Мастер-класс с аудиторией взрослых «Экологические игры как средство экологического воспитания дошкольников»
методическая разработка
Если взрослый сам любит природу и бережно к ней относится, он может передать эти чувства и детям. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Вовлекая ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений педагог создает зону совместных эмоциональных переживаний. Только в этом случае у дошкольника могут быть развиты, наблюдательность, «экологическая зоркость», преодолена «эстетическая глухота», то есть неспособность, неумение замечать прекрасное в природе и адекватно реагировать на него. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, познание. Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и ее охране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс с аудиторией взрослых
«Экологические игры как средство экологического воспитания дошкольников»
Вступительное слово. Добрый день, уважаемые коллеги!
- Сегодня я хочу предложить вам окунуться в удивительный мир экологии, в мир окружающей нас природы.
Мобилизационное начало: «Барометр настроения».
Перед тем как начать мастер-класс, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли. Представьте, что ваши ладошки – это барометр настроения, и, разводя их в стороны, покажите, насколько хорошее у вас настроение. Чем шире расставлены ваши ладошки, тем настроение лучше, чем уже сведены ладошки, тем настроение хуже. Сегодня, у большинства из вас настроение хорошее, но у некоторых из вас, я вижу, настроение оставляет желать лучшего. Надеюсь, к концу нашего мастер-класса оно обязательно поднимется.
Задание 1.
Экологическая игра по сплочению коллектива «Паутина знакомства»
Участники встают в круг.
- Для того, чтобы сплести нашу паутину знакомства, вы должны передавая вот эту «ниточку-паутинку», назвать своё имя + ассоциацию(образ): с растением, животным, рыбой или птицей. Конечно же, важно украсить приветствие улыбкой, приветливым жестом, которые непременно порадуют всех остальных. Давайте я начну с себя: «Меня зовут Наталья. Я похожа на кошечку»
Участники постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т.е. получается подобие паутины.
- Я думаю, что эта большая, яркая паутина помогла нам с вами сегодня хоть немножечко сблизиться. А вы знаете, что на этом упражнении также можно наглядно показать детям взаимосвязи в природе: паутина – это наша планета, а мы – её экосистемы. Если все в природе будет процветать, то и экосистемы планеты будут крепкими (натягивают веревку), но если экосистемы ослабнут (ослабевает веревка), начнут гибнуть и компоненты экосистемы, происходить нарушение связей, погибнет и вся экология Земли.
- Я надеюсь, что эту игру вы обязательно возьмете себе на заметку, а мы продолжаем. Присаживайтесь пожалуйста.
Задание 2.
Предлагаю упражнение - «Ароматная сказка»
Перед вами мешочки. - А в этих мешочках «спрятаны» сказки, но не простые, а ароматные сказки. Каждый раз, оказываясь в лесу, на море, в горах, на лугу, что мы делаем с самого начала? Мы глубоко вдыхаем аромат воздуха. А затем, оказываясь дома и ощущая опять этот запах, у нас возникают определенные ассоциации, представления, эмоции, связанные с ним.
- Вот и сейчас я предлагаю вдохнуть аромат ваших мешочков и представить, куда же вы перенеслись, кто там живет и придумать небольшую сказку.
Составление сказок участниками.
- Спасибо большое за ваше творчество. Хочу добавить, что с помощью таких ароматных мешочков мы можем развивать у детей воображение, фантазию, умение объяснять свои ощущения, делать выводы.
- К каждой экосистеме можно подготовить свои мешочки с «ароматными» сказками и тогда ребенок, опираясь на изображения и запах, сможет с легкостью составить свою сказку.
Задание 3.
«Жалобная книга» Вы должны рассмотреть 3 жалобы от животных и определить, от какого животного эта жалоба. К Вам поступили жалобы от животных. Давайте ознакомимся с ними и решим, верно, ли поступает человек.
Жалоба №1.
Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.
-Кто это? (Жаба)
-Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Жалоба №2
Ох и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
-Кто это? (Сова)
-Сова с 1946 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба №3
Мы сосем кровь человека. Из-за нас люди не могут нормально работать и отдыхать. От нашего тоненького голоса многие люди начинают чесаться».
-Кто это? (Комары)
-Но все же комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются некоторые жуки, пауки, птицы и даже летучие мыши.
Задание 4.
Блиц – конкурс с коллегами.
Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- Уж на дороге греется – (перед дождем).
- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
- Ворона кричит зимой – (к метели).
- Лягушки квакают – (к дождю).
- Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
- Около луны звезда народилась – (к потеплению).
Задание 5.
Предлагаю вам игры с противоречиями , которые можно решить с помощью алгоритма.
Пример: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?»
Предполагаемые ответы: (На черного зайца легче охотиться лисе… Особенно его хорошо видно на снегу… Теперь ему только под землей надо жить … Или там, где вообще нет снега, а только черная земля … А гулять ему теперь надо только ночью…Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его …)
Давайте коллеги сформулируем вывод: С развитием цивилизации окружающий мир стал страдать от действий людей.
Задание 6.
Ну а сейчас я вам хочу предложить упражнение «Волшебное озеро».
Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.). Ответил Вам этот человек на вашу улыбку? Конечно же, вы все улыбнулись. Это здорово. Смех и улыбка это, образно говоря, «внутренняя аэробика».
Когда человек улыбается, заливается смехом, улучшается работа сердца, кровь обогащается кислородом, а лишние калории сгорают быстрее.
Так что, почаще веселитесь со своими воспитанниками! - Я надеюсь, вы получили заряд эмоций. Мне хочется обратить ваше внимание на то, что с помощью этого упражнения дети смогут снять напряжение, повысить свое настроение, выразить свои эмоции.
Уважаемые коллеги мне очень приятно было с вами работать, и прошу вас вновь с помощью «Барометра настроения» выразить свои эмоции. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/16/picture-364401-1418745179.jpg)
Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника
Введение Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/07/picture-262210-1554648164.jpg)
Инновационный проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»
Проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/27/picture-678236-1558967819.jpg)
Мастер - класс по экологии "Роль дидактического и наглядного материала в экологическом воспитании дошкольников"
Выполнили воспитатели 1 категории Анкудимова Е.Б.,Тарасова С.Г....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/06/picture-1296240-1607270466.jpg)
Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»
Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-212077-1361941656.jpg)
Мастер-класс для педагогов МДОУ "Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"
Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные пойму, насколько это интересное и увлекательное занятие....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/09/picture-1019316-1520556376.jpg)
Отчет по самообразованию "Экологические игры -как средство экологического воспитания дошкольников. Развлечение "Азбука Природы"
Экологическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В процессе игры дети лучше усваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, с...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/29/picture-1509217-1706555423.jpg)
Мастер – класс для родителей воспитанников «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»
Мастер – класс для родителей воспитанников«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»...