Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе «Знакомство со свойствами воды»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Конспект нетрадиционного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе «Знакомство со свойствами воды» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе

«Знакомство со свойствами воды»

Цель: Совершенствование представления детей о жидком состоянии воды.

Задачи:

1. Развивать умение делать выводы, умозаключения;

2. Развивать речь, мышление, любознательность;

3. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о

    свойствах, формах и видах воды;

4. Воспитывать экологическую культуру;

5. Воспитывать аккуратность при работе.

Необходимые материалы: Глобус, кубик, шар, банки разных размеров, два стакана, молоко, любая картинка, камешек или ракушка, краски, сахар, соль, аскорбиновая кислота, мука, подсолнечное масло, мятные капли, воронка, носовой платок, вата, пипетки.

Методы и приемы:

1. Организационный момент

2. Художественное слово

3. Уточнения, опросы, игровые приемы

4. Алгоритмы для составления модели этапов деятельности

5. Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Ход занятия:

Приветствие гостей.

Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

- Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований.

- Сейчас Паша расскажет нам стихотворение, послушайте, о чем оно.

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит, Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

- Ребята, мы сегодня будем говорить о воде.

- Для чего нужна вода, кому нужна вода?

- А что это такое? (глобус) (Глобус – это модель Земли).

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый).

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше).

- А хотите больше узнать о воде?

- Тогда проходите в лабораторию, вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для ее исследования. Не забываем о правилах поведения в лаборатории.  

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

-Сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

(Дети рассаживаются по два человека за один стол)

Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1. «Вода - жидкость» Какой формы вода? 

- На столе лежит кубик и шарик. Ребята, а какой они формы?                                    - А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Опыт№ 2. «Вода бесцветная»

- Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком.

- Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком.

- Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.

И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, но ее можно покрасить.

Опыт № 3 «Вода не имеет запаха».

- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет. (У воды нет запаха).

- Теперь мы растворим мятные капли в воде и давайте понюхаем, что изменилось? У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у нее: цвет, вкус, запах.

Вывод: вода не имеет запаха.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. 

Физкультминутка: «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились,      (шагаем на месте)

Наклонились и умылись.                   (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,                          (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.               (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.                         (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.                   (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.     (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой                          (шагаем на месте)

И отправились домой.

Опыт № 4 «Вода не имеет вкуса».

- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).

- А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Опыт № 5 «Вода – растворитель»

Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.

- Ребята что изменилось? (У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая). 

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) 

- А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. 

- Обратите внимание на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности).

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Опыт 6. «Фильтрование воды»

- Можно ли пить грязную воду? (Ответы детей) 

- Бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но нужно глотнуть хотя бы глоточек.

- Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Из этих предметов мы сейчас с вами сделаем фильтр. Вот и готово.

Опыт № 7. «Способность воды отражать предметы»

- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

 - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

 - А где ещё можно увидеть своё отражение? (в зеркале, в витрине магазина и т.д.)

 - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

        Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия:

- Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода?  Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям.  Спасибо вам, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательская деятельность во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Познавательно – исследовательская деятельностьво второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Конспект предназначен для педагогов, для  проведения ознакомления детей младшего возраста со свойствами воды через использование опытов....

Конспект познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Развитие у детей познавательного интереса к поисково – исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды....

занятие познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды».

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к поисково – исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к поисково – исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды.Задачи:Образовательные:- познакомить со свойствами воды: жидкость,...