Открытое комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром "Стяг"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Григорова Елена Витальевна

Познакомить с символикой Российского государства, флагом, гербом, гимном.

Формирование у детей представлений об истории происхождения и назначения стягов, флагов.

Формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

Развитие интереса к истории и культуре родной страны.

Расширять кругозор учащихся , обогащать словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon styag.doc522.5 КБ

Предварительный просмотр:

Северо-Западный округ

Департамента образования города Москвы

ГБОУ СОШ № 1985 (дошкольное отделение)

«Солнечный город»

Открытое комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром  «Стяг».

Подготовила и провела

Воспитатель подготовительной группы

Григорова Е.В. совместно с

Учителем-логопедом Ноздриной И.Е.

Москва 2013

Цели:

  • познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.
  • Формирование у детей представлений об истории происхождения и назначения стягов, флагов;
  • формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине
  • Развитие интереса к истории и культуре родной страны.
  • расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей

Оборудование: Компьютер, проектор, экран.

                                  Аудиозаписи.

                                  Электронная презентация

Материалы: иллюстративно – дидактический материал «Государственные символы России», изображение Российского флага (промышленного производства), флажки, изготовленные детьми, выставка репродукций рисунков художников-графиков В.Семенова, О.Пархаева, репродукция картины «Богатыри» В.М.Васнецова, разрезанные картинки стягов, материал для изготовления стягов (ленты, колокольчики, шнуры, искусственные растения и др.)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слайд №1.

Воспитатель: Сегодня мы продолжаем разговор о нашей стране и ее государственных символах, мы будем говорить о нашей Родине.

Слайд №2.

- А как вы понимаете слово «Родина»?

(ответы ДЕТЕЙ)

  • Это и великая страна с великой историей
  • Это и тот клочок земли, где ты родился и рос
  • Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков
  • Где ты познал первые радости и неудачи

Слайд № 3 – 5.

Что мы Родиной зовём?                     Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растём               Солнце в небе голубом

И березки у дороги,                             И душистый, золотистый хлеб

По которой мы идем.                          За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды-

Звезды мира над Кремлем.

Слайд № 6

Воспитатель: Ребята, как называется наша Родина? (ответы)

Россия или Российская Федерация.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Воспитатель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Как вы понимаете слово символы?

(ответы) Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение

Каждое государство имеет свои символы:  Герб     Флаг   Гимн

Слайд № 7

  • Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню.
  • Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы.
  • Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России.
  • Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата – это тоже символы России.

Воспитатель: Что такое герб?  

(ответы)

  • Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый

     на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

Слайд №8

Воспитатель: Государственный герб Российской Федерации - это Золотой двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Почему у орла две головы? ( В старину люди думали, что солнце днем путешествует в колеснице, запряженной двумя птицами)

   А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой".

 

Пусть крепнет от моря до моря

Двуглавого сила орла!

Пусть вечно на вольном просторе

Россия стоит, как скала!

Пусть высится гордо и  смело…

Над нею трёхцветный наш флаг

Во благо славянского дела,

Врагам всем на зависть и страх!             

Слайд № 9

Воспитатель: Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета.

 Издревле каждый цвет имел свое особое значение:

  • на Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду;
  • синий - небо, верность, веру;
  • красный - смелость, доброту, честность, огонь и кровь. 

Физкультминутка «Хозяйка» (дети выходят на середину зала)

Воспитатель:- Как вы думаете, наш флаг всегда был таким? (Нет)

- А каким? (Дети предлагают свои варианты ответов)

Чтобы нам разобраться, колесо истории надо покрутить назад

Слайд №10  Колесо истории

(Дети садятся на свои места)

Слайд №11

Воспитатель: Много веков назад вместо флага люди использовали деревянный шест – древко, прикрепляя к его верхушке пучки травы, колосья, конский хвост, окрашенный яркой краской. Люди использовали все, что было им знакомо. И назывался древний флаг совсем другим словом – стяг. Воспитатель предлагает детям хором произнести слово.

Слайд №12

-  Позднее стяги стали делать из яркой ткани.

Косой клин прикрепляли к древку, а над ним возвышалось железное навершие. Стяги развивались на ветру, и их было видно издалека.

- Как вы думаете, какие слова напоминает слово «стяг»?

 Главным назначением стяга было собрать, объединить, «стянуть» воинов для защиты своей земли.

- Для чего нужен был стяг? (Объединять воинов)

Слайд №13

Для того, чтобы нести стяг, выбирали самого сильного и смелого воина – богатыря, стяговника. Он стоял на холме. А вокруг него объединялись другие воины, они стояли плечом к плечу, не пропуская противника к стягу. Потерять стяг означало то же, что и проиграть сражение.

 Воины были сильными мужественными и дружными. И поэтому их называли дружина.

- Давайте рассмотрим разные стяги.

Слайды № 14-20

- Какие стяги были видны издалека? (Яркие, большие стяги)

- А вы хотите сегодня стать богатырями и смастерить свой стяг?

- Давайте образуем две дружины. Для того, чтобы стать богатырем одной из дружин, нужно выполнить одно нелегкое и интересное задание: из частей собрать две картинки. Выбираются 2 человека.

Слайд №21  

 Задание: собрать разрезные картинки.

- Подойдите ко мне и возьмите каждый какую-либо одну часть картинки. У кого картинка на желтом фоне подойдите к одному столу, а у кого картинка на красном фоне – к другому столу.

Имеются рисунки, у которых фон разного цвета, например, у одного – желтый, у другого – красный. На рисунках изображены стяги.

Задание: сделать стяги для своей дружины.

 

- На столах находится материал для изготовления стяга, а также рисунки, которые помогут сделать красивые, хорошие стяги.

- Нужно взять древко и прикрепить к его верхушке то, что лежит на столах: ленты, шнуры, колокольчики или искусственные растения.

- А теперь нужно выбрать самых сильных защитников. Предлагаю вам посоветоваться и выбрать тех, кто понесет ваш стяг, и будет охранять его. Дети выбирают стяговников – богатырей. Важно, чтобы дети выбрали ребенка, которого они уважают, это может быть и мальчик, и девочка. Воспитатель объясняет, что сражаться они, конечно, не будут, но могут поиграть.

Подвижная игра «Соберись у стяга»( звучит музыка, богатыри держат в руках стяги своих дружин, остальные дети бегают врассыпную. По сигналу воспитателя, когда смолкает музыка, подбегают к своему стягу, берутся за руки и встают вокруг богатыря, который держит стяг.)

Богатыри меняются стягами, в этом случае дети должны собраться не вокруг своего богатыря, а вокруг своего стяга.

- Как вы определили, где нужно собраться вашей дружине, по какому признаку? (Увидели стяг своей дружины)

Слайд № 22

- Сегодня мы с вами узнали, что различные знаки и символы: стяги, флаги, гербы не только объединяют людей, но и служат им отличительным признаком, по которому можно узнать, кто они и откуда.

Слайд №23  Мы с вами наблюдали, что изображение государственного флага России помещают на автомобилях возле номера машины. На российских самолетах.

Слайд №24  На кораблях тоже изображен флаг нашей страны. Это нужно, чтобы в других странах люди могли узнать, что эти автомобили, самолеты или корабли прибыли из России.

- Я приготовила вам сюрприз, тоже смастерила стяг, но для всей группы. Этот стяг будет объединять нашу группу, а также служить нам отличительным знаком.

- Для чего нужны символы: стяги, флаги, гербы? (Стяги и флаги нужны для того, чтобы объединять людей, воинов, служить им отличительными знаками)

Слайд №25

Воспитатель (подводит итог занятию): богата русская земля и дарами, и богатырями. Помните и гордитесь, что вы – маленькие граждане большой страны.

 Слайд № 26

На свете много разных стран     слайд №27  На свете много разных стран,

Но есть одна страна –                                      Но есть одна страна –

От белых льдов до тёплых рек                        Её мы Родиной зовём,

Раскинулась она!                                              И Родина – Одна!

Слайд №28

Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды.

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза!

Слайд №28

Нет на свете Родины дороже.

Надо всем нам делать для неё,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал её.

Всюду все в её раздольях – наше.

Отдадим ей думы и дела.

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!

Воспитатель: сегодня мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.

- Ребята любите свою Родину и помните, что каждый из нас – её частичка!

Дети исполняют песню «Моя Россия».

 

Материалы:

 Ривина «Государственные Символы России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим для дошкольников"Зимние будни"

Построено в виде игры-встречи с Емелей -героем русской сказки, который вместе с детьми узнаёт о зимних народных праздниках, приметах, пословицах. Играет в забытые народные игры с использованием сговор...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Тема: Домашние животные. Кошка и котята.

Познакомить детей с игрушками, изображающими кошку и котят.  Дать знания о домашних животных.Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим. Тема :"Морские глубины"

Ребят ожидает самое настоящее увлекательное путешествие. Интересно превратиться в морских обитателей и оказаться в морских глубинах, где вокруг разнообразные рыбы и животные. В "Морском царстве" много...

Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной к школе группы "Пресветлое солнце"

Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к гербу нашей страны.Формирование элементарных представлений о происхождении и символическом значении изображений на гербе России.Развитие ...

Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. тема:"Дикие животные"

Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. тема:"Дикие животные"...