Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим для дошкольников"Зимние будни"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Построено в виде игры-встречи с Емелей -героем русской сказки, который вместе с детьми узнаёт о зимних народных праздниках, приметах, пословицах. Играет в забытые народные игры с использованием сговорок, интересуется краеведческим материалом г.Дрезны, составляет родословную и лепит праздничное печенье на Сретенье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Kompleksnoe_zanyatie.Zimnie_budni.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ «ЗИМНИЕ БУДНИ»
Подготовительная группа
Автор: Рыженко Светлана Ивановна, старший воспитатель МДОУ детский сад №37 «Журавлик» г.Дрезна, Орехово-Зуевский район, Московской области
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с малыми жанрами фольклора – пословицами, потешками, приметами, сговорками, сказками.
- Познакомить детей с календарным праздником «Сретенье», используя народные приметы, обычаи.
- Развивать мышление, творческое воображение в проблемных ситуациях, играх.
- Воспитывать интерес к народной культуре, развивать экологическое сознание через игры краеведческого содержания .
- Формировать уважительное отношение к членам семьи, создать ситуацию благодарности и внимания к близким людям.
- Учить действовать согласованно, играть дружно, помогая и не мешая друг другу.
- Совершенствовать связную речь.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы отправимся в страну русского фольклора!
- Беседа:
- Что такое фольклор? Это русское народное творчество.
- Жанры фольклора: потешки, сказки, поговорки, пословицы.
- Как вы понимаете, народное творчество? (звучит русская народная мелодия). Ребята, вы верите в чудеса?
2. Появляется волшебный сундук,
в нем предметы быта, одежды:
лапти, ложки, сарафан, скалка, бочонок, миски.
-В каких сказках встречаются эти предметы? Для чего они нужны? Давайте, придумаем другие назначения этих предметов.
( Развитие творческого воображения детей, например: миска-море, а ковш-парусник, бочонок-дом, сарафан-палатка, лапти-корзина, скалка-массажёр, ложки-молотки).
3. Влетает конверт.
- Вот так чудеса! А что же здесь написано?
«Труд человека кормит, а лень портит»,
«Без труда - нет плода».
- Дети, что я прочитала? (пословицы). О чем эти пословицы? ( О труде).
Какие пословицы о труде, вы знаете? (ответы детей).
- Зачем нужно трудиться, может, лучше быть лентяем и ничего не делать?
(Проблемная ситуация).
- Да, ребята, трудиться нужно всем, иначе будешь ходить голодным. У меня для вас есть работа - помогите мне сварить картошку.
Дети играют в русскую народную игру « В руке ложка, а в ложке - картошка».
- Входит Емеля с удочкой и сумой.
Емеля: Я, Емеля, сижу без дела, в школе не учился, я всегда ленился!
Сколько народа, да все красивые, нарядные.
Воспитатель: Подожди, Емеля, ты что-то забыл сказать? (поздороваться) Емеля: Привет! (нехотя).
Воспитатель: Емеля, а ты, что не знаешь вежливых слов?
Емеля: Что это за вежливые слова?
Воспитатель: Ребята сейчас тебя научат - (дети называют вежливые слова). Слово «здравствуйте» означает - желать человеку здравия, здоровья.
Емеля: Ой, простите, ребята, я этого не знал, Теперь буду здороваться, вежливые слова не забуду.
Воспитатель: Емеля, а с кем ты живешь?
Емеля: Семья у меня большая. (Достает портреты: отца, матери, деда, бабы, брата, сестры). Называет имена своих родных и то, чем они занимаются. Отмечает личные качества (доброта, строгость, отзывчивость, веселость…) Расспрашивает детей об их семьях.
Составление родословного дерева (описание, аппликация, рисование, стихи). Как узнать о прошлом (семейный альбом, летопись, дневники, сказания).
5. Воспитатель: Емеля, а зачем тебе удочка?
Емеля: Я собрался рыбу половить, да свою семью покормить.
Воспитатель: Так речка - ведь замерзла! Разве можно зимой рыбу ловить? (Ловят из проруби). Что такое прорубь? (ответы детей).
Емеля, мы тоже хотим пойти на речку и поможем тебе рыбы наловить.
Воспитатель: Ребята, берите лыжи и пойдем на речку (дети имитируют ходьбу лыжников). Физминутка.
Емеля: Что-то я забыл, как ваша речка называется? (Клязьма). А озеро у станции? (Малиновое). Клязьма далеко, а у «Зиминской» фабрики какая речка протекает? (Дрезна, Дрезнянка)
- Какая рыба в ней водится? (ответы детей: окунь, щука, лещ…). Дидактическая игра «Рыба речная и морская» (на классификацию)
Емеля учит детей бережному отношению к природе: ловить удочкой, брать столько, сколько съешь; выпускать мальков, прорубить проруби, чтобы рыба не задохнулась зимой).
( Емеля и дети имитируют прорубку проруби и ловлю рыбы).
Емеля: Спасибо вам, ребята, за то, что помогли мне, теперь у меня много рыбы, и всю мою большую семью я накормлю.
6. Воспитатель: Емеля, поиграй с нами.
Емеля: « А сговорки вы знаете»? (Новое слово и понятие)
Знакомство со сговорками, выбор двух маток, сговаривание пар между собой, используя смешные сговорки:
«Что возьмёшь: медведя лохматого или козла рогатого?
Из речки ерша или из лесу ежа?
Серую утку или золотую дудку?».
Выбирай: «Коня сивого или златогривого?
Белую берёзу или красную розу?
Хитрую лису или Марью-красу?» и т.п..
Проводится русская народная игра «Рыбка-окунечек»
(одна команда – рыбки, а другие – окунёчки».
7. Воспитатель: Емеля, а какие народные приметы ты знаешь?
Давайте, дети, устроим состязание: кто больше назовёт зимних примет! Состязаться будут две команды – мы их сговорками определили.
Педагог и Емеля помогают организоваться детям.
«В феврале два друга – мороз да вьюга», «Февраль рог зиме сшибает». «2 февраля показывает, какой будет весна : если солнце светит - весну жди тёплой, день пасмурный – весна с поздними заморозками». «Снегу на Крещение надует, хлеба прибудет», «На Крещенье много звёзд, так много красных ягод будет».
8. Воспитатель: Емеля, а какие народные зимние праздники ты знаешь?
Дети тебе подскажут, какие праздники они уже отметили.
Кстати, сегодня праздник. Какой?
Сретенье. Первая встреча весны - 15.02. Этот праздник служит границей между зимой и весной: зима идёт обратно, а лето – навстречу. Все душевные силы русского народа были направлены на приманивание весны.
Какова погода на Сретенье, такова и весна будет. «На Сретенье зима с летом встретилась», «Солнце идёт на лето, а зима на мороз». Существовала традиция - дети закликают солнышко.
Дети до восхода солнца просили солнышко показаться: «Солнышко-вёдрышко, выгляни, красное, из-за горы! Выгляни, солнышко, до вешней поры» Выгляни, ясное!». Если оно выходило, значит, весна откликнулась, нет – жди строгих морозов. Емеля прощается, благодарит всех.
9. Воспитатель:
На Сретенье всегда пекли печенье не простое, а в виде разных домашних животных. Это печенье раскладывали в сараях, чтобы скотина водилась, не болела; В кладовых – чтобы много припасов было; в доме, на окнах, чтобы оно оберегало от сглаза, от болезней, несчастья.
Давайте, тоже сделаем печенье из теста и подарим своим близким и друзьям, чтобы оно оберегало их от зла, болезней.
10. Работа с тестом. Угощение за праздничным столом всех гостей.
Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
В дом богатство неси!
11. Итоги. Ритуал прощания «Солнечные лучики»
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Рефлексия. Что ты чувствовал во время игр и труда? Что было интересно? С кем дружил? Кому помог?
Литература:
- Некрылова А.Ф. «Круглый год». М.1991.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду».М.2008
- «Энциклопедия обрядов и обычаев». Сп.б. 1996.
- Науменко Е.«Этнография детства» М. 1999.
- Науменко Е.«Фольклорные праздники в детском саду». М. 1998.
- Панкеев И. «Русские праздники» М. 1997.
- Петров В. Гришина Г. Короткова Л. «Осенние праздники, игры и забавы». М.1999
- Петров В. Гришина Г. Короткова Л. «Весенние праздники, игры и забавы». М.1999
- Петров В. Гришина Г. Короткова Л. «Зимние праздники, игры и забавы». М.1999
- «Знакомство детей с русским народным творчеством». Методическое пособие. Ярославль. 1991.
- «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания». Собрание Забылина М. М.1880
- Пушкина С.И. «Инсценировки русских народных песен и игр» М. 2001
- «Чудесный короб» составитель Г. Науменко. М. 1989
15. Журналы: «Музыкальный руководитель» №2. 2006, № 6. 2005, №2. 2007, № 4. 2005, № 5. 2005.
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Тема: Домашние животные. Кошка и котята.
Познакомить детей с игрушками, изображающими кошку и котят. Дать знания о домашних животных.Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем...
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим. Тема :"Морские глубины"
Ребят ожидает самое настоящее увлекательное путешествие. Интересно превратиться в морских обитателей и оказаться в морских глубинах, где вокруг разнообразные рыбы и животные. В "Морском царстве" много...
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду
аппликация в младшей группе...
Сценарий комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и ручному труду "Пусть будет наш город красивым и чистым" старший дошкольный возраст
Тема занятия "Что человек делает, таков он и есть" (Г.Гегель)Привитие нравственных ценностей - одна из приоритетных задач и одна из самых сложных. Данное занятие поможет сформировать умение оцени...
Конспект итогового комплексного занятия по ознакомлению с окружающей средой и рисованию для старшей группы" Путешествие по земному шару."
Очень интересный и занимательный урок для детей старших групп....
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в Грецию".
Знакомить детей с традициями страны Греция, расширить знания об Олимпийских играх....
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во 2 мл. гр.
Комплексное занятие по ознакомлениюс окружающим миром и рисованию во 2 мл. гр. Цель:диагностика знаний, умений, навыков детей в разделах «Животный мир», «Растительный мир», «Техника рисования» Задач...