Игра как средство экологического воспитания.
статья по окружающему миру на тему
Экологические игры представляют детям возможность оперрировать знаниями, способствуя уточнению, закреплению, обобщению и расширению кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_ekologicheskogo_vospitaniya.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство экологического воспитания.
Значение использования игр.
Экологические игры предоставляют детям возможность оперировать знаниями, способствуя уточнению, закреплению, обобщению и расширению кругозора.
Играя, дошкольники учатся устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой и способом питания, поведением и повадками животных, экосистемой и приспособлением к ним растений и животных, последовательность сезонов и изменений в живой и неживой природе.
Игры позволяют увидеть неповторимость как живого организма, так и экосистемы. Осознать невозможность нарушения целостности. Понять, что неразумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения.
Сюжетно-ролевые игры.
(Зоопарк, птицеферма). Часто игра детей является творческим воспроизведением воспринятого ими на экскурсии или прогулке. В ней находят отражение полученные представления и личные впечатления о растениях, животных и труде человека. В таких играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретают навыки.
Воспитатель, наблюдая игру, снабжает детей нужными предметами, помогает правильно разрешать возникшие вопросы, исправлять неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли.
Наблюдения за такими играми дают воспитателю богатый материал для изучения детей, учета имеющихся у них представлений и их отношения к природе, правильной позиции к живому, и труду.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует не только сюжетно-ролевые игры, но и все другие виды игр. С малышами он проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети часто получают в наблюдениях.
Психогимнастика: передача в мимике, жестах характерные движения, повадки.
( прослушав музыку, прочитав произведение, рассмотрев иллюстрации и т. д.)
Большую роль в закреплении знаний о природе могут сыграть разнообразные дидактические игры. Четкое разъяснение воспитателем правил игры и выработка у детей навыка соблюдать их делают такую игру интересной и не сводят её упражнению.
В таких играх используют натуральные предметы природы ( овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят в непосредственно образовательной деятельности, на экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.
Дидактические игры, применяемые в непосредственно образовательной деятельности, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
В младших группах проводят игры, в которых ребёнок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, картофель и т. д.
В средней группе, играя дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке», «Узнай, что в руках» и т. д.
После того, как у детей накопятся конкретные представления о растениях ( полевых, лесных, комнатных и т. д.) в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавания их по частям ( цветок, листья). Например, в ходе игры «Узнай, чей лист» дети сравнивают предложенный лист с листьями, имеющимися у растений.
В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения описать, сделать обобщение.
Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные настольно-печатные игры , при этом он предоставляет возможность играть самостоятельно лишь тогда, когда они научились четко соблюдать правила игры.
Интересны также различные словесно-дидактические игры: они могут скрасить досуг, прогулку в дождливую погоду, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий. Такие игры лучше всего проводятся со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющие знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание и быстроту реакции.
В практике могут быть использованы самые различные игры. Например: «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что….». Или: «Лимон желтый, а огурец….»,
«Птицы могут летать, потому что…», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что….», «Ромашка белая, а василек…..», «Весной листья на деревьях растут, а осенью…..», «Летом бывает дождь, а зимой….», «Узнай предмет по описанию», «Угадай, что это?…», или «Кто это?», организуют на знакомом материале; с их помощью активизируют мышление детей, развивается речь.
Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений помогают дидактические игры, в которых нужно объединить предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое- нибудь время года; собрать картинки и с изображением птиц, зверей, рыб, деревьев.
Дидактические игры нужно постепенно усложнять . Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудными является объединение объектов по общим признаками отгадывание предметов по ответам на вопросы.
Во время дидактической игры с растениями нужно воспитывать бережное отношение к ним.
Интересными являются игры в загадки-описания- они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами , воспитывают их внимание. «Отгадайте загадку, - говорит воспитатель для начала. –Я загадала плод: круглый оранжевый, растёт на дереве». Затем педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты.
Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает – не летает», « Животное домашнее и дикое». Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались в непосредственно образовательной деятельности, затрагивающие явления, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать их в нужный момент.
Игры с природным материалом. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом. Ценность не только изготовление, но и обыгрывание. Эти игры развивают творчество, способность видеть необычное в обычном..Этическое восприятие природы.
В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт.
В ходе игры с природным материалом ( снегом, водой, песк5ом) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок , он рассыпается» или «Тоня положила в формочку мокрый песок, у неё вышел хороший пирожок».
Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы , дети знакомятся с действиями ветра, воды и устраивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы ( плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.).
Гуляя в парке , полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходство со знакомыми предметами. Это очень способствует развитию наблюдательности, воображения.
Можно выделить две формы сюжетно- ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем , происходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых.
Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
Игровые обучающие ситуации (ИОС) –это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:
-она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного или литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
-оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;
-в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
-игру проводит воспитатель: он объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Можно выделить несколько видов ИОС , с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологическое воспитание. ( например: освоение и особенности правил поведения в природе).
Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами. Аналоги – это игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении ( мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.), аналогов же растений не так много – это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники, грибочки, муляжи фруктов и овощей.
ИОС с игрушками –аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и изображением на картинах, с наглядными пособиями.
Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушка «живёт» на полке в игровом уголке ( это её «среда обитания»), она ничего не знает о том, как и где живут живые белки, что делают они в лесу, каков их образ жизни в разные сезоны.
Игрушки –аналоги могут быть включены в любые ИОС , в любую форму экологического воспитания детей: в н6аблюдения, непосредственно образовательную деятельность, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением художественной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку – аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животными.
Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого. Игрушки-аналоги являются дидактическими игрушками, их следует хранить как дидактический материал.
Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами. Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.
Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение.
С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить главные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.
Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа – его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий.
Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака.
Игровые обучающие ситуации типа путешествий. Путешествия как метод экологического воспитания детей – это собирательное название различного рода игр в посещении выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Посещая интересные места, дети в игровой форме приобщают имеющиеся представления и получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя ( экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую выполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников
Данный опыт работы представлен воспитателем МОУ СОШ №37 (детский сад №123) Тимофеевой Мариной Борисовной в системе работы по экологическому воспитанию старших дошкольников. В э...
Консультация для воспитателей «Игра – как средство экологического воспитания и образования дошкольников»
Игра как средство экологического воспитания и образования дошкольников.Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он с...
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....
Инновационный проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»
Проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...
Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»
Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...
Мастер-класс с аудиторией взрослых «Экологические игры как средство экологического воспитания дошкольников»
Если взрослый сам любит природу и бережно к ней относится, он может передать эти чувства и детям. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Вовлекая ребенка в область своих переживаний по по...
Отчет по самообразованию "Экологические игры -как средство экологического воспитания дошкольников. Развлечение "Азбука Природы"
Экологическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В процессе игры дети лучше усваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, с...