«Путешествие в город цифр»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Музыкантова Екатерина Владимировна

Развитие познавательных способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе «Часы. Время»

Направление:

Познавательное и речевое развитие.

Образовательная область:

познание (формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира) .

 Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, двигательная.

Технологии:

Личностно-ориентированные технологии,

здоровьесберегающие технологии.

Цель: сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа).

Задачи:

Познакомить детей с циферблатом часов,

Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека.

Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Материал : игрушечные часы со стрелками, листы с циферблатом и карандаши, картинки  с разными часами

Ход :

К нам сегодня в гости пришел Кролик из «Алисы в стране чудес» и пришел он не с пустыми руками у него в лапах часы. Сейчас он нам расскажет, как определять который час!

Посмотри внимательно круг, на котором расположены цифры, называют циферблатом. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Маленькая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час, когда длинная стрелка на цифре 12, а маленькая -  например, на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов. Давайте поиграем.

 Перед вами игрушечные часы со стрелками возьмите их в руки, я буду вам читать стишок, а вы будете передвигать стрелки вместе со мной.

 

Полночь, 12 – стрекочет сверчок.

Час – на охоту идет барсучок

2 – распустилась фиалка ночная

3- дышит воздухом рыбка речная

4- пробился грибок сквозь траву

5- красит зорька небес синеву

6- жеребенок бежит на лужок

7- в детский сад прошагал малышок

8- скворец своих кормит ребят

9- игра началась у котят

10- паук  паутинку плетет

11- пчелка несет в улей мед

Полдень, 12 – кукушка поет

Час - мотыльки завели хоровод

2- за малиной собрался мишутка

3- искупаться задумала утка

4- кузнечик подковки кует

5- детский сад пьёт вишневый компот

6-  наклонился подсолнух к земле

7- тает солнце в сиреневой мгле

8- замолкли у кур разговоры

9- луна осветила просторы

10 – проснулись совята в дупле

11- сонный тявкает пес в конуре

Полночь, 12 – ночь на земле

Но часы не всегда были такими, как мы привыкли их видеть сейчас.

Давным - давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы: вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. Назвали такие часы – солнечные .

 Но пользоваться ими человек не всегда мог.

 А как вы думаете, почему? (если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, в пасмурную погоду не определишь время) .

 Кролик: Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день (показ фото). В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы?

 Нет, воду нужно было постоянно доливать

 Не случайно с тех пор говорят «Сколько воды утекло! »  Затем изобрели часы - свеча, или огненные часы (показ фото). На свечу наносили деления, которые равнялись промежутку времени. Но в чём же опасность таких часов?

И придумали песочные часы. (Показ слайдов.) Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени: 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается.

А теперь скажите как называются часы, которые:

 Висят на стене - … (настенные)

 Стоят на полу –… (напольные)

 Стоят на столе – (настольные

 На руке – (наручные)

 Лежат в кармане –… (карманные)

 Стоят на камине – (каминные)

Посмотрите, какие еще бывают часы (рассматривание разных часов).

А сейчас физкультминутка:

Каждый из вас возьмет карточки с цифрами от 1 до 12 и встанете по кругу. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.

 Мы часы - наш точен ход,

 Водят стрелки хоровод.

 ходят стрелочки по кругу

 И хотят догнать друг друга,

 (дети ходят по кругу, взявшись за руки)

 Стрелки, стрелки не спешите

 Вы нам время подскажите.

 (дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой) .

 Игра повторяется 2-3 раза.

А теперь сядем и возьмем листик с циферблатом и карандаш, я вам буду читать рассказ, а вы выставлять время на бумаге.

Стрелки круг бегут за кругом

Час, меняя друг за другом.

Время движется вперед

Солнце ясное встает

Ровно 8 на рассвете,

Просыпаются все дети.

После сна – какая прелесть!

Нам водичка дарит свежесть.

В 8-30

Бодрый старт

Радость, утренний азарт

Мы здоровьем дорожим

На зарядку все бежим.

В 9 – завтракать спешим,

Сил набраться мы хотим,

Чтоб играть, шутить, смеяться

Бегать, прыгать, улыбаться.

В полдень ждет нас вех обед-

Не забудьте про десерт!

Мы должны быть все опрятны,

Вежливы и аккуратны.

Ну, вот нашему кролику опять надо убегать, давайте попрощаемся с ним…

Ребята, вам понравился рассказ кролика? Что нового вы сегодня узнали? Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе

 «Путешествие в город цифр»

Цель: Развитие познавательных способностей детей.

Задачи:

  • Закреплять знания основных геометрических фигур, цветов, умение соотносить количество в пределах 3, понятие «Время суток», умение ориентироваться в пространстве, формировать умение различать противоположные признаки предметов. 
  • Развивать воображение, логическое мышление, эмоциональную сферу и моторику руки.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, птицам, умение слушать друг друга, воспитателя.

Технологии:

Здоровье-сберегающие технологии

Личностно-ориентированные технологии

Информационно-коммуникативные технологии

Дидактический наглядный материал: Камни, игрушки, магнитофон.

Раздаточный материал: Геометрические фигуры, листочки, солнышки, веточки, крути «Грибы».

Ход занятия: 

- Ребята! Какое сейчас время года? Сейчас, наверное, в лесу очень красиво, я предлагаю вам отправиться вместе со мной на экскурсию в лес. Вы согласны? Но прежде, чем отправиться в лес, давайте вспомним, как нужно там себя вести (ответы детей).

- А на чем можно отправиться в лес? (на поезде). Но «поезд» у нас необычный. Посмотрите. Что это на сиденьях? (геометрические фигуры). Вам нужно приобрести билеты, занять правильно свои места, в соответствии с билетами (воспитатель раздает детям «билеты»). Все сели? Тогда в путь!

- Даша, какая геометрическая фигура у тебя? (квадрат). Расскажи о нем. (квадрат зеленого цвета, у него есть 4 угла, 4 стороны).

- Демид, а у тебя какая геометрическая фигурка? (овал). А что, ребята, бывает такой формы? (ответы детей) и т.д.

- Вот мы и приехали в лес! Ой, что это? (ручеек). А какой он? (широкий). А еще какой ручеек бывает (узкий).

- А мы сможем пройти через ручеек? А что нужно сделать? (ответы детей). Я предлагаю вам пройти по большим «камням». Но «камни» необычные. Что это на них? (цифры) С какой цифрой положим первый «камень»? (один) и т.д. Идем аккуратно по «камушкам», чтобы ноги не замочить. Считаем.

- Ой, ребята. Как здесь красиво. Давайте вдохнем свежий воздух, глубоко вдыхаем.

- Посмотрите налево. Что вы видите на «полянке»? (грибы, листья). Посмотрите, какие листочки, возьмите их, какая красота? сколько у тебя листочков? А какого цвета у тебя, самый верхний листочек? А какого цвета средний листочек? А самый нижний листочек какого цвета?

- А сейчас посмотрите, ребята, направо. Что здесь вы видите? А какие елочки по высоте? (высокая, низкая). А кто сидит на дереве? Кто под деревом? Кто между елками? А кто здесь лишний? Почему?

- Посмотрите, солнышко светит. Давайте поиграем с солнышком. Возьмите все по солнышку. Вспомним дни недели.

«Утром солнышко встает

Днем по небу тянется.

К вечеру вниз упадет –

Ночью вовсе спрячется».

Приложите солнышко к сердцу, выходит теплый лучик. Давайте все хорошее отдадим через ваше сердце всем окружающим: всем нашим гостям. Родителям, нашему детскому саду.

- Посмотрите вперед, бревнышки лежат. Они одинаковые? (разные по толщине)

- Давайте сядем, посидим и послушаем тишину леса. Закройте глазки. Внимательно слушайте (музыка - звук текущего ручейка, голос птиц). Что вы слышали? (ответы детей)

- Ой, ребята, что это здесь? (цифры) Какая это цифра? (1).

- Что можно найти в количестве одного, двух, трех? (один ручеек, 2 елочки. 2 бревнышка, три «камушка»).

- Отдохнули. Пошли дальше. Ой, какая большая полянка. А что на ней вы видите? (в подносиках - веточки одинаковой длины, круг). Я предлагаю вам из этих веточек создать разные предметы и рассказать о том, кто что сделал.

- Ребята! Здесь какая-то корзина, а в ней записка (от зверей, которые благодарят их за то, что они пришли к ним в лес, за то, что ребята знают так много и в благодарность угощают их дарами леса).

- Ребята! Нам пора возвращаться в детский сад. Идем по камушкам аккуратно. Считаем в обратном порядке.

- Ребята, всем понравилась экскурсия. А что больше всего понравилось? Что было интересного (ответы детей)

Сели в поезд и поехали в наш любимый детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Путешествие в Город цифр".

Данная презентация и конспект являются результатом совместной работы учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы. Она посвящена интеграции образовательных областей "Коммуникация" и "Познание"...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

Тема: «Путешествие в страну цифр. Число и цифра 1».

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений)...

НОД «Путешествие в город цифр»

Систематизация знаний детей о числе и цифре 8....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе: « Путешествие в город здоровья» и Краткий план образовательной ситуации на тему: «Путешествие в город здоровья»

Цель: формирование представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....

Сценарий мультфильма "В городе цифр"

Сценарий мультфильма для дошкольников "В городе цифр". Знакомство дошкольников с цифрами....