проект " Работа по воспитанию эколгической культуры детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_5.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный проект на тему :
«Работа по воспитанию экологической культуры детей
Дошкольного возраста при ознакомлении с природой
Родного края».
(старший дошкольный возраст).
Актуальность.
Одна из задач нравственного воспитания дошкольников - воспитание патриотических чувств, которая включает в себя воспитание у детей любви к близким, к детскому саду, к родному дому, городу, краю, родной стране. Возникает вопрос: в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольники могут эти чувства выразить? Дошкольный возраст – это период формирования личности ребенка. Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности ребенка. Упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе гораздо сложнее или не удается совсем. А ведь именно от того, как дети воспринимают окружающий мир в детстве, в большей степени зависят их школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Не надо забывать, что дети дошкольного возраста воспринимают окружающую действительность эмоционально, а значит и патриотические чувства у них проявляются в чувстве восхищения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с ними: жителями дома, города, работниками образовательных учреждений, библиотек, музеев. Формирование чувства любви к родному городу, краю происходит через воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания больше узнать об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе. Психологи считают, что нравственные качества не возникают путем естественного «созревания». Их развитие осуществляется в процессе накопления и освоения конкретных фактов, а зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.
Вид проекта: Познавательный.
Длительность: сентябрь - май
Цель: создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам.
Условиями реализации цели проекта необходимо считать следующие:
1.Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса экологического воспитания и развития детей.
2.Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного , но и социокультурного мира.
3. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели проекта по экологическому воспитанию детей, включающую социальный, специальный, психолого- педагогический и методический аспекты.
4. Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей.
5.Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования.
Задачи:
- приложить силы к формированию нового поколения созидателей, хранителей и творцов жизни;
- способствовать внедрению и развитию вариативных форм работы с детьми;
- способствовать повышению уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
- учить детей оценивать воздействие человека на природу;
- формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- способствовать познавательному развитию ребенка ; формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края (ХМАО);
- воспитывать у ребенка любовь к природе, родным местам малой Родина – Югры;
- повысить экологическое просвещение родителей;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный:
- подбор специальной тематической и художественной литературы о родном крае, систематизация материала;
- составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы;
- подбор диагностического инструментария.
II этап – практический:
- реализация мероприятий по проекту
III этап – итоговый:
- создание в группе фотогалереи «Мой родной край»;
- создание видеотеки «Символика и достопримечательности городов Ханты-Мансийского округа»;
- оформление альбомов: «Стихи о родном крае», «Город в котором я живу»;
- организация передвижной библиотеки «Югра – моя малая Родина».
Формы и методы реализации проекта:
Занятия с детьми по познавательному развитию, продуктивной деятельности: рисованию, аппликации.
Познавательные беседы.
Дидактические игры по патриотическому воспитанию.
Рассматривание иллюстраций, альбомов, картин, репродукций журналов и газет о родном крае.
Чтение познавательной и художественной литературы об истории, культуре, профессиях людей родной земли.
Использование аудио – и видеоаппаратуры для ознакомления детей с символикой, достопримечательностями родного края.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня знаний детей об истории, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края.
Эмоциональная отзывчивость и возникновение стойкого интереса у детей к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Заинтересованность родителей к истории города, края.
Перспективный план мероприятий.
№ п/п | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями |
1. | Познавательное развитие: «Наш родной город – Урай!» Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, его историей. Воспитывать любовь к родному городу, чувство ответственности за свой город. | Предложить родителям список познавательной литературы по теме проекта. |
2. | Беседа: «Символика родного края» Цель: Учить детей различать гербы и флаги городов Ханты-Мансийского округа. Закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами. Воспитывать нравственно-патриотические чувства. | |
3. | Познавательное развитие: «Край, в котором мы живем!» Цель: Уточнить представления детей о географическом положении Ханты-Мансийского округа, климатических особенностях. Учить находить столицу ХМАО на карте, формировать знания о значении флага. Подвести детей к пониманию того, что города – это творение рук человека. Воспитывать любовь и уважение к родному краю. | Выставка познаватель-ной и художественной литературы: «Югра – моя малая Родина!» |
4. | Рассматривание альбома о родном городе: Цель: Расширять знания детей о родном городе. Закреплять умения находить любимые уголки города. | |
5. | Коллаж: «Наш микрорайон» Цель: Предоставить детям возможность проявить инициативу и самостоятельность. Закрепить умение работать коллективно. Развивать творческое воображение. Воспитывать желание беречь и любить свою малую родину. | Оформление фотовыставки: «Мой родной край Югорский». |
6. | Дидактическая игра: «Гербы и флаги городов». Цель: Закрепить знание детей о символике городов Югры, умение различать гербы и флаги. Развивать внимание, память, сообразительность. | |
7. | Рисование: «Улицы нашего города». Цель: Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение рисовать архитектурные сооружения. Побуждать передавать в рисунке особенности архитектуры Урая. Воспитывать любовь к родному городу. | Участие родителей в создании альбомов: «Символика городов ХМАО», «Достопримечательности и история городов Югры». |
8. | Чтение художественной литературы: «Путешествие в страну нефти» Т.Царенко. Цель: Закреплять умение детей внимательно слушать произведение, участвовать в беседе по прочитанному. Воспитывать уважение к работникам нефтяной промышленности. | |
9. | Познавательное развитие: «Профессии нашего края – нефтяник». Цель: Закрепить представления детей о профессии нефтяник, почему она является основной в нашем крае. Расширять словарь детей: бурильщик, скважина. Воспитывать уважение, гордость за свой город, край, людей, которые живут и работают в Югре. | Консультация на тему: «Значение гражданско – патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста». |
10. | Беседа: «Черное золото Югры». Цель: Расширять знания о полезных ископаемых Югорского края. Закреплять понятие о том, что природные богатства (нефть и газ) дают человеку возможность жить. Воспитывать бережное отношение к дарам Земли Югорской. | Участие родителей в викторине: «Моя родина». |
11. | Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу». Цель: Побуждать детей отображать в ролевых играх приобретенные знания и умения. Закреплять умение совместно договариваться о сюжете игры, распределять роли. Воспитывать дружеские отношения в игре. | |
12. | Дидактическая игра: «Знаю все профессии» Цель: Закрепить знания детей о профессиях своих родителей. Развивать внимание, умение выражать свои мысли грамотно, четко произнося все звуки. | Семейная экскурсия по любимым уголкам Урая. |
13. | Самостоятельная художественная деятельность: «Мои любимые уголки Урая». Цель: Развивать творческое воображение, умение самостоятельно подбирать материал для работы. Воспитывать желание выражать свои чувства с помощью речи, движения, изобразительных средств. | |
14. | Литературный вечер: «Люблю тебя, мой край родной!» Цель: Познакомить детей с творчеством местных поэтов. Побуждать передавать посредством художественного слова свои чувства, отношение к родному краю. | Участие родителей в литературном вечере. |
Литература:
1. Балмышева Н, Синельникова М. Аура Урая « У истоков сибирской нефти» 2.Сикорская Г.П. Экологическое сафари по Югорскому краю. – Екатеринбург: Аква-Пресс, 2005.
3. Т. М. Бондаренко Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада Изд.: Учитель Год: 2009 г.
4. Царенко Т.М. Путешествие в страну нефти. – Сургут: Рекламно-издательсктй информационный центр «Нефть приобья» ОАО «Сургутнефтегаз», 2002 г.
5. «Мир животных и растений Югры» «Сократ» Екатеринбург 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края
В дошкольном возрасте формирование экологической культуры проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больш...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Базой данного курса, адресованного дошкольникам 3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...
Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...
Аналитические материалы по теме "Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края".
Краткое описание работы по созданию педагогических условий воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.
Экологическая культура - это качество личности, включающее в себя совокупность знаний о природе и способах ее защиты, интерес к проблемам охраны и грамотной деятельности человека в природе, окру...
«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Планирование работы по экологии младший возраст- подготовительная к школе группаОбострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у н...
План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края» на 2023-2024 учебный год
План по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...