«Животные Севера и Юга. Составление описательного рассказа»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Жильцова Ольга Борисовна

конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Животные Севера и Юга. Составление  описательного рассказа»

Цель: Систематизировать знания детей о животных Севера и Юга: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей существительными обозначающими животных, сложными прилагательными. Формировать умение составлять сложносочинённые предложения с союзом а; сложноподчинённые предложения, правильно употребляя существительные в творительном падеже. Учить составлять описательные рассказы, употребляя в речи распространённые дополнениями предложения, согласовывая части речи. Развивать внимание, восприятие, память, мышление, диалогическую речь, связную речь. Воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе.

Оборудование: Модель цветка, модели Севера и Юга, предметные картинки изображающие животных Севера и Юга, предметные картинки изображающие пищу, вольеры, сооружённые из конструктора, картинки-задания.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о животных, загадывание загадок, раскрашивание.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

В:  Ребята, посмотрите какой интересный цветок расцвёл в горшке. (воспитатель берёт цветок с подоконника и предлагает рассмотреть его)У него 7 лепестков разного цвета. Да это же волшебный цветок цветик-семицветик, он выполняет все пожелания. Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. А поможет нам цветик-семицветик. Вот волшебные слова: Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели… Вели, чтобы мы оказались на Севере. Вокруг себя повернись и на Севере окажись.

2. Основная часть.

2.1. Активизация речи существительными обозначающими животных Севера, сложными прилагательными.

В:  Вот мы и оказались на Севере. На Севере очень холодно, чтобы не замёрзнуть наденем тёплые шапки, шубы, варежки, шарфы, валенки. (Дети имитируют движения). Ребята, посмотрите кто это среди снегов и льдов? Подойдём поближе. (Дети идут по заснеженной тропке, подходят к предметным картинкам изображающих животных Севера)

В:  Вика, назови животных, которые живут на Севере. (ребёнок перечисляет животных)

В: Ребята, расскажите о животных, какие они.

(воспитатель обращается к каждому ребёнку)

-Если у медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)

-У оленя длинные рога, какой он? (длиннорогий)

-У моржа острые зубы, какой он? (острозубый)

-У тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)

В:  Ребята, становится очень холодно, предлагаю вам отправиться в Африку, там всегда жарко. Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели. Вокруг себя повернись и в Африке окажись.

2.2.  Активизация речи существительными обозначающими животных Африки, сложными прилагательными.

В: Как жарко, надо снять с себя зимнюю одежду. (Дети имитируют движения)

В: В Африке тоже живут животные. Ребята, посмотрите животные пришли на водопой. Подойдём тихонько поближе, чтобы не спугнуть их. (дети подходят к животным)

В: Саша, назови животных живущих в жарких странах. (ребёнок перечисляет)

В: Ребята, расскажите о животных, какие они.

воспитатель обращается к каждому ребёнку)

В: Если у крокодила короткие лапы, какой он? (коротколапый)

-У верблюда два горба, какой он? (Двугорбый)

-У слона большие уши, какой он? (большеухий)

-У жирафа длинные ноги, какой он? (длинноногий)

-У льва длинная грива, какой он? (длинногривый)

-У тигра острые зубы, какой он? (острозубый)

В:  Пора возвращаться в детский сад.

Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели. Вокруг себя повернись в детском садике окажись.

2.3. Составление сложносочинённых  предложений с союзом а.  (Д/и  «Кто где живёт»

В: Путешествие было долгим, вы устали. Ребята, присядьте на стульчики и пока вы отдыхаете расскажите с помощью картинок-помощниц кто где живёт. (Дети рассаживаются на стулья и берут лежащие на них картинки изображающие животных)

Предполагаемые ответы детей:

-Морж живёт на севере, а слон в Африке.

-Тюлень живёт на Севере, а тигр в Африке.

-Олень живёт на Севере, а лев в Африке.

-Медведь живёт на Севере, а жираф в Африке.

-Морж живёт на Севере, а верблюд в Африке.

-Олень живёт на Севере, а крокодил в Африке.

В:  Ребята, хочу предложить вам отправиться в зоопарк, где живут животные Севера и Африки. Их содержат в вольерах, загонах, клетках. Вы согласны?

Дети: Да.

Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели. Вокруг себя повернись в зоопарке окажись.

2.4. Классификация животных.

(Дети подходят к вольерам сделанных из конструктора. В вольерах животные)

В:  (обращается к каждому ребёнку)

-Максим, назови хищных животных, которые живут на Севере.

- Витя, назови травоядных животных, которые живут на Севере.

- Лиля, назови хищных животных, которые живут на Юге.

- Вика, назови травоядных животных, которые живут на Юге.

2.5. Составление сложноподчинённых предложений, употребление существительных в творительном падеже.

(Около вольеров тарелочки с картинками изображающие мясо, траву, фрукты)

В: Ребята, животные голодные, накормите их и расскажите, чем накормили и почему.

В: Артем, чем ты накормишь медведя и песца?

-Медведя и песца я накормлю рыбой и мясом, потому что это хищные животные.

(аналогично воспитатель спрашивает каждого ребёнка)

В:  Ребята, пора возвращаться в детский сад.

Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели. Вокруг себя повернись в детском садике окажись.

2.6. Составление рассказов.

В: Спасибо тебе, цветик-семицветик, помог ты нам побывать и на Севере, и на Юге, и в зоопарке. Многих животных нам удалось увидеть. Я хочу вам предложить рассказать с помощью картинок - помощниц о животных.

(воспитатель приглашает детей присесть на стульчики. На стульчиках  на каждого ребёнка картинки изображающие животных Севера и Юга. Дети составляют  рассказы)

3. Итог занятия Молодцы, ребята. Ваши рассказы были очень интересными. В

На память о нашем путешествии я хочу вам дать карточку-задание, дома дорисуйте недостающие части тела животных и раскрасьте их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком»

Конспект занятия предназначен для воспитателей детских садов. В конспекте уточняются представления детей о зиме как времени года. На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный р...

Конспект НОД в старшей группе.Тема: «Животные Севера и Юга. Составление сравнительно-описательного рассказа».

Цель: систематизировать знания детей о животных Севера и Юга: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей существительными, обозначающими животных, сложными прилагательными. Форм...

«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...

Интегрированное занятие «Дикие животные». Конспект занятия по составлению описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу

Педагогические цели:Учить детей составлять описательные рассказы о домашних животных, используя при этом план – схему, развивать память, словесно - логическое мышление, внимание, воспитывать доброжела...

Конспект образовательной деятельности по "Познавательному развитию" Тема: Составление описательных рассказов о животных Крайнего Севера

Конспект образовательной деятельности по "Познавательному развитию"  Тема: Составление описательных рассказов о животных Крайнего Севера...

Конспект занятия по развитию речи (коммуникации) «Как дикие животные готовятся к зиме. Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем для детей подготовительной группы»

В конспекте дети обогащают свои знания о диких животных :зайце, лисице, волке, лосе и др., учатся составлять описательный рассказ по цепочке, играют в различные речевые  игры....

Конспект открытого занятия. "Составление описательных рассказов про животных крайнего севера.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление описательных рассказов про животных крайнего севера....