми 1.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через: *Наблюдения за объектами неживой природы; *Беседы о свойствах и значимости воды, воздуха, песка, глине, камней, почвы в жизни человека и живой природы в целом; *Простейшие опыты с объектами неживой природы; 2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение окружающему миру. 3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном. 4.Формировать коммуникативные навыки. Для работы с родителями 1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе. 2.Выполнять совместные задания по проекту. Для педагога 1.Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. 2.Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии сродителями , детьми. 3.Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта. 4.Помогать детям добывать знания. 5.Оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта.
Предполагаемый результат: Для детей : Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины, камней, магнита и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов. Для родителей : повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация. Для педагога : повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Этапы реализации проекта I этап – подготовительный Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории Составление плана работы над проектом. Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта. Разработка игр, конспектов НОД с элементами экспериментирования.
II этап – реализация проекта Песок и глина Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни.
«Воздух вокруг нас» Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных.
«Чудесная кладовая – почва» Цель: Дать первоначальные представления о составе почвы, ее свойствах.
Камни Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека.
I II этап – обобщающий -Презентация проекта: Постановка сказки с элементами экспериментирования. Представление опыта работы по проекту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Маленькие исследователи» (средняя группа)
Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личнос...
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»...
Проект по экологическому воспитанию «Чудесное лукошко» с детьми старшей группы
Проект по экологическому воспитанию «Чудесное лукошко»...
Проект по экологическому воспитанию "Птицы - наши друзья" в старшей группе
Раширение и углубление знаний детей о птицах родного края, формирование бережного отношения к пернатым, осознание необходимости помощи птицам в зимнее время года....
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!» в старшей группе
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ«БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!»...
Проект по экологическому воспитанию "Эколята-дошколята" для детей старшей группы
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образован...