Конспект НООД по познавательному развитию "Путешествие в зимний лес". Старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Тема: «Путешествие в зимний лес»
Цель: уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, лось);
Образовательные задачи:
- обобщить и закрепить знания детей о жизни животных зимой: где живут, чем питаются; как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов).
- расширить их знания о повадках лесных жителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
media_konspekt.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы
Тема
«Путешествие в зимний лес»
Подготовила:
воспитатель Ростова Н.С.
Образовательная область: «Познавательное развитие», (интеграция с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Физическое развитие»)
Тема: «Путешествие в зимний лес»
Цель: уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, лось);
Образовательные задачи:
- обобщить и закрепить знания детей о жизни животных зимой: где живут, чем питаются; как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов).
- расширить их знания о повадках лесных жителей.
Развивающие задачи:
- развивать умение наблюдать, анализировать;
- развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи
- развивать мышление (умение самостоятельно выделять существенные признаки животных, фиксировать и обобщать их по элементам модели для использования в игре);
- развивать связную формировать и активизировать словарь одежда, дикие животные, обогащать словарный запас (“гайно”, “мышкует” травоядные, хищники);
- развивать познавательно-исследовательский интерес.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к животным;
- воспитывать любовь к природе;
- способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками.
- Методы и приемы: Беседа, вопросы, двигательные упражнения, д/игра, чтение стихов, загадок, постановка проблемного вопроса, экспериментирование, игра.
Материал и оборудование:
Ноутбук, проектор, презентация, ванночка со снегом ( для проведения опыта), карточки-модели (оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат); еловая шишка, веточка; фонограмма вьюги, подвижная музыка для игры (звуковой формат МР 3), стихи, загадки о животных, д/и «Кто, что ест».
Предварительная работа: беседа о животных, оформление в группе альбома “Дикие животные”; беседа о повадках животных зимой, чтение рассказа «Бюро лесных услуг» Н. Сладкова, дидактические игры «Кто, где живёт? »Беседы о временах года, о зимней одежде людей.
Логика образовательной деятельности
Воспитатель: | Дети: ожидаемые реакции детей |
Ребята, посмотрите ,как красиво кружатся за окном снежинки. Привлекает внимание детей. Побуждает на монологическую речь, высказывание своих мнений. Скажите, какое сейчас время года? Неправильно ответивших детей, корректно поправляет. Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку, а на ней что-то написано! Давайте прочитаем! «Здравствуйте девочки и мальчики . Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами! » Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей? А вы когда-нибудь были в зимнем лесу? Давайте отправимся сегодня с вами в путешествие в зимний лес, но сначала нам нужно одеть теплую одежду, согласны? Что же нам необходимо надеть? (ответы детей). Проводится подвижная игра «Оденься» с имитацией движений. В.: Здравствуй лес, чудесный лес Полный сказок и чудес. Кто в глуши твоей таится, Что за зверь, какая птица? Все открой не утаи, Ты же видишь, мы пришли. (слайд № 1) Звучит фонограмма «Вьюга» | Привлечение внимания детей. Вхождение в игровую ситуацию. Зима. Да! Нет…
Куртку, шапку, теплые штаны, сапоги, шарф. Дети выполняют имитационные движения. Дети слушают. |
- Ветер дует, вьюга поднимается. Холодно зимой в лесу (показывает движения). Ребятки, посмотрите , какие сугробы намело в лесу. Постанова проблемного вопроса Вы хотите потрогать снег? Опыт «Свойства снега» (дети трогают снег, который лежит в ванночке) Какой же он? Почему он тает в наших руках? Правильно, наши ручки теплые, а снежок – холодный, и поэтому он тает в наших руках. А еще наши ручки теплые, потому что мы зимой одеваемся тепло и не мерзнем, а как вы думаете, животным холодно в зимнем лесу? А вы знаете, как спасаются звери от морозов? Снять одежду и надеть другую они не могут, но у всех зверей зимой шерсть становится более пушистой и теплой. Я думаю, что мы сегодня обязательно увидим в лесу зверей и узнаем, как они живут. Но для начала нам нужно отгадать загадки, чтобы узнать, к каким животным мы сегодня попадем в гости. Воспитатель активизирует познавательную активность. Побуждает к мышлению. Живет в лесу и в парке городском, (слайд№2) В.: Чем питается белка? Где берет еду? Почему белка легко находит шишку под снегом? Куда белка прячется в сильные морозы? Чем утепляет свое гнездо, дупло? Меняется шубка у белочки? (серо-серебристый мех) Воспитатель подводит к правильным ответам, обращает внимание на правильные ответы) - Да, гнездо у белки получается очень теплое, а я вам сейчас расскажу, как она его строит: Сначала белка ищет укромное место на хвойном дереве. И сплетает из тонких веточек гнездо. Передними лапками она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья, друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар. А сбоку оставляет отверстие для входа. Такое беличье гнездо называют “гайно”. Как можно по другому назвать гнездо белки? Кто запомнил? Давайте ещё раз повторим – “гайно». Иногда белка живет в старом гнезде вороны или сороки, часто зимует в глубоком дупле старого дерева. Следующая загадка Ушки вечно на макушке, (Слайд № 3) Скажите, как заяц готовится к зиме? Почему заяц меняет окраску на зиму? Как заяц спасается от врагов? А что же заяц кушает в лесу зимой? (ответы детей) Да, еды для зайчика в лесу маловато. Поэтому зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят на огороды и обгрызают старые капустные кочерыжки, могут погрызть стволы яблонек. Бывает, что в лесу зайцы скачут за лосями, лоси объедают можжевеловые кусты. А зайка терпеливо ждет. Вот осинка помешала лосю, он махнул головой – ветка обломилась и воткнулась в снег. Зайка не боится, с удовольствием грызет обломки ветки – подарок лося. Физкультминутка. Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк-волчишка. Есть у меня еще одна загадка - Хвост пушистый, шерсть ярка, И коварна и хитра. Знают звери все в лесу Ярко-рыжую…. (Слайд № 4) – Меняется Ли лисий наряд к зиме? (Окраску лисы не меняют. )Знает лисонька лиса, в шубе вся её краса. Как называется жилище лисы? Чей дом может занять лиса?– Чем питается лиса зимой? Рассказ. Конечно, главным кормом лисички становятся мыши–полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо. Когда лисичка охотиться на мышку, говорят, что она “мышкует”. (Слайд № 5) Что наша лисичка делала сейчас? Правильно – “мышковала”. Отгадайте еще загадку: Злой и страшный серый зверь, (Слайд № 6) В бесснежное время волки питаются преимущественно всякой лесной и полевой живностью - мышами, полевками, сусликами, хомяками, зайцами. У них длинные сильные ноги и они долго могут бежать за добычей, недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются. Меняет ли волк свой наряд? Правильно, цвет шерсти он не меняет, остаётся серебристо-серой. | Дети повторяют те же движения. Да, хотим. Холодный. Потому, что руки теплые. Анализируют, высказывают свои суждения.Устанавливают причинно-следственные связи Да, холодно. Отвечают. Отгадывают загадки. Белка Высказывают свои мысли. Повторяют «Гайно» Зайчик Активизируют необходимые знания, активно взаимодействуют. Высказывают суждения. Если ответ ребенка неправильный, дети исправляют ошибку, давая правильный ответ. Выполняют движения согласно словам - Лису. Отвечают на вопросы. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие внимания, мышления. - «Мышковала» Волк
Нет, не меняет. |
Подвижная игра с моделями «Кто, где живет»( с использованием музыки) -Ну, вот мы с вами и увидели, где живут звери, вспомнили, чем они питаются и почему не мерзнут зимой. А хотите поиграть со зверятами в игру? (Детям раздать по карточке-модели: оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат. Треугольник – лиса, круг – белка, квадрат – заяц. Повторить 2-3 раза. | Под музыку дети начинают имитировать движения животных, с окончанием музыки – занимают свои домики.) |
Постановка проблемного вопроса А почему невидно медведя и ежа? Побуждает к конструктивному мышлению. Правильно, зимой эти звери спят. (Слайд № 7 Молодцы, как много вы знаете! А как этих животных можно назвать быстро? | Отвечают на вопрос. Активно взаимодействуют, активизируют свои мыслительные процессы. Дикие животные |
Дидактическая игра «Кто что ест.» – Устали, наверное, а вот и дерево поваленное (мягкая спортивная дорожка), давайте сядем, отдохнем. Поиграем еще в одну игру “Кто что ест”. | Активизация мыслительной деятельности. |
Скажите, чем они все похожи? Те животные, которые питаются другими животными: волк, лиса, их называют – ХИЩНИКАМИ. А зайца, белку– ТРАВОЯДНЫМИ. | У них есть шерсть, 4 ноги (лапы), голова, уши, хвост, туловище |
Ну, что, ребятки, засиделись мы что-то с вами в зимнем лесу, а ведь нам пора возвращаться в детский сад, в нашу группу. Давайте попрощаемся с нашими новыми лесными друзьями. Понравилось вам наше зимнее путешествие? (рефлексия) - Вправо, влево повернись, в нашей группе очутись. | Да. Ответы детей. Проговаривают слова и выполняют движения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НООД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы
в сценарии представлен материал для старших дошкольников познавательного характера с элементами опытно-экспериментальной деятельности...
Конспект НООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну цифр»
Цель: Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6.Задачи: · Учить детей определять место числа в числовом ряду;·...
НООД по познавательному развитию «Вода вокруг нас» (старшая группа)
НООД по познавательному развитию на тему:«Вода вокруг нас»(старшая группа)Программное содержание. Показать значение воды для всего живого. Познакомитьдетей с некоторыми свойствами...
Конспект НООД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей старшей группы «Путешествие по сказкам»
Образовательные задачи:1.Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7.2. Закрепить прямой и обратный счет в пределах 7.3. Совершенствовать знания геометрических фигур.5. Совершенствовать ум...
Конспект НООД по аппликакции с элементами рисования в старшей группе «Зайка беленький сидит»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24610625","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] ...
Конспект НООД "В гостях у Кузьмы Пожарного" в старшей группе детского сада.
Конспект НООД "В гостях у Кузьмы Пожарного" в старшей группе детского сада....
Конспект занятия по непосредственно образовательной рисование « Зимний пейзаж»» (старшая группа)
Развивать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению зимней природы; развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение, желание общаться...