Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе «Знакомство со свойствами воды»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Конспект нетрадиционного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе «Знакомство со свойствами воды»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_ood_znakomstvo_so_svoystvami_vody_starshaya_gruppa.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе
«Знакомство со свойствами воды»
Цель: Совершенствование представления детей о жидком состоянии воды.
Задачи:
1. Развивать умение делать выводы, умозаключения;
2. Развивать речь, мышление, любознательность;
3. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о
свойствах, формах и видах воды;
4. Воспитывать экологическую культуру;
5. Воспитывать аккуратность при работе.
Необходимые материалы: Глобус, кубик, шар, банки разных размеров, два стакана, молоко, любая картинка, камешек или ракушка, краски, сахар, соль, аскорбиновая кислота, мука, подсолнечное масло, мятные капли, воронка, носовой платок, вата, пипетки.
Методы и приемы:
1. Организационный момент
2. Художественное слово
3. Уточнения, опросы, игровые приемы
4. Алгоритмы для составления модели этапов деятельности
5. Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход занятия:
Приветствие гостей.
Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.
- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)
-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
- Где работают ученые? (в научной лаборатории)
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
- Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований.
- Сейчас Паша расскажет нам стихотворение, послушайте, о чем оно.
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит, Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
- Ребята, мы сегодня будем говорить о воде.
- Для чего нужна вода, кому нужна вода?
- А что это такое? (глобус) (Глобус – это модель Земли).
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый).
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)
- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
(Значит, что воды больше).
- А хотите больше узнать о воде?
- Тогда проходите в лабораторию, вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для ее исследования. Не забываем о правилах поведения в лаборатории.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
-Сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.
(Дети рассаживаются по два человека за один стол)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт №1. «Вода - жидкость» Какой формы вода?
- На столе лежит кубик и шарик. Ребята, а какой они формы? - А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт№ 2. «Вода бесцветная»
- Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком.
- Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком.
- Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.
И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, но ее можно покрасить.
Опыт № 3 «Вода не имеет запаха».
- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет. (У воды нет запаха).
- Теперь мы растворим мятные капли в воде и давайте понюхаем, что изменилось? У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у нее: цвет, вкус, запах.
Вывод: вода не имеет запаха.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.
Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Опыт № 4 «Вода не имеет вкуса».
- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).
- А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).
Вывод: Вода не имеет вкуса.
Опыт № 5 «Вода – растворитель»
Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.
- Ребята что изменилось? (У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая).
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей)
- А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.
- Обратите внимание на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности).
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт 6. «Фильтрование воды»
- Можно ли пить грязную воду? (Ответы детей)
- Бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но нужно глотнуть хотя бы глоточек.
- Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Из этих предметов мы сейчас с вами сделаем фильтр. Вот и готово.
Опыт № 7. «Способность воды отражать предметы»
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (в зеркале, в витрине магазина и т.д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Итог занятия:
- Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода? Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Спасибо вам, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию познавательной деятельности детей в старшей группе детского сада.
Тема: “ История вещей ”...
Познавательно – исследовательская деятельность во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»
Познавательно – исследовательская деятельностьво второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»...
Занятие познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»
Занятие, которое познакомит детей с некоторыми свойствами воды....
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»
Конспект предназначен для педагогов, для проведения ознакомления детей младшего возраста со свойствами воды через использование опытов....
Конспект познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»
Развитие у детей познавательного интереса к поисково – исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды....
занятие познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды».
Цель: Развитие у детей познавательного интереса к поисково – исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»
Цель: Развитие у детей познавательного интереса к поисково – исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды.Задачи:Образовательные:- познакомить со свойствами воды: жидкость,...